Напоминание

"Личностно-ориентированный подход в начальном школьном образовании".


Автор: Тюгеева Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Муромцевский лицей"
Населённый пункт: Омская область, р.п. Муромцево
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно-ориентированный подход в начальном школьном образовании".
Раздел: начальное образование





Назад




Тюгеева Н.А. МБОУ «Муромцевский лицей»

Личностно-ориентированный

подход

в

дошкольном

образовании.

(Слайд №1)

У нашей группы кратковременного пребывания наряду со

многими другими дошкольными учреждениями одним из

направлений

является

личностно

ориентированный

п о д х о д

в

в о с п и т а н и и

д о ш к о л ь н и к о в .

( Слайд №2)

Личностно-ориентированный

подход

в

воспитании

детей

предполагает обучение самостоятельности ответственности

и

способствует

формированию

творческой

личности.

В

концепции

дошкольного

образования

говорится

о

необходимости

осуществлять

индивидуальный

подход

в

воспитании и образовании каждого дошкольника.

Для

этого

необходимо

изучать

и н ди ви дуа льн ые

особенности

детей

включать

их

в

ситуацию

выбора

самостоятельного принятия решения. Постоянно включать

каждого воспитанника в посильную и все усложняющуюся

для

него

деятельность.

Максимально

опираться

на

собственную

активность

личности.

Создавать

в

группе

условия для развития творческого потенциала детей.

Дошкольное

детство

очень

короткий

отрезок

в

жизни

человека, который имеет непреходящее значение. В этот

период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из

совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа,

ребенок

превращается

в

относительно

самостоятельную,

активную

личность.

Именно

в

дошкольном

возрасте

формируются

основные

качества

личности,

ключевые

социальные навыки – поликультурность, уважение к другим

людям, здоровому и безопасному образу жизни.

(Слайд №3)

Введение ФГТ и принятие ФГОС предполагает обращение к

личностно – ориентированной педагогике, отход от жестоко

регламентированных форм воспитания и обучения детей.

Гуманизация

современного

образования

связана,

прежде

всего: с изменением отношения к воспитанию, в центре

которого

находится

ребенок;

предполагает

построение

личностно

ориентированный

модели

воспитания;

изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе

традиционных

видов

детской

деятельности

и

в

повседневной

жизни.

В

большей

степени

учитывать

интересы,

желания,

способности

ребенка,

стремиться

к

сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом,

бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

Если главной целью традиционного воспитания является

формирование

члена

общества,

развивающие

воспитание

способствует

выявлению

и

развитию

отдельных

способностей,

то

личностное

воспитание

направлено,

прежде всего, на формирование самостоятельной личности.

(Слайд №4)

В

центре

всей

воспитательной

работы

учреждений

должн

стоять

сам

ребенок

-

высшая

цель,

смысл

педагогической заботы. Именно это и является основой

личностно ориентированного подхода.

Проблема

воспитания

личности

традиционна

для

педагогики.

Значительное

внимание

этой

проблеме

уделяли

теоретики

американской

«всеохватывающей»

школы (X. Манн, Дж. Дьюи и др.).

Однако

личностный

подход

в

воспитании

нередко

фактически подменяется индивидуальным подходом.

Личностно

ориентированный

подход

-

базовая

ценностная

ориентация

педагога,

определяющая

его

позицию

во

взаимодействии

с

каждым

ребенком

и

коллективом. Личностный подход предполагает помощь

воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении,

раскрытии

его

творческих

возможностей,

становлении

самосознания,

осуществлении

личностно

значимых

и

о б щ е с т в е н н о

п р и е м л е м ы х

с а м о о п р е д е л е н и я ,

самореализации

и

самоутверждения.

В

коллективном

воспитании личностно ориентированный подход означает

признание

приоритета

личности

перед

коллективом,

создание

в

нем

гуманистических

взаимоотношений,

благодаря

которым

воспитанники

осознают

себя

личностями и учатся видеть личность в других людях.

Коллектив выступает гарантом реализации возможностей

каждого

человека,

своеобразие

личности

обогащает

коллектив

и

его

членов,

если

содержание,

формы

организации

жизнедеятельности

разнообразны

и

соответствуют их возрастным особенностям и интересам.

Личностный

подход

может

осуществить

лишь

педагог,

осознающий

себя

личностью,

умеющий

видеть

личностные

качества

в

воспитаннике,

понять

его

и

с т р о и т ь

с

н и м

д и а л о г

в

ф о р м е

о б м е н а

интеллектуальными,

моральными,

эмоциональными

и

социальными

ценностями,

развивая

его

творческую

активность.

Отношения между педагогом и воспитанником в силу

различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не

могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно

должно

проявляться

в

выражении

педагогом

чувства

искренности

по

отношению

к

воспитаннику.

Педагог,

раскрываясь

навстречу

ребенку

и

получая

в

ответ

его

откровенность,

помогает

свободно-творче скому

формированию личности, ее развитию и обогащает себя.

Конечная

цель

воспитания

состоит

в

том,

чтобы

каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом

деятельности,

познания

и

общения,

свободной,

самодеятельной личностью.

(Слайд

№5)

ознакомтесь

с

содержанием

слайда

самостоятельно.

Принцип личностного подхода в воспитании требует,

чтобы педагог:

-

постоянно

изучал

и

хорошо

знал

индивидуальные

особенности

темперамента,

черты

характера,

взгляды,

вкусы, привычки своих воспитанников;

-

умел

диагностировать

и

знал

реальный

уровень

сформированности

таких

важных

личностных

качеств,

как

образ

мышления,

мотивы,

интересы,

установки,

направленность

личности,

отношение

к

жизни,

труду,

ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

-

постоянно

привлекал

каждого

воспитанника

к

посильной для него и все усложняющейся по трудности

воспитательной

деятельности,

обе спечивающей

прогрессивное развитие личности;

- своевременно выявлял и устранял причины, которые

могут помешать достижению цели, а если причины эти не

удалось

вовремя

выявить

и

устранить,

оперативно

изменял

тактику

воспитания

в

зависимости

от

новых

сложившихся условий и обстоятельств;

-

максимально

опирался

на

собственную

активность

личности;

-

сочетал

воспитание

с

самовоспитанием

личности,

помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

-

развива л

с амо стоятельно сть,

и н и ц и ат и ву,

самодеятельность воспитанников, не столько руководил,

сколько

умело

организовывал

и

направлял

ведущую

к

успеху деятельность.

Личностно

ориентированный

подход

является

также

основным фактором свободно-творческого формирования

личности дошкольника.

Проблема творчества - один, если так можно сказать, из

острых участков «педагогической целины». Личностные

качества,

творческая

активность

наилучшим

образом

формируются

в

деятельности,

которая

определяет

и

интересы,

и

отношение

к

действительности,

и

особенности

взаимоотношений

с

окружающими.

Это

я в л я е т с я

о д н и м

и з

п р и н ц и п о в

л и ч н о с т н о

ориентированного подхода.

Основной

вид

деятельности,

присущий

старшему

дошкольному

возрасту

-

творческая

игра,

через

нее

р е б е н о к

в ход и т

в

м и р

в з р о с л ы х ,

у с в а и в а е т

предшествующий социальный опыт. Игра затрагивает все

стороны

его

личности,

будоражит

чувства

и

эмоции,

требует работы мысли и воображения.

(Слайд №6)

В этот период проявляется избирательный интерес к

содержанию

деятельности.

Дети

уже

спо собны

мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, идея

произведения, они умеют оценивать поступки героев. В

этом

возрасте

интенсивно

развиваются

такие

стороны

личности, как интеллектуальная, нравственно - волевая,

эмоциональная,

действенно

-

практическая.

Они

во

многом определяют творческую активность ребенка, суть

которой - не следовать готовым шаблонам и образцам, а

искать как можно больше соответственных оригинальных

решений, не бояться свободно выражать свое отношение к

окружающему,

направлять

свое

воображение

на

поиск

нового.

(Слайд №7)

Хороший

стимул

для

самостоятельного

творчества

детей даже в простейшей его форме - рассказывании -

сказка. Изменение и сплетение разных сюжетов в свой

собственный - это тоже работа.

Становление

личности

старшего

дошкольника,

проявление

его

активности,

развитие

самосознания,

уверенности в себе зависят от успешности применения

личностно

ориентированного

подхода,

т.

е;

отношения

педагога

к

воспитаннику

как

к

личности.

Оценка

дошкольником самого себя во многом зависит от того, как

его оценивает взрослый.

Чем

точнее

оценочное

воздействие

взрослого,

тем

точнее

представление

ребенка

о

результатах

своих

действий. Личностно ориентированный подход требует от

педагога

такой

оценочной

деятельности,

которая

проявляется в умении выдерживать доброжелательность в

обращении к детям, аргументировать свои требования и

оценки с целью показать необходимость первых, гибко

использовать

оценки,

без

стереотипов,

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей

и

положения

ребенка

в

группе

сверстников.

Необходимо

смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей

положительной.

Злоупотребление

повышенным

тоном,

жесткими

безусловными

формами

требований

и

о ц е н о к ,

постоянными

напоминаниями

ведет

к

развитию

п а с с и в н о с т и ,

с л е п о го

п о с л у ш а н и я ,

с н и ж а е т

инициативность,

самостоятельность

и

проявление

творческих способностей, что наносит особый вред для

формирования личности старшего дошкольника.

(Слайд №8)

В

этом

возрасте

происходит

становление

волевого

действия.

Ребенок

овладевает

целеполаганием,

планированием,

контролем,

необходимыми

для

проявления

творческих

способностей.

Дошкольник

уже

может подчинять личные мотивы общественным, давать

оценку своего поведения и других детей, основываясь на

требованиях

педагогов,

родителей,

появляются

волевые

черты характера. Ребенок без помощи взрослого никогда

не научится управлять своим поведением, смотреть на

себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней

он может только в общении и в совместной со взрослыми

деятельности. Развитие воли происходит во всех видах

деятельности.

Общение

выступает

средством

развития

воли,

произвольности

в

том

случае,

если

оно

включено

в

деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает

с сиюминутными действиями - это принцип личностно

ориентированного подхода.

Первая

статья

Всеобщей

декларации

прав

человека

гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в

своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и

совестью и должны поступать в отношении друг друга в

духе братства. Видя в воспитанниках независимых, а не

рабски

покорных

ему

людей,

воспитатель

не

должен

злоупотреблять

властью

более

сильного,

стоять

над

воспитанниками,

но

бороться

за

их

лучшее

будущее

вместе с ними».

Основной

задачей

современного

дошкольного

образования является прежде всего развитие свободно-

творческой

личности

ребенка.

Изучение

процесса

творчества

и

путей

развития

творческих

способностей

чрезвычайно

важно

для

эффективной

подготовки

свободно-творчески мыслящих людей. Поэтому следует

обращать особое внимание на образование разнообразных

глубоких

и

прочных

систем

знаний,

максимальную

стимуляцию

деятельности

учащихся,

формирование

устойчивых

творческих

интересов,

целеустремленности

творческих поисков, настойчивости в решении творческих

задач.

Все

это

является

предпосылкой

формирования

свободно-творческой личности при условии применения

личностно ориентированного подхода.



В раздел образования




Яндекс.Метрика