Автор: Тюгеева Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Муромцевский лицей"
Населённый пункт: Омская область, р.п. Муромцево
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно-ориентированный подход в начальном школьном образовании".
Раздел: начальное образование
Тюгеева Н.А. МБОУ «Муромцевский лицей»
Личностно-ориентированный
подход
в
дошкольном
образовании.
(Слайд №1)
У нашей группы кратковременного пребывания наряду со
многими другими дошкольными учреждениями одним из
направлений
является
личностно
–
ориентированный
п о д х о д
в
в о с п и т а н и и
д о ш к о л ь н и к о в .
( Слайд №2)
Личностно-ориентированный
подход
в
воспитании
детей
предполагает обучение самостоятельности ответственности
и
способствует
формированию
творческой
личности.
В
концепции
дошкольного
образования
говорится
о
необходимости
осуществлять
индивидуальный
подход
в
воспитании и образовании каждого дошкольника.
Для
этого
необходимо
изучать
и н ди ви дуа льн ые
особенности
детей
включать
их
в
ситуацию
выбора
самостоятельного принятия решения. Постоянно включать
каждого воспитанника в посильную и все усложняющуюся
для
него
деятельность.
Максимально
опираться
на
собственную
активность
личности.
Создавать
в
группе
условия для развития творческого потенциала детей.
Дошкольное
детство
–
очень
короткий
отрезок
в
жизни
человека, который имеет непреходящее значение. В этот
период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из
совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа,
ребенок
превращается
в
относительно
самостоятельную,
активную
личность.
Именно
в
дошкольном
возрасте
формируются
основные
качества
личности,
ключевые
социальные навыки – поликультурность, уважение к другим
людям, здоровому и безопасному образу жизни.
(Слайд №3)
Введение ФГТ и принятие ФГОС предполагает обращение к
личностно – ориентированной педагогике, отход от жестоко
регламентированных форм воспитания и обучения детей.
Гуманизация
современного
образования
связана,
прежде
всего: с изменением отношения к воспитанию, в центре
которого
находится
ребенок;
предполагает
построение
личностно
–
ориентированный
модели
воспитания;
изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе
традиционных
видов
детской
деятельности
и
в
повседневной
жизни.
В
большей
степени
учитывать
интересы,
желания,
способности
ребенка,
стремиться
к
сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом,
бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Если главной целью традиционного воспитания является
формирование
члена
общества,
развивающие
воспитание
способствует
выявлению
и
развитию
отдельных
способностей,
то
личностное
воспитание
направлено,
прежде всего, на формирование самостоятельной личности.
(Слайд №4)
В
центре
всей
воспитательной
работы
учреждений
должн
стоять
сам
ребенок
-
высшая
цель,
смысл
педагогической заботы. Именно это и является основой
личностно ориентированного подхода.
Проблема
воспитания
личности
традиционна
для
педагогики.
Значительное
внимание
этой
проблеме
уделяли
теоретики
американской
«всеохватывающей»
школы (X. Манн, Дж. Дьюи и др.).
Однако
личностный
подход
в
воспитании
нередко
фактически подменяется индивидуальным подходом.
Личностно
ориентированный
подход
-
базовая
ценностная
ориентация
педагога,
определяющая
его
позицию
во
взаимодействии
с
каждым
ребенком
и
коллективом. Личностный подход предполагает помощь
воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении,
раскрытии
его
творческих
возможностей,
становлении
самосознания,
осуществлении
личностно
значимых
и
о б щ е с т в е н н о
п р и е м л е м ы х
с а м о о п р е д е л е н и я ,
самореализации
и
самоутверждения.
В
коллективном
воспитании личностно ориентированный подход означает
признание
приоритета
личности
перед
коллективом,
создание
в
нем
гуманистических
взаимоотношений,
благодаря
которым
воспитанники
осознают
себя
личностями и учатся видеть личность в других людях.
Коллектив выступает гарантом реализации возможностей
каждого
человека,
своеобразие
личности
обогащает
коллектив
и
его
членов,
если
содержание,
формы
организации
жизнедеятельности
разнообразны
и
соответствуют их возрастным особенностям и интересам.
Личностный
подход
может
осуществить
лишь
педагог,
осознающий
себя
личностью,
умеющий
видеть
личностные
качества
в
воспитаннике,
понять
его
и
с т р о и т ь
с
н и м
д и а л о г
в
ф о р м е
о б м е н а
интеллектуальными,
моральными,
эмоциональными
и
социальными
ценностями,
развивая
его
творческую
активность.
Отношения между педагогом и воспитанником в силу
различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не
могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно
должно
проявляться
в
выражении
педагогом
чувства
искренности
по
отношению
к
воспитаннику.
Педагог,
раскрываясь
навстречу
ребенку
и
получая
в
ответ
его
откровенность,
помогает
свободно-творче скому
формированию личности, ее развитию и обогащает себя.
Конечная
цель
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом
деятельности,
познания
и
общения,
свободной,
самодеятельной личностью.
(Слайд
№5)
ознакомтесь
с
содержанием
слайда
самостоятельно.
Принцип личностного подхода в воспитании требует,
чтобы педагог:
-
постоянно
изучал
и
хорошо
знал
индивидуальные
особенности
темперамента,
черты
характера,
взгляды,
вкусы, привычки своих воспитанников;
-
умел
диагностировать
и
знал
реальный
уровень
сформированности
таких
важных
личностных
качеств,
как
образ
мышления,
мотивы,
интересы,
установки,
направленность
личности,
отношение
к
жизни,
труду,
ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
-
постоянно
привлекал
каждого
воспитанника
к
посильной для него и все усложняющейся по трудности
воспитательной
деятельности,
обе спечивающей
прогрессивное развитие личности;
- своевременно выявлял и устранял причины, которые
могут помешать достижению цели, а если причины эти не
удалось
вовремя
выявить
и
устранить,
оперативно
изменял
тактику
воспитания
в
зависимости
от
новых
сложившихся условий и обстоятельств;
-
максимально
опирался
на
собственную
активность
личности;
-
сочетал
воспитание
с
самовоспитанием
личности,
помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
-
развива л
с амо стоятельно сть,
и н и ц и ат и ву,
самодеятельность воспитанников, не столько руководил,
сколько
умело
организовывал
и
направлял
ведущую
к
успеху деятельность.
Личностно
ориентированный
подход
является
также
основным фактором свободно-творческого формирования
личности дошкольника.
Проблема творчества - один, если так можно сказать, из
острых участков «педагогической целины». Личностные
качества,
творческая
активность
наилучшим
образом
формируются
в
деятельности,
которая
определяет
и
интересы,
и
отношение
к
действительности,
и
особенности
взаимоотношений
с
окружающими.
Это
я в л я е т с я
о д н и м
и з
п р и н ц и п о в
л и ч н о с т н о
ориентированного подхода.
Основной
вид
деятельности,
присущий
старшему
дошкольному
возрасту
-
творческая
игра,
через
нее
р е б е н о к
в ход и т
в
м и р
в з р о с л ы х ,
у с в а и в а е т
предшествующий социальный опыт. Игра затрагивает все
стороны
его
личности,
будоражит
чувства
и
эмоции,
требует работы мысли и воображения.
(Слайд №6)
В этот период проявляется избирательный интерес к
содержанию
деятельности.
Дети
уже
спо собны
мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, идея
произведения, они умеют оценивать поступки героев. В
этом
возрасте
интенсивно
развиваются
такие
стороны
личности, как интеллектуальная, нравственно - волевая,
эмоциональная,
действенно
-
практическая.
Они
во
многом определяют творческую активность ребенка, суть
которой - не следовать готовым шаблонам и образцам, а
искать как можно больше соответственных оригинальных
решений, не бояться свободно выражать свое отношение к
окружающему,
направлять
свое
воображение
на
поиск
нового.
(Слайд №7)
Хороший
стимул
для
самостоятельного
творчества
детей даже в простейшей его форме - рассказывании -
сказка. Изменение и сплетение разных сюжетов в свой
собственный - это тоже работа.
Становление
личности
старшего
дошкольника,
проявление
его
активности,
развитие
самосознания,
уверенности в себе зависят от успешности применения
личностно
ориентированного
подхода,
т.
е;
отношения
педагога
к
воспитаннику
как
к
личности.
Оценка
дошкольником самого себя во многом зависит от того, как
его оценивает взрослый.
Чем
точнее
оценочное
воздействие
взрослого,
тем
точнее
представление
ребенка
о
результатах
своих
действий. Личностно ориентированный подход требует от
педагога
такой
оценочной
деятельности,
которая
проявляется в умении выдерживать доброжелательность в
обращении к детям, аргументировать свои требования и
оценки с целью показать необходимость первых, гибко
использовать
оценки,
без
стереотипов,
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
и
положения
ребенка
в
группе
сверстников.
Необходимо
смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей
положительной.
Злоупотребление
повышенным
тоном,
жесткими
безусловными
формами
требований
и
о ц е н о к ,
постоянными
напоминаниями
ведет
к
развитию
п а с с и в н о с т и ,
с л е п о го
п о с л у ш а н и я ,
с н и ж а е т
инициативность,
самостоятельность
и
проявление
творческих способностей, что наносит особый вред для
формирования личности старшего дошкольника.
(Слайд №8)
В
этом
возрасте
происходит
становление
волевого
действия.
Ребенок
овладевает
целеполаганием,
планированием,
контролем,
необходимыми
для
проявления
творческих
способностей.
Дошкольник
уже
может подчинять личные мотивы общественным, давать
оценку своего поведения и других детей, основываясь на
требованиях
педагогов,
родителей,
появляются
волевые
черты характера. Ребенок без помощи взрослого никогда
не научится управлять своим поведением, смотреть на
себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней
он может только в общении и в совместной со взрослыми
деятельности. Развитие воли происходит во всех видах
деятельности.
Общение
выступает
средством
развития
воли,
произвольности
в
том
случае,
если
оно
включено
в
деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает
с сиюминутными действиями - это принцип личностно
ориентированного подхода.
Первая
статья
Всеобщей
декларации
прав
человека
гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в
своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и
совестью и должны поступать в отношении друг друга в
духе братства. Видя в воспитанниках независимых, а не
рабски
покорных
ему
людей,
воспитатель
не
должен
злоупотреблять
властью
более
сильного,
стоять
над
воспитанниками,
но
бороться
за
их
лучшее
будущее
вместе с ними».
Основной
задачей
современного
дошкольного
образования является прежде всего развитие свободно-
творческой
личности
ребенка.
Изучение
процесса
творчества
и
путей
развития
творческих
способностей
чрезвычайно
важно
для
эффективной
подготовки
свободно-творчески мыслящих людей. Поэтому следует
обращать особое внимание на образование разнообразных
глубоких
и
прочных
систем
знаний,
максимальную
стимуляцию
деятельности
учащихся,
формирование
устойчивых
творческих
интересов,
целеустремленности
творческих поисков, настойчивости в решении творческих
задач.
Все
это
является
предпосылкой
формирования
свободно-творческой личности при условии применения
личностно ориентированного подхода.