Напоминание

"Обучение детей умениям задавать вопросы"


Автор: Пастухова Вера Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОГОАУ "Вятский многопрофильный лицей"
Населённый пункт: г. Вятские Поляны Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение детей умениям задавать вопросы"
Раздел: начальное образование





Назад




Пастухова Вера Борисовна, КОГОАУ "Вятский многопрофильный лицей"

Обучение детей умениям задавать вопросы

Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от

этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы

понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко

рассмотрим теоретические аспекты и работы с методику вопросами.

Логическая структура вопроса. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую

роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины:

«проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между

собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза –

это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом

пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части –

базисная, исходная информация и указание на её недостаточность.

Какими могут быть вопросы. Вопросы можно поделить на две большие группы:

1. Уточняющие (прямые «ли»-вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие

вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из

нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведём

примеры: «Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?» - простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если

щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» - простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты

играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»?

2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые «к»-вопросы). Они обычно включают в свой состав

слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.

Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.

Например: «Где можно построить нарисованный тобой дом?» - перед нами простой, направленный на

восполнение недостающего знания вопрос.

«Кто, когда и где может построить этот дом?» - пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно

разделить на три самостоятельных вопроса.

В познании необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать способность задавать вопросы

чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно, в частности, познакомить их с интересным

переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным А. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас

умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде,

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и где.

Предпосылкой или, как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания.

Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределённость этих

базовых знаний требуется устранить.

На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно

называются операторами вопроса.

Вопросы могут быть корректными и некорректными. Первые – это вопросы, которые покоятся на истинных

суждениях. Логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о

ложности базиса своего вопроса. Если же спрашивающий знает об этом и всё равно задаёт вопрос с целью

провокации, то вопрос называется провокационным. Людей, задающих такие вопросы, ещё в древности

философы именовали «софистами», а сам приём задавания таких вопросов софистическим приёмом.

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный

американский психолог Э.П. Торранс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и

предлагал задавать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы

мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.

Другое задание – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладём на

столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.

Опыт показывает что в этих целях можно с успехом применять и упражнения, заимствованные из набора

методик лабораторных работ для студентов педагогических университетов [Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

Практикум по детской психологии. М., 1995]. Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе

подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?» Наша экспериментальная

работа показала, что дошкольники дают массу интересной информации, выполняя это задание. И учатся при

этом тому, как задавать вопросы от имени другого (в данном случае взрослого) человека.

Вот ещё одно интересное упражнение. Подберём и прочитаем детям короткие детские стихотворения с

большим количеством разных героев. Например. Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г.

Ладонщикова:

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Я не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь!

Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.

В науке логике выделено много видов и типов вопросов. Это вопросы установления сходства и различия;

вопросы установления причинно-следственных связей и др. Есть группа вопросов предполагающих

действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот

материал слишком сложен для детей младшего школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые

варианты.

К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех

единственных, которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется

подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие

закономерности.

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок:

логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарик, содержащий массу

ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия. Список этот

взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»:

«Строганок – то, чем строгают.

Копатка – то, чем копают.

Колоток – то, чем колотят.

Цепля – то, чем цепляют.

Вертуция – то, что вертится.

Лизык – то, что лижет.

Мазелин – то, чем мажут.

Кусарики – то, что кусают»

[Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1990. с.30].

Другой пример, тоже содержащий вопросы с ошибками – весёлое задание – «Вопросы и ответы». Читаем

детям:

Говорите все в ответ

Только «да» и только «нет».

У луны горячий свет?

Повар шьёт себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди

загадочное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу

разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?».

Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине

звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но

сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это – «М». Кто-нибудь из участников задаёт

вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли

этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо

«нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы,

рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».

Игра – «угадай, о чём спросили». Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он,

не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает за него. Например, на

карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо

догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов:

Какой окрас имеют обычно лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?

Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

Чем питаются в космосе космонавты?

Почему пригородные поезда называются «электричками»?

Что такое конвейер?

Почему главную площадь страны называют Красной?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли

вопрос при ответе.

Найдите причину события с помощью вопросов. Педагог-психолог предлагает детям ситуацию. Например:

«Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети слепили из снега

двух снеговиков. Один растаял через день, второй – стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так

получилось?»; «Серёжа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать не

слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолёт целый день летал над Кольцевой автодорогой. Как

вы думаете, почему?»). Первое задание лучше выполнять коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше

всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа

минимальным количеством вопросов.

Итак, такая системная работа позволит учителю не только решать поставленные конкретные задачи на тот

или иной урок, но и подготовить детей к полноценной исследовательской работе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика