Автор: Пастухова Вера Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОГОАУ "Вятский многопрофильный лицей"
Населённый пункт: г. Вятские Поляны Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение детей умениям задавать вопросы"
Раздел: начальное образование
Пастухова Вера Борисовна, КОГОАУ "Вятский многопрофильный лицей"
Обучение детей умениям задавать вопросы
Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от
этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы
понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко
рассмотрим теоретические аспекты и работы с методику вопросами.
Логическая структура вопроса. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую
роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины:
«проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между
собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза –
это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом
пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части –
базисная, исходная информация и указание на её недостаточность.
Какими могут быть вопросы. Вопросы можно поделить на две большие группы:
1. Уточняющие (прямые «ли»-вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие
вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из
нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведём
примеры: «Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?» - простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если
щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» - простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты
играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»?
2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые «к»-вопросы). Они обычно включают в свой состав
слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.
Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.
Например: «Где можно построить нарисованный тобой дом?» - перед нами простой, направленный на
восполнение недостающего знания вопрос.
«Кто, когда и где может построить этот дом?» - пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно
разделить на три самостоятельных вопроса.
В познании необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать способность задавать вопросы
чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно, в частности, познакомить их с интересным
переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным А. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас
умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах:
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и где.
Предпосылкой или, как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания.
Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределённость этих
базовых знаний требуется устранить.
На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно
называются операторами вопроса.
Вопросы могут быть корректными и некорректными. Первые – это вопросы, которые покоятся на истинных
суждениях. Логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о
ложности базиса своего вопроса. Если же спрашивающий знает об этом и всё равно задаёт вопрос с целью
провокации, то вопрос называется провокационным. Людей, задающих такие вопросы, ещё в древности
философы именовали «софистами», а сам приём задавания таких вопросов софистическим приёмом.
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный
американский психолог Э.П. Торранс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и
предлагал задавать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы
мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.
Другое задание – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладём на
столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.
Опыт показывает что в этих целях можно с успехом применять и упражнения, заимствованные из набора
методик лабораторных работ для студентов педагогических университетов [Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.
Практикум по детской психологии. М., 1995]. Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе
подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?» Наша экспериментальная
работа показала, что дошкольники дают массу интересной информации, выполняя это задание. И учатся при
этом тому, как задавать вопросы от имени другого (в данном случае взрослого) человека.
Вот ещё одно интересное упражнение. Подберём и прочитаем детям короткие детские стихотворения с
большим количеством разных героев. Например. Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г.
Ладонщикова:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!
Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.
В науке логике выделено много видов и типов вопросов. Это вопросы установления сходства и различия;
вопросы установления причинно-следственных связей и др. Есть группа вопросов предполагающих
действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот
материал слишком сложен для детей младшего школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые
варианты.
К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех
единственных, которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется
подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие
закономерности.
Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок:
логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарик, содержащий массу
ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия. Список этот
взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»:
«Строганок – то, чем строгают.
Копатка – то, чем копают.
Колоток – то, чем колотят.
Цепля – то, чем цепляют.
Вертуция – то, что вертится.
Лизык – то, что лижет.
Мазелин – то, чем мажут.
Кусарики – то, что кусают»
[Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1990. с.30].
Другой пример, тоже содержащий вопросы с ошибками – весёлое задание – «Вопросы и ответы». Читаем
детям:
Говорите все в ответ
Только «да» и только «нет».
У луны горячий свет?
Повар шьёт себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
У луны холодный свет?
В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди
загадочное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу
разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?».
Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине
звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но
сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это – «М». Кто-нибудь из участников задаёт
вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли
этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо
«нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы,
рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».
Игра – «угадай, о чём спросили». Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он,
не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает за него. Например, на
карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо
догадаться, каким был вопрос.
Образцы вопросов:
Какой окрас имеют обычно лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называются «электричками»?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь страны называют Красной?
Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли
вопрос при ответе.
Найдите причину события с помощью вопросов. Педагог-психолог предлагает детям ситуацию. Например:
«Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети слепили из снега
двух снеговиков. Один растаял через день, второй – стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так
получилось?»; «Серёжа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать не
слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолёт целый день летал над Кольцевой автодорогой. Как
вы думаете, почему?»). Первое задание лучше выполнять коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше
всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа
минимальным количеством вопросов.
Итак, такая системная работа позволит учителю не только решать поставленные конкретные задачи на тот
или иной урок, но и подготовить детей к полноценной исследовательской работе.