Автор: Жукова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299 "Дружба"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание привычек у ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Тема «Воспитание привычек у ребенка»
Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся
заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями.
Навыки
приобретаются каждодневно (это
автоматизация
действия). Привычка —
потребность выполнять
данное
действие
так,
как научили
(тихо
притворять
дверь,
здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).
Навык
прокладывает п у т ь привычке,
облегчает
ее
возникновение:
ребенок,
научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой, создает привычку
быть
аккуратным;
научившись
готовить,
а
привычку
обеспечивать
себя
завтраком,
ужином.
Многие
дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо
плохо
усвоенным навыком (например, прив ы ч к а неправильно
держать
карандаш,
неправильно говорить).
Когда и в
какой
последовательности возникают новые привычк и ? Помните, что
воспитание
привычек нужно
начинать
как
можно
раньше.
К 3—4
годам
у
ребенка
возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье
ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может
уснуть,
так
как
нарушены привычные условия засыпан и я , др.).
Так
незаметно
для
родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребенка.
Ребенок
3—4
лет
должен
уметь
сам раздеваться и
иметь привычк у аккуратно
складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7— 9 годам убирать за собой после еды и
мыть посуду. К 10—13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи,
коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно, без
напоминания.
Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности
ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые
должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые
возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую
привычку —'и вместо неё может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.
Привычки
воспитываются
делами.
Действие
превращается в
привычку,
если
результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи,
неприятности,
мешают образован и ю привычки. Большинство действий носит бытовой
характер (например, уход
в
семье
за
животными
или
растениями),
приносит детям
большое
удовлетворение,
и
благодаря
наглядному
положительному
результату
эти
действия быстро становятся привычными.
Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен
самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с
выполнением или невыполнением действия.
Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привест и к тому, что
ребенок не сумеет отличить; свои-, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась
привычка подчиняться
вопреки
свои м ощущениям).
Позднее
взрослые
недоумевают:
почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому что
детство
—
время
бессознательных
обобщений: отрицательное отношен и е к ед е легко
переходит
в негативное отношение ко
всему
и
всем.
Дома ребенку
необходимы не
игрушки, не мороженое, не «видики», а мама и папа, общение в чистом виде и событие!
Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно
превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ
для ребенка стать взрослым, оставаясь ребенком. Для взрослых - это единственный способ
снова стать детьми, оставаясь взрослыми.
Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не
делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно ее
устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодей-
ствия дурной привычке.
Распространено заблуждение: привычку надо
разрушить,
искоренить.
Каждая
привычка
отвечает
какой-то потребности. С течением жизн и меняются потребности, и
жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не
вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она
удовлетворяется,
либо
перестает
быть
актуальной),
привычка
бесследно исчезает.
Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.
Воспитание
привычек
не
должно
происходить изолированно
от
воспитания
нравственных
качеств.
Хорошие
привычки лишь
тогда
являю т с я основой
сильного
характера,
когда
они воспитываются
в
единстве
с нравственными
убеждениями и
духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-
либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того
нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает совместную
жизнь комфортной и приятной).