Напоминание

"Воспитание привычек у ребенка"


Автор: Жукова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299 "Дружба"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание привычек у ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Воспитание привычек у ребенка»

Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся

заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями.

Навыки

приобретаются каждодневно (это

автоматизация

действия). Привычка —

потребность выполнять

данное

действие

так,

как научили

(тихо

притворять

дверь,

здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).

Навык

прокладывает п у т ь привычке,

облегчает

ее

возникновение:

ребенок,

научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой, создает привычку

быть

аккуратным;

научившись

готовить,

а

привычку

обеспечивать

себя

завтраком,

ужином.

Многие

дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо

плохо

усвоенным навыком (например, прив ы ч к а неправильно

держать

карандаш,

неправильно говорить).

Когда и в

какой

последовательности возникают новые привычк и ? Помните, что

воспитание

привычек нужно

начинать

как

можно

раньше.

К 3—4

годам

у

ребенка

возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье

ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может

уснуть,

так

как

нарушены привычные условия засыпан и я , др.).

Так

незаметно

для

родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребенка.

Ребенок

3—4

лет

должен

уметь

сам раздеваться и

иметь привычк у аккуратно

складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7— 9 годам убирать за собой после еды и

мыть посуду. К 10—13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи,

коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно, без

напоминания.

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности

ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые

должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые

возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую

привычку —'и вместо неё может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

Привычки

воспитываются

делами.

Действие

превращается в

привычку,

если

результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи,

неприятности,

мешают образован и ю привычки. Большинство действий носит бытовой

характер (например, уход

в

семье

за

животными

или

растениями),

приносит детям

большое

удовлетворение,

и

благодаря

наглядному

положительному

результату

эти

действия быстро становятся привычными.

Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен

самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с

выполнением или невыполнением действия.

Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привест и к тому, что

ребенок не сумеет отличить; свои-, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась

привычка подчиняться

вопреки

свои м ощущениям).

Позднее

взрослые

недоумевают:

почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому что

детство

время

бессознательных

обобщений: отрицательное отношен и е к ед е легко

переходит

в негативное отношение ко

всему

и

всем.

Дома ребенку

необходимы не

игрушки, не мороженое, не «видики», а мама и папа, общение в чистом виде и событие!

Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно

превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ

для ребенка стать взрослым, оставаясь ребенком. Для взрослых - это единственный способ

снова стать детьми, оставаясь взрослыми.

Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не

делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно ее

устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодей-

ствия дурной привычке.

Распространено заблуждение: привычку надо

разрушить,

искоренить.

Каждая

привычка

отвечает

какой-то потребности. С течением жизн и меняются потребности, и

жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не

вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она

удовлетворяется,

либо

перестает

быть

актуальной),

привычка

бесследно исчезает.

Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.

Воспитание

привычек

не

должно

происходить изолированно

от

воспитания

нравственных

качеств.

Хорошие

привычки лишь

тогда

являю т с я основой

сильного

характера,

когда

они воспитываются

в

единстве

с нравственными

убеждениями и

духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-

либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того

нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает совместную

жизнь комфортной и приятной).



В раздел образования




Яндекс.Метрика