Авторы: Спасибова Мария Васильевна, Ладягина Анастасия Александровна
Должность: студентки 5 курса
Учебное заведение: филиала ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Ессентуки
Населённый пункт: г.Ессентуки
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи и формирование культуры речи младших школьников на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
Спасибова Мария Васильевна,
Ладягина Анастасия Александровна,
студентки филиала ГБОУ ВО
«Ставропольский государственный
педагогический институт» в г. Ессентуки
Научный руководитель: к.филол.н.,
доцент Откидач Н.А.
Развитие речи и формирование культуры речи младших школьников
на уроках русского языка
Обучение
в
школе
навыкам
связной
речи
является
сегодня
задачей
первостепенной важности. Ни для кого не секрет, что речь – это основа всякой
умственной деятельности и средство коммуникации. Поэтому умения учеников
сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в
процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой
деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная
речь ученика – показатель его умственного развития.
На современном этапе совершенствования общества огромное значение
имеет повышение речевой культуры. Совершенно естественно, что в настоящее
время
особенно
широко
ставится
задача
изучения
научной
нормализации
русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганда
лингвинистических знаний в школе.
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе
использования
языковых
средств.
Речь
выполняет
функции
общения
и
сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей
[1].
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной
деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством
успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности [1]. С
одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения
ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение
языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни
1
общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным
предметам [3].
Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является
развитие устной и письменной речи в единстве с развитием учащихся младших
классов
мышления
и
формированием
их
как
личности.
От
эффективности
решения
задач
умственного
развития
младших
школьников
зависят
их
дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем предметам.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами
родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое
развитие. Задача учителей начальных классов обогащать его словарный запас,
развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей,
ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Вопросы культуры речи имеют в современном обществе первостепенное
значение. Большинство ученых озабочено снижением общего уровня речевой
культуры,
следовательно,
необходимо
вести
планомерную
работу
по
формированию речевой и коммуникативной компетенции.
Основные
разделами
работы
по
развитию
речи
в
начальной
школе
является работа над звуковой стороной речи; работа над значимыми частями
слова; словарная работа; работа над морфологическими и синтаксическими
средствами речи; культура речи, стилистика; связная речь [2].
К
основным
формам
работы
в
методике
обучения
русскому
языку
в
начальной
школе
относят
анализ
текста,
беседы
по
картине,
фильму,
по
наблюдениям, слово учителя. Из видов работ выделяют изложения, сочинения,
работу с деформированным текстом, написание эссе, составление рассказов по
картинкам.
Развитие речи и мышления имеет место на каждом уроке. На овладение
правильной речью, точным выражением своих мыслей направлен весь процесс
обучения. Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка и
на специальных уроках по развитию связной речи.
2
Задачи
воспитания
навыков
культуры
речи
у
учащихся
–
одни
из
серьезных задач, стоящих перед школой.
Культура
речи
–
явление
многоаспектное,
главным
ее
результатом
считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Это
понятие
включает
в
себя
все
элементы,
способствующие
точной,
ясной
и
эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и
коммуникативная
целесообразность
речи
считаются
основными
ступенями
овладения литературным языком.
Научить
хорошо
и
правильно
выражать
свои
мысли
в
устной
и
письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо
каждому.
Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с
изменением
его
деятельности,
освоением
новой
социальной
роли
и
расширением
коммуникативных
связей.
Решающее
значение
приобретает
формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться
изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у
них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной
компетенции.
Как
во
всех
областях
интеллекта,
так
и
в
речи,
начальные
классы
закладывают
фундамент.
От
того,
хорошо
ли
заложен
этот
фундамент,
в
огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка.
Именно поэтому так важно вызвать интерес к слову, правильно научить
слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка -
один из показателей общего развития его личности.
Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности.
Но этого недостаточно, так как стихийно усвоенная речь зачастую бывает
примитивной и неправильной. М. Р. Львов утверждает, что есть ряд аспектов
овладения речью, которые находятся в ведении школы [4].
Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является
систематическая
работа
учителя
и
учащихся
с
последовательным
3
планированием
перспективных
целей,
создание
широкой
системы
речевой
деятельности.
С
одной
стороны,
восприятие
хороших
образцов
речи,
достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал с
другой – создание условий для собственных речевых высказываний, в которых
школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен
овладеть.
Литература:
1.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – С–Пб. –
Питер, 2000. – 298 с.
2.
Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 2010. – 247 с.
3.
Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007.
– 442 с.
4.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – 3. изд.,
перераб. и доп. – Тула: Родничок; М.: АСТ, 2003. – 240 с.
4