Напоминание

"Развитие речи и формирование культуры речи младших школьников на уроках русского языка"


Авторы: Спасибова Мария Васильевна, Ладягина Анастасия Александровна
Должность: студентки 5 курса
Учебное заведение: филиала ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Ессентуки
Населённый пункт: г.Ессентуки
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи и формирование культуры речи младших школьников на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Спасибова Мария Васильевна,

Ладягина Анастасия Александровна,

студентки филиала ГБОУ ВО

«Ставропольский государственный

педагогический институт» в г. Ессентуки

Научный руководитель: к.филол.н.,

доцент Откидач Н.А.

Развитие речи и формирование культуры речи младших школьников

на уроках русского языка

Обучение

в

школе

навыкам

связной

речи

является

сегодня

задачей

первостепенной важности. Ни для кого не секрет, что речь – это основа всякой

умственной деятельности и средство коммуникации. Поэтому умения учеников

сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в

процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой

деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная

речь ученика – показатель его умственного развития.

На современном этапе совершенствования общества огромное значение

имеет повышение речевой культуры. Совершенно естественно, что в настоящее

время

особенно

широко

ставится

задача

изучения

научной

нормализации

русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганда

лингвинистических знаний в школе.

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе

использования

языковых

средств.

Речь

выполняет

функции

общения

и

сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей

[1].

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной

деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством

успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности [1]. С

одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения

ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение

языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни

1

общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным

предметам [3].

Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является

развитие устной и письменной речи в единстве с развитием учащихся младших

классов

мышления

и

формированием

их

как

личности.

От

эффективности

решения

задач

умственного

развития

младших

школьников

зависят

их

дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем предметам.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами

родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое

развитие. Задача учителей начальных классов обогащать его словарный запас,

развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей,

ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

Вопросы культуры речи имеют в современном обществе первостепенное

значение. Большинство ученых озабочено снижением общего уровня речевой

культуры,

следовательно,

необходимо

вести

планомерную

работу

по

формированию речевой и коммуникативной компетенции.

Основные

разделами

работы

по

развитию

речи

в

начальной

школе

является работа над звуковой стороной речи; работа над значимыми частями

слова; словарная работа; работа над морфологическими и синтаксическими

средствами речи; культура речи, стилистика; связная речь [2].

К

основным

формам

работы

в

методике

обучения

русскому

языку

в

начальной

школе

относят

анализ

текста,

беседы

по

картине,

фильму,

по

наблюдениям, слово учителя. Из видов работ выделяют изложения, сочинения,

работу с деформированным текстом, написание эссе, составление рассказов по

картинкам.

Развитие речи и мышления имеет место на каждом уроке. На овладение

правильной речью, точным выражением своих мыслей направлен весь процесс

обучения. Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка и

на специальных уроках по развитию связной речи.

2

Задачи

воспитания

навыков

культуры

речи

у

учащихся

одни

из

серьезных задач, стоящих перед школой.

Культура

речи

явление

многоаспектное,

главным

ее

результатом

считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Это

понятие

включает

в

себя

все

элементы,

способствующие

точной,

ясной

и

эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и

коммуникативная

целесообразность

речи

считаются

основными

ступенями

овладения литературным языком.

Научить

хорошо

и

правильно

выражать

свои

мысли

в

устной

и

письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо

каждому.

Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с

изменением

его

деятельности,

освоением

новой

социальной

роли

и

расширением

коммуникативных

связей.

Решающее

значение

приобретает

формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться

изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у

них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной

компетенции.

Как

во

всех

областях

интеллекта,

так

и

в

речи,

начальные

классы

закладывают

фундамент.

От

того,

хорошо

ли

заложен

этот

фундамент,

в

огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка.

Именно поэтому так важно вызвать интерес к слову, правильно научить

слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка -

один из показателей общего развития его личности.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности.

Но этого недостаточно, так как стихийно усвоенная речь зачастую бывает

примитивной и неправильной. М. Р. Львов утверждает, что есть ряд аспектов

овладения речью, которые находятся в ведении школы [4].

Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является

систематическая

работа

учителя

и

учащихся

с

последовательным

3

планированием

перспективных

целей,

создание

широкой

системы

речевой

деятельности.

С

одной

стороны,

восприятие

хороших

образцов

речи,

достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал с

другой – создание условий для собственных речевых высказываний, в которых

школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен

овладеть.

Литература:

1.

Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – С–Пб. –

Питер, 2000. – 298 с.

2.

Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 2010. – 247 с.

3.

Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007.

– 442 с.

4.

Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – 3. изд.,

перераб. и доп. – Тула: Родничок; М.: АСТ, 2003. – 240 с.

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика