Напоминание

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста на основе системы игровых упражнений


Автор: Ким Екатерина Алексевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста на основе системы игровых упражнений
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста на основе системы

игровых упражнений

Ким Е. А. Учитель начальных классов; педагог-

психолог

«Психолого-педагогическое образование», профиль

«Педагогика и психология»

89242838952

На

современном

этапе

развития

общества

познавательная

деятельность

детей

в

системе непрерывного образования должна опираться на активность самой личности в

поиске и освоении информации, в развитии любознательности, как ключевого компонента

компетентности.

Любознательность

побуждает

человека

к

активному

интеллектуальному

поиску,

позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе

всех изобретений, новых идей и креативных действий.

Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей,

новаторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Иначе говоря,

она

дает

человеку

силы

получить

результат

своего

интеллектуального

поиска,

продукт,

который ценит не только он сам, но и его близкие, коллеги, а иногда и весь мир.

Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у

ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него

«включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда

запоминает

ее.

И,

что

главное,

все

эти

познавательные

психические

процессы

сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не

устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита

любознательность, то познавательная деятельность, в том числе и учеба, вызывает чувство

насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи, с

чем

он

плохо

понимает

и

не

запоминает

учебный

материал.

Другими

словами,

любознательность

является

источником

позитивной

энергии,

активизирующей

и

облегчающей учебу и любое познание.[1, c. 68].

Однако,

исходя

из

анализа

психолого-педагогической

литературы

и

современной

образовательной практики, можно сформулировать следующие противоречия разного уровня:

На

социально

педагогическом

уровне

актуальность

проблемы

обусловлена

противоречием между: необходимостью развития любознательности старшего дошкольного

возраста с одной стороны, и сложившейся практикой, не всегда способствующей высокому

уровню развития любознательности, с другой. На научно-теоретическом уровне актуальность

проблемы

обусловлена

противоречием

между:

необходимостью

теоретического

анализа

проблемы

развития

любознательности

дошкольников

и

недостаточной

изученностью

названного феномена в современных психолого-педагогических исследованиях. На научно-

методическом

уровне

актуальность

проблемы

обусловлена

противоречием

между:

возможностью развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста в условиях

дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного

периода

и

отсутствием

программно-целевых

ориентиров

в

построении

педагогического

процесса по данному направлению личностного развития.

Рассматриваемая

нами

проблема

сложна

и

многогранна.

Она

волновала

ученых,

писателей, художников, живших в разные эпохи. Так Леонардо да Винчи утверждал, что

любознательность – это один из семи основных принципов, которые помогли ему развить

свой гений, и что он может быть развит в каждом человеке. Леонардо как-то казал, что был

настолько любознателен, что его ни когда не устраивал даже ответ «да».

Проблема развития любознательности у детей является традиционной в психолого-

педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Различные авторы в

зависимости

от

исходных

методологических

позиций

и

целей

по-разному

толковали

ее

сущность. Среди многообразия взглядов на природу любознательности можно выделить

несколько

направлений.

Так,

наиболее

часто

любознательность

интерпретируется

как

познавательная

потребность

и

познавательный

интерес.

С.Л.

Рубинштейн

рассматривал

любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого

выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком [2, с. 246]. В целом,

для

этих

исследований

характерно

рассмот рение

любознательно сти

к а к

недифференцированной,

аморфной

основы

познавательного

интереса,

предпосылки

его

развития.

Ряд

исследователей

рассматривают

любознательность

в

рамках

познавательной

мотивации.

Так

Д.

Е.

Берлайн

определяет

любознательность

как

условие

мотивации,

стремление

к

выполнению

познавательных

действий

для

получения

необходимой

информации. Любознательность у него выступает в качестве перцептивной (ориентировочно

- исследовательской) и познавательной, реализующейся в поиске знаний. [3, с. 54].

Следует отметить еще одно направление в понимании любознательности как черты

характера или свойства личности. Такой взгляд на любознательность можно найти в работах

Б.Г. Ананьева, В.Л. Поплужного, А.Н. Низовой, А.П. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, В.А.

Абраменко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Погореловой и др.

Актуальность,

малая

практическая

разработанность

данной

проблемы

позволило

определить тему и сформулировать параметры исследования.

Объектом является личность дошкольника. Для расширения главного понятия темы

выделен

предмет

исследования

-

это

любознательность

дошкольников.

Целью

нашего

курсового

исследования

является

определение

роли

системы

игровых

упражнений

в

развитии любознательности. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.

На

основе

анализа

психолого-педагогической

литературы

уточнить

специальные методики для определения и развития любознательности.

2.

Проверить

на

практике

состоятельность

и

эффективность

применения

авторских

игровых

упражнений,

применяемых

для

развития

любознательности

у

дошкольников.

3.

Дать методические рекомендации воспитателям ДОУ по теме исследования.

В

соответствии

с

целью

была

сформулирована

следующая

гипотеза:

если

при

проведении

занятий

систематически

и

методически

правильно

будет

реализовываться

программа

по

развитию

любознательности

и

исследовательских

умений

и

навыков

«Волшебный лес»,

то уровень любознательности у дошкольников будет

достаточно

высокий.

Но

для

достижения

наилучшего

результата

должны

выполняться

следующие

условия:

1. не отступать от разработанной структуры занятий,

2. правильно выполнять специальные игры и упражнения, которые основаны на

методике Савенкова А. И.

3. использовать все методологические материалы: наглядный материал, презентации,

атрибуты для игр, музыка, сценарии

4.

игры

и

упражнения

должны

обладать

информационной

направленностью,

стимулировать ребенка к активной деятельности.

Практическая

значимость

проведенного

исследования

заключается

в

том,

что

результаты исследования могут применяться в работе воспитателей ДОУ для организации

эффективной деятельности дошкольников, повышая, тем самым, интерес детей к активной

деятельности.

Исследование

проводилось

в

Центре

развития

«Чудо-остров»

города

Южно-

Сахалинск, в экспериментальной группе «Смурфики». В группе 20 человек, из них девочек –

12, мальчиков – 8. В исследовании принимали участие все 20 детей в возрасте 6-7 лет. В

качестве

контрольной

группы

выступили

дети

МБДОУ

5

«Полянка»

группы

10

«Ромашки». Данная группа состоит из 22 детей, из них девочек – 13, мальчиков – 9. В

исследовании приняли участие все 22 ребенка. Исследование длилось с сентября 2013 по

март 2014 года.

Нами

было

проведено

наблюдение

за

детьми

экспериментальной

и

контрольной

групп, чтобы оценить наличие развитости любознательности дошкольников.

Основным

методом

нашего

исследования

была

выбрана

экспертная

оценка.

Для

уточнения ее результатов мы дополнительно использовали наблюдение и беседу.

55,00

%

45,00

%

Средний

низкий

Рис. 1. Круговая диаграмма результатов экспертной оценки по уровню развития

любознательности у дошкольников на констатирующем этапе в экспериментальной группе.

45,00

%

55,00

%

Средний

Низкий

Рис. 2. Круговая диаграмма результатов экспертной оценки по уровню развития

любознательности у дошкольников на констатирующем этапе в контрольной группе.

Исходя из полученных данных по результатам наблюдения, беседы и экспертной

оценки можно сделать предположение об уравновешенности групп. Однако окончательный

вывод может быть сделан после применения математических критериев. Для этого нами был

применен статистический критерий U - критерий Манна - Уитни.

Для определения результативности развития исследовательских умений и навыков при

помощи

специальных

игр

и

упражнений

нами

были

использованы

такие

методы:

наблюдение, беседа и

метод экспертной оценки. Эти методы в данном случае являются

эффективными, поскольку они не вызывают трудностей в проведении, удобны в обработке

данных, имеют простую инструкцию, позволяют оценить необходимые критерии.

90,00%

10,00%

Средний

Низкий

Рис. 3. Круговая диаграмма результатов экспертной оценки по уровню развития

любознательности у дошкольников на итоговом этапе в экспериментальной группе.

49,09%

50,91%

Средний

Низкий

Рис. 4. Круговая диаграмма экспертной оценки по уровню развития любознательности

у дошкольников контрольной группы на итоговом этапе

Исходя из полученных данных по результатам наблюдения, беседы и экспертной

оценки можно сделать предположение, что у экспериментальной группы на итоговом этапе

уровень любознательности стал выше.

Но для более достоверного результата необходимо применить методы математической

статистики.

Мы

изучили

изменения

в

двух

рядах

расположения

признаков

(показатели

среднего

арифметического

по

итогам

констатирующей

экспертной

оценки

и

показатели

среднего

арифметического

по

результатам

итоговой

экспертной

оценки)

при

помощи

статистического критерия T – критерия Вилкоксона. Для расчета T – критерия Вилкоксона

применим компьютерную программу IBM SPSS Statistics.

Для подтверждения достоверности

полученных данных сравним изменения в экспериментальной и контрольной группе. Чтобы

выполнить

данное

сравнение

воспользуемся

t

критерием

Стьюдента

для

не

связных

выборок.

На

основе

всего

выше

сказанного

мы

пришли

к

выводу,

что

на

статистически

значимом уровне можно утверждать о том, что контрольная и экспериментальный группы

отличаются по уровню развития любознательности у старших дошкольников. Мы можем

утверждать,

что

экспериментальная

группа

превышает

контрольную

группу

по

уровню

любознательности. Это доказывает, что если при проведении занятий систематически и

методически правильно будет реализовываться программа по развитию любознательности и

исследовательских умений и навыков «Волшебный лес»,

то уровень любознательности у

дошкольников

будет

достаточно

высокий.

Гипотеза

подтверждена

на

математическом

уровне.

Руководствуясь

научными

положениями

и

методическими

разработками

А.

И.

Савенкова, а так же многих других ученых нами была проделана работа по созданию

программы, которая предназначена для развития любознательности и исследовательских

умений и навыков. Данная работа ориентирована на приобретение знаний дошкольниками,

направлена

на

развитие

исследовательских

навыков,

предназначена

для

подготовки

дошкольников к школе. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально, только с

теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные

способности и навыки самостоятельной учебной работы. Но в дальнейшем, потребность

такого рода работе будет расти.

В

процессе

нашего

исследования

нами

были

реализованы

поставленные

раннее

задачи:

1.

Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, в ходе

анализа мы уточнили методики для развития любознательности дошкольного возраста. В

процессе работы мы узнали ,что изучением данного вопроса занимались как отечественные

ученые (Савенков А. И, Б.Г. Ананьев, В.Л. Подложный,), так и зарубежные (Д.Е. Берлайн, У.

Джемс).

2.

Нами

были

проверены

на

практике

программа,

состоящая

из

системы

упражнений.

3.

Нами были сформулированы методические рекомендации:

Для

внедрения

исследовательского

обучения

в

ДОУ

необходимо

создавать

оснащенные материалами экспериментальные лаборатории.

В связи с невозможностью обучения специальных воспитателей, которые будут

специализироваться на исследовательском обучении, мы склоняемся к тому, что необходимо

проводить с воспитателями мастер- классы, лекции, тренинги, семинары, направленные на

внедрение исследовательского обучения в повседневную педагогическую практику детских

садов.

Для более успешного включения воспитателя в новую деятельность со стороны

руководства

должна

оказываться

посильная

помощь.

Предоставление

материала,

апробированные

и

успешно

реализованные

методики,

направленные

на

развитие

исследовательских умений и навыков.

Со стороны воспитателя для достижения плодотворной работы по развитию

любознательности у дошкольников необходимо:

наличие умения анализировать научно-

методическую

литературу,

применение

полученных

знаний

на

практике,

активизация

творческих

способностей,

пополнение

знаний

по

уже

имеющемуся

опыту,

применять

инновации

в

своей

профессиональной

деятельности

и

не

останавливаться

в

своем

профессиональном развитии.

Для организации и повышения интереса к обучению необходимо, чтобы воспитатель

сам почувствовать "напряженность поиска и радость открытия", чтобы он мог вызвать их у

своих дошкольников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами.

Ребенок, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже

знает, что его ожидает, что напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно

заметить

в

этом

большое

воспитательное

и

развивающее

значение

вовремя

развитой

любознательности.

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему

предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать это

новое, понять непонятное. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в

образовательной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды

деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены

путем

выучивания,

а

те,

что

добыты

самостоятельно,

в

ходе

собственных

творческих

изысканий. Все это возможно воплотить в жизнь, если во время потрудиться над миром

ребенка, то в дальнейшем ребенок будет трудиться для мира взрослых людей.

Литература

1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.:

Просвещение, 1988. – 456 c.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999. – 720 с.

3. Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации. – М.: Просвещение,1996. –

154 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика