Автор: Ким Екатерина Алексевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста на основе системы игровых упражнений
Раздел: начальное образование
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста на основе системы
игровых упражнений
Ким Е. А. Учитель начальных классов; педагог-
психолог
«Психолого-педагогическое образование», профиль
«Педагогика и психология»
89242838952
На
современном
этапе
развития
общества
познавательная
деятельность
детей
в
системе непрерывного образования должна опираться на активность самой личности в
поиске и освоении информации, в развитии любознательности, как ключевого компонента
компетентности.
Любознательность
побуждает
человека
к
активному
интеллектуальному
поиску,
позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе
всех изобретений, новых идей и креативных действий.
Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей,
новаторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Иначе говоря,
она
дает
человеку
силы
получить
результат
своего
интеллектуального
поиска,
продукт,
который ценит не только он сам, но и его близкие, коллеги, а иногда и весь мир.
Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у
ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него
«включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда
запоминает
ее.
И,
что
главное,
все
эти
познавательные
психические
процессы
сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не
устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита
любознательность, то познавательная деятельность, в том числе и учеба, вызывает чувство
насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи, с
чем
он
плохо
понимает
и
не
запоминает
учебный
материал.
Другими
словами,
любознательность
является
источником
позитивной
энергии,
активизирующей
и
облегчающей учебу и любое познание.[1, c. 68].
Однако,
исходя
из
анализа
психолого-педагогической
литературы
и
современной
образовательной практики, можно сформулировать следующие противоречия разного уровня:
На
социально
–
педагогическом
уровне
актуальность
проблемы
обусловлена
противоречием между: необходимостью развития любознательности старшего дошкольного
возраста с одной стороны, и сложившейся практикой, не всегда способствующей высокому
уровню развития любознательности, с другой. На научно-теоретическом уровне актуальность
проблемы
обусловлена
противоречием
между:
необходимостью
теоретического
анализа
проблемы
развития
любознательности
дошкольников
и
недостаточной
изученностью
названного феномена в современных психолого-педагогических исследованиях. На научно-
методическом
уровне
актуальность
проблемы
обусловлена
противоречием
между:
возможностью развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста в условиях
дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного
периода
и
отсутствием
программно-целевых
ориентиров
в
построении
педагогического
процесса по данному направлению личностного развития.
Рассматриваемая
нами
проблема
сложна
и
многогранна.
Она
волновала
ученых,
писателей, художников, живших в разные эпохи. Так Леонардо да Винчи утверждал, что
любознательность – это один из семи основных принципов, которые помогли ему развить
свой гений, и что он может быть развит в каждом человеке. Леонардо как-то казал, что был
настолько любознателен, что его ни когда не устраивал даже ответ «да».
Проблема развития любознательности у детей является традиционной в психолого-
педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Различные авторы в
зависимости
от
исходных
методологических
позиций
и
целей
по-разному
толковали
ее
сущность. Среди многообразия взглядов на природу любознательности можно выделить
несколько
направлений.
Так,
наиболее
часто
любознательность
интерпретируется
как
познавательная
потребность
и
познавательный
интерес.
С.Л.
Рубинштейн
рассматривал
любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого
выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком [2, с. 246]. В целом,
для
этих
исследований
характерно
рассмот рение
любознательно сти
к а к
недифференцированной,
аморфной
основы
познавательного
интереса,
предпосылки
его
развития.
Ряд
исследователей
рассматривают
любознательность
в
рамках
познавательной
мотивации.
Так
Д.
Е.
Берлайн
определяет
любознательность
как
условие
мотивации,
стремление
к
выполнению
познавательных
действий
для
получения
необходимой
информации. Любознательность у него выступает в качестве перцептивной (ориентировочно
- исследовательской) и познавательной, реализующейся в поиске знаний. [3, с. 54].
Следует отметить еще одно направление в понимании любознательности как черты
характера или свойства личности. Такой взгляд на любознательность можно найти в работах
Б.Г. Ананьева, В.Л. Поплужного, А.Н. Низовой, А.П. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, В.А.
Абраменко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Погореловой и др.
Актуальность,
малая
практическая
разработанность
данной
проблемы
позволило
определить тему и сформулировать параметры исследования.
Объектом является личность дошкольника. Для расширения главного понятия темы
выделен
предмет
исследования
-
это
любознательность
дошкольников.
Целью
нашего
курсового
исследования
является
определение
роли
системы
игровых
упражнений
в
развитии любознательности. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
На
основе
анализа
психолого-педагогической
литературы
уточнить
специальные методики для определения и развития любознательности.
2.
Проверить
на
практике
состоятельность
и
эффективность
применения
авторских
игровых
упражнений,
применяемых
для
развития
любознательности
у
дошкольников.
3.
Дать методические рекомендации воспитателям ДОУ по теме исследования.
В
соответствии
с
целью
была
сформулирована
следующая
гипотеза:
если
при
проведении
занятий
систематически
и
методически
правильно
будет
реализовываться
программа
по
развитию
любознательности
и
исследовательских
умений
и
навыков
«Волшебный лес»,
то уровень любознательности у дошкольников будет
достаточно
высокий.
Но
для
достижения
наилучшего
результата
должны
выполняться
следующие
условия:
1. не отступать от разработанной структуры занятий,
2. правильно выполнять специальные игры и упражнения, которые основаны на
методике Савенкова А. И.
3. использовать все методологические материалы: наглядный материал, презентации,
атрибуты для игр, музыка, сценарии
4.
игры
и
упражнения
должны
обладать
информационной
направленностью,
стимулировать ребенка к активной деятельности.
Практическая
значимость
проведенного
исследования
заключается
в
том,
что
результаты исследования могут применяться в работе воспитателей ДОУ для организации
эффективной деятельности дошкольников, повышая, тем самым, интерес детей к активной
деятельности.
Исследование
проводилось
в
Центре
развития
«Чудо-остров»
города
Южно-
Сахалинск, в экспериментальной группе «Смурфики». В группе 20 человек, из них девочек –
12, мальчиков – 8. В исследовании принимали участие все 20 детей в возрасте 6-7 лет. В
качестве
контрольной
группы
выступили
дети
МБДОУ
№
5
«Полянка»
группы
№
10
«Ромашки». Данная группа состоит из 22 детей, из них девочек – 13, мальчиков – 9. В
исследовании приняли участие все 22 ребенка. Исследование длилось с сентября 2013 по
март 2014 года.
Нами
было
проведено
наблюдение
за
детьми
экспериментальной
и
контрольной
групп, чтобы оценить наличие развитости любознательности дошкольников.
Основным
методом
нашего
исследования
была
выбрана
экспертная
оценка.
Для
уточнения ее результатов мы дополнительно использовали наблюдение и беседу.
55,00
%
45,00
%
Средний
низкий
Рис. 1. Круговая диаграмма результатов экспертной оценки по уровню развития
любознательности у дошкольников на констатирующем этапе в экспериментальной группе.
45,00
%
55,00
%
Средний
Низкий
Рис. 2. Круговая диаграмма результатов экспертной оценки по уровню развития
любознательности у дошкольников на констатирующем этапе в контрольной группе.
Исходя из полученных данных по результатам наблюдения, беседы и экспертной
оценки можно сделать предположение об уравновешенности групп. Однако окончательный
вывод может быть сделан после применения математических критериев. Для этого нами был
применен статистический критерий U - критерий Манна - Уитни.
Для определения результативности развития исследовательских умений и навыков при
помощи
специальных
игр
и
упражнений
нами
были
использованы
такие
методы:
наблюдение, беседа и
метод экспертной оценки. Эти методы в данном случае являются
эффективными, поскольку они не вызывают трудностей в проведении, удобны в обработке
данных, имеют простую инструкцию, позволяют оценить необходимые критерии.
90,00%
10,00%
Средний
Низкий
Рис. 3. Круговая диаграмма результатов экспертной оценки по уровню развития
любознательности у дошкольников на итоговом этапе в экспериментальной группе.
49,09%
50,91%
Средний
Низкий
Рис. 4. Круговая диаграмма экспертной оценки по уровню развития любознательности
у дошкольников контрольной группы на итоговом этапе
Исходя из полученных данных по результатам наблюдения, беседы и экспертной
оценки можно сделать предположение, что у экспериментальной группы на итоговом этапе
уровень любознательности стал выше.
Но для более достоверного результата необходимо применить методы математической
статистики.
Мы
изучили
изменения
в
двух
рядах
расположения
признаков
(показатели
среднего
арифметического
по
итогам
констатирующей
экспертной
оценки
и
показатели
среднего
арифметического
по
результатам
итоговой
экспертной
оценки)
при
помощи
статистического критерия T – критерия Вилкоксона. Для расчета T – критерия Вилкоксона
применим компьютерную программу IBM SPSS Statistics.
Для подтверждения достоверности
полученных данных сравним изменения в экспериментальной и контрольной группе. Чтобы
выполнить
данное
сравнение
воспользуемся
t
–
критерием
Стьюдента
для
не
связных
выборок.
На
основе
всего
выше
сказанного
мы
пришли
к
выводу,
что
на
статистически
значимом уровне можно утверждать о том, что контрольная и экспериментальный группы
отличаются по уровню развития любознательности у старших дошкольников. Мы можем
утверждать,
что
экспериментальная
группа
превышает
контрольную
группу
по
уровню
любознательности. Это доказывает, что если при проведении занятий систематически и
методически правильно будет реализовываться программа по развитию любознательности и
исследовательских умений и навыков «Волшебный лес»,
то уровень любознательности у
дошкольников
будет
достаточно
высокий.
Гипотеза
подтверждена
на
математическом
уровне.
Руководствуясь
научными
положениями
и
методическими
разработками
А.
И.
Савенкова, а так же многих других ученых нами была проделана работа по созданию
программы, которая предназначена для развития любознательности и исследовательских
умений и навыков. Данная работа ориентирована на приобретение знаний дошкольниками,
направлена
на
развитие
исследовательских
навыков,
предназначена
для
подготовки
дошкольников к школе. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально, только с
теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные
способности и навыки самостоятельной учебной работы. Но в дальнейшем, потребность
такого рода работе будет расти.
В
процессе
нашего
исследования
нами
были
реализованы
поставленные
раннее
задачи:
1.
Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, в ходе
анализа мы уточнили методики для развития любознательности дошкольного возраста. В
процессе работы мы узнали ,что изучением данного вопроса занимались как отечественные
ученые (Савенков А. И, Б.Г. Ананьев, В.Л. Подложный,), так и зарубежные (Д.Е. Берлайн, У.
Джемс).
2.
Нами
были
проверены
на
практике
программа,
состоящая
из
системы
упражнений.
3.
Нами были сформулированы методические рекомендации:
•
Для
внедрения
исследовательского
обучения
в
ДОУ
необходимо
создавать
оснащенные материалами экспериментальные лаборатории.
•
В связи с невозможностью обучения специальных воспитателей, которые будут
специализироваться на исследовательском обучении, мы склоняемся к тому, что необходимо
проводить с воспитателями мастер- классы, лекции, тренинги, семинары, направленные на
внедрение исследовательского обучения в повседневную педагогическую практику детских
садов.
•
Для более успешного включения воспитателя в новую деятельность со стороны
руководства
должна
оказываться
посильная
помощь.
Предоставление
материала,
апробированные
и
успешно
реализованные
методики,
направленные
на
развитие
исследовательских умений и навыков.
•
Со стороны воспитателя для достижения плодотворной работы по развитию
любознательности у дошкольников необходимо:
наличие умения анализировать научно-
методическую
литературу,
применение
полученных
знаний
на
практике,
активизация
творческих
способностей,
пополнение
знаний
по
уже
имеющемуся
опыту,
применять
инновации
в
своей
профессиональной
деятельности
и
не
останавливаться
в
своем
профессиональном развитии.
Для организации и повышения интереса к обучению необходимо, чтобы воспитатель
сам почувствовать "напряженность поиска и радость открытия", чтобы он мог вызвать их у
своих дошкольников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами.
Ребенок, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже
знает, что его ожидает, что напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно
заметить
в
этом
большое
воспитательное
и
развивающее
значение
вовремя
развитой
любознательности.
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему
предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать это
новое, понять непонятное. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в
образовательной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды
деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены
путем
выучивания,
а
те,
что
добыты
самостоятельно,
в
ходе
собственных
творческих
изысканий. Все это возможно воплотить в жизнь, если во время потрудиться над миром
ребенка, то в дальнейшем ребенок будет трудиться для мира взрослых людей.
Литература
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.:
Просвещение, 1988. – 456 c.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999. – 720 с.
3. Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации. – М.: Просвещение,1996. –
154 с.