Напоминание

"В поисках музыкальных звуков"


Автор: Волкова Елизавета Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №75"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: конспект музыкального занятия в подготовительной логопедической группе
Тема: "В поисках музыкальных звуков"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«В поисках музыкальных звуков»
Конспект музыкального занятия в подготовительной логопедической группе.
Цель.
Развитие эмоционального восприятия старших дошкольников через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи.
Образовательные: - познакомить детей с музыкальными произведениями: «Пьеса» Г. Телемана, «Лесная песенка» В. Витлина; - учить соотносить движения с направлением мелодического развития, строением отдельных музыкальных фраз. Развивающие: - развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов, способности воспринимать и анализировать содержание музыки; - развивать чувство ритма; - совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Воспитательные: - воспитывать эмоциональный отклик на музыкальные произведения и желание участвовать в музыкальном процессе.
Продолжительность занятия:
25 минут.
Оборудование:
колокольчик; слайд-шоу с городским пейзажем (первый слайд – черно-белая картинка; в каждой последующей появляются новые цвета, последний слайд – город полностью окрашен); искусственные осенние листья. Маленький стол, на нем музыкальные инструменты: деревянная коробочка, дудочка (2 шт.), клаксон, бубен, металлофон, барабан, свистулька (2 щт.), шейкер или маракас, кастаньеты, губная гармошка (2 шт.).
Нотный материал:
- Г. Телеман, «Пьеса». Н.Н. Алпарова, В. А. Николаев, И.П. Сусидко, «Осень – добрая хозяйка. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников», Р н/Дону: «Феникс», 2009г., с. 63. - В. Витлин, «Лесная песенка». «Учите детей петь», 5-6 лет, с. 137. - А. Филиппенко, «Полька». Т.Э. Тютюнникова, «Веселая шарманка», М., 2007, с. Ход занятия: Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом лицом к гостям.
Педагог:
Здравствуйте, дорогие дети! Поздороваемся друг с другом и нашими гостями.
Музыкальное приветствие. Показываем рукой направление движения мелодии.
Педагог:
Я пришла к вам за помощью (показать первый слайд на экране). В одном сказочном городе внезапно пропали все звуки! Посмотрите, какой он серый и тихий. Поможете мне вернуть звуки и краски его жителям? (Дети отвечают). Для того чтобы это сделать, нам придется выяснить, где в нашем мире живут звуки и собрать их. А поможет нам волшебный колокольчик. Он будет появляться всякий раз, когда мы выполним задание. Начнем же? (Дети отвечают).
Задание 1 (слушание музыки, игровое музыкально-двигательное

упражнение «Листопад»)
На стульях у противоположной стены лежат искусственные осенние листья по два для каждого ребенка.
Педагог:
Взгляните в окно. Какое сейчас время года? (Дети отвечают). Правильно, осень. А что происходит с деревьями? (Дети отвечают: листья желтеют и опадают). Верно. Когда мы гуляем в парке по опавшим листьям, что мы можем услышать? (Как они шуршат). Правильно. А теперь садитесь на стулья (можно посадить на ковер, если есть) и закрывайте глаза. Послушайте, что случилось с листьями, когда подул ветер в пьесе Георга Телемана. Исполняю: «Пьеса», Г. Телеман (без повторов). После исполнения задаю вопросы: Как бы вы нахвали пьесу? Что вы можете сказать о её характере? Услышали листья? Что с ними происходит? Был ли ветерок? Как мелодия передает движение листьев? (Наигрываю). Для того, чтобы найти первый звук, нам потребуются красивые шуршащие листья. Возьмем их! (Дети встают со своих мест, берут листья. Прошу их рассредоточиться по залу для удобства). Вот подул ветерок, листья поднялись, закружились, полетели и медленно опустились на землю. Слушайте внимательно музыку, пусть она управляет вашим полетом. Исполняю еще раз. Дети двигаются под музыку.
Педагог:
У вас получился очень красивый и плавный танец. Молодцы!
Звонит колокольчик. На экране слайд 2.

Педагог:
Взгляните! (Смотрим на экран). Кажется, мы нашли наш первый звук! Что-то изменилось в городе. (Дети комментируют обновление изображения).
Убираем листья на стулья, приглашаю детей к фортепиано встать полукругом .(Если ребят много используем шахматный порядок).
Задание №2. (Развитие певческих навыков).

Педагог:
Как волшебно, чудесно звучать разные голоса людей! Наш второй звук обитает в музыкальном зале. Ведь здесь так много музыки. Предлагаю разучить новую песню и подарить ее жителям грустного города. Напоминаю детям о правильной певческой позиции (ноги «на узкой дорожке», прямая спина, плечи расправлены). 1. Упражнения для артикуляции, мышц шеи и нижней челюсти. «Ветерок». С улицы прилетел холодный ветерок (дуем, губы «трубочкой»), полетал-полетал и согрелся (дуем на звук «а», подставив к лицу ладонь). «Лягушка». Заквакала лягушка (рука чуть ниже подбородка, когда говорим «ква», нижняя челюсть опускается на кисть). 2. Распевка (знакомство и разучивание). «Серый кот» (песенка строится на поступенном восходящем и нисходящем движении, например, так: до – ре – ми ми – ре–до Се- рый кот у во-рот Мур-мур-мур, - он поёт). Лягушка квакала так громко, что разбудила кота. (Слушаем и исполняем). Посадить детей на стулья.
Педагог:
Для того, чтобы получить второй звук мы познакомимся и начнем разучивать «Лесную песенку», которую написал Виктор Витлин. Солнце озолотило лес своими лучами. Все, кто были вокруг, обрадовались ему. Послушайте песню и скажите, кто и как встречал солнце. Исполняю: «Лесная песенка», В. Витлина. Беседа: Итак, расскажите, кто был рад солнцу? (Ответы детей). Как вы понимаете «дятел долгоносый?» (Дети высказывают предположения). Что вы можете сказать о песне, какая она? (Ответы детей). Знаете, здесь интересная мелодия. Давайте послушаем, как она себя ведет. (Проигрываю фрагмент мелодии, дети комментируют). Мне нравятся ваши ответы. А теперь прошу подойти к пианино. Я еще раз спою вам первый куплет песни а вы подпевайте. Дети встают со стульев и подпевают. Исполняю первый куплет песни.
Колокольчик. На экране слайд 3.


Педагог:
Дети, прислушайтесь! Кажется, мы отыскали второй звук! (дети комментируют изменившееся изображение) Вы прекрасно справились и с этим заданием. Если песня вам понравилась, вы можете выучить ее со своим музыкальным руководителем. А сейчас мы с вами проведем эксперимент. Давайте пройдем в центр зала и сделаем красивый круг.
Задание 3 (развитие чувства ритма, «звучащие жесты»,

экспериментальная деятельность)

Педагог:
Взгляните на свои ладони. Каким образом они издают звуки? (Варианты детей) Хлопать прямыми ладонями – звук? – Да! Пальцами постучать по ладони? А ногтями друг о друга постучать? Потереть разными сторонами ладони друг о друга? (Все жесты пробуем) Может быть, кто-то из вас умеет щелкать пальцами? Ладонями также можно шлепнуть себя по коленкам, бедрам, груди (пробуем). Получаются звуки? – Да! А если мы опустим взгляд на ноги? Какие звуки можно ими издавать? (дети предлагают варианты, все пробуем) Топаем всей стопой, носком, пяткой. (Кто-то может придумать свой жест, например, пошаркать ногой по полу и т.д.) Молодцы! Теперь, когда мы повторили наши «звучащие жесты», предлагаю использовать их как музыкальные инструменты. Я исполню вам пьесу в двух частях. На первую каждый раз буду назначать какой-либо жест, а на вторую – играем, кто как хочет. Все готовы? Начинаем! Исполняю: «Полька», А. Филиппенко. Играем 2 раза. Вы отлично справились и с этим заданием!
Сигнал колокольчика. На экране слайд 4.

Педагог:
Взгляните, как преображается город с каждым новым звуком! (Дети комментируют изменения).
Задание №4 (Музицирование)
А нас ждет следующее задание. Усаживайтесь на стулья, так нам будет удобнее искать звук. Начинаю читать стихотворение, проговорив каждую строку, исполняю на конкретном инструменте «голос» животного, передаю какому-либо ребенку, он повторяет за мной. Затем без остановок проговариваем целиком то, что у нас получилось. Поскольку дети не знают это стихотворение, их задача промяукать, прошипеть и т.д., исполнить свою партию на музыкальном инструменте. Дятел стучал по стволу на заре, тук-тук-тук (деревянная коробочка) Крякала утка на птичьем дворе, (дудочка)
Квакали дружно лягушки в болоте, ква-ква-ква (клаксон) Лаял рассерженный пёс на охоте, гав-гав (бубен) Рыжий котенок мурлыкал во сне, мур-мур-мур (глиссандо у металлофона) Филин проухал что-то сове, ух-ух (барабан) В березовой роще пел соловей, (свистулька) Шипели под деревом несколько змей, ш…ш… (шейкер или маракас) Упряжка коней мимо лихо промчалась, цок-цок-цок (кастаньеты) Корова протяжно и громко мычала, му-у-у (губная гармошка) Вот сколько звуков услышать мы можем От разных животных, нам это несложно! Слова Ирины Дмитриевны Грошевой
Педагог:
Как здорово у вас получилось! Задаю вопрос 2-3 детям: Какой инструмент помогал тебе передать голос этого зверя?
Колокольчик. Слайд 6.
Поворачиваемся к экрану.
Педагог:
Посмотрите, мы собрали все звуки, теперь сказочный город из бесцветного и тихого превратился в яркий и звучащий! Давайте вспомним, откуда мы брали звуки? (Ответы детей: природа, голоса животных и людей, песня, наше тело) Какое задание больше всего понравилось? Почему? Помните ли вы, какой инструмент изображал голос дятла? (коробочка) Филина? (барабан) Собаку? (бубен) Что в своем теле может использовать человек как музыкальный инструмент? Молодцы! Теперь в чудесном городе есть все необходимые звуки, а нам пора прощаться. До свидания! Музыкальное прощание. Показываем рукой направление мелодии. Дети под музыку уходят в группу.


В раздел образования




Яндекс.Метрика