Автор: Сычёва Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-ДС
Населённый пункт: р.п.Умёт, Тамбовской обл.
Наименование материала: Программа кружка
Тема: План работы кружка " Наши истоки"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД
План работы кружка
« Наши истоки»
( подготовительная группа)
Срок реализации - 2016-2017 учебный год
Автор программы: Сычёва Валентина Владимировна
р.п. Умёт 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритеты программы:
1.
И с п ол ь з о ва н и е
в
р а з го в о р н о й
р е ч и
старославянских слов и изречений.
2.
Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые
пробуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нем чувство красоты,
любознательность.
3.
Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки,
пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) в повседневной деятельности.
4.
Знакомство
с
народными
праздниками
и
традициями.
В
них
фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями
времён
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
насекомых, растений.
5.
Знакомство детей с народно-декоративным искусством.
Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших
предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя
знакомство
с
жилищем,
предметами
быта,
орудиями
труда,
одеждой,
национальными блюдами.
2.Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с
обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным
творчеством,
искусством.
3.Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине
(русской культуре, русскому языку, природе).
4.Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их
возрастных и психологических особенностей.
5.Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма
малой родины.
6.Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи,
создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели,
содержания и педагогических технологий.
Принципы
Современные дидактические принципы опираются на закономерности
обучения, развития в познавательной деятельности. Применяются следующие
принципы:
1.
Принцип систематичности и последовательности предполагает
усвоение
материала
в
определенном
порядке,
системе;
доступность
и
привлекательность необходимой информации.
2.
Принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на
общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями
и специфическими особенностями, присущими традициям.
Весь перспективный план построен на основе народного календаря, в
котором четко прописаны все календарные, народные, обрядовые праздники.
Внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию
дошкольников, такие как «Капустница», Масленица», «Сорока».
3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала,
учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
4.Принцип
интеграции
-
определяет
глубину
взаимосвязи
и
взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности
детей.
5.Принцип
природосообразности
-
учитывает
возрастные
и
индивидуальные
особенности,
задатки,
возможности
обучающихся
при
включении их в разные виды деятельности.
6.Принцип
наглядности,
который
просматривается
при
проведении
наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.
Содержание
В основу программы положена система знаний по ознакомлению детей с
прошлым родного края. Конкретно содержание программы определено в
перспективном плане, конспектах занятий.
Учебный план предполагает восемь встреч для совместной деятельности в
каждой возрастной группе с октября по май.
Несколько занятий приурочено к датам народного календаря. В основе
занятий - подлинный местный, региональный, материал, строгое соответствие
времени
занятий
народному
месяцеслову
и
православному
календарю,
традиционные формы участия детей в этих праздниках.
Программа создана с целью приобщить детей к национальной русской
культуре
на
интерактивных
методах
работы,
которые
предполагают
взаимодействие с музейным пространством и предметами, большую часть
которых можно трогать. Дети дошкольного возраста получают уникальную
возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действе.
Формы работы:
• Интерактивные занятия
• Посещение музеев
• Познавательные беседы
• Предпраздничные посиделки
•Оформление в детском саду мини-музея и выставок
•Творческая продуктивная и игровая деятельность детей
•Праздники
• Работа с родителями
Методы и приемы
Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов
работы педагогов и детей, направленная на достижение дидактических задач.
Прием обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой
учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения.
Метод интерактивной игры
Словесные
Практический
Технология проектирования
Информационно – коммуникативные технологии
Критерии мониторинга
1. Иметь представления:
• о русской печке, ее назначении, приспособлениях: ухват, кочерга, деревянная
лопата, помело;
• народной
игрушке
(«кукле-закрутке»,
матрешке);
игрушке
из
глины
(каргопольской, филимоновской, дымковской);
• видах женского рукоделия, мужских ремесел,народных промыслов;
• народных праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, их традициях;
• истории возникновения денег, лампочки и их предшественников.
2. Понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка,
экскурсовод.
Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку
познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить
интеллект, возможность развить в ребенке творческие способности, элементы
самостоятельности,
сформировать
наглядно-образное
мышление,
навыки
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Тема
Программные задачи
Интегрируема
я
образователь
ная область
Виды
детской
деятельности
Месяц
Диагностика
1
«Как
Знакомить с технологией
«Социально-
Коммуникативная,
Октябрь
рубашка в
поле вы-
росла»
изготовления крестьянами
одежды. Расширять
словарный запас: трепало,
мялка, кросна, лен, кудель.
Воспитывать уважение к
нелегкому труду крестьян
коммуника-
тивное»,
«Познавательн
ое развитие»,
«Художествен
но-
эстетическое
»
игровая, познава-
тельно-исследо-
вательская, чтение
художественной
литературы
2
Устное на-
родное
творчество
-потешки,
считалки,
небылицы
Знакомить с устным
народным творчеством:
потешками, считалками,
небылицами; дать
почувствовать добрый
юмор, задор небылиц.
Учить новую считалку,
практически применять в
игровых ситуациях.
Воспитывать интерес к
малым формам фольклора
«Социально-
коммуника-
тивное»,
«Познавательн
ое развитие»,
«Художествен
но-
эстетическое
»,
«Физическое
развитие»
Коммуникативная,
игровая, чтение
художественной
литературы, двига-
тельная
Ноябрь
3
Народная
игрушка
-деревянна
я игрушка
Расширять и закреплять
представления о русских
народных промыслах,
изготовлении игрушки из
дерева. Обогащать словарь:
богородская, семеновская,
потешный промысел.
Побуждать восхищаться
народными умельцами и
предметами их творчества
«Социально-
коммуника-
тивное»,
«Познавательн
ое развитие»,
«Художествен
но-
эстетическое
»
Коммуникативная,
игровая, музы-
кально-художест-
венная
Декабрь
4
Потешный
промысел
наших
предков
Формировать интерес к
художественным
произведениям русских
мастеров; умение
различать глиняную и
деревянную. Расширять
словарный запас:
дымковская игрушка,
филимоновская игрушка,
кар-гопольская игрушка.
Воспитывать доброе,
уважительное отношение
к творениям рук
человеческих, желание
создавать красивые вещи
«Социально-
коммуника-
тивное»,
«Познавательн
ое развитие»,
«Художествен
но-
эстетическое
Коммуникативная,
игровая, чтение
художественной
литературы, про-
дуктивная
Январь
5
«Сия
Знакомить с народными
«Социально-
Коммуникативная,
Февраль
прялка
изрядна
-хозяюшка
обрядна»
традиционными видами
женского рукоделия -
прядением, плетением.
Активизировать в речи
слова: прялка, прядение,
плетение, свивать, вы-
шивка. Закреплять
полученную информацию в
играх, вызвать у них
чувство радости от
результата своего труда
коммуника-
тивное»,
«Познавательн
ое развитие»,
«Художествен
но-
эстетическое
»,
«Физическое
развитие»
игровая, двига-
тельная, чтение
художественной
литературы
6
Великий
праздник
-Пасха
Знакомить с народным
обрядовым праздником
Пасхой, ее обычаями,
традициями. Ввести в
словарь новые слова и их
значение. Развивать
творческие способности.
Воспитывать уважение к
народным традициям
«Социально-
коммуника-
тивное»,
«Познавательн
ое развитие»,
«Художествен
но-
эстетическое
Коммуникативная,
игровая, музы-
кально-художест-
венная, продук-
тивная
Март
7
«Светит,
да не
греет»
Формировать
представления о «прош-
лом» лампочки (костер,
факел, лучина, свеча,
керосиновая лампа).
Обогатить словарный
запас новыми словами.
Развивать
ретроспективный взгляд
на вещи
«Социально-
коммуника-
тивное»,
«Познавательн
ое развитие»,
«Художествен
но-
эстетическое
Коммуникативная,
игровая, познава-
тельно-исследо-
вательская
Апрель
8
«Мой
посёлок..»
Расширять и закреплять
знания о родном посёлке,
его
достопримечательностях.
Знакомить с историей
возникновения.
Воспитывать чувство
любви к своему посёлку
«Социально-
коммуника-
тивное»,
«Познавательн
ое развитие»,
«Художествен
но-
эстетическое
Коммуникативная,
игровая, познава-
тельно-исследо-
вательская, чтение
художественной
литературы
Май
Диагностика
Май