Напоминание

План работы кружка " Наши истоки"


Автор: Сычёва Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-ДС
Населённый пункт: р.п.Умёт, Тамбовской обл.
Наименование материала: Программа кружка
Тема: План работы кружка " Наши истоки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД

План работы кружка

« Наши истоки»

( подготовительная группа)

Срок реализации - 2016-2017 учебный год

Автор программы: Сычёва Валентина Владимировна

р.п. Умёт 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритеты программы:

1.

И с п ол ь з о ва н и е

в

р а з го в о р н о й

р е ч и

старославянских слов и изречений.

2.

Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые

пробуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нем чувство красоты,

любознательность.

3.

Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки,

пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) в повседневной деятельности.

4.

Знакомство

с

народными

праздниками

и

традициями.

В

них

фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными

особенностями

времён

года,

погодными

изменениями,

поведением

птиц,

насекомых, растений.

5.

Знакомство детей с народно-декоративным искусством.

Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших

предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя

знакомство

с

жилищем,

предметами

быта,

орудиями

труда,

одеждой,

национальными блюдами.

2.Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с

обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным

творчеством,

искусством.

3.Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине

(русской культуре, русскому языку, природе).

4.Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их

возрастных и психологических особенностей.

5.Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма

малой родины.

6.Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи,

создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели,

содержания и педагогических технологий.

Принципы

Современные дидактические принципы опираются на закономерности

обучения, развития в познавательной деятельности. Применяются следующие

принципы:

1.

Принцип систематичности и последовательности предполагает

усвоение

материала

в

определенном

порядке,

системе;

доступность

и

привлекательность необходимой информации.

2.

Принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на

общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями

и специфическими особенностями, присущими традициям.

Весь перспективный план построен на основе народного календаря, в

котором четко прописаны все календарные, народные, обрядовые праздники.

Внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию

дошкольников, такие как «Капустница», Масленица», «Сорока».

3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала,

учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.

4.Принцип

интеграции

-

определяет

глубину

взаимосвязи

и

взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности

детей.

5.Принцип

природосообразности

-

учитывает

возрастные

и

индивидуальные

особенности,

задатки,

возможности

обучающихся

при

включении их в разные виды деятельности.

6.Принцип

наглядности,

который

просматривается

при

проведении

наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.

Содержание

В основу программы положена система знаний по ознакомлению детей с

прошлым родного края. Конкретно содержание программы определено в

перспективном плане, конспектах занятий.

Учебный план предполагает восемь встреч для совместной деятельности в

каждой возрастной группе с октября по май.

Несколько занятий приурочено к датам народного календаря. В основе

занятий - подлинный местный, региональный, материал, строгое соответствие

времени

занятий

народному

месяцеслову

и

православному

календарю,

традиционные формы участия детей в этих праздниках.

Программа создана с целью приобщить детей к национальной русской

культуре

на

интерактивных

методах

работы,

которые

предполагают

взаимодействие с музейным пространством и предметами, большую часть

которых можно трогать. Дети дошкольного возраста получают уникальную

возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действе.

Формы работы:

• Интерактивные занятия

• Посещение музеев

• Познавательные беседы

• Предпраздничные посиделки

•Оформление в детском саду мини-музея и выставок

•Творческая продуктивная и игровая деятельность детей

•Праздники

• Работа с родителями

Методы и приемы

Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов

работы педагогов и детей, направленная на достижение дидактических задач.

Прием обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой

учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения.

Метод интерактивной игры

Словесные

Практический

Технология проектирования

Информационно – коммуникативные технологии

Критерии мониторинга

1. Иметь представления:

• о русской печке, ее назначении, приспособлениях: ухват, кочерга, деревянная

лопата, помело;

• народной

игрушке

(«кукле-закрутке»,

матрешке);

игрушке

из

глины

(каргопольской, филимоновской, дымковской);

• видах женского рукоделия, мужских ремесел,народных промыслов;

• народных праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, их традициях;

• истории возникновения денег, лампочки и их предшественников.

2. Понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка,

экскурсовод.

Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку

познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить

интеллект, возможность развить в ребенке творческие способности, элементы

самостоятельности,

сформировать

наглядно-образное

мышление,

навыки

взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

ПЛАНИРОВАНИЕ

п/

п

Тема

Программные задачи

Интегрируема

я

образователь

ная область

Виды

детской

деятельности

Месяц

Диагностика

1

«Как

Знакомить с технологией

«Социально-

Коммуникативная,

Октябрь

рубашка в

поле вы-

росла»

изготовления крестьянами

одежды. Расширять

словарный запас: трепало,

мялка, кросна, лен, кудель.

Воспитывать уважение к

нелегкому труду крестьян

коммуника-

тивное»,

«Познавательн

ое развитие»,

«Художествен

но-

эстетическое

»

игровая, познава-

тельно-исследо-

вательская, чтение

художественной

литературы

2

Устное на-

родное

творчество

-потешки,

считалки,

небылицы

Знакомить с устным

народным творчеством:

потешками, считалками,

небылицами; дать

почувствовать добрый

юмор, задор небылиц.

Учить новую считалку,

практически применять в

игровых ситуациях.

Воспитывать интерес к

малым формам фольклора

«Социально-

коммуника-

тивное»,

«Познавательн

ое развитие»,

«Художествен

но-

эстетическое

»,

«Физическое

развитие»

Коммуникативная,

игровая, чтение

художественной

литературы, двига-

тельная

Ноябрь

3

Народная

игрушка

-деревянна

я игрушка

Расширять и закреплять

представления о русских

народных промыслах,

изготовлении игрушки из

дерева. Обогащать словарь:

богородская, семеновская,

потешный промысел.

Побуждать восхищаться

народными умельцами и

предметами их творчества

«Социально-

коммуника-

тивное»,

«Познавательн

ое развитие»,

«Художествен

но-

эстетическое

»

Коммуникативная,

игровая, музы-

кально-художест-

венная

Декабрь

4

Потешный

промысел

наших

предков

Формировать интерес к

художественным

произведениям русских

мастеров; умение

различать глиняную и

деревянную. Расширять

словарный запас:

дымковская игрушка,

филимоновская игрушка,

кар-гопольская игрушка.

Воспитывать доброе,

уважительное отношение

к творениям рук

человеческих, желание

создавать красивые вещи

«Социально-

коммуника-

тивное»,

«Познавательн

ое развитие»,

«Художествен

но-

эстетическое

Коммуникативная,

игровая, чтение

художественной

литературы, про-

дуктивная

Январь

5

«Сия

Знакомить с народными

«Социально-

Коммуникативная,

Февраль

прялка

изрядна

-хозяюшка

обрядна»

традиционными видами

женского рукоделия -

прядением, плетением.

Активизировать в речи

слова: прялка, прядение,

плетение, свивать, вы-

шивка. Закреплять

полученную информацию в

играх, вызвать у них

чувство радости от

результата своего труда

коммуника-

тивное»,

«Познавательн

ое развитие»,

«Художествен

но-

эстетическое

»,

«Физическое

развитие»

игровая, двига-

тельная, чтение

художественной

литературы

6

Великий

праздник

-Пасха

Знакомить с народным

обрядовым праздником

Пасхой, ее обычаями,

традициями. Ввести в

словарь новые слова и их

значение. Развивать

творческие способности.

Воспитывать уважение к

народным традициям

«Социально-

коммуника-

тивное»,

«Познавательн

ое развитие»,

«Художествен

но-

эстетическое

Коммуникативная,

игровая, музы-

кально-художест-

венная, продук-

тивная

Март

7

«Светит,

да не

греет»

Формировать

представления о «прош-

лом» лампочки (костер,

факел, лучина, свеча,

керосиновая лампа).

Обогатить словарный

запас новыми словами.

Развивать

ретроспективный взгляд

на вещи

«Социально-

коммуника-

тивное»,

«Познавательн

ое развитие»,

«Художествен

но-

эстетическое

Коммуникативная,

игровая, познава-

тельно-исследо-

вательская

Апрель

8

«Мой

посёлок..»

Расширять и закреплять

знания о родном посёлке,

его

достопримечательностях.

Знакомить с историей

возникновения.

Воспитывать чувство

любви к своему посёлку

«Социально-

коммуника-

тивное»,

«Познавательн

ое развитие»,

«Художествен

но-

эстетическое

Коммуникативная,

игровая, познава-

тельно-исследо-

вательская, чтение

художественной

литературы

Май

Диагностика

Май



В раздел образования




Яндекс.Метрика