Напоминание

"Этикет за столом или почему манерам нужно учиться" Технология ведения дома 6 класс.


Автор: Пацер Ольга Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: Муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназии №14 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка к уроку технологии в соответствии с ФГОС
Тема: "Этикет за столом или почему манерам нужно учиться" Технология ведения дома 6 класс.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по технологии в 6 классе на тему

Сервировка стола. Этикет»

Учебник: Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник

для общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д.

Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.

Автор работы: Пацер Ольга Васильевна, учитель технологии.

Цель урока: освоить правила сервировки стола, порядка подачи

блюд на обед, выполнить мини проект.

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию знаний, умений

в сервировке стола, этикета; разработать меню к обеду.

Развивающая задача: содействовать в развитии интереса к

процессу приготовления пищи, умения применять знания на

практике, навыков целеполагания, исследования, анализа,

сравнения, умения выражать свои мысли, оценки, планирования,

самоконтроля

Воспитательная задача: мотивировать на осознание потребности

к труду, экологической культуре, профессиональному

самоопределению, взаимовыручке, содействовать эстетическому

воспитанию.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: классно – урочная.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Планируемые результаты:

Предметные: Знания: о калорийности продуктов, правилах

сервировки стола, этапах выполнения

проекта. Умения: сервировать стол к обеду.

Метопредметные УДД:

Познавательные: анализ, выбор способов решения задач,

построение цепи рассуждений, поиск информации.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование,

планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на

уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в

группе.

Личностные УУД: формирование мотивации и самомотивации

изучения предмета, познавательного интереса, проектной

деятельности, нравственно-этическая ориентация.

Методическое обеспечение: презентация, столовые приборы,

скатерти, салфетки, картинки образцов меню, образцы проектов,

рабочая тетрадь по технологии, учебник «Технология», сборник

рецептур.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Приветствие.

- Проверка явки учащихся.

- Заполнение учителем классного журнала.

- Проверка готовности к уроку.

- Создание условий для возникновения у учащихся внутренней

потребности включения в учебную деятельность.

2. Постановка цели, задач и темы урока. Мотивация учебной

деятельности учащихся.

- Предположите, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Фронтальный опрос учащихся:

- Что же такое сервировка стола?

- Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для

приёма пищи.

- Какую посуду и приборы используют для сервировки стола к

завтраку?

- Сервируя стол к завтраку, подают чашку или стакан на блюдце,

полу порционную тарелку, закусочные приборы: вилку, ложку, нож,

чайную ложку, подставку под яйцо.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей и

правилами этикета, некоторыми приемами сервировки стола к

обеду, научимся красиво оформлять его при помощи салфеток,

и правилам поведения за столом.

Все правила поведения

давным-давно известны,

остановка за малым –

за умением ими пользоваться.

Б. Паскаль

(написать на доске)

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную

культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут

быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или

учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими,

манеры – изысканными или вульгарными, отношение к другим –

достойным или невежливым. Общая культура поведения

складывается из многих составляющих, и вряд ли нужно

объяснять, насколько приятно иметь дело с людьми, умеющими

вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми,

невежливыми людьми.

Большинство правил этикета имеет длительную историю, которой

нельзя пренебрегать. «Уважение к минувшему, - вот черта,

отличающая образованность от дикости», - говорил А. С. Пушкин.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически

всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой

страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные

общественным строем страны, спецификой ее исторического

развития.

Каждый из нас является частью общества, в котором он живет. Это,

прежде всего, проявляется в ежедневном общении людей друг с

другом. Поэтому мы привыкли к тому, что, общаясь, каждый день

со многими людьми, делаем это не задумываясь, считая общение

естественным и обыденным.

Но для того, чтобы нас правильно понимали и воспринимали,

следует соблюдать нормы и правила, которые называются

этикетом.

Что такое этикет?

Этикет – это совокупность правил поведения, принятых в

обществе.

Само слово «этикет» вошло в международный обиход в XVII веке.

Как-то на одном придворном приеме во времена правления

французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки

(этикетки) с перечислением некоторых правил поведения при

королевском Дворе. От их французского названия и произошло

слово «этикет», позднее вошедшее в языки многих стран.

В о п р о с: Что гласит один из параграфов Эрмитажного «Устава»

Екатерины II?

- Снимать обувь, ибо испортится цветной паркет.

- Не задирать голову наверх, ибо можно упасть.

- Быть веселыми, но ничего не уничтожать, не разбивать и не

кусаться. (+)

Здесь и далее правильный ответ выделен жирным шрифтом

Сегодня правила хорошего тона регламентируют наше общение

буквально везде: в гостях, в поездке, на работе и даже в Интернете.

Считается, что первая книга по этикету была написана в Древнем

Египте около 2350 года до н.э. К сожалению, до наших дней она не

сохранилась.

В о п р о с: Как называлась эта книга?

- «Инструкция по поведению» (+)

- «Указания фараона»

- «Свод правил хорошего тона»

На верхушке жезла, обвитого лавром, в доказательство почета и

славы греческого посланника, были прикреплены крылья птицы и

два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и

хитрость посла, а крылья – маневренность и подвижность хозяина

жезла.

Послу также вручались инструкции по ведению переговоров,

написанные на двух карточках или табличках, сложенных пополам.

В о п р о с: Как их называли?

- Сертификаты;

- Удостоверения;

- Дипломы (+)

Отсюда появилось и слово «дипломатия».

Таким образом, дипломатический (политический) этикет появился

раньше всех остальных разновидностей этикета.

В эпоху раннего средневековья обращали особое внимание на

место расположения за столом: чем выше положение и значение

гостя, тем ближе сидел он к хозяину.

О сервировке стола, также, как и о правилах пользования

столовыми приборами, понятий, практически, не было: ели тогда в

основном руками, накладывая еду на ломти хлеба, заменявшие

индивидуальные блюда.

Так как пища вплоть до XVI века употреблялась, в основном,

руками, то их приходилось часто вытирать. Для этого служили всё

те же хлебные мякиши и, как ни странно, полы скатерти (несмотря

на то, что они обычно делались из довольно дорогих тканей).

В о п р о с: Салфетки в те времена тоже существовали, но служили

они для другой цели. Какой?

- похвастаться перед остальными гостями ее красивым

оформлением;

- использовать сей предмет вместо веера;

- в них можно было завернуть угощение, которое гость желал

забрать с собой. (+)

В аристократической Западной Европе строгость придворного

этикета приводила подчас и к курьёзным ситуациям. Однажды

французский король Людовик XIII зашел поговорить о делах к

кардиналу Ришелье, который в то время был болен и не мог

подняться с кровати. По правилам этикета король не мог во время

разговора стоять или сидеть, если поданный в это время лежал.

В о п р о с: Как поступил в этом случае Людовик?

- Заставил подняться Ришелье с кровати;

- Решил не следовать правилам этикета;

- Лег рядом с Ришелье. (+)

А как же развивался этикет в России?

История этикета в нашей стране уходит своими корнями в

глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей

Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из

традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда

отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер.

Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том

числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке

христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало

огромное влияние на формирование норм нравственности.

Особое место в древнерусской культуре занимал литературный

памятник XII века, написанный великим киевским князем

Владимиром Мономахом «Поучение Владимира Мономаха», где

были даны первые письменные правила поведения.

Со временем вошли в моду так называемые ассамблеи – приемы,

на которые приглашались знатные особы вместе с женами. Во

время этих празднеств гости танцевали, пировали, играли в

шахматы, шашки (игру в карты император не поощрял). Помимо

пиршеств в моду вошли военные парады, маскарады, морские и

речные прогулки.

В о п р о с: Какой языческий праздник, гонимый православной

церковью, при Петре отмечали с особым размахом?

- Масленица (+)

- День Ивана Купала

- Русальная неделя

В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения,

постепенно приближаясь к своему современному состоянию.

Мы прекрасно знаем, что язык тела и хорошие манеры являются

своего рода визитной карточкой. Соблюдение минимальных правил

поведения за столом — это залог комфортного обеда для вас,

ваших друзей и близких. Это должен знать каждый человек!!!

Поведению за столом всегда придавали важное значение. Об

общем культурном уровне человека судили и по тому, насколько

красиво, элегантно он ест, правильно ли пользуется столовыми

приборами. Конечно, и сегодня эти критерии не утратили значения,

но…

Согласитесь, немало есть людей, проповедующих простоту

поведения за столом. Они считают, что премудрости приема пищи

излишни. Так ли это? Хорошо бы показать подобным знатокам их

же самих со стороны. Попробуем? Начнем с самого простого, с

осанки сидящих за столом.

Обратите внимание, ваш сосед сидит, а вернее, небрежно

полулежит на стуле. Вам приятно? Другой, придвинувшись

вплотную к столу, положил на него локти, мешает всем. Бывает и

так, что сидящий так далеко отодвинется, что каждое движение для

него «подвиг»: того и гляди уронит жирный кусок на стол или на

костюм. Хорошо, если на собственный.

Вас пригласили на ужин – на столе много незнакомых предметов.

Как правильно ими пользоваться, чтобы окружающие не подумали,

что вы плохо воспитаны. Научиться правилам этикета за столом

можно за короткий промежуток времени. Также просто освоить

правила сервировки стола и привить хорошие манеры поведения за

столом своему ребенку

Ознакомившись с правилами этикета за столом, вы всегда будете

чувствовать себя на своем месте во время приема пищи не только в

гостях, но и на деловых приемах, и в ресторане. Залогом успеха

будет ваша уверенность и знания. Предлагаем вам ознакомиться с

правилами поведения за столом и постараться сразу применить на

практике изученный материал.

1. Следите за осанкой. Вы только представьте, как неприятно

смотреть на человека, не поднимающего своего носа от тарелки.

Спина сгорблена, локти раздвинуты. Особое предупреждение

обладателям длинных волос: не стоит низко наклоняться, если не

хотите вместе с едой закусить еще и своей шевелюрой. Сядьте

поудобнее, выпрямите спину, положите кисти рук на стол и

держите свои локти при себе.

2. Не начинайте есть раньше хозяина. Это ведь совсем просто, не

так ли?

3.Держите приборы строго по центру. Используйте каждый прибор

по назначению (то, что можно есть вилкой, ешьте вилкой).

Держите в руках только тот столовый прибор, которым вы

пользуетесь.

4.Старайтесь держать ложку или вилку, когда едите, ровно на

линии рта. Не отводите руку в сторону, так вы можете легко

запачкать стол или скатерть, которой он покрыт.

5.Не разговаривайте с набитым ртом! Во-первых, это некрасиво,

во-вторых, вы можете подавиться.

6.Даже если ваша еда вам очень нравится, не причмокивайте, не

хлюпайте и не чавкайте от удовольствия. Поверьте, это очень

раздражающие звуки.

7.Ешьте спокойно. Еда — это не гонки. К тому же размеренный

прием пищи полезен для здоровья. Организм насытится быстрее,

поэтому вы съедите меньше.

8.Расположение приборов также играет немаловажную роль:

9. Если вы пьете чай или кофе, не пользуйтесь при этом ложкой.

Она нужна только для перемешивания сахара или сливок. Не стоит

также оставлять ложку в чашке.

10.Если по каким-то причинам вам нужно выйти из-за стола,

заранее извинитесь.

11. Бывает так, что нужное блюдо, солонка или перечница

находятся вне вашей досягаемости. Не тянитесь через весь стол.

Попросите того, кто ближе, передать вам то, что вас интересует.

12. Не оставляйте надкусанную еду на тарелке. Если вы

собираетесь прерваться на беседу, сначала доешьте все то, что уже

начали.

13. Стоит помнить, если вы едите с друзьями или близкими,

обращайте на них внимание. Прервитесь на дружеский разговор,

поинтересуйтесь как у ваших близких дела. Не «ныряйте» в свой

обед.

14.Спагетти едят вилкой, два раза обернув вокруг. Если не хотите,

чтобы они висели, надрежьте их ножом на тарелке.

15. Избегайте двусмысленных комментариев, разговоров о

политике, религии и деньгах. Поверьте, это не самые «аппетитные»

темы.

16. Всегда смотрите, кто к вам обращается. Не прерывайте

говорящего.

17. В том, что вы отошли, нет ничего плохого. Главное — не

отлучайтесь надолго.

18. Сохраняйте ровный тон голоса.

19. Дурной тон поправлять макияж и прическу за столом.

20. Не отвлекайтесь на мобильный телефон за столом. Если это

неизбежно, отлучитесь по делам и вернитесь к столу только тогда,

когда сможете полностью уделить внимание своим друзьям и

близким.

П

ОСТАРАЙСЯ

ЗАПОМНИТЬ

!

Хлеб нужно отламывать руками.

Масло берется вилкой.

Рыбные кости отделяют специальным ножом, а вилкой — мясо.

Можно изготовить для себя такую салфетку!

Мягкие сыры разрешается намазать на ломтик хлеба. Твердые сыры

кладут вилкой на тарелку.

Бульон едят ложкой, мясо и гренки вылавливают ложкой. Сначала

съедается бульон, а потом кусочки мяса.

Кашу едят десертной ложкой.

От куска мяса отрезается кусочек и вместе с гарниром подносится ко рту.

Макароны едят вилкой. Спагетти опускают в середину тарелки и

приподнимают вверх, чтобы отделить маленькую порцию. Спагетти

наматывают на вилку и сразу едят.

Суп до конца не доедают, а ложка все время должна оставаться в

тарелке.

Шашлык снимается с шампура и складывается на тарелку.

Ломтики арбуза едят вилкой.

Вишни и черешню с косточкой берут за веточки. Косточки сплевывают

сначала в кулак, а потом незаметно отправляют на тарелку.

Если чай налит в стакан, то ложку можно оставить, а если в чашку – ее

нужно достать. Кусочки сахара сильно не размешивают, а дожидаются,

когда они растворятся.



В раздел образования




Яндекс.Метрика