Автор: Мухаметзянова Марина Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: город Чистополь РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательный потенциал этнокультурного образования на уроках музыки"
Раздел: среднее образование
«Воспитательный потенциал этнокультурного
«Воспитательный потенциал этнокультурного
образования на уроках музыки»
образования на уроках музыки»
учитель музыки
учитель музыки
МБОУ «Лицей №1»
МБОУ «Лицей №1»
Мухаметзянова
Мухаметзянова
Марина Николаевна
Марина Николаевна
г.Чистополь
г.Чистополь
•
Мировая культура складывается из
Мировая культура складывается из
национальных
национальных
культур отдельных народов в
культур отдельных народов в
результате их взаимодействия. Характерной
результате их взаимодействия. Характерной
чертой российской национальной культуры
чертой российской национальной культуры
являются процессы взаимодействия и
являются процессы взаимодействия и
взаимообогащения искусства разных наций и
взаимообогащения искусства разных наций и
народностей. И в народном искусстве других
народностей. И в народном искусстве других
наций, и в образах творчества собственного
наций, и в образах творчества собственного
народа в общественной форме доходит до нас
народа в общественной форме доходит до нас
живой голос истории, голос культурных
живой голос истории, голос культурных
поколений. Через эти вещи мы постигаем
поколений. Через эти вещи мы постигаем
истоки, богатую историю нашей национальной
истоки, богатую историю нашей национальной
культуры, видим душу народа.
культуры, видим душу народа.
•
Республика Татарстан – это этническая
Республика Татарстан – это этническая
республика в составе Российской Федерации,
республика в составе Российской Федерации,
поэтому представляет собой модель
поэтому представляет собой модель
этнокультурной политики в регионе, где
этнокультурной политики в регионе, где
преобладает нерусское население. На
преобладает нерусское население. На
сегодняшний день в крае проживают: татары -
сегодняшний день в крае проживают: татары -
53%; русские – 40%, чуваши – 3,3%, и другие
53%; русские – 40%, чуваши – 3,3%, и другие
народы которые имеют свои национально-
народы которые имеют свои национально-
культурные центры и активно
культурные центры и активно
взаимодействуют с региональными властями.
взаимодействуют с региональными властями.
•
Культурологический подход к
Культурологический подход к
образованию дает возможность
образованию дает возможность
противостоять пресыщению ребенка
противостоять пресыщению ребенка
информацией, и как следствие,
информацией, и как следствие,
обнищанию его души, распаду всей
обнищанию его души, распаду всей
системы наследования культурно-
системы наследования культурно-
исторического опыта, разобщению
исторического опыта, разобщению
поколений, утрате традиций.
поколений, утрате традиций.
•
Одна из важнейших задач
Одна из важнейших задач
школьного эстетического
школьного эстетического
образования – это воспитание души
образования – это воспитание души
ребенка средствами искусства,
ребенка средствами искусства,
музыкой в частности, воздействие на
музыкой в частности, воздействие на
процесс становления его
процесс становления его
нравственных и эстетических качеств,
нравственных и эстетических качеств,
нравственных идеалов.
нравственных идеалов.
•
Этнокультурная направленность учебного
Этнокультурная направленность учебного
процесса – важная задача современного
процесса – важная задача современного
гуманитарного и эстетического
гуманитарного и эстетического
образования. Ее актуальность обусловлена
образования. Ее актуальность обусловлена
прежде всего значимостью нравственного
прежде всего значимостью нравственного
и гражданского воспитания,
и гражданского воспитания,
формирование самосознания,
формирование самосознания,
толерантности, способствующих
толерантности, способствующих
самоопределению и саморазвитию
самоопределению и саморазвитию
личности.
личности.
•
Вхождение личности в мировую
Вхождение личности в мировую
культуру через этнокультурное
культуру через этнокультурное
образование и воспитание,
образование и воспитание,
осознание себя в качестве объекта
осознание себя в качестве объекта
и субъекта культуры и истории в
и субъекта культуры и истории в
большей степени происходит в
большей степени происходит в
детском и подростковом возрасте.
детском и подростковом возрасте.
•
Татарстан – составная часть великой России. Здесь
Татарстан – составная часть великой России. Здесь
издавна в дружбе и согласии живут люди разной
издавна в дружбе и согласии живут люди разной
национальности. Школы республики превратились
национальности. Школы республики превратились
в «Школу общения этносов», где есть условия для
в «Школу общения этносов», где есть условия для
освоения национальных традиций и где в то же
освоения национальных традиций и где в то же
время создается среда для благоприятного
время создается среда для благоприятного
межэтнического общения.
межэтнического общения.
•
Всем известно, что любовь к Отечеству начинается
Всем известно, что любовь к Отечеству начинается
с любви к малой родине. Без знания основ народной
с любви к малой родине. Без знания основ народной
жизни, народного фольклора, истории родного
жизни, народного фольклора, истории родного
края, города, великих
края, города, великих
талантливых людей, их
талантливых людей, их
творчества невозможно воспитать любовь к своей
творчества невозможно воспитать любовь к своей
родине и уважение к культуре других народов.
родине и уважение к культуре других народов.
•
Татарское музыкальное искусство -
Татарское музыкальное искусство -
важнейшая часть национальной культуры. В
важнейшая часть национальной культуры. В
лучших произведениях композиторского и
лучших произведениях композиторского и
народного творчества воплощены типичные
народного творчества воплощены типичные
черты национального характера, история и быт
черты национального характера, история и быт
народа, его обычаи и нравы – богатый и
народа, его обычаи и нравы – богатый и
разнообразный опыт эмоционально-
разнообразный опыт эмоционально-
нравственных отношений человека к
нравственных отношений человека к
действительности.
действительности.
•
При знакомстве с этнокультурой, обычаями,
При знакомстве с этнокультурой, обычаями,
традициями, фольклором, профессиональным
традициями, фольклором, профессиональным
музыкальным искусством своего народа не
музыкальным искусством своего народа не
только расширяется музыкальный кругозор
только расширяется музыкальный кругозор
учащихся, но и происходит осознание вклада
учащихся, но и происходит осознание вклада
татарского народа в мировую музыкальную
татарского народа в мировую музыкальную
культуру
культуру
•
Народная музыка является неотъемлемой частью
Народная музыка является неотъемлемой частью
этнокультуры. Она играет значительную роль в
этнокультуры. Она играет значительную роль в
развитии и формировании облика молодого
развитии и формировании облика молодого
поколения. Народная музыка, основанная на
поколения. Народная музыка, основанная на
обращении к духовному миру человека, позволяет
обращении к духовному миру человека, позволяет
выстроить в системе ценностей учащихся
выстроить в системе ценностей учащихся
отношение к самому себе и к миру в целом,
отношение к самому себе и к миру в целом,
определить жизненную позицию.
определить жизненную позицию.
•
Уже много лет работая в общеобразовательной
Уже много лет работая в общеобразовательной
школе хочется отметить, что мордовская музыка
школе хочется отметить, что мордовская музыка
становится все более популярной среди детей.
становится все более популярной среди детей.
Учащиеся с огромным удовольствием поют
Учащиеся с огромным удовольствием поют
мордовские песни, с искренней
мордовские песни, с искренней
заинтересованностью слушают сочинения
заинтересованностью слушают сочинения
мордовских композиторов, изучают их жизненный и
мордовских композиторов, изучают их жизненный и
творческий путь, знакомятся с лучшими образцами
творческий путь, знакомятся с лучшими образцами
•
народного и профессионального искусства
народного и профессионального искусства
•
В младшем школьном возрасте формируются
В младшем школьном возрасте формируются
основы личностной этномузыкальной культуры,
основы личностной этномузыкальной культуры,
активно развивается этномузыкальный слух,
активно развивается этномузыкальный слух,
происходит «закладка» фундамента
происходит «закладка» фундамента
этномузыкального мышления.
этномузыкального мышления.
•
Учащиеся усваивают народные нравственные и
Учащиеся усваивают народные нравственные и
эстетические идеалы, этномузыкальные ценности,
эстетические идеалы, этномузыкальные ценности,
развивают этномузыкальные способности,
развивают этномузыкальные способности,
приобретают сведения об истории, быте, жанрах
приобретают сведения об истории, быте, жанрах
народного музыкального искусства, народных
народного музыкального искусства, народных
музыкальных инструментах; формируют навыки
музыкальных инструментах; формируют навыки
исполнения народных песен, усваивают
исполнения народных песен, усваивают
простейшие этнического многоголосия, навыки
простейшие этнического многоголосия, навыки
исполнения народных танцевальных движений,
исполнения народных танцевальных движений,
игры на народных музыкальных инструментах как
игры на народных музыкальных инструментах как
своего народа, так и народов, населяющих регион,
своего народа, так и народов, населяющих регион,
приобретают умение воспринимать произведения
приобретают умение воспринимать произведения
национальных композиторов и выявлять в них
национальных композиторов и выявлять в них
признаки этнического своеобразия.
признаки этнического своеобразия.
•
Воспитание средствами национального
Воспитание средствами национального
искусства предполагает и определенный
искусства предполагает и определенный
уровень сформированности умений
уровень сформированности умений
размышлять о музыке, высказывать оценочное
размышлять о музыке, высказывать оценочное
суждение вкуса, осознанно воспринимать
суждение вкуса, осознанно воспринимать
жизненные связи татарской
жизненные связи татарской
•
музыки, ее общественно-социальную роль.
музыки, ее общественно-социальную роль.
Например, при знакомстве с творчеством Ф.
Например, при знакомстве с творчеством Ф.
Яруллина,
Яруллина,
его прекрасный балет «Шурале»
его прекрасный балет «Шурале»
ребята обращают
ребята обращают
внимание на прекрасный
внимание на прекрасный
образец татарской- национально музыки. Это
образец татарской- национально музыки. Это
произведение ведет учащихся в интонационно-
произведение ведет учащихся в интонационно-
стилистический строй
стилистический строй
национальной музыки
национальной музыки
композитора.
композитора.
•
Знакомство учащихся с биографиями
Знакомство учащихся с биографиями
татарских композиторов, исполнителей дает
татарских композиторов, исполнителей дает
возможность учащимся понять, что все наши
возможность учащимся понять, что все наши
талантливые люди трудились и трудятся на
талантливые люди трудились и трудятся на
благо нашей республики, стремятся к ее
благо нашей республики, стремятся к ее
процветанию. Учащиеся, готовясь к
процветанию. Учащиеся, готовясь к
индивидуальным выступлениям, с большим
индивидуальным выступлениям, с большим
интересом собирают информации о
интересом собирают информации о
композиторах и исполнителях, которые живут
композиторах и исполнителях, которые живут
в наше время и дарят свое творчество
в наше время и дарят свое творчество
людям.
людям.
•
Большое внимание на своих уроках музыки я
Большое внимание на своих уроках музыки я
уделяю патриотическому воспитанию,
уделяю патриотическому воспитанию,
направленному на формирование уважительного
направленному на формирование уважительного
отношения к «большой»
отношения к «большой»
и
и
«малой» Родине,
«малой» Родине,
России и Татарстан, родным местам, историческому
России и Татарстан, родным местам, историческому
прошлому, родной культуре, собственному народу
прошлому, родной культуре, собственному народу
и народам России. На
и народам России. На
уроках, знакомя детей с
уроках, знакомя детей с
композиторами народов Татарстана и их
композиторами народов Татарстана и их
произведения. Это Ф. Яруллин ,Н. Жиганов,С
произведения. Это Ф. Яруллин ,Н. Жиганов,С
Сайдашев его знаменитый марш Советской
Сайдашев его знаменитый марш Советской
Армии.С. Губайдуллина чьё имя носит наша
Армии.С. Губайдуллина чьё имя носит наша
музыкальная школа мы слушаем и анализируем её
музыкальная школа мы слушаем и анализируем её
музыку к мультфильмам «Маугли», «Шепталки»
музыку к мультфильмам «Маугли», «Шепталки»
Нельзя и не сказать про нашу гордость певец
Нельзя и не сказать про нашу гордость певец
мирового маштаба Ф. Шаляпине который родился в
мирового маштаба Ф. Шаляпине который родился в
Казани и многие др. композиторы.
Казани и многие др. композиторы.
•
Духовные ценности народа, его
Духовные ценности народа, его
традиции, обычаи и нравы в течении
традиции, обычаи и нравы в течении
многих поколений
многих поколений
играли и играют
играли и играют
сегодня
сегодня
решающую роль в становлении
решающую роль в становлении
личности, в формировании духовно-
личности, в формировании духовно-
нравственных качеств подрастающего
нравственных качеств подрастающего
поколения. В них сосредоточены такие
поколения. В них сосредоточены такие
гуманистические ценности, которые не
гуманистические ценности, которые не
подвержены старению. В тоже время
подвержены старению. В тоже время
они создают этническую специфику
они создают этническую специфику
народов, украшают их духовный облик.
народов, украшают их духовный облик.
Наши успехи на республиканских
Наши успехи на республиканских
конкурсах
конкурсах
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!