Автор: Павлова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 имени академика А.И.Савина"
Населённый пункт: город Осташков Тверской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Длина пути в единицу времени или скорость"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка по математике (4 класс)
Тема «Длина пути в единицу времени или скорость»
по УМК «Перспективная начальная школа»
Цели:1)научить
детей
ориентироваться
в
единицах
времени,
умению
их
преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;
2)научить решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»;
3)
способствовать развитию логического мышления, внимания, речи,
самостоятельности
4)воспитание коммуникативной культуры, личностной активности.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация опорных знаний
а) устный счёт (коллективно) на доске без ответов
(96-26):7=10
(58+14):9=8
5х8-4=36
24:4+34=40
50:10х4=20
16:4х3=12
45:9х10=50
(37+5):7=6
100-5х6=70
21:3х5=35
(70-7):9=7
1000:100х10=100
50х10:100=5
- Попробуйте расшифровать слова (по рядам)
10
8
36
40
20
12
50
6
70
35
7
100
5
Р
О
С
Т
Н
И
Я
Е
М
К
А
Ь
В
На листочках (парами)
1 ряд
36
35
8
10
8
36
40
100
2 ряд
5
10
6
70
50
3 ряд
10
7
36
36
40
8
50
20
12
6
б) -Дайте определение этих величин. (Расстояние-это длина пути. Время –
продолжительность пути. Скорость – длина пути в единицу времени).
в) -Сформулируйте тему урока.
г) -Цели определите на листочках
Тема урока
Моя цель
Способы моих
действий
Рефлексия
Домашнее
задание
Оцени
работу
«3»
«4
»
«5»
Длина пути
в единицу
времени,
или
скорость.
1.Узнать связь
между
величинами.
2.Научиться
решать задачи
1.Буду работать в
меру своих сил.
2.Буду стараться.
3.Буду очень
стараться.
«3»
«4»
«5»
д) -Чтобы научиться решать задачи, мы должны чётко знать, в чём
выражаются скорость, время, расстояние. Выберите для каждой величины
единицы измерения (по рядам). Самостоятельно.
Мин., см, км/ч, час, км, с., м/мин., м, м/с
3.Новый материал
а) - Ваши знания нам понадобятся, чтобы научиться решать задачи на
движение.
Скорость
Время
Расстояние
- Рассмотрите животных, которые занесены в Красную книгу. Амурский тигр
развивает скорость до 80 км/ч, уступая лишь гепарду. Бабочка Аполлон
может лететь со скоростью 20 км/ч. Беркут – самый быстрейший из орлов и
развивает скорость 100 км/ч. Выхухоль половину жизни проводит в воде,
любит прятаться, поэтому скорость её передвижения неизвестна. Утка
мандаринка – перелётная птица, её скорость 70 км/ч. Снежный барс развивает
скорость 60 км/ч. Зубр – 40 км/ч.
- Пользуясь таблицей скоростей, сформулируйте задачу по известным
данным: скорости и времени. (Заполнение таблицы и решение задачи).
Вывод: Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
- Составим обратные задачи. Сформулируйте следующую задачу по
известным данным скорости и расстояния. (Заполнение таблицы и решение
задачи).
Вывод: Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
- Сформулируйте задачу на нахождения скорости. (Заполнение таблицы и
решение задачи).
Вывод: Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
б) учебник (№272) самостоятельно. Заполнение таблицы в тетрадях и на
доске.
v
t
S
?
2 ч.
1800 км
Динамическая пауза - игра «Крестики-нолики»
(если утверждение верное, ставить Х, если – нет, то О)
Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.
Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути.
Время движения объекта зависит от его скорости.
Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут
одинаковое.
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
Чтобы найти расстояние, надо скорость разделить на время.
в) - В № 277 приведены скорости некоторых объектов и явлений природы.
- Сможем сразу расположить величины в порядке возрастания? Почему?
- Вспомните, как это мы делали на прошлом уроке.
На доске: 20 м/с = ? км/ч
Метры умножали на количество секунд в часе (Это … секунд?) и делили на
1.000 (Столько метров в километре)
20х3.600:1.000=72.000:1000=72 км/ч
По образцу: 10м/с =10х3.600:1000= 36.000:1000=36 км/ч
-Как переведём следующую скорость?
Метры умножаем на количество минут в часе (60) и делим на 1000 (Столько
метров в километре)
100м/мин.= 100х60:1000=6000:1000=6км/ч
-Расставьте скорости в порядке возрастания: 6км/ч, 36км/ч, 90км/ч, 900км/ч
Проверка.
б) Выполнение второй части задания (коллективно одну задачу).
4.Закрепление.
- Фраза «ползёшь, как улитка» (в значении «медленно») широко
распространена в быту. Подобное сравнение вполне заслужено, ведь улитки
считаются самыми медленными животными на Земле. Они движутся со
скоростью всего 36 м/ч. Даже в сравнении с её собственными размерами –
это очень медленно.
-Переведём величину 36м/ч в см/с
36х100 (в 1 метре 100 см, в числе 100 два 0) =3600 см
Час переводим в секунды (3.600)
3600:3600 =1см/с
-
Скажите, секунда - это много или мало?
- А знаете, что можно сделать за 1 секунду?
За 1 секунду выходит 45 экземпляров книг, а из них 7 для вас, ребята.
Сосчитайте, сколько книг за 1 минуту выходит для вас.
(7*60=420кн.), а всего книг 2700 экземпляров;
- А вот за 1 минуту выпускают в стране:
- будильников и часов - 80 штук; 18 телевизоров, 14 холодильников, 4автомобиля;
5. Итог урока.
-Что интересного вы узнали на уроке?
-Какую полезную информацию вы запомнили?
6. Рефлексия.
-Возьмите свой листочек и поставьте себе за работу на уроке оценку (если у
вас всё получилось, то «5», если были небольшие трудности, то «4», а если
урок не принёс никакой пользы, тогда «3»).
7.Домашнее задание (дифференцированное) отметить на листочках
-Пусть каждый из вас выберет домашнее задание по силам.
На «3» - №280
На «4» - №278
На «5» - №279
Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
имени академика А.И.Савина» города Осташкова Тверской области: Павлова
Людмила Александровна