Автор: Меджидова Кабират Салимсолтановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №79 "Садко"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Использование "Даров Фребеля" в работе с детьми дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 79 «Садко»
Семинар-практикум на тему:
Использование «Даров Фребеля»
в работе с детьми дошкольного возраста.
Подготовила: воспитатель
Меджидова К.С
г. Сургут 2017
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема семинара практикума:
Использование «Даров Фрёбеля» в работе с детьми дошкольного возраста.
Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых
детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимости гармоничного воспитания детей
дошкольного возраста, раскрытии природного потенциала каждого ребенка и разработал для
этого систему усложняющихся пособий, которые впоследствии стали называться «дарами
Фребеля».В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных
возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста
и
ведущим
видом
деятельности
для
них
является
игра.
Успешному
решению
задач
образовательной программы «От рождения до школы» может способствовать использование
практического пособия «Дары Фрёбеля».
Д ар ы
Ф.
Фребеля
–
самый
первый
обучающий (дидактический) материал
для
детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Ф. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную,
строго регламентированную систему, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития
навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств
отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью. Игры, считал Ф.
Фрёбель, способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают детское творчество.
Для развития ребенка Фребель предложил 6 «даров».
С «дарами» можно начинать играть с самого раннего возраста.
Развивающий материал Фрёбеля
Развивающие
материалы
Фрёбеля
получили
одноименное
название
«дары
Фрёбеля».
Дары
пронумерованы
по степени сложности. Всего 6 основных наборов. Первый набор предлагается
ребенку уже с начала первого года, последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым
знаниям.
Первые
наборы
Фрёбеля,
предназначенные
для
самых
маленьких
детей,
достаточно
ограничены.
В
то
время,
как
материалы
для
средних
и
старших
дошкольников
могут
быть
полноценным
комплектом
для
изучения
целого
ряда
дисциплин
(геометрия,
арифметика,
конструирование).
Первый дар представляет собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из 7 мячиков
различных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). У каждого
мячика должен быть шнурок соответствующего цвета.
1.Знакомство с мячиками рекомендуется уже с 2-х месяцев. Для знакомства с первым мячиком
рекомендуется
выбрать
голубой,
так
как
он
меньше
всего
напрягает
зрение.
Мячик
вешается
у
колыбели двухмесячного малыша. В качестве мячика можно использовать легкий клубок ниток или
тряпичных лоскутков, закрепленный от раскатывания. С точки зрения Фрёбеля форма шара имеет
сакральное значение для первого знакомства, ведь именно такую форму имеют все огромные небесные
тела и даже зарождение жизни происходит из ячеек округлой формы.
2.В 2-3 месяца ребенок учится хватать, толкать и раскачивать мячик. Когда ребенок научится хватать
один мячик, необходимо добавить еще 1-2 мячика других цветов. С красным мячиком Фрёбель
рекомендует знакомить в последнюю очередь, так как этот цвет чересчур яркий.
3.В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления
движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка
на траекторию движения мячиков.
Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Цель игры: знакомство с формами
и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб —
символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
1.Сравнение
фигур
между
собой,
с
выявлением
особенностей
каждой.
2.Наблюдение
вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении. Выявление, фактов:
1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время
как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Занятие по Фрёбелю со вторым даром
1.
Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.
2.
Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.
Выявление, фактов: 1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба
и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра,
принимает форму цилиндра.
Знакомство с шаром. Раскладываем фигуры второго дара перед ребенком. Также под рукой
держим первый дар. Затем обращаем внимание, что мячики первого дара все одинаковой формы:
круглые. Акцентируем внимание, на том что мячики из-за их формы можно катать. На этом
моменте просим ребенка выбрать фигуру из второго набора, которая похожа на мячик. Ребенок
выбирает шар. Объясняете, что мячики тоже имеют форму шара и что все шары умеют кататься,
при этом катаете шар и мячики совместно с ребенком.
Демонстрируем, как ведут себя эти объекты при броске:
Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно.
Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий. Тут же можно объяснить, что если
такой шар упадет много раз, он может даже расколоться.
Затем предлагаем сравнить мячик и шар на ощупь. Объясняете, что мячик мягкий, а шар твердый.
Рассказываете, что мячики сделаны из мягких ниток или лоскутков поэтому мягкие, а шар из
дерева поэтому твердый. Предварительно на прогулке необходимо обратить внимание на то, что
стволы деревьев твердые — постучать по ним.
После
такой
беседы
предлагаем
ребенку
найти
шарообразные
предметы
в
интерьере.
Тут
обращаем внимание на шарообразные лампочки, фрукты, части тела и др.
Главная задача таких занятий, подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил
сходства и отличия предметов.
Знакомство с цилиндром. Просим покатать фигуры из второго набора. Экспериментальным
путем ребенок должен понять, что куб не может катится. Затем спрашиваем, какая из двух фигур
(цилиндр или куб) больше похожа на шар. Конечно, же ребенок выделит цилиндр. Затем находим,
что еще одинакового у этих фигур, помимо умения кататься: цвет, материал. Затем обращаем
внимание на части цилиндра, опять же с помощью сравнения. Говорим, что шар весь гладкий и
ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание
что у цилиндра есть два основания в форме круга. Затем предлагаем найти предметы похожие на
цилиндр (стакан, банка, и т.п.). Сворачиваем цилиндр из листа бумаги.
Знакомство с кубом. Обращаем внимание, что у куба нет круглых сторон, что он весь плоский.
Вместе
с
ребенком
конструируем
куб
из
листов
бумаги.
При
этом
обращаем
внимание
на
количество
сторон
и
то,
что
все
стороны
одинаковой
длины.
Сравниваем
разницу
сторон
предметов интерьера, имеющих форму параллелепипеда (шкафы, коробки и т.п.).
Третий дар Фрёбеля
Третьим даром Фрёбеля являются 8 простых деревянных кубиков.
Цель игры: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей;
развитие координации; понимание симметрии. Фрёбель предлагает три основных типа занятий:
1.Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей
жизни. 2.Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде
различных
симметричных
абстрактных
узоров.
3.Математические
формы
предполагают
использование кубиков в качестве счетного материала.
Фрёбель предлагает три основных типа занятий:
1.
Жизненные
формы.
Этот
тип
занятий
подразумевает
конструирование
предметов
из
окружающей жизни.
2.
Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде
различных симметричных абстрактных узоров.
3.
Математические
формы предполагают
использование
кубиков
в
качестве
счетного
материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила:
Готовые фигуры не разрушаются.
Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также
приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если
проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и
воспитывают терпеливость.
Примеры конструкций в рамках занятий по жизненным формам:
Больш
инство конструкций, приведенных на рисунках, получены путем доработки предыдущей формы.
Например, чтобы получить высокие ворота из двойных ворот, как на рисунке ниже, надо:
1.
Снять у двойных ворот верхние кубики.
2.
Затем один из них положить на правый столбик, другой — на левый.
3.
Завершающим действием будет перекладывание кубиков из среднего столбика наверх
конструкции.
Приучайте с детства ребенка строить не разрушая.
Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. Возраст: с 3 лет Цель игры: развитие
пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого;
развитие зрительно- моторной координации.
Пятый
и
шестой
дар
Куб,
разделенный
на
27
маленьких
кубиков,
при
этом
9
из
них
разделены на более мелкие составляющие. Цель игры: знакомство с понятиями квадрата и
треугольника;
знакомство
с
объемными
формами
(куб
и
треугольная
призма);
развитие
воображения;
развитие
зрительно-
моторной
координации.
Шестой
дар
позволяет
при
конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток
позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.
Помимо этих 6 даров, Фрёбель предлагал другие разнообразные игры, в частности:
- с цветными плоскими геометрическими фигурами
-цветными палочками и кольцами
Выкладывание рисунков из лучинок. Лучины представляют собой деревянные гладкие палочки
разной длины Первые занятия с лучинами должны быть полностью творческими — ребенок
должен
из
них
выкладывать
рисунки
знакомых
предметов.
Только
когда
ребенок
научится
самостоятельно
создавать
простейшие
рисунки,
можно
предложить
различные
схемы
для
выкладывания сложных рисунков и узоров.
-с цветными точками (горошинами)
Этапы работы с «дарами» Фребеля:
1.
визуальное обследование «дара» как целого;
2.
свободная игра ребенка с «даром»;
3.
обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка;
4.
самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;
5.
совместные постройки и с помощью педагога;
6.
строительство по образцу;
7.
строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета
в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с
заданными свойствами.
Роль взрослого в игре, по мнению Ф. Фребеля, заключается в сопровождении действий
ребенка словами: рядом, вверх, вниз. То есть, указывать ребенку на пространственные
соотношения. Если действия ребенка не воспроизводят пространственные соотношения, то
занятия эти нужно сопровождать песенкой с изменением высоты тона. • Ф. Фребель отмечает,
что
период
складывания
и
раскладывания
элементов
«дара»
будет
длительным.
Таким
образом,
педагог
придает
большое
значение
самостоятельному
исследованию
ребенком
предмета игры.
Плоскостные
фигуры,
представляют
собой
квадраты,
треугольники
(равнобедренные,
равносторонние,
прямо
и
тупоугольные,
круги
и
полукруги.
Фигуры
разного
цвета.
Использование
данного
набора,
помогает
педагогу
познакомить
ребенка
с
различными
цветами и фигурами, развить представления о симметричности и свойствах фигур, умения
соединять формы; развить умения различения последовательности, сортировки, образного
мышления,
умения
работать
по
образцу.
Кроме
того,
занятия
с
данным
набором
способствуют
развитию
воображения,
конструирования
сложных
фигур
из
простых,
знакомит с числами.
Использование
модуля
12
(J2)
«Мозаика.
Шнуровка «Развивающие
игры
с
использованием набора 12 (J12) - это интересное и приятное занятие, отвечающее основным
потребностям ребёнка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю
жизнь. Это не просто детская игра, это своего рода волшебство, в процессе которого из
маленьких
кусочков
формируется
изображение
предметов
или
целые
сюжетные
картины. Игра
в
мозаику
тренирует
мелкую
моторику
рук,
развивает
воображение,
художественный вкус и образное мышление. Данная мозайка из набора "Дары Фрёбеля" с
элементами на ножке, большим количеством элементов и цветов. Игры с такой мозаикой
способствуют развитию творческого воображения, ребенок может собирать из элементов
мозаики
любые
картинки. Ребенок
учится
согласованности
движений,
тренирует
усидчивость,
развивает
абстрактное
и
пространственное
мышление.
Набор
приучает
работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого
результата, знакомит
с
основными
формами,
цветами,
развивая
зрительное
внимание
и
сенсорику.
Игра-шнуровка
поможет
развить
мелкую
моторику,
глазомер,
усидчивость.
Игра
способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений
вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение
на развитие мелкой моторики, набор активизирует развитие речи, учит внимательности и
аккуратности,
в
процессе
ребёнок
обретёт
навыки
конструирования,
составления
орнаментов, начнёт с большей лёгкостью ориентироваться на плоскости
В процессе игры ребёнок освоит разные способы шнуровки — просто стежки, стежки крест-
накрест.
Настольная игра «Мольберт с зеркалом» это настоящее открытие! Можно рисовать и
безопасными
пальчиковыми красками (пальчиковые краски «ErichKrause» входят в набор) и
маркерами и спанжами и рисовать кисточками! Рабочая поверхность мольберта изготовлена
из акрилового стекла и вставлена в раму из натурального бука. Складные ножки мольберта
позволяют использовать его как в вертикальном, так и горизонтальном положении. Зеркало
легко крепится к рабочей поверхности мольберта в специально подготовленные пазы. В
набор входят четыре трафарета формата А3, изготовленных из бумаги и ламинированных
пленкой. Для их крепления на рабочей поверхности используются самоклеящиеся уголки.
Рисовать на рабочей поверхности можно маркером на водной основе или водорастворимыми
пальчиковыми красками; нарисованное легко стирается влажной тряпкой.
В работе с детьми можно воспользоваться комплектами методических пособий
«Дары ФРЕБЕЛЯ по всем образовательным областям.
По познавательному развитию
Речевому развитию
Художественно –эстетическому развитию
Социально-коммуникативному
Физическому.
Практическая часть.
Уважаемые
коллеги,
приступаем
к
практической
части
семинара.
Перед
вами
лежат
коробочки с «Дарами Фребеля». Ваша задача, заключается в следующем!
Рассказать,
как
пользоваться
этим
даром,
для
какого
возраста
применять,
с
какими
образовательными областями можно интегрировать. В каких видах деятельности
можно воспользоваться этими «Дарами».
Придумать и проиграть игру, которую задумали.
№
Название игры
Возраст
Область
В
к а к и х
в и д а х
деятельности используют
«Дары Фребеля».
1
2
Вывод: Игры в с комплектами Ф.Фребеля способствуют развитию наблюдательности, интереса
детей к окружающему, обогащению детской речи и познавательного опыта, развивают моторную
ловкость рук, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, формируют реальные
представления
об
окружающем
мире,
стимулируют
речемыслительную
активность
детей,
мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность.