Напоминание

"Система работы по изучению жизни и деятельности М.В.Ломоносова во внеурочное время в начальной школе."


Автор: Чумаченко Марина Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Ягринская гимназия"
Населённый пункт: г.Северодвинск Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы по изучению жизни и деятельности М.В.Ломоносова во внеурочное время в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




Система работы

по изучению жизни и деятельности М.В.Ломоносова

во внеурочное время в начальной школе.

Чумаченко Марина Федоровна

учитель начальных классов

МАОУ «Ягринская гимназия»

город Северодвинск

Архангельская область

В.Г.Белинский писал:

«Ломоносову воздвигнут памятник – и он вполне достоин этого; он – великий

характер,

примечательный

человек;

юноши

с

особенным

волнением

и

особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его

великий образ».

В

начальных

классах

перед

учителем

стоит

задача

познакомить

младших школьников с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова.

Изучение

жизни

и

деятельности

М.В.Ломоносова

проходит

через

работу на уроках и во внеурочное время. Именно внеурочная деятельность

предоставляет учителю больший простор для творчества, поиска форм и

методов работы.

Система работы

по изучению жизни и деятельности М.В.Ломоносова

во внеурочное время в начальной школе.

устные журналы

классные часы

экскурсии

Малые Ломоносовские чтения

Ломоносовская неделя

работа в научном обществе гимназистов «Ломоносовец»

интеллектуальные игры и викторины (в том числе международные -

«Кенгуру», «Русский медвежонок»; всероссийские - «Совёнок»)

собственные творческие работы (часы творчества)

оформление выставок, альбомов

участие в ГСПП «Почемучка», «Всезнайка»

участие в городском конкурсе «Учёные будущего»

встречи с научной общественностью города

Данную работу мы начинаем с 1 класса.

В

ходе

её

успешно

решаются

познавательные,

развивающие

и

воспитательные задачи. Идёт развитие речи, в том числе, монологической,

достигается самостоятельность в добывании знаний, дети делают первые

шаги

в

научно-исследовательской

работе,

развивается

любознательность,

потребность в чтении, появляется начальный опыт публичных выступлений

на школьных конференциях.

В 1 классе знакомство с жизнью и деятельностью великого помора

начиналось с проведения небольших бесед о Михаиле Васильевиче, чтения и

обсуждения рассказов о его детстве и деятельности.

По

инициативе

детей

в

нашем

классе

появился

«Ломоносовский

шкаф», в котором бережно хранятся, собираемые по крупицам, материалы о

Великом земляке: оформленные силами учеников и их родителей красочные

буклеты

о

Ломоносове,

небольшая

коллекция

минералов

и

полезных

ископаемых

Архангельской

области,

книги

о

Михаиле

Васильевиче,

микроскоп, оборудование для простейших химических опытов.

Лучшие

письменные

работы

помещаются

в

«Ломоносовскую»

тетрадь, на полках хранятся детские рефераты, выступления на классных и

школьных конференциях, а экспозиция «шкафа» постоянно пополняется.

Также была организована автобусная экскурсия по нашему городу с

целью знакомства с местами, связанными с именем Михаила Васильевича.

Первоклассник

Михаил

Гриценко,

заинтересовавшись

научными

открытиями Ломоносова, под руководством родителей подготовил об этом

сообщение и принял участие в гимназическом Дне науки, выступив перед 5-

классниками.

Таким

образом,

став

самым

юным

членом

гимназического

научного общества «Ломоносовец».

В о 2

классе осенью мы побывали на родине Ломоносова. Затем мы

провели устный журнал в форме заочного путешествия в Ломоносово для тех

детей, кто не смог отправиться с нами. Все желающие смогли поделиться

своими впечатлениями и знаниями, полученными в поездке.

В течение учебного года мы встречались с преподавателями ВУЗов

нашего

города

кандидатом

биологических

наук

Д.А.Малышевым

(«Севмашвтуз», «ПГУ»), который провёл урок ознакомления с окружающим

миром по теме «Великие открытия М.В.Ломоносова в области естественных

наук». А также с

доктором филологических наук профессором кафедры

русского языка СФ ПГУ имени М.В.Ломоносова А.Г.Лошаковым. Александр

Геннадиевич провёл урок русского языка в рамках Недели Словесности в

начальной школе, где в доступной и увлекательной форме рассказал детям об

открытиях Михаила Васильевича в области филологии, о языке современном

и о «чистоте» родного языка.

В Дне науки в прошлом году приняли участие 3 учеников нашего

класса,

была организована секция начальных классов. Научное общество

«Ломоносовец» приняло в свои ряды новых гимназистов.

Под руководством библиотекаря гимназии мы провели читательскую

конференцию по книге Ольги Гурьян «Мальчик из Холмогор».

При

этом

в

течение

года

продолжали

чтение

книг

о

Ломоносове,

пополняли экспозицию «Ломоносовского» шкафа.

Итогом работы по Ломоносовской теме во 2 классе явилась победа

детей в викторине о жизни и деятельности Михаила Васильевича, которая

проводилась в нашем классе с участием родителей.

В 3 классе по инициативе детей была организована вторая поездка в

село Ломоносово. Дети показали себя заинтересованными и благодарными

слушателями, поразив экскурсовода знанием биографии Ломоносова, задавая

грамотные, обдуманные, уточняющие вопросы.

Мы продолжили участие в ГСПП «Всезнайка». На одной из встреч в

игре

была

станция

«Ломоносово»,

с

заданиями

которой

дети

успешно

справились.

В настоящее время идёт активная подготовка к участию в научно-

практической

конференции,

посвящённой

юбилею

М.В.Ломоносова,

к

первому отборочному этапу городского конкурса «Учёные будущего».

По

инициативе

СФ

ПГУ

имени

М.В.Ломоносова

в

нашем

городе

проходила Ломоносовская викторина среди учащихся начальных классов, в

которой мы также приняли участие.

В

день

рождения

Михаила

Васильевича

19

ноября

2010

года

мы

провели классный час, посвящённый приближающемуся юбилею великого

учёного. При его проведении нами был использован метод погружения. Он

позволил не просто озвучить и констатировать факты и события из жизни

Ломоносова, а прожить и пережить их каждому учащемуся, позволив стать

участником или свидетелем происходившего.

В

4

к л а с с е работа

по

ознакомлению

учащихся

с

жизнью

и

деятельностью

М.В.Ломоносова

продолжается,

расширяется.

Дети

сами

проводят

классные

часы

у

младших

товарищей,

продолжают

работу

в

гимназическом научном обществе.

Поиск

и

подбор

литературы

и

материалов

для

выступлений

осуществляется с большой долей самостоятельности.

Нами запланирована экскурсионная поездка по Ломоносовским местам

Санкт-Петербурга.

Нельзя не сказать о воспитательном значении работы над биографией

Ломоносова. Детей восхищает его тяга к знаниям, трудолюбие, стремление к

поставленной

цели,

настойчивость,

широчайший

круг

интересов

и

многогранность таланта Михаила Васильевича. У учеников отмечается рост

интереса к различным областям знаний (по результатам анкетирования и

часто задаваемым вопросам), огромное желание познать свой край и гордость

за северную землю, подарившую миру Гения.

Эти качества неоднократно отмечались работниками городской детской

библиотеки «Кругозор», которую мы еженедельно посещаем по абонементам

«Звонкий дождик» и «Книжные паруса».

Третий

год

мы

активно

участвуем

в

городской

социально-

педагогической программе «Маленькая страна», где также наши ученики

показывают себя разносторонне развитыми, эрудированными, воспитанными

и увлечёнными людьми. По итогам прошлого сезона наш класс вошёл в

число 6 победителей среди 2 – классников города.

Ломоносововедение

способствует

интеграции

имеющихся

у

детей

знаний, чему содействует и сама личность учёного – энциклопедиста эпохи

Просвещения.

Таким образом,

система работы по изучению жизни и деятельности

М.В.Ломоносова,

позволяет

оказывать

влияние

на

формирование

заинтересованной, разносторонне развитой, активной личности.

По звёздам корабль свой

Отец его вёл,

И мальчик смотрел в небеса.

И их глубину, и небесный покой

Его отражали глаза.

И чтобы познать движенье планет,

Порывы души, жизни суть,

Оставил свой дом,

И мать помянув,

Один отправился в путь.

Апрель, 2017 год.

Стихотворение написано учеником 2 класса Земляным Максимом (8 лет).

На берегу Двины широкой

В семье простого рыбака

Родился Миша Ломоносов,

Свой род прославив на века.

Рос мальчик дерзким и упрямым,

И всё хотел о жизни знать,

И то, зачем на небе звёзды,

Как государством управлять.

Путь к знаниям тернист и долог,

Нужны здесь ум, терпенье, труд,

Но холмогорскому помору

Желанья силы придадут.

И, одолев гранит науки,

Трудился он, не покладая рук,

И всё, что создал этот гений,

«Великие открытья» назовут.

Учёный и поэт – Михайло Ломоносов –

Всю жизнь свою науке посвятил,

Мечтая сделать Родину великой,

Которую так искренне любил!

Стихотворение написано Жорник Елизаветой (8 лет).



В раздел образования




Яндекс.Метрика