Автор: Чумаченко Марина Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Ягринская гимназия"
Населённый пункт: г.Северодвинск Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы по изучению жизни и деятельности М.В.Ломоносова во внеурочное время в начальной школе."
Раздел: начальное образование
Система работы
по изучению жизни и деятельности М.В.Ломоносова
во внеурочное время в начальной школе.
Чумаченко Марина Федоровна
учитель начальных классов
МАОУ «Ягринская гимназия»
город Северодвинск
Архангельская область
В.Г.Белинский писал:
«Ломоносову воздвигнут памятник – и он вполне достоин этого; он – великий
характер,
примечательный
человек;
юноши
с
особенным
волнением
и
особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его
великий образ».
В
начальных
классах
перед
учителем
стоит
задача
– познакомить
младших школьников с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова.
Изучение
жизни
и
деятельности
М.В.Ломоносова
проходит
через
работу на уроках и во внеурочное время. Именно внеурочная деятельность
предоставляет учителю больший простор для творчества, поиска форм и
методов работы.
Система работы
по изучению жизни и деятельности М.В.Ломоносова
во внеурочное время в начальной школе.
устные журналы
классные часы
экскурсии
Малые Ломоносовские чтения
Ломоносовская неделя
работа в научном обществе гимназистов «Ломоносовец»
интеллектуальные игры и викторины (в том числе международные -
«Кенгуру», «Русский медвежонок»; всероссийские - «Совёнок»)
собственные творческие работы (часы творчества)
оформление выставок, альбомов
участие в ГСПП «Почемучка», «Всезнайка»
участие в городском конкурсе «Учёные будущего»
встречи с научной общественностью города
Данную работу мы начинаем с 1 класса.
В
ходе
её
успешно
решаются
познавательные,
развивающие
и
воспитательные задачи. Идёт развитие речи, в том числе, монологической,
достигается самостоятельность в добывании знаний, дети делают первые
шаги
в
научно-исследовательской
работе,
развивается
любознательность,
потребность в чтении, появляется начальный опыт публичных выступлений
на школьных конференциях.
В 1 классе знакомство с жизнью и деятельностью великого помора
начиналось с проведения небольших бесед о Михаиле Васильевиче, чтения и
обсуждения рассказов о его детстве и деятельности.
По
инициативе
детей
в
нашем
классе
появился
«Ломоносовский
шкаф», в котором бережно хранятся, собираемые по крупицам, материалы о
Великом земляке: оформленные силами учеников и их родителей красочные
буклеты
о
Ломоносове,
небольшая
коллекция
минералов
и
полезных
ископаемых
Архангельской
области,
книги
о
Михаиле
Васильевиче,
микроскоп, оборудование для простейших химических опытов.
Лучшие
письменные
работы
помещаются
в
«Ломоносовскую»
тетрадь, на полках хранятся детские рефераты, выступления на классных и
школьных конференциях, а экспозиция «шкафа» постоянно пополняется.
Также была организована автобусная экскурсия по нашему городу с
целью знакомства с местами, связанными с именем Михаила Васильевича.
Первоклассник
Михаил
Гриценко,
заинтересовавшись
научными
открытиями Ломоносова, под руководством родителей подготовил об этом
сообщение и принял участие в гимназическом Дне науки, выступив перед 5-
классниками.
Таким
образом,
став
самым
юным
членом
гимназического
научного общества «Ломоносовец».
В о 2
классе осенью мы побывали на родине Ломоносова. Затем мы
провели устный журнал в форме заочного путешествия в Ломоносово для тех
детей, кто не смог отправиться с нами. Все желающие смогли поделиться
своими впечатлениями и знаниями, полученными в поездке.
В течение учебного года мы встречались с преподавателями ВУЗов
нашего
города
–
кандидатом
биологических
наук
Д.А.Малышевым
(«Севмашвтуз», «ПГУ»), который провёл урок ознакомления с окружающим
миром по теме «Великие открытия М.В.Ломоносова в области естественных
наук». А также с
доктором филологических наук профессором кафедры
русского языка СФ ПГУ имени М.В.Ломоносова А.Г.Лошаковым. Александр
Геннадиевич провёл урок русского языка в рамках Недели Словесности в
начальной школе, где в доступной и увлекательной форме рассказал детям об
открытиях Михаила Васильевича в области филологии, о языке современном
и о «чистоте» родного языка.
В Дне науки в прошлом году приняли участие 3 учеников нашего
класса,
была организована секция начальных классов. Научное общество
«Ломоносовец» приняло в свои ряды новых гимназистов.
Под руководством библиотекаря гимназии мы провели читательскую
конференцию по книге Ольги Гурьян «Мальчик из Холмогор».
При
этом
в
течение
года
продолжали
чтение
книг
о
Ломоносове,
пополняли экспозицию «Ломоносовского» шкафа.
Итогом работы по Ломоносовской теме во 2 классе явилась победа
детей в викторине о жизни и деятельности Михаила Васильевича, которая
проводилась в нашем классе с участием родителей.
В 3 классе по инициативе детей была организована вторая поездка в
село Ломоносово. Дети показали себя заинтересованными и благодарными
слушателями, поразив экскурсовода знанием биографии Ломоносова, задавая
грамотные, обдуманные, уточняющие вопросы.
Мы продолжили участие в ГСПП «Всезнайка». На одной из встреч в
игре
была
станция
«Ломоносово»,
с
заданиями
которой
дети
успешно
справились.
В настоящее время идёт активная подготовка к участию в научно-
практической
конференции,
посвящённой
юбилею
М.В.Ломоносова,
к
первому отборочному этапу городского конкурса «Учёные будущего».
По
инициативе
СФ
ПГУ
имени
М.В.Ломоносова
в
нашем
городе
проходила Ломоносовская викторина среди учащихся начальных классов, в
которой мы также приняли участие.
В
день
рождения
Михаила
Васильевича
19
ноября
2010
года
мы
провели классный час, посвящённый приближающемуся юбилею великого
учёного. При его проведении нами был использован метод погружения. Он
позволил не просто озвучить и констатировать факты и события из жизни
Ломоносова, а прожить и пережить их каждому учащемуся, позволив стать
участником или свидетелем происходившего.
В
4
к л а с с е работа
по
ознакомлению
учащихся
с
жизнью
и
деятельностью
М.В.Ломоносова
продолжается,
расширяется.
Дети
сами
проводят
классные
часы
у
младших
товарищей,
продолжают
работу
в
гимназическом научном обществе.
Поиск
и
подбор
литературы
и
материалов
для
выступлений
осуществляется с большой долей самостоятельности.
Нами запланирована экскурсионная поездка по Ломоносовским местам
Санкт-Петербурга.
Нельзя не сказать о воспитательном значении работы над биографией
Ломоносова. Детей восхищает его тяга к знаниям, трудолюбие, стремление к
поставленной
цели,
настойчивость,
широчайший
круг
интересов
и
многогранность таланта Михаила Васильевича. У учеников отмечается рост
интереса к различным областям знаний (по результатам анкетирования и
часто задаваемым вопросам), огромное желание познать свой край и гордость
за северную землю, подарившую миру Гения.
Эти качества неоднократно отмечались работниками городской детской
библиотеки «Кругозор», которую мы еженедельно посещаем по абонементам
«Звонкий дождик» и «Книжные паруса».
Третий
год
мы
активно
участвуем
в
городской
социально-
педагогической программе «Маленькая страна», где также наши ученики
показывают себя разносторонне развитыми, эрудированными, воспитанными
и увлечёнными людьми. По итогам прошлого сезона наш класс вошёл в
число 6 победителей среди 2 – классников города.
Ломоносововедение
способствует
интеграции
имеющихся
у
детей
знаний, чему содействует и сама личность учёного – энциклопедиста эпохи
Просвещения.
Таким образом,
система работы по изучению жизни и деятельности
М.В.Ломоносова,
позволяет
оказывать
влияние
на
формирование
заинтересованной, разносторонне развитой, активной личности.
По звёздам корабль свой
Отец его вёл,
И мальчик смотрел в небеса.
И их глубину, и небесный покой
Его отражали глаза.
И чтобы познать движенье планет,
Порывы души, жизни суть,
Оставил свой дом,
И мать помянув,
Один отправился в путь.
Апрель, 2017 год.
Стихотворение написано учеником 2 класса Земляным Максимом (8 лет).
На берегу Двины широкой
В семье простого рыбака
Родился Миша Ломоносов,
Свой род прославив на века.
Рос мальчик дерзким и упрямым,
И всё хотел о жизни знать,
И то, зачем на небе звёзды,
Как государством управлять.
Путь к знаниям тернист и долог,
Нужны здесь ум, терпенье, труд,
Но холмогорскому помору
Желанья силы придадут.
И, одолев гранит науки,
Трудился он, не покладая рук,
И всё, что создал этот гений,
«Великие открытья» назовут.
Учёный и поэт – Михайло Ломоносов –
Всю жизнь свою науке посвятил,
Мечтая сделать Родину великой,
Которую так искренне любил!
Стихотворение написано Жорник Елизаветой (8 лет).