Напоминание

"Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства"


Автор: Платонова Татьяна Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 110" г. Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного

искусства.
МБДОУ Детский сад №110 «Дубравушка» работает в соответствии с ФГОС(Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Среди используемых в воспитании средств самым высоким требованиям отвечают художественная деятельность и произведения искусства. С помощью произведений искусства стараемся развить детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой изобразительной деятельности, воспитываем эмоционально отзывчивыми при восприятии произведений изобразительного искусства. Искусство - удивительный мир человеческой красоты. Оно затрагивает наше самое сокровенное, самое глубокое и жизненно важное – наш духовный мир. Искусство завораживает, притягивает к себе людей, потому что в нем каждый человек познает себя, постигает таинства жизни, открывает целый мир чувств, страстей, переживаний. Поэтому очень важно приобщать к искусству и маленьких детей, так как произведения искусства обогащают детей жизненными впечатлениями, вызывают переживания, создают эмоциональный настрой. Кроме того, произведения искусства служат примером применения образно-выразительных средств, к которым прибегает художник при воплощении того или иного содержания. Иллюстрации, картины, эстампы даются не для копирования детям. Они используются в целях обогащения замысла детей, служат толчком в создании оригинальных детских композиций. Б. М. Теплов отмечал, что произведения искусства выступают перед детьми как эстетические объекты только тогда, когда они становятся понятными, осмысленными. Поэтому мы проводим целенаправленную, последовательную работу по развитию у детей способности понимать произведения искусства. В последние годы появились интересные исследования по проблеме ознакомления детей с изобразительным искусством и использования его как средство развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Учеными специалистами эстетического воспитания предложены разнообразные формы и методы знакомства детей с изобразительным искусством. Например, такой распространенный вид искусства, как живопись, в основном используется как средство для решения задач по ознакомлению с окружающим. Между тем способы работы с живописными полотнами весьма
разнообразны. Они призваны, прежде всего, обогащать восприятие, углублять художественное познание жизни, знакомить с наиболее яркими и выразительными способами изображения. Очень важно научить детей «вслушиваться», «всматриваться» в картину, выделять выразительные средства(колорит, композицию, рисунок), которые использовал художник для передачи чувств и настроений. Выбор методов и приемов обучения детей пониманию живописи зависит от эстетического опыта детей, от уровня развития эстетического восприятия. Мы используем три этапа в процессе ознакомления с произведениями живописи. На первом этапе в качестве основной задачи мы выдвигаем формирование интереса к живописи и умения внимательно рассматривать картину. С этой целью предлагаем использовать творческие задания, искусствоведческий рассказ, причем вхождение в картину, потому что творческие задания вызывают большой интерес у детей. Они различного типа, например: «Сделай что-нибудь приятное и полезное своим близким в семье и посмотри, как изменится их настроение», «Вырази мимикой и жестами радостное настроение» и т.п. В связи с этим использование вхождения в картину или эмпатии, т.е. отождествления себя с каким-либо персонажем, помогает детям глубже прочувствовать настроение произведения. Искусствоведческий рассказ следует использовать для того, чтобы не только познакомить с содержанием картины, ее создателем и показать, как с помощью второстепенных деталей подчеркивается главное, но и для того, чтобы дать образец личностного отношения к картине. Может быть, в этом главное назначение этого приема. На втором этапе, когда решаются задачи формирования умений «Читать» картину, анализировать ее содержание и выразительные средства, наиболее эффективным методом является беседа, основное содержание которой составляет обсуждение вопросов, раскрывающих содержание картины, средства выразительности, чувства и настроения. Метод акцентирования деталей, который состоит в том, что воспитатель закрывает все изображение листом бумаги, оставляя открытой какую-то определенную часть, например, глаза на портрете, позволяет сосредоточить внимание детей только на этой детали, лучше понять ее значение в общем содержании произведения. На заключительном этапе, решая задачи формирования творческого опыта восприятия живописи и собственно изобразительной деятельности, мы рекомендуем использовать дидактические игры типа «Художественный
салон», «Выставка картин». На этом этапе, наряду с рассматриванием живописных полотен, можно использовать и другие приемы, активизирующие изобразительную деятельность детей. Так в детском саду «Дубравушка» накопился интересный опыт развития творческих способностей детей в пейзажном рисовании. Например , при рисовании темы «Осенний лес» используется сотворчество младших и старших дошкольников. Старшие дети рисуют деревья, а младшие дорисовывают примакиванием разноцветные листья. Применяются нетрадиционные способы создания изображения штампиками, вырезанными из картофеля или поролона. Многократно используются большие коллективные панно в младших группах. В течение ряда занятий дети создают на нем изображение. Например, на первом занятии рисуют траву, на втором – листочки на деревьях, на третьем – дождь. В своей работе воспитатели используют двухцветный фланелеграф и вырезанные изображения различных предметов и объектов. Размеры изображений изменяются от того, где они будут располагаться на первом плане или на линии горизонта. Перемещение изображений на фланелеграфе позволяет детям наглядно убедиться в возможности различного построения рисунка, поупражняться в составлении композиции. Таким образом, одним из действенных направлений приобщения детей к общечеловеческим ценностям является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. В этой работе необходимо использовать все многообразие созданных наукой и передовой практикой средств и методов организации самостоятельной художественной деятельности детей. Заведующий МБДОУ «Детский сад №110»г. Чебоксары Платонова Т.Н.
ЛИТЕРАТУРА: Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно- эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС, ДО, порядок организации образовательной деятельности. М.: Просвещение, 2014. Погодина С.В. Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы. – М.: ВАКО, 2016. Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. – М.: ВАКО,2015. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т.В. Волосовец и др. М: ООО «Русское слово- учебник»,2015. Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. Сада. _ М.: Просвещение,1992.


В раздел образования




Яндекс.Метрика