Автор: Михальченко Анна Всеволодовна
Должность: учитель географии, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ "Ковжинская СОШ"
Населённый пункт: с Анненский Мост, Вытегорского района, Вологодской области
Наименование материала: Доклад на педагогический совет
Тема: Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся
Раздел: среднее образование
Приложение 1.
Доклад на педсовет
Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний
учащихся.
1.
Директор школы – Максимова Л.Н.
Вступительное слово.
Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы
учителя по повышению качества знаний учащихся, изучить опыт
учителей в данном направлении, побуждение учителей к
активной работе по повышению качества знаний учащихся.
Эпиграф: «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него».
К.Д.Ушинский
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество
жизни, качество образования, социальная успешность. Современный
педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это
степень удовлетворенности ожиданий различных участников
образовательного процесса, иными словами соотношение цели и
результата, мера достижения цели.
Повышение качества образования – одна из основных задач,
декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Говоря о качестве образования, необходимо было узнать
представление об этом учителей школы.
Ответы на вопрос « Как вы понимаете термин качество образования?»:
качество знаний, успеваемости, успешности, поступаемости в вузы
выпускников;
интеллектуального развития, самообразования, способности к
творчеству учащихся;
качества процесса образования.
Самое большое количество ответов: Качество образования – это
качество знаний по учебным предметам, конкурентоспособность при
поступлении в ВУЗы, сформированность ЗУНов учащихся.
Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных
классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что
динамика показателей успеваемости падает. Это можно отметить и в
сильных классах. Следовательно, актуальность вопроса качества
обучения очевидна. Контроль за качеством знаний в нашей школе
находится в системе. Регулярно проводится мониторинг показателей
качества знаний в целом по классам, по отдельным учителям-
предметникам, по отдельным предметам и направлениям. По
полученным данным также проводится анализ информации,
следовательно, необходимость проведения педсовета по данной теме
очевидна. Знание качества достигаемых результатов обучения –
непременное условие успешной работы учителя, иначе его
деятельность теряет смысл.
Неудовлетворенность современным образованием – явление
всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но
обучение не может быть качественным, если оно не личностно
ориентировано, если не созданы условия для развития каждого
ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение
к качеству образования должно уделяться внимание всех участников
образовательного процесса.
Одна из главных проблем — индеферентное отношение отдельных
учителей к качеству знаний учащихся. В развивающейся школе
показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень
развития, уровень воспитанности.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что
необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество
знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее
эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к
повышению качества знаний учащихся?
Вдумайтесь в эти слова.
Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда
есть вдохновение, рождающееся от успеха».
«Обучение – есть образование и развитие обучаемого».
«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников,
преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового
поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего
удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два
или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного
преподавания».
Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно
наивысшего качества. В противном случае оно совершенно
бесполезно”.
Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность,
заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития,
самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей.
Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И
обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-
ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда.
Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем
учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому
нашему ученику. И зависит он от нас.
Слагаемых в работе учителя-предметника очень много. Мы
рассмотрим только небольшую часть. Давайте составим наш банк
"Банк слагаемых, требующих воплощения, а в результате должна быть
качественная сумма".
1. Личностно-ориентированный подход.
Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
Разнообразие форм организации учебного процесса.
Качественная подготовка к уроку.
Использование открытых текстов работ, заданий на опережение.
Обучение через диалог.
Обучение через интерес.
Доклады педагогов по теме « Формы, методы и способы работы
учителя-предметника по повышению качества образования»
Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной
деятельности.
Создание ученику возможность дальнейшего роста.
Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено
отметкой.
Использование дифференциации заданий.
Умение ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним,
самих учащихся.
Доклады педагогов по теме «Современный урок в соответствии
с ФГОС».
Доклад по теме «Повышение читательской культуры через
внеклассное и внеурочное и домашнее чтение. Способы
организации читательского интереса.
2. Создание ситуации успеха.
Психологическое единство с классом.
Мотивация познавательной деятельности.
Использование психолого-педагогических характеристик
учащихся.
Доклад педагога- психолога по теме «Роль психолога по
повышению эффективности образовательного и воспитательного
процесса»
3.Вовлекать родителей в учебный процесс.
Работа социального педагога с детьми «группы риска».
Сотрудничество с классными руководителями.
Доклады социального педагога по теме «работа социального
педагога с детьми «группы риска».Сотрудничество с классными
руководителями».
Итог нашего педсовета будет подведен решением нашего кроссворда
«Как выглядит учитель успешного ученика»? Чем больше мы
воспитываем успешных учеников, тем больше мы понимаем, что
работаем качественно. Критерии успешности учителя.
«Учитель успешного ученика».
Решение педагогического совета.
Определить одним из приоритетных направлений работы школы –
совершенствование деятельности учителей-предметников по
повышению качества знаний учащихся.
Учителям-предметникам усилить в своей работе личностную
направленность образования.
Провести анкетирование обучающихся и их родителей, что такое
хорошее качество знаний, и какова роль родителей, как субъекта
образовательного процесса.