Напоминание

"Разновозрастное обучение как фактор осуществления преемственности в учебной деятельности"


Авторы: Максимова Вера Анатольевна, Красноборова Елена Ивановна
Должность: учитель литературы, учитель литературы
Учебное заведение: МАОХ СОШ №2
Населённый пункт: город Тобольск Тюменской обл.
Наименование материала: Презентация
Тема: "Разновозрастное обучение как фактор осуществления преемственности в учебной деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




Разновозрастное обучение как

фактор осуществления

преемственности в учебной

деятельности

Учителя русского языка и литературы

Елена Ивановна Красноборова

Вера Анатольевна Максимова

Преемственность

необходимая

связь между старым и новым.

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ ФГОС

Умение работать с большими

объёмами информации

Коммуникативные компетенции

Креативность

Способность к самообразованию

Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:

·

Дискуссии, семинары

·

Научно-практические

конференции

·

Имитационные игры,

моделирование

·

Ролевые учебно-деятельностные

игры

·

Работа над исследовательскими

проектами

·

Метод проектов,

учебные экскурсии

·

Дискуссии, семинары

·

Научно-практические

конференции

·

Имитационные игры,

моделирование

·

Ролевые учебно-деятельностные

игры

·

Работа над исследовательскими

проектами

·

Метод проектов,

учебные экскурсии

Учебная

деятельность

Учебная

деятельность

Конференции

Ученическое научно –

исследовательское

общество

Театральная студия

Танцевальная студия

Конференции

Ученическое научно –

исследовательское

общество

Театральная студия

Танцевальная студия

Воспитательная

деятельность

Воспитательная

деятельность

Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:

Образовательный процесс в школе призван способствовать развитию ребёнка

Разновозрастная учебная группа

это объединение детей и подростков разного возраста

на основе общих целей или интересов

Разновозрастное обучение -

совместная деятельность детей разного возраста,

направленная на решение как общих для всех, так и частных,

в зависимости от возраста, образовательных и

воспитательных задач

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ

ЗНАЧИМОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

развитие мотивации учения;

усвоение ЗУН;

создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;

формирование организаторских умений и навыков;

развитие способности быстро адаптироваться в новой

ситуации и др.

Принцип индивидуализации

Принцип сотрудничества

Принцип самоуправления

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В РАЗНОВОЗРАСТНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

ведущее место занимают:

индивидуальная работа учащихся

в парах с учителями и другими учениками

работа в микрогруппах

фрагменты фронтального взаимодействия не

исключаются, но переводятся в разряд

вспомогательных

НА ЗАНЯТИЯХ РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ

ОДНОВРЕМЕННО НЕСКОЛЬКО УЧЕБНЫХ

СИТУАЦИЙ

3

в м е с т о

к л а с с о в

1

2

Р В Г

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В РАЗНОВОЗРАСТНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Управление учебным процессом

осуществляют не только

учителя, управленческие

функции выполняются

учителями и учениками

совместно

СХЕМА МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Этапы подготовки к занятиям в РВГ:

I - Обоснование совместной деятельности учащихся

разного возраста,

определение темы.

II - Определение задач разновозрастного занятия.

III - Отбор содержания учебного материала.

IV - Планирование разновозрастного занятия.

V - Подготовка консультантов, учащихся к занятию

.

ПРЕИМУЩЕСТВА

ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ

способствуют повышению мотивации учения, формированию

познавательного интереса учащихся, целостной научной

картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

способствуют развитию речи, формированию умения

учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы,

интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают

перенапряжение, перегрузку;

способствуют формированию разносторонне развитой,

гармонически и интеллектуально развитой личности;

интеграция является источником нахождения новых связей

между фактами, которые подтверждают или углубляют

определенные выводы, наблюдения учащихся в различных

предметах.

УЧИТЕЛЬ ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ ТЕХНОЛОГА УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА

знает возможности

каждого ученика и что

ему сейчас нужно

осваивать

точно определяет место

ученика, учитывая

возможности учебного

процесса

обеспечивает

ситуации

понимания

учениками друг

друга

учит учиться,

учить обучать других

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Тема учебного занятия.

Задачи образовательные, общие для всех классов и для каждого

класса, развивающие, воспитательные, коррекционные задачи.

Место занятия в тематическом планировании (после каких тем

изучается материал на данном занятии, какая связь с другими

занятиями).

Обоснование объединения изучаемого материала двух или

нескольких классов.

Тип занятия. Место проведения занятия, приглашенные специалисты

или представители социума.

Формы и методы обучения учащихся на занятии.

Оборудование.

Литература.

Подготовка к занятию.

План (ход) занятия.

Образ Петербурга в

произведениях

писателей XIX века

(Урок в 8, 10 классах)

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССОВ.

Урок проводился в 8Б и в 10 Б классах.

С 8Б классом Елена Ивановна работает с пятого класса и

является классным руководителем. По своему составу класс

сложный и неординарный. Трудно назвать его гуманитарным и

читающим. Детей, которые любят читать и систематически

готовятся к урокам литературы не более 5-7, но в то же время

многие ребята увлекающиеся, активные, творческие.

10Б класс, в котором я работала и была классным

руководителем, можно считать средним по успеваемости: «5»

имели только два человека, «4» - восемь человек. Но

большинства учащихся – творческие личности, и для них этот

урок был возможностью проявить свои способности.

Ребята обоих классов не раз работали в группах, поэтому

правила работы им хорошо известны.

Исходя из особенностей класса, разной степени

подготовленности ребят, а также в целях систематизации и

расширения знаний и был проведён этот урок.

Мыслительная задача

урока:

Что общего и что различного в

изображении Петербурга в

произведениях писателей XIX века?

ГОРОД ПЫШНЫЙ, ГОРОД

БЕДНЫЙ,

ДУХ НЕВОЛИ, СТРОЙНЫЙ ВИД,

СВОД НЕБЕС ЗЕЛЁНО-

БЛЕДНЫЙ,

СКАЗКА, ХОЛОД И ГРАНИТ…

А.С. ПУШКИН

ЦЕЛИ:

Дидактическая – сопоставить произведения

писателей; найти общее и различие в восприятии

темы: «Образ Петербурга в произведениях

русских писателей 19 века».

Развивающая – развивать навыки анализа текста,

умение сопоставлять, делать выводы; развивать

навыки самостоятельной работы (заполнение

таблицы); развивать творческие способности

учащихся.

Воспитательная – воспитывать чувство гордости;

интерес к истории Отечества.

Тип урока – урок исследование.

Форма урока – сотрудничество в

разновозрастных разноуровневых

группах

Формы работы – индивидуальная,

групповая, коллективная.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

беседа,

работа с текстом,

выполнение творческих заданий,

инсценирование,

выразительное чтение,

работа с литературоведческими терминами,

анализ эпизодов,

составление таблицы.

Виды работ:

сообщение ученика об истории возникновения

Петербурга;

составление таблицы;

работа в группах;

выразительное чтение отрывка из поэмы «Медный

всадник»;

Инсценирование эпизодов «На Невском проспекте»,

«Башмачкин просит Петровича починить шинель»;

анализ текстов.

Музыка:

отрывок из балета Глиэра «Медный всадник», гимн;

А. Розенбаум «Налетела грусть»;

Штраус «Полька».

Наглядность:

изображение памятника Петру I (автор Фальконе);

портреты писателей (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М.

Достоевский);

иллюстрации Петербурга;

выставка книг писателей, изображавших в своих

произведениях Петербург (например, Н.А. Некрасов,

А.Блок …);

словарь терминов.

МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ

Урок посвящён сопоставлению образа Петербурга в произведениях русских

писателей XIX века. Эта тема «сквозная» в литературе. К этому моменту все

учащиеся знакомы с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», а

десятиклассники с повестями Н.В. Гоголя «Шинель», «Невский проспект».

Данный урок проводился перед изучением романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание» в 10 классе, а 8-классники в это время изучали

комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Нам бы хотелось, чтобы ребята поняли, что

Петербург – это не только фон, на котором происходят события, но и

своеобразное «действующее лицо», город, влияющий на судьбы людей, и каждый

писатель по-разному раскрывает эту тему.

Урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по данной

проблеме.

СТРУКТУРА УРОКА.

I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

II. ТЕМА УРОКА.

III. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

IV. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕТЕРБУРГА.

V. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.

VI. ВЫВОД. ОБРАЩЕНИЕ К МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧЕ УРОКА.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ

Отбор произведений для чтения и фрагментов для

анализа эпизодов.

Подбор критической литературы для выполнения

заданий в группах с целью самостоятельного

отбора материала по теме.

Подбор средств наглядности и музыки.

Отбор фрагментов для инсценирования и

выразительного чтения.

Создание разновозрастных и разноуровневых

групп и предъявление заданий каждой группе.

Индивидуальные задания учащимся:

1. История возникновения Петербурга.

2. Пребывание Ф.И. Достоевского в Тобольске.

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

1 группа: А.С. Пушкин «Медный всадник».

Каким показан Петербург Пушкиным в

этом произведении?

1. Сюжет и композиция поэмы.

2. Выразительное чтение наизусть отрывка из

«Вступления» к поэме.

3. Выход на основной вопрос группы.

2 группа: литературоведы-исследователи. Анализ

отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный

всадник».

1. Какие художественные средства использует А.С.

Пушкин в поэме для создания образа Петербурга и

какова цель их использования?

а) лексика;

б) символы;

в) эпитеты, метафоры, анафоры;

г)олицетворения.

2. Как автор относится к Петербургу? Какие события и

особенности он выбирает для его характеристики?

Любит ли автор Петербург?

3 ГРУППА: Н.В. ГОГОЛЬ «НЕВСКИЙ

ПРОСПЕКТ»

Каким показан Петербург Гоголем в этом

произведении?

1.

Сценка «На Невском проспекте».

2.

Краткий сюжет.

3.

Характеристика героев. Рассказ об их

судьбах.

4.

Выход на основной вопрос

.

4 ГРУППА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ-

ИССЛЕДОВАТЕЛИ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

«ОПИСАНИЕ НЕВСКОГО ПРОСПЕКТА» ИЗ

ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ

ПРОСПЕКТ».

1. Как в этом отрывке выражается позиция

автора? В чём её специфика?

2. В чём особенность гоголевской

художественной манеры и какими языковыми

средствами это выражается?

3. Любит ли Гоголь Петербург?

5 ГРУППА. Н.В. ГОГОЛЬ «ШИНЕЛЬ»

Каким показан Петербург в повести

«Шинель»?

1. Сценка «Башмачкин просит Петровича починить

шинель».

2. Выход на вопрос группы

6 ГРУППА. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Каким показан Петербург в первой главе романа?

Обратите внимание на

Интерьер,

городской пейзаж,

портрет Раскольникова,

сцены уличной жизни.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Анафора

это повторение отдельных слов в начале

смежных предложений.

Ирония

скрытая насмешка, замаскированное

осмеяние.

Метонимия – перенос названия с одного предмета

на другой на основании их смежности (Фарфор и

бронза на столе – название материалов

использованы для обозначения сделанных из них

предметов.) возможны самые различные ассоциации

по смежности: название места употребляется для

обозначения людей, которые там находятся (Ликует

буйный Рим…- Л.); название сосудов используется в

значении содержимого (…Шипение пенистых

бокалов…- П.); имя автора заменяет название

произведения (Траурный Шопен громыхал у заката.-

Св.) и т.д.

ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА

А

втор,

произведение

Что

принимает

в

Петербурге?

Что не

принимает в

Петербурге?

Какие

художественные

средства и

приёмы

использует автор

А.С. Пушкин

«Медный

всадник»

Н.В.Гоголь

«Невский

проспект»,

«Шинель»

Ф.Достоевский

«Преступление

и наказание»

ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА

А

втор,

произведение

Что

принимает

в

Петербурге?

Что не

принимает в

Петербурге?

Какие

художественные

средства и

приёмы

использует

автор

А.С. Пушкин

«Медный

всадник»

«Город пышный» и

«город бедный»

Анафора, эпитеты,

антитеза, метафора,

олицетворение.

Н.В.Гоголь

«Невский

проспект»,

«Шинель»

Признаёт и пышный

город, но принимает

только бедный город,

изнанку жизни

От красоты города

всегда веет

необъяснимым

холодом

Ирония, метонимия

Ф.Достоевский

«Преступление

и наказание»

От красоты города

всегда веет

необъяснимым

холодом

Город враждебен

человеку, теснит,

создаёт атмосферу

безысходности,

толкает на

преступление.

Портрет, пейзаж,

интерьер, уличные

сцены, детали, цвет.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

10-

классники продолжают работу над образом

Петербурга в романе Достоевского

«Преступление и

наказание».

8-классники подбирают материал по теме «Образ

Петербурга в комедии Гоголя «Ревизор»

(По желанию) В каких ещё произведениях раскрывается

тема Петербурга? Как автор решает её?

Отзывы коллег

об уроке.



В раздел образования




Яндекс.Метрика