Авторы: Максимова Вера Анатольевна, Красноборова Елена Ивановна
Должность: учитель литературы, учитель литературы
Учебное заведение: МАОХ СОШ №2
Населённый пункт: город Тобольск Тюменской обл.
Наименование материала: Презентация
Тема: "Разновозрастное обучение как фактор осуществления преемственности в учебной деятельности"
Раздел: полное образование
Разновозрастное обучение как
фактор осуществления
преемственности в учебной
деятельности
Учителя русского языка и литературы
Елена Ивановна Красноборова
Вера Анатольевна Максимова
Преемственность
–
необходимая
связь между старым и новым.
РЕАЛИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ ФГОС
Умение работать с большими
объёмами информации
•
Коммуникативные компетенции
•
Креативность
•
Способность к самообразованию
Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:
·
Дискуссии, семинары
·
Научно-практические
конференции
·
Имитационные игры,
моделирование
·
Ролевые учебно-деятельностные
игры
·
Работа над исследовательскими
проектами
·
Метод проектов,
учебные экскурсии
·
Дискуссии, семинары
·
Научно-практические
конференции
·
Имитационные игры,
моделирование
·
Ролевые учебно-деятельностные
игры
·
Работа над исследовательскими
проектами
·
Метод проектов,
учебные экскурсии
Учебная
деятельность
Учебная
деятельность
•
Конференции
•
Ученическое научно –
исследовательское
общество
•
Театральная студия
•
Танцевальная студия
•
Конференции
•
Ученическое научно –
исследовательское
общество
•
Театральная студия
•
Танцевальная студия
Воспитательная
деятельность
Воспитательная
деятельность
Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:
Образовательный процесс в школе призван способствовать развитию ребёнка
Разновозрастная учебная группа –
это объединение детей и подростков разного возраста
на основе общих целей или интересов
Разновозрастное обучение -
совместная деятельность детей разного возраста,
направленная на решение как общих для всех, так и частных,
в зависимости от возраста, образовательных и
воспитательных задач
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
развитие мотивации учения;
усвоение ЗУН;
создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;
формирование организаторских умений и навыков;
развитие способности быстро адаптироваться в новой
ситуации и др.
Принцип индивидуализации
Принцип сотрудничества
Принцип самоуправления
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАЗНОВОЗРАСТНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
ведущее место занимают:
индивидуальная работа учащихся
в парах с учителями и другими учениками
работа в микрогруппах
фрагменты фронтального взаимодействия не
исключаются, но переводятся в разряд
вспомогательных
НА ЗАНЯТИЯХ РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ
ОДНОВРЕМЕННО НЕСКОЛЬКО УЧЕБНЫХ
СИТУАЦИЙ
3
в м е с т о
к л а с с о в
1
2
Р В Г
СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАЗНОВОЗРАСТНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Управление учебным процессом
осуществляют не только
учителя, управленческие
функции выполняются
учителями и учениками
совместно
СХЕМА МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Этапы подготовки к занятиям в РВГ:
I - Обоснование совместной деятельности учащихся
разного возраста,
определение темы.
II - Определение задач разновозрастного занятия.
III - Отбор содержания учебного материала.
IV - Планирование разновозрастного занятия.
V - Подготовка консультантов, учащихся к занятию
.
ПРЕИМУЩЕСТВА
ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
способствуют повышению мотивации учения, формированию
познавательного интереса учащихся, целостной научной
картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
способствуют развитию речи, формированию умения
учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы,
интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают
перенапряжение, перегрузку;
способствуют формированию разносторонне развитой,
гармонически и интеллектуально развитой личности;
интеграция является источником нахождения новых связей
между фактами, которые подтверждают или углубляют
определенные выводы, наблюдения учащихся в различных
предметах.
УЧИТЕЛЬ ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ ТЕХНОЛОГА УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
знает возможности
каждого ученика и что
ему сейчас нужно
осваивать
точно определяет место
ученика, учитывая
возможности учебного
процесса
обеспечивает
ситуации
понимания
учениками друг
друга
учит учиться,
учить обучать других
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Тема учебного занятия.
Задачи образовательные, общие для всех классов и для каждого
класса, развивающие, воспитательные, коррекционные задачи.
Место занятия в тематическом планировании (после каких тем
изучается материал на данном занятии, какая связь с другими
занятиями).
Обоснование объединения изучаемого материала двух или
нескольких классов.
Тип занятия. Место проведения занятия, приглашенные специалисты
или представители социума.
Формы и методы обучения учащихся на занятии.
Оборудование.
Литература.
Подготовка к занятию.
План (ход) занятия.
Образ Петербурга в
произведениях
писателей XIX века
(Урок в 8, 10 классах)
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССОВ.
Урок проводился в 8Б и в 10 Б классах.
С 8Б классом Елена Ивановна работает с пятого класса и
является классным руководителем. По своему составу класс
сложный и неординарный. Трудно назвать его гуманитарным и
читающим. Детей, которые любят читать и систематически
готовятся к урокам литературы не более 5-7, но в то же время
многие ребята увлекающиеся, активные, творческие.
10Б класс, в котором я работала и была классным
руководителем, можно считать средним по успеваемости: «5»
имели только два человека, «4» - восемь человек. Но
большинства учащихся – творческие личности, и для них этот
урок был возможностью проявить свои способности.
Ребята обоих классов не раз работали в группах, поэтому
правила работы им хорошо известны.
Исходя из особенностей класса, разной степени
подготовленности ребят, а также в целях систематизации и
расширения знаний и был проведён этот урок.
Мыслительная задача
урока:
Что общего и что различного в
изображении Петербурга в
произведениях писателей XIX века?
ГОРОД ПЫШНЫЙ, ГОРОД
БЕДНЫЙ,
ДУХ НЕВОЛИ, СТРОЙНЫЙ ВИД,
СВОД НЕБЕС ЗЕЛЁНО-
БЛЕДНЫЙ,
СКАЗКА, ХОЛОД И ГРАНИТ…
А.С. ПУШКИН
ЦЕЛИ:
Дидактическая – сопоставить произведения
писателей; найти общее и различие в восприятии
темы: «Образ Петербурга в произведениях
русских писателей 19 века».
Развивающая – развивать навыки анализа текста,
умение сопоставлять, делать выводы; развивать
навыки самостоятельной работы (заполнение
таблицы); развивать творческие способности
учащихся.
Воспитательная – воспитывать чувство гордости;
интерес к истории Отечества.
Тип урока – урок исследование.
Форма урока – сотрудничество в
разновозрастных разноуровневых
группах
Формы работы – индивидуальная,
групповая, коллективная.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
беседа,
работа с текстом,
выполнение творческих заданий,
инсценирование,
выразительное чтение,
работа с литературоведческими терминами,
анализ эпизодов,
составление таблицы.
Виды работ:
сообщение ученика об истории возникновения
Петербурга;
составление таблицы;
работа в группах;
выразительное чтение отрывка из поэмы «Медный
всадник»;
Инсценирование эпизодов «На Невском проспекте»,
«Башмачкин просит Петровича починить шинель»;
анализ текстов.
Музыка:
отрывок из балета Глиэра «Медный всадник», гимн;
А. Розенбаум «Налетела грусть»;
Штраус «Полька».
Наглядность:
изображение памятника Петру I (автор Фальконе);
портреты писателей (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М.
Достоевский);
иллюстрации Петербурга;
выставка книг писателей, изображавших в своих
произведениях Петербург (например, Н.А. Некрасов,
А.Блок …);
словарь терминов.
МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ
Урок посвящён сопоставлению образа Петербурга в произведениях русских
писателей XIX века. Эта тема «сквозная» в литературе. К этому моменту все
учащиеся знакомы с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», а
десятиклассники с повестями Н.В. Гоголя «Шинель», «Невский проспект».
Данный урок проводился перед изучением романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» в 10 классе, а 8-классники в это время изучали
комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Нам бы хотелось, чтобы ребята поняли, что
Петербург – это не только фон, на котором происходят события, но и
своеобразное «действующее лицо», город, влияющий на судьбы людей, и каждый
писатель по-разному раскрывает эту тему.
Урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по данной
проблеме.
СТРУКТУРА УРОКА.
I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
II. ТЕМА УРОКА.
III. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА УРОКА
IV. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕТЕРБУРГА.
V. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.
VI. ВЫВОД. ОБРАЩЕНИЕ К МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧЕ УРОКА.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ
Отбор произведений для чтения и фрагментов для
анализа эпизодов.
Подбор критической литературы для выполнения
заданий в группах с целью самостоятельного
отбора материала по теме.
Подбор средств наглядности и музыки.
Отбор фрагментов для инсценирования и
выразительного чтения.
Создание разновозрастных и разноуровневых
групп и предъявление заданий каждой группе.
Индивидуальные задания учащимся:
1. История возникновения Петербурга.
2. Пребывание Ф.И. Достоевского в Тобольске.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ
1 группа: А.С. Пушкин «Медный всадник».
Каким показан Петербург Пушкиным в
этом произведении?
1. Сюжет и композиция поэмы.
2. Выразительное чтение наизусть отрывка из
«Вступления» к поэме.
3. Выход на основной вопрос группы.
2 группа: литературоведы-исследователи. Анализ
отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный
всадник».
1. Какие художественные средства использует А.С.
Пушкин в поэме для создания образа Петербурга и
какова цель их использования?
а) лексика;
б) символы;
в) эпитеты, метафоры, анафоры;
г)олицетворения.
2. Как автор относится к Петербургу? Какие события и
особенности он выбирает для его характеристики?
Любит ли автор Петербург?
3 ГРУППА: Н.В. ГОГОЛЬ «НЕВСКИЙ
ПРОСПЕКТ»
Каким показан Петербург Гоголем в этом
произведении?
1.
Сценка «На Невском проспекте».
2.
Краткий сюжет.
3.
Характеристика героев. Рассказ об их
судьбах.
4.
Выход на основной вопрос
.
4 ГРУППА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ-
ИССЛЕДОВАТЕЛИ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА
«ОПИСАНИЕ НЕВСКОГО ПРОСПЕКТА» ИЗ
ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ
ПРОСПЕКТ».
1. Как в этом отрывке выражается позиция
автора? В чём её специфика?
2. В чём особенность гоголевской
художественной манеры и какими языковыми
средствами это выражается?
3. Любит ли Гоголь Петербург?
5 ГРУППА. Н.В. ГОГОЛЬ «ШИНЕЛЬ»
Каким показан Петербург в повести
«Шинель»?
1. Сценка «Башмачкин просит Петровича починить
шинель».
2. Выход на вопрос группы
6 ГРУППА. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Каким показан Петербург в первой главе романа?
Обратите внимание на
Интерьер,
городской пейзаж,
портрет Раскольникова,
сцены уличной жизни.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Анафора –
это повторение отдельных слов в начале
смежных предложений.
Ирония –
скрытая насмешка, замаскированное
осмеяние.
Метонимия – перенос названия с одного предмета
на другой на основании их смежности (Фарфор и
бронза на столе – название материалов
использованы для обозначения сделанных из них
предметов.) возможны самые различные ассоциации
по смежности: название места употребляется для
обозначения людей, которые там находятся (Ликует
буйный Рим…- Л.); название сосудов используется в
значении содержимого (…Шипение пенистых
бокалов…- П.); имя автора заменяет название
произведения (Траурный Шопен громыхал у заката.-
Св.) и т.д.
ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА
А
втор,
произведение
Что
принимает
в
Петербурге?
Что не
принимает в
Петербурге?
Какие
художественные
средства и
приёмы
использует автор
А.С. Пушкин
«Медный
всадник»
Н.В.Гоголь
«Невский
проспект»,
«Шинель»
Ф.Достоевский
«Преступление
и наказание»
ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА
А
втор,
произведение
Что
принимает
в
Петербурге?
Что не
принимает в
Петербурге?
Какие
художественные
средства и
приёмы
использует
автор
А.С. Пушкин
«Медный
всадник»
«Город пышный» и
«город бедный»
Анафора, эпитеты,
антитеза, метафора,
олицетворение.
Н.В.Гоголь
«Невский
проспект»,
«Шинель»
Признаёт и пышный
город, но принимает
только бедный город,
изнанку жизни
От красоты города
всегда веет
необъяснимым
холодом
Ирония, метонимия
Ф.Достоевский
«Преступление
и наказание»
От красоты города
всегда веет
необъяснимым
холодом
Город враждебен
человеку, теснит,
создаёт атмосферу
безысходности,
толкает на
преступление.
Портрет, пейзаж,
интерьер, уличные
сцены, детали, цвет.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
10-
классники продолжают работу над образом
Петербурга в романе Достоевского
«Преступление и
наказание».
8-классники подбирают материал по теме «Образ
Петербурга в комедии Гоголя «Ревизор»
(По желанию) В каких ещё произведениях раскрывается
тема Петербурга? Как автор решает её?
Отзывы коллег
об уроке.