Автор: Третьякова Евдокия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Сулусчаан"
Населённый пункт: Республика СахаЯкутия Верхнеколымский район п.Усун-Кюель
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Проектная деятельность в малокомплектных детских садах
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность
в малокомлектных детских садах
Воспитатель: Третьякова Евдокия Дмитриевна
МДОУ д/с «Сулусчаан»
п.Усун-Кюель Верхнеколымский район
Республика Саха (Якутия)
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если
мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять
нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы»
М. Монтессори
Аннотация
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном
образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная
работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают
познавательные
способности
и
творческое
мышление,
повышают
свою
самооценку,
учатся
искать
информацию
и
использовать
эти
знания
в
самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую
активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа
действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном
учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне
развитый и творчески свободный ребенок.
Актуальность проектной деятельности
Работа над проектом имеет большое значение для развития
познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция
между общими способами решения учебных и творческих задач, общими
способами
мыслительной,
речевой,
художественной
и
другими
видами
деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется
целостное видение картины окружающего мира. Основное предназначение
метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного
приобретения
знаний
при
решении
практических
задач
или
проблем,
требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого
следует, что выбранная тема «проецируется»
на все
образовательные
области,
предлагаемых
ФГОС,
и
на
все
структурные
единицы
образовательного
процесса,
через
различные
виды
детской
деятельности.
Таким
образом,
получается
целостный,
а
не
разбитый
на
части
образовательный процесс.
Задачи проектной деятельности в детском саду:
Проектная деятельность в ДОУ – это своеобразный индикатор
профессионализма
педагогов,
их
готовности
к
инновационным
методам
работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане.
Хороший
воспитатель,
разрабатывая
проект,
будет
определять
задачи
обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.
Задачи обучения дошкольников:
пробудить интерес к будущему проекту;
приобщать ребят к процессу познания нового;
формировать различные представления;
побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.
Развитие психических процессов:
создание эмоциональной заинтересованности;
познание новых предметов и действий с ними;
развитие воображения и мышления;
развитие речи.
Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования у
младших дошкольников:
осмысление цели;
овладение разными способами ее достижения;
способность предполагать результат.
В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста
осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой
проект «Доктор Айболит»), развивают коммуникативные навыки (вернисаж
«Мама, папа, я», генеалогический проект «Семейное древо»), обогащают
свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем
(творческие
проекты
«Мой
любимый
питомец»,
«Птицы»),
развивают
ценностно-эмоциональное
отношение
к
произведениям
искусства
и
художественным образам (проект «Мир живописи»)
Задачи обучения старших дошкольников:
развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
поощрять эксперименты и моделирование;
формировать средства познавательной активности и обобщенные способы
умственной деятельности;
учить прогнозировать.
стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
развивать навыки коммуникативного взаимодействия.
умение найти проблему;
самостоятельно осуществить поиск решения;
выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;
уметь анализировать результаты.
В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста
учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным
способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Герб
моей
семьи»,
проект
«Сказки
К.
И.
Чуковского»).
Ребята
учатся
систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в
уме,
планировать
свою
деятельность
поэтапно,
логически
мыслить
( исследовательские проекты «Птицы Красной книги», «Для чего нужен
уголь?», комплексный проект «Мой папа был тоже когда- то солдатом»). Дети
приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного
мастерства,
учатся
давать
эстетическую
оценку
(ролевой
игровой
проект
«Театральный калейдоскоп», комплексный проект «Неделя книжки»)
Какие могут быть проекты в детском саду?
Проектная
деятельность
в
детском
саду
классифицируется
по
доминирующему методу:
-
поисково-исследовательские
проекты
(дети
проводят
опыты
и
научные
исследования,
определяют
задачи
и
методы
исследования,
формулируют
проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома,
газеты или выставки);
- информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию
и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
игровые
проекты
(дети
решают
поставленные
задачи,
вживаясь
в
образ
сказочного героя);
- творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены
жесткими
рамками,
они
меняются
в
процессе
воплощения,
их
итог
–
проведение
тематического
детского
праздника
или
театрального
представления, спортивной игры или экспедиции).
Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые,
проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или
общественными организациями.
Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или
жизни
в
обществе,
развитие
творческих
способностей
или
усвоение
культурных норм.
Проекты
могут
быть
долгосрочными,
среднесрочными
или
краткосрочными.
Ребенок
в
проекте
может
быть
просто
участником-
исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.
Важным
критерием
в
способе
организации
проектной
деятельности
является возраст ребенка:
-
Исполнительно-подражательный
проект
(дети
3,5-5
лет)
–
взрослый
координирует
и
направляет,
а
дети
выполняют
задания
педагога
либо
подражают его действиям;
- Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача
ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения
результата
-
Творческий
проект
(дети
6-7
лет)
–
педагог
создает
условия
для
самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к
определению проблемы и способу ее решения.
Как выполняется проект в детском саду?
Основы
проектной
деятельности
базируются
на
важных
принципах
проектирования в детском саду:
-
Принцип
открытости
–
любой
ребенок
имеет
право
выбора
и
может
согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе
или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта
ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении.
Ребенок
самостоятельно
распоряжается
результатом
своей
работы
и
принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата
окружающим.
- Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность
общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
-
Принцип
рефлексивности
–
ребенок
должен
осознать
себя
субъектом
собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в
самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
Любой
проект
выполняется
постепенно
и
можно
выделить
о п р е д е л е н н ы е
э т а п ы
п р о е к т н о й
д е я т е л ь н о с т и :
- формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт.
Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию,
осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать,
чтобы получить результат;
-
педагог
помогает
детям
планировать
деятельность,
направленную
на
решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли;
педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в случае
необходимости оказывает им практическую помощь;
- по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее
подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности.
1 этап – этап подготовки проекта
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех
педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги
детского сада:
- определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для
самообразования,
разрабатывают
модель
взаимодействия
всех
участников
проекта;
- определяют прогнозируемый результат;
- обсуждают проект с родителями;
- выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
- определяют содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех
участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий,
сценарии
праздников,
планируют
детские
исследовательские
проекты,
организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и
перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это
может
быть
тематический
или
итоговый
педсовет,
конкурс,
представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и
т.д.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный, в детском
саду
проходит
театрализованное представление Именно на этот момент
приходится
наивысшая
точка
эмоционального
накала,
и
ее
необходимо
усилить социальной значимостью проекта.
В завершении следует объяснить, для кого и для чего он создавался и
зачем
он
нужен.
Форма
защиты
проекта
всегда
яркая,
интересная
и
продумана
так,
чтобы
высветить
и
продемонстрировать
вклад
каждого
ребенка, родителя
Об авторских проектах
Хочется отметить, что данная образовательная технология уже более 10
лет применяется в практике нашего дошкольного учреждения. Мною была
разработан
перспективный
план
по
экологическому
воспитанию
дошкольников по методу проектов с региональным направлением, которая
была апробирована во многих садах района.
Разработанный план направлен, прежде всего, на развитие гуманного
отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по
уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в
природном окружении и навыков защиты окружающей среды.
Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого
к
сложному”.
По
мере
совершенствования
знаний
и
навыков
детей
усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Программа дает ребенку возможность синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет
ему
в
дальнейшем
успешно
адаптироваться
в
изменившейся
ситуации
школьного
обучения.
Дети
учатся
искать
ответ
на
различные
вопросы,
разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции –
удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи,
одобрение
взрослых
–
создают
у
ребенка
уверенность
в
своих
силах,
побуждают к активному поиску нового.
В связи с переходом на ФГОС программу переделала в соответствии
требованиями
Стандарта
на
основе
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
«От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой
и
региональной
программы
«Тосхол»
под
редакцией
Семеновой
С.С.,
Ефимовой
Д.Г.,
,
направленных
на
всестороннее
развитие
ребенка,
на
формирование
духовных и общечеловеческих ценностей.
Планирование по проектам представляет реализацию программных задач
через
познавательную,
продуктивную,
музыкальную,
театрализованную,
игровую деятельность.
Каждый проект объединен основной проблемой. Например, давая детям
полное
представление
о
домашних
животных,
воспитатель
на
занятиях
познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни
человека,
на
занятиях
художественно-эстетического
цикла
–
с
образами
домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих
образов
в
народно-прикладном
искусстве
и
творчестве
художников-
иллюстраторов. Таким же образом, знакомит воспитатель и по другим темам
проектов.
Это
темы
-
«Осень»,
«Зима»,
«Лето»,
«Весна»,
«Дикие
животные», «Воздух», «Вода» и т.д.
Проектная деятельность в кружковой работе
По таким же темам ведется и кружковая работа в саду у каждого
воспитателя, но формы
работы с детьми разное. Например, по проекту
«Осень» в моем кружке «Тылчаан» по развитию речи дети старшей группы
заучивают
наизусть
стихотворение
А.С.
Пушкина
«Унылая
пора,
очей
очарованье!», в кружке из рыбьих косточек «Косточка» дети делают вместе с
руководителем панно «Гуси улетают в теплые края», а руководитель кружка
«Уран тарбахтар» предлагает слепить из теста «Осенние дары леса». Так же
в кружке оригами дети из бумаги делают уток.
Проекты по образовательным областям
Кроме экологических проектов, на практике нами были разработаны и
реализованы проекты
по разным образовательным областям. Например, в
рамках
социально-коммуникативной
области
был
реализован
проект
«В
семье единой», так как наш район
является
самым многонациональным
районом среди других районов республики. В нашем детском саду, как и во
многих
других,
вместе
воспитываются
дети
разных
национальностей.
Поэтому
мы
пришли
к
выводу,
что
необходима
определенная
система
в
реализации задач по формированию у дошкольников толерантности, которая
позволит сформировать у старших дошкольников готовность к толерантному
взаимодействию с окружающими на основе представлений о разнообразии
людей и культур на земле.
Проект представлен следующими темами:
«Россия –
многонациональная
страна»,
«Мы
в
одной
республике
живем»,
«Мы
–
Россияне
с
Верхней
Колымы».
В
проекте
у
детей
формируется
представления, что Россия – многонациональное государство, воспитывается
чувство толерантности и уважения к людям разных национальностей, к их
обычаям и традициям, даются
первоначальные представления о символах
России (флаг, герб, гимн), о своей малой Родине, о коренных малочисленных
народах, проживающих по соседству в одном районе.
В ходе освоения детьми образовательной области «Познавательно-
речевое развитие»
были реализованы проекты «Для чего нужен уголь?»,
«Морошка-
северная
ягода»,
«Витамины
–круглый
год»,
«Откуда
лед
пришел?» Одна из основных задач образовательной области «Физическое
развитие» - формирование основ здорового образа жизни в едином здоровье
сберегающем пространстве семьи и детского сада. Данная задача успешно
реализовывалась в ходе проектов. В частности был реализованы проекты
«Хоту
уолан»,
«Наши
олимпийцы»
С
детьми
были
просмотрены
видео
выступлениями
российских
спортсменов,
яркие
моменты
олимпийских
побед. В ДОУ были проведены Детские Олимпийские игры. Была проведена
большая работа по взаимодействию с семьей, были проведены соревнования
«Папа, мама, я – спортивная семья», «Игры Боотуров», «Зов тундры»
- Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму”.
- Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает
все
сам.
Поэтому
проектно-исследовательская
деятельность
занимает
прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и
увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Вывод:
Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом
сотрудничества
педагогов,
детей
и
родителей.
Организация
проектной
деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для
полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной
жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские
отношения.
Ребенок
оказывается
интересен
родителям,
поскольку
он
выдвигает
различные
идеи,
открывая
новое
в
уже
знакомых
ситуациях.
Жизнь
ребенка
и
родителей
наполняется
богатым
содержанием.
Метод
проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и
ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной
помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать
непосредственными
участниками
образовательного
процесса,
испытать
чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.