Автор: Галлямова Зарина Ильшатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 5 "Пчелка"
Населённый пункт: г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: проект
Тема: "Вторая жизнь мусора"
Раздел: дошкольное образование
Проект
по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
на тему:
«Вторая жизнь мусора»
Составила:
воспитатель
МАДОУ Детский сад №34
Галлямова З.И.
«У нашей природы должны быть миллионы любящих,
верных друзей. Когда сам народ возьмется за сбережения лесов, рек, озер,
зеленых насаждений, украшающих нашу землю, тогда можно быть
спокойным за их сохранность»
Л.Леонов
Актуальность
Мусор—
проблема,
с
которой
ежедневно
сталкивается
каждый
из
нас
в
городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, поле, на реке
или озере. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с
невероятной скоростью, несмотря на то, что многие отходы, как известно,
очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще. Неужели
через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот
вопрос волнует всех, и воспитанников МАДОУ «Радуга» не исключение.
В дошкольном возрасте ребенок впервые осознает роль природы в жизни
человека, переживает нравственно-эстетические чувства, побуждающие его
заботиться обо всем, что нас окружает. Понимая, что именно в этом возрасте
закладываются позитивные чувства по отношению к природе и стремясь
воспитывать детей в духе бережного, ответственного отношения к ней, мы
целенаправленно
развиваем
у
них
наблюдательность,
ответственность
за
состояние окружающей среды и природы в целом.
Большинство
дошкольников
очень
любят
гулять
на
природе,
ходить
с
родителями в парк и лес, на пруд, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то,
что почти везде очень много мусора. Бесконечные вопросы: «Почему у нас
так много мусора?», «Откуда он берется?», «Как он влияет на здоровье
человека и всего живого?» привели к идее создания проекта «Чистый мир».
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Цель проекта: осознание целесообразности сортировки, переработки
утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различныхнужных
вещей.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-
доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
способствовать развитию у детей интереса к природе родного края,
двора; видеть красоту окружающего их мира;
способствовать развитию потребности принимать личное участие в
сохранности окружающей среды;
формировать понятие о разнообразии отходов человеческой
деятельности, научить детей утилизировать бытовой мусор.
Развивающие:
развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к природе, экологическую
ответственность.
Вид проекта: познавательно – информационный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги,
родители.
Основные направления работы с детьми: организованная образовательная
деятельность, совместная деятельность, индивидуальная работа.
Время реализации проекта: краткосрочный с октября по декабрь 2016 г.
Предполагаемый результат:
По итогам работы мы ожидаем получить:
непосредственное участие родителей и детей в организации различных
экологических мероприятий;
повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного
города, края, охране природы;
создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов;
привлечение родителей к посильному участию в деле экологического
воспитания детей;
осознание того, что бытовой мусор можно использовать вторично для
изготовления полезных вещей;
осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы,
экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не
засорять ее.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Чистый
мир».
- Беседы: «Помогите природе», «Мусору – нет!»;
- Экскурсии по улицам города;
- Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных
учреждений, составление теоретической концепции;
- Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, дети;
- Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с
планом проекта;
- Создание слайд – программы «Здесь были люди», «Жалобная книга
природы»;
- Анкетирование детей и родителей «Окружающая среда. Умеем ли её
беречь?»;
- Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации
проекта;
2 этап – основной
Цель: реализация проекта.
- Показ фильма «Здесь были люди…»;
- Зеленый патруль «Чистый детский сад»;
- Занятия«Очистим речку от мусора», «Мусор – это хорошо или плохо?»
,
«Берегите наш город от мусора»;
- Экологическая акция «Мой чистый двор»;
- Рисуем плакаты «Детям — чистую планету»;
- Изготовление коллажей: «Здоровая планета», «Правила поведения в
природе»;
- Составление и изготовление лозунгов:«Мусор - в урны!», «Не губите
Природу!», «Мусор земле не к лицу!»;
- Изготовление панно из одноразовых ложек, стаканов, тарелок;
- Конструирование из спичечных коробочек «Светофор»;
- Изготовления « Зайчика» из одноразовых ложек;
- Конструирование из бросового материала «Волшебные цветы»;
- Изготовление мозаики из конфетных фантиков «Кленовые листья»;
- Экологическая сказка «Как два братца озеро спасли»;
- Открытие галереи «Мусорный вернисаж»;
- Опытно-экспериментальная деятельность:«Рассортируем мусор»,«Как
переработать мусор»,«Изготовление новой бумаги»,«Если закопать в землю
мусор, что произойдет?»;
- Конкурс стихов на тему: «Мусору – нет!»;
- Выпуск экологических газет для родителей: «Прикоснись к природе
сердцем», «Меньше мусора - больше здоровья».
3 этап – заключительный
Цель:подведение итогов проекта.
- КВН по познавательному развитию на тему: «Вторая жизнь мусора»
- Итоговое занятие «Спасём планету от мусора»;
- Выставка поделок из бросового материала «Подари предмету вторую
жизнь»;
- Консультация для родителей «Воспитание у детей старшего дошкольного
возраста положительного отношения к труду», «Как научить ребенка беречь
природу»;
- Составления презентации по проекту.
Причина возникновения проблемы отходов.
Раньше вопрос утилизации отходов остро не стоял. Крестьяне отправляли
свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки,
рекламы и торговой сети. Овощные очистки скармливались или
использовались как удобрение почвы для будущего урожая.
Переселение в поселки городского типа, города привело к изменению
потребительской структуры. Продукцию стали обменивать, а значит,
потребовалось ее упаковывать для большего удобства.
А, что же делать с упаковками?
Первые шаги на пути решения проблемы
Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый
эдикт (т.е. документ), запрещающий выбрасывать мусор на улицы,
предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий
мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города. С тех пор
мусор сваливали на выделенных площадках (полигонах).
Влияние отходов на окружающую среду
Город является самым главным врагом природы с точки зрения
выбрасываемых отходов. Огромное количество мусора вывозится на
городские свалки, которые растут с огромной скоростью. Эти горы мусора
лежат не десятки, а сотни лет, нанося непоправимый вред атмосфере. В
самих городах нередко можно увидеть переполненные отходами мусорные
контейнеры, из которых мусор почти никогда не вывозят. А эти контейнеры
находятся вплотную к жилым домам.
Животные, живущие рядом с токсичными отходами, сильно страдают от
таких мусорных свалок. Грунтовые воды под тоннами городского мусора
загрязнены, а значит, и ближайшие водоёмы испытывают на себе негативное
влияние выбросов.
В таких грязных водоёмах утоляют жажду многие животные, которые вместе
с водой получают опасные для них химические соединения, вызывающие
болезни. А рыбам приходится жить в загрязнённых водоёмах, которые
человек своей деятельностью превратил в среду, не пригодную для жизни.
Люди стали сжигать мусор, чтобы уменьшить вредное воздействие.
Они считают, что это поможет в какой-то степени спасти окружающую среду.
Но экология от принятия таких мер ничуть не улучшилась, а воздух стал ещё
более загрязнённым. Ведь мусор при своём сгорании добавляет в атмосферу
вредные токсичные вещества, способные вызывать рак у людей и
отрицательно влиять на все живые существа. Органический хлор и другие
опасные элементы выделяются в процессе сжигания мусора. Поэтому стоит
задуматься о том, что создание многочисленных заводов по сжиганию
отходов не улучшит окружающую среду, а приведёт к убыткам и потерям в
живом мире.
Тревожные факты:
-
За последние 20 лет объем упаковки в мусоре вырос в 246 раз;
- Если весь мусор распределить равномерно по Планете образуется слой
толщиной 2 см;
- Консервная банка разлагается в земле 8-10 лет (обожженная в костре - за 2
года);
- Бумажная коробка из-под сока - 6 лет;
- Пластиковая бутылка, при условии, что на нее попадает солнечный свет -
150 лет;
- Стеклянная бутылка лежит в земле вечно!
Три основных способа борьбы с отходами:
1. Производить меньше отходов
Значит, нужно меньше покупать того, что сразу же летит в мусорное ведро.
Это прежде всего одноразовая упаковка и посуда, одноразовые полотенца,
салфетки, пленки, а также дешевые недолговечные неремонтируемые товары.
Они порождают горы мусора, изъятие из природы ресурсов и ее загрязнение.
- Отдавать предпочтение многоразовой упаковке. Например, стандартной
стеклянной бутылке, а не пластиковой. Матерчатым сумкам, а не трудно
рвущимся пакетам с ручками;
- Отдавать предпочтение минимальной упаковке. Приобретать товары с более
легкой упаковкой и товары, продающиеся большими объемами;
- Отдавать предпочтение упаковке, изготовленной из экологически
безвредных материалов — бумаге и стеклу.
1.
Вторичное использование упаковки и отслуживших вещей
Кажется, все уже знают, что: в пластиковых баночках и стаканчиках
выращивают рассаду; пластиковые бутылки используют в качестве
удобных воронок, совков, импровизированных дачных рукомойников,
материала для производства теплиц, вазочек для цветов и самих
искусственных цветов, спасательных жилетов и даже плотов; пластиковые
бутылки - популярный материал для ограждения газонов, мини-клумб.
Перечисление может длиться бесконечно. С точки зрения экологии, такая
вторая жизнь пусть небольшого количества вещей, конечно,
предпочтительнее вывоза на свалку или, тем более, сжигания.
3. Переработка отходов.
Необходимое условие «запуска» переработки бытовых отходов - раздельный
сбор мусора. Когда бумага собирается отдельно (переработка тонны
макулатуры сохраняет 17 деревьев, а в атмосферу при этом не поступает 27
килограммов загрязняющих веществ). Пищевые отходы — отдельно. Пластик
— отдельно. Стекло – отдельно.
Что делают с мусором в других странах.
Швейцария
В Швейцарии каждый оплачивает пошлину за определенный размер своего
мусорного бака. В итоге, чтобы сэкономить деньги на мусоре, многие
предприятия покупают утрамбовочные машины, которые спрессовывают
отходы в кубы и тем самым позволяют платить за дополнительный бак. И
жители, и предприятия настолько наловчились утрамбовывать и распределять
свой мусор, что современным мусоросжигательным заводам не хватает
сырья. Многие из них нацелены на то, чтобы сжигать отходы и вырабатывать
электроэнергию. Чтобы окупить и оправдать строительство заводов,
некоторым швейцарским кантонам приходится импортировать мусор из
Италии.
Япония
В Японии мусорные правила определяются муниципалитетом, а если быть
точнее - мусорным заводом, который ему принадлежит. В среднем каждому
жителю приходится делить свой мусор на следующие категории - пластик,
стекло, жестянки, картон и бумага. Отдельно мусор надо распределять на
сгораемый и несгораемый. Если вы купили котлету в пластиковой обертке и
помыли потом контейнер, тогда его надо положить в пластиковый мусор, а
если не помыли - в сгораемый. Когда японцы хотят сдать крупные
электрические приборы, они покупают специальную марку и наклеивают ее
на предмет перед тем, как выбросить. Стоимость марки зависит от предмета.
К примеру, выбросить холодильник может стоить от $50 до $100. Поэтому
многие японцы крупный мусор не выкидывают, а бесплатно отдают
знакомым.
Китай
В Пекине все виды перерабатываемого мусора - от пластмассовых бутылок
до железных банок - не приходится относить в пункты приема, их достаточно
вынести утром на улицу и продать проезжающему мимо сборщику мусора.
Мусорщик, в свою очередь, отвезет добычу в предместье столицы, деревню
Донг СяоКоу, известную как деревня сборщиков мусора.
В этой небольшой деревне недалеко от новостроек возвышаются горы
картона, старых шин, посуды и бумажных отходов. Жители деревни, в
основном приезжие из удаленных бедных провинций, проводят здесь круглые
сутки, разбирая завалы. Некоторые живут в собственноручно построенных
хижинах из найденных тут же на свалке досок или металлических пластин.
Заключение
В итоге нашей работы мы получили:
непосредственное участие родителей и детей в организации различных
экологических мероприятий;
повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного
города, края, охране природы;
создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов;
привлечение родителей к посильному участию в деле экологического
воспитания детей;
осознание того, что бытовой мусор можно использовать вторично для
изготовления полезных вещей;
осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы,
экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не
засорять ее.
ФОТОМОТЕРИАЛЫ
Конструирование из бросового материала «Волшебные цветы»
Мозаика из конфетных фантиков «Кленовые листья»
« Зайчик» из одноразовых ложек.
Выставка поделок из бросового материала
«Подари предмету вторую жизнь»
Панно из одноразовых вилок.
«Снеговики» из материала
Домик из коктейльных трубочек
«Снежинка» из картона и пуговиц
«Снеговик» из одноразовых стаканчиков
Елочные игрушки из музыкальных дисков, коробок
и одноразовой посуды