Автор: Никонова Галина Николаевна
Должность: преподаватель отделения "эстрадно-джазовое искусство"
Учебное заведение: МБУ ДО "Янтиковская детская школа искусств" Янтиковского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика, Янтиковский район, с.Янтиково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над многоголосием в вокальном эстрадном ансамбле"
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
Факультет художественного и музыкального образования
Методическая разработка на тему:
Работа над многоголосием
в вокальном эстрадном ансамбле
Работа выполнена:
слушателем курса профессиональной
переподготовки специалистов
дополнительной профессиональной
образовательной программы «Теория и
практика обучения эстрадному пению»
Никоновой Галиной Николаевной
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук, доцент
кафедры теории, истории и методики
музыки
Хораськина Ольга Александровна
Чебоксары 2014
Содержание
Введение
1 Вокальный ансамбль как одна из форм музыкального воспитания в
детской школе искусств
2 Методы и приемы работы над многоголосием в вокальном ансамбле
3 Практика работы над многоголосием в образцовом вокальном
ансамбле «Тайна» Янтиковской детской школы искусств……………………..
Заключение…………………………………………………………………
Библиографический список…………….....................................................
Приложение………………………………………………………………...
Введение
Вокальный ансамбль одна из самых доступных форм музыкального
воспитания детей. Все дети хотят петь, но
сольно получается не у всех.
Пение в вокальном ансамбле знакомит детей с различными произведениями
вокально–ансамблевой литературы, воспитывает чувство ансамбля, умения
слышать
себя
и
партнера,
стремление
к
художественному
единству
при
исполнении. Вокальные ансамбли и группы, различные по своему составу и
количеству участников, пользуется растущей популярностью среди молодых
певцов,
объединяя
их
усилия
в
решении
единого
музыкально–
художественного
замысла
и
обеспечивая
им
конкурентоспособность
в
области эстрадной и джазовой музыки за счет более яркой палитры средст
художественной выразительности. Достойных примеров немало на нашей
отечественной
эстраде:
«Премьер–министр»,
«Ассорти»
(группы,
работающие в направлении популярной музыки), «Cool & Jazzy», «Accapella
Express»
( a
capella)
и
др.
Ярчайшие
примеры
зарубежных
вокальных
ансамблей,
особенно
джазового
направления,
например,
«Manhattan
Transfer»,
«New
York
Voices»,
«Take
Six»
и
др.,
производят
сильное
впечатленеи на начинающих вокалистов, зарождая у них огромный интерес к
данному виду вокального исполнительства.
В связи с этим перед певцами встает проблема приобретения навыка
пения в ансамбле: слышать не только себя, но и остальных участников,
сливаться своим голосом с общим звучанием ансамбля по высоте, динамике,
тембру, одновременно с другими певцами произносить слоги, петь по жесту
руководителя.
Чаще
всего
в
вокальных
ансамблях
поют
многоголосно,
но
это
достаточно сложно. Этим и обоснована актуальность нашего исследования.
Цель исследования – выявить особенности работы над многоголосием
в вокальном ансамбле.
Объект
исследования
–
процесс
музыкального
воспитания
в
вокальном ансамбле в условиях детской школы искусств.
Предмет
исследования
–
работа
над
многолосием
в
вокальном
ансамбле.
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть
вокальный
ансамбль
как
одну
из
форм
музыкального воспитания детей.
2.
Выявить методы и приемы работы над многоголосием в
вокальном ансамбле.
3.
Описать практику работы над многоголосием в образцовом
вокальном ансамбле «Тайна» Янтиковской детской школы
искусств.
Методы
исследования:
анализ
психолого
–педагогической
литературы, наблюдение, беседа, опытная работа
1 Вокальный ансамбль как одна из форм музыкального
воспитания в детской школе искусств
Янтиковская детская школа искусств – это образовательное учреждение
дополнительного
образования
детей,
предназначением
которого
является
развитие
мотивации
личности
к
познанию
и
творчеству,
реализация
дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,
общества, государства. Педагогический процесс в детской школе искусств
направлен на:
–обеспечение
необходимых
условий
для
личностного
развития,
укрепления
здоровья,
профессионального
самоопределения
и
творческого
труда детей, в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
–адаптацию детей к жизни в обществе;
–формирование общей культуры;
–организацию содержательного ресурса;
–на
создание
для
каждого
ребенка
комфортного
образовательного
пространства, в котором есть возможности для создания ситуации успеха.
Для достижения поставленной цели детская школа искусств решает
следующие задачи:
–выявление
одаренных
детей
в
области
музыкального
и
изобразительного искусства;
––формирование
у
детей
комплекса
знаний,
умений
и
навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
–подготовка
одаренных
детей
к
поступлению
в
образовательные
учреждения,
реализующие
основные
профессиональные
программы
в
области искусства;
–приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Сейчас в школе искусств обучается 95 учащихся. Здесь создана база для
полноценного музыкального и художественного развития детей.
В детской школе искусств Янтиковского района функционируют пять
отделений:
фольклорное
искусство,
хоровое
пение,
эстрадно–джазовое
искусство,
инструментальное
исполнительство
(фортепиано,
домра,
балалайка, труба, гитара) и художественное отделение.
Вокальный ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно.
Искусство
ансамблевого
пения
основывается
на
умении
исполнителя
соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский
стиль
с
индивидуальностью
исполнения
партнера.
Ансамбль
–
это
коллективная
форма
пения,
в
процессе
которой
несколько
певцов
исполнительскими
средствами
сообща
раскрывают
художественное
содержание произведения.
Цель : развитие гармонического и мелодического слуха, накопления
вокальных навыков
Задачи:
–научить учащихся держать свой тон;
–развить умение слушать партнера;
–научить применять многолосие в репертуаре;
–развитие чувства ансамбля;
–воспитание чувства коллективизма и товарищества.
Вокальный
ансамбль
является
художественно
эффективной
и
жизнеспособной
формой
вокального
пения
для
певцов,
лишенных
от
природы ярких сольных голосов. Голосовая недостаточность (неяркий тембр,
ограниченность звуковысотного и динамического диапазона) при работе в
ансамбле скрадывается. Это еще раз подчеркивает практическую важность и
доступность
данного
вида
вокального
исполнительства,
а
также
дает
возможность расширить границы творческого самовыражения в вокальном
искусстве.
Предмет
«Вокальный
ансамбль»
дает
учащимся
неоценимый
опыт
коллективного исполнительства, наделяя не только специфически вокально–
ансамблевыми навыками, но и навыками межличностного общения,
раскрывая творческий потенциал каждого учащегося в отдельности.
Урок ансамбля начинается с распевания (5-10 минут). Внимание
уделяется
чистоте
интонации,
дикции,
образу
данного
произведения.
Репертуар подбирается по несколько критериям: диапазон, содержание, в
зависимости
от
возраста.
Распевание
закрытым
ртом,
распевы
на
произношение звуков «ж», «д» и др., распевы на дыхание. Упражнения на
дыхание (задержка, шипение, выдыхание в ладошку). Затем идет работа над
текстом песен, чистотой интонирования, подачей голоса, пение в микрофон
по
одному,
по
два
и
т.д.
пение
двухголосия
и
трехголосия
требует
дополнительной работы по голосам, внимание уделяется одновременному
звучанию многоголосия, чистоте звучания. Когда песня разучена
ведется
работа над хореографией, над движениями рук, ног, над образом песни.
Таким
образом,
вокальный
ансамбль–
одна
из
форм
воспитания
и
обучения детей.
2 Методы и приемы работы над многоголосием в вокальном
ансамбле
Многоголосное пение, стройное и слаженное, является высшей
художественно–исполнительской
формой
в
ансамблевом
звучании.
Чередование красивых по звучности гармонических
сочетаний, красота
которых
обусловлена
благородством
человеческих
тембров
вызывает
эстетическое удовлетворение.
Овладение
многоголосным
пением
под
силу
любому
вокальному
ансамблю, важно только знать основные принципы, на которых базируется
развитие
многоголосия.
Достаточное
внимание
необходимо
уделять
ритмическому
и
тембровому
воспитанию
детей.
Это
способствует
активизации их интонационно–слухового развития. Основой интонационно–
слухового
развития
учащихся
является
ладовое
воспитание
и
пение
без
сопровождения. Важно постоянно уделять внимание пению по нотам, что
способствует осознанности интонирования. Важно показать детям, что пение
на два и три голоса обогащает ансамблевое звучание, дать послушать аудио
или видеозаписи лучших детских хоровых коллективов. На все неточности в
интонировании
надо
обращать
внимание
детей,
учить
их
замечать
свои
ошибки.
Специальное
внимание
следует
уделять
пению
без
сопровождения.
Ведь специфика, самая суть ансамблевого пения особенно ярко выступает
именно
в
пении
без
сопровождения,
когда
голоса
не
прикрываются
звучанием
записи
и
содержание
произведения
передается
исключительно
разнообразием вокально–ансамблевых красок. Все необходимые элементы
звучания ансамбля и способности детей (музыкальный слух, чувство ритма,
исполнительские способности, вокально–ансамблевые навыки) развиваются
в пении без сопровождения гораздо интенсивнее. На основе такого пения
развивается
внутренний
слух
–
одна
из
важнейших
музыкальных
способностей.
Пение
без
сопровождения
имеет
несколько
этапов:
1)пение
одноголосное
–
мелодическое,
2)
пение
многоголосное
–
гармоническое,
3)пение многоголосное – полифоническое (подголосочное и имитационное).
Если предлагать детям петь без сопровождения, начиная буквально с
первой репетиции, то этот вид ансамблевого звучания не явится проблемой.
Но освоение навыков пения без сопровождения, да и вообще интонационно
качественного пения, возможно лишь на основе постоянного включения в
репетиции
различных
упражнений,
последовательной
обработки
всевозможных
певческих
моделей
в
ладу
(мажор,
минор).
Необходим
и
гармонический анализ используемых попевок и песен: лад, ступени лада,
интервальные
соотношения,
отклонения
и
модуляции,
в
том
числе
приравнивания
ступеней,
характеристика
аккордовых
созвучий.
В
таком
анализе есть и специфические особенности: детям необходимо научиться
различать в звуковых сочетаниях «выше –ниже», «рядом – не рядом», «новое
–повтор».
Основа всей работы одноголосное пение. Это различные слуховые и
певческие упражнения с использованием наглядных пособий.
Интонационно –слуховая разминка:
а)
руководитель
играет
на
инструменте
отдельные
слоги
и
их
сочетания, учащиеся поют их вслед на слоги «лё», «ма», «но», закрытым
ртом или на гласные «ю», «ё», «у»;
б) руководитель играет два такта, затем учащиеся поют ее, как «эхо»
(можно на отдельные звуки, слоги, слова, названиями нот).
Подготовка слуха учащихся к будущему двухголосию.
Происходит уже в младшем ансамбле на основе одноголосия. Это серия
упражнений:
слушание
голосоведения
в
сопровождении,
специальные
интонационные
упражнения
(руководитель
и
учащиеся,
инструмент
и
учащиеся), выстраивание ансамблевого звучания в условиях, приближенных
к двухголосию, когда руководитель, например, играет на инструменте какие-
либо звуки и целые попевки выше исполняемого детьми звука, затем
специальные
двухголосные
упражнения
и
песни.
Во
всех
двухголосных
упражнениях
и многих
двухголосных
песнях дети на первых порах
исполняют попеременно два голоса, чтобы каждый вокалист попробовал
себя
вторым
голосом,
и
в
результате
слух
всех
учащихся
развивался
равномерно. Наиболее простыми, легкими для усвоения являются песни с
параллельным движением голосов в терцию, именно с них нужно начинать
двухголосное
пение,
также
пение,
разделив
ансамбль
на
две
партии
и
предложить одной партии петь ноту «до», а другой ноту «ми». Итак, нужно
стараться развивать у детей способность различать слухом во время пения
два
музыкальных
звука
и
при
пении
в
два
голоса
уметь
брать
предназначенный звук, не сбиваясь на другой, но не теряя его из слуха.
Упражнения для развития навыка трехголосного пения
Полезно петь гамму трехголосным каноном на различные слоги и с
закрытым ртом в различных тональностях, постепенно усложняя упражнение
за счет повторов отдельных аккордов, возвратов на предыдущие, расширения
диапазона,
разрешения
неустойчивых
аккордов
в
устойчивые,
пение
всевозможных
созвучий
закрытым
ртом
–непременное
условие
успеха
в
достижении
трех
и
четырехголосного
пения.
Работа
над
канонами
–это
наиболее
доступная
и
интересная
форма
освоения
многоголосия,
в
них
сохраняется
самостоятельность
мелодической
линии
каждой
ансамблевой
партии. Разучиваются каноны так же, как и одноголосные произведения. На
первых порах необходимо выбирать каноны с ярко выраженным отличием
каждого
голоса,
чтобы
при
2–3-голосном
исполнении
получилось
противоположное
движение
голосов,
короткие,
с
простой
и
легко
запоминающейся мелодией.
Можно
предложить
следующую
этапность
работы
над
канонами:
1)сольфеджирование
мелодии;
2)заучивание
ее
в
пении
на
слоги,
с
названиями нот и со словами; 3)соревнование партий: какая группа споет
мелодию канона лучше; 4)мелодия разбивается на отрывки величиной в
расстояние от вступления первого голоса до второго, и учащиеся исполнят
эти фрагменты поочередно по партиям (сначала первый фрагмент поет одна)
партия, затем его же –другая, и так каждый фрагмент), очередность меняется;
5)одноголосно пропевается мелодия с динамическими оттенками –там, где
нужно
будет
впоследствии
вступать
второму
голосу-пиано,
а
до
этого
момента-форте; 6)исполнение канона 2–голосно: один голос-дети, второй–
учитель; 7) 2–голосное исполнение силами двух групп учащихся, причем для
того, чтобы второй голос мог вступить на свой звук точно, ему предлагаются
предыдущие такты (пока поет один голос) тянуть свой звук вслух, затем про
себя;
8)
исполнение
канона
ансамблем,
с
показом
каждым
ребенком
высотности
своей
мелодии
рукой.
Пение,
разучивание
многоголосных
произведений
по
партиям
(партитурам),
этот
вид
работы
происходит
постоянно,
меняется
лишь
уровень
трудности
изучаемых
произведений.
Следует иметь в виду при этом, что постоянный рост детского организма
обуславливает и возможные изменения в голосе ребенка. Поэтому нужно
время
от
времени
проверять
учащихся,
не
создавать
для
них
трудных
вокальных условий и по необходимости переводить из партии в партию.[7]
В результате учебно–воспитательной работы развивается творческая
инициатива
каждого
участника
ансамбля,
открывается
перспектива
для
развития всего коллектива.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение
имеет правильно подобранный репертуар, который должен отвечать задачам
музыкально-художественного
воспитания
ансамблевого
пения
и
быть
доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню участников.
В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме,
жанру, содержанию.
При выборе произведения следует учитывать следующие параметры:
1.Количество и тесситурные возможности голосов.
2.Интонациооные, ритмические, динамические трудности.
3.Наличие аккомпанемента («живой» инструментальный ансамбль или
фонограмма).
Таким
образом,
работа
над
многоголосием
в
вокальном
ансамбле
включает в себя несколько этапов: пение без сопровождения, одноголосное
пение,
интонационно-слуховая
разминка,
подготовка
слуха
учащихся
к
будущему
двухголосию,
упражнения
для
развития
навыка
трехголосного
пения, подбор репертуара.