Автор: Микерова Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 "Сказка"
Населённый пункт: город Заозерск, Мурманская область
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: "Знакомимся с пернатым миром Кольского полуострова"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка»
«Знакомимся с пернатым миром
Кольского полуострова»
Конспект родительского собрания подготовлен
воспитателем первой квалификационной категории
Микеровой Натальей Григорьевной
март 2018 года
город Заозерск
Цель:
повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей и экологии
в целом путем вовлечения родителей в работу группы и детского сада по
ознакомлению дошкольников с птицами Кольского полуострова, формированию
бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи: развивать интерес к окружающему миру природы; формировать
экологическую культуру дошкольников и их родителей; расширять представления
дошкольников и их родителей о природоохранной деятельности; способствовать
формированию нравственных качеств дошкольников; развивать мышление,
индивидуальные способности и возможности дошкольников; учить работать сообща,
в команде.
Образовательные:
•
формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в
природе;
•
знакомить с жизнью птиц Кольского полуострова, внешним видом,
повадками, дать сведения о звуковых сигналах птиц, их особенностями образа
жизни;
•
расширять и активизировать словарь по теме;
•
закреплять представления о птицах посредством лепки из соленого теста;
•
дифференцировать понятия «перелётные», «зимующие».
Воспитательные:
•
воспитывать интерес к нашим соседям по планете - птицам,
желание узнавать новые факты из их жизни;
•
формировать экологическое сознание детей;
•
воспитывать любовь к родному краю;
•
формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения,
•
воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Развивающие:
•
развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности,
волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание,
воображение, восприятие;
•
развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.
Оборудование: выставка детских книг о птицах Кольского полуострова,
(воробье, вороне, голубе, сороке, синице, снегире, сове), рисунков и поделок детей
и родителей, выставка рукописных книг детей и родителей о птицах родного края,
лэпбук
«Зимующие
птицы»,
скворечники
из
бросового
материала,
ноутбук,
интеллектуальная игра «Кто? Где? Когда?», карточки с изображением и названиями
птиц Кольского полуострова, солёное тесто для изготовления жаворонков, стеки,
музыкальные заклички, грамоты, призы.
Предварительная работа: беседа о птицах; словарная работа: «скворечник»,
«пернатые», «природоохранные»; приготовление приглашений для детей и родителей
на игру; оформление группы детскими рисунками с изображением птиц; подготовка
книги отзывов и пожеланий группы; подготовка грамот для детей и родителей,
призов.
Список используемой литературы:
1.«Основная образовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы»», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой, издание 3-е, исправленное и дополненное, МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
Москва, 2015.
2.С.Н.Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней
группе детского сад 4-5 лет» , МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
3.Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты
занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и
родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
5.Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12, № 1. Познаем окружающий мир –
птицы» Т. Куликовская.
6.Воронкевич О. А. "Экология».
Ход родительского собрания:
Родители рассаживаются, заполняют лист регистрации, в это время звучит музыка
из программы «В мире животных».
Воспитатель: «Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли
время и пришли на родительское собрание, ведь ведущая роль в воспитании ребенка
принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который
питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения».
Актуальность знакомства детей с пернатым миром Кольского полуострова
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы.
Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти
совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без
пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек
всегда стремился в небо. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое
оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная
внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение,
доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Есть птицы, о которых мы не знаем и
лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых , мы никогда не слышали,
да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не
можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не
только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни.
Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие
природу, уважающие её законы.
В дошкольном возрасте актуальным является формирование основ нравственности
посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного
отношения к объектам природы (птицам). Экологическое воспитание дошкольников
средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как
свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический
контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Мы, взрослые, должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим
верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.
Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление,
формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту
живой природы. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к
родному краю.
Международный день птиц - интернациональный экологический праздник, который
отмечается ежегодно 1 апреля. Международный день птиц проходит ежегодно в
рамках
программы
ЮНЕСКО
"Человек
и
биосфера"
и
не
случайно
отмечается
именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по
охране птиц. День птиц - это время прилета пернатых с зимовок. В России праздник
отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось
потому,
что
означало
наступление
весны.
Обычай
старины
-
печь
в
этот
день
жаворонков из теста и петь особые песенки - заклички. Одна из старейших традиций
- развешивание в этот день скворечников, синичников, и прочих "птичьих домиков".
И сейчас я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру «Кто? Где? Когда?».
Чтобы определить состав команд предлагаю игру «Назови птицу». На столе
карточки с изображениями птиц. Так как команды не имеют названия, первое задание
командам, которое объединит участников игры, называется «Придумай название».
Каждая команда должна придумать название в соответствии с темой нашего
собрания и представить себя в соответствии с выбранным названием.
Реб
ё
нок бер
ё
т на столе карточку с изображением птицы и называет е
ѐ
(обращается
за помощью к родителю). На обратной стороне карточки красный или ж
ѐ
лтый
кружок, соответственно обозначениям участники делятся на две команды.
Время для обсуждения 1 минута, время для представления 1 минута.
Родители с детьми рассаживаются за 2 стола (по 1 команде за стол).
1 раунд «Загадки».
2 раунд «Пословицы и поговорки».
3 раунд «Народные приметы».
4 раунд «Голоса птиц».
5 раунд «Черный ящик» (скворечник).
Музыкальная (динамическая) пауза (музыкальные народные заклички птиц).
Совместная лепка родителей и детей жаворонков под народные мелодии закличек.
Воспитатель объявляет итоги игры, благодарит участников команд, награждает их
грамотами и призами.
Воспитатель предлагает родителям и детям всем вместе пойти на участок группы и
найти место для скворечников.