Напоминание

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Инкина Инна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ СЦРР " Золотой ключик "
Населённый пункт: р. Бурятия, г. Северобайкальск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий

момент

являются

неотъемлемой

частью

современного

дошкольного

образования.

Информатизация

системы

образования

предъявляет

новые

требования

к

педагогу

и

его

профессиональной

компетентности.

Это

особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии

развития

информационного

общества.

Мы

видим,

какие

значительные

перемены

происходят

сейчас

в

системе

дошкольного

образования.

И

во

многом это связано с обновлением научной, методической и материальной

базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является

использование новых информационных технологий. На сегодняшний день

воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это

компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного

рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для

ребенка проводником в мир новых технологий.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию

детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним

из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные

технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в

дошкольном

образовании

становится

все

более

актуальным,

так

как

позволяет

средствами

мультимедиа,

в

наиболее

до ступной

и

привлекательной,

игровой

форме

развить

логическое

мышление

детей,

усилить творческую составляющую учебного процесса.

Вопрос

организации

предметно-пространственной

развивающей

среды

(ППРС)

ДОУ

на

сегодняшний

день

наиболее

актуален,

так

как

важным

критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является

созданная

предметно-пространственная

среда.

ППРС

должна

быть

вариативной

и

содержательно

насыщенной,

т.е.

оснащена

средствами

обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием.

Поэтому

основная

задача

ДОУ:

совместить

в

едином

развивающем

пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом

и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы

над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является

использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации

образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с

вербальных

методов

образования

на

методы

поисковой

и

творческой

деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в

большей степени, становится соучастником, помощником.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,

планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

-

подбор

познавательного

и

иллюстративного

материала

к

занятиям,

к

совместной

образовательной

деятельности,

оформление

стендов,

групп,

кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных

образовательных

областях:

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Презентация помогает

объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая

от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций,

аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:

просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им

аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

-

использование

интерактивной

доски.

Интерактивная

доска

позволяет

ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров

по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в

виртуальный мир один на один с компьютером.

- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать,

выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него

развивается

способность

к

прогнозированию

результата

действий.

Он

начинает

думать

прежде,

чем

делать.

Это

означает

начало

овладения

основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и

для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

-

использование

сети

интернет

в

педагогической

деятельности,

с

целью

информационного и научно-методического сопровождения образовательного

процесса.

Признавая,

что

компьютер

новое

мощное

средство

для

интеллектуального

развития

детей,

необходимо

помнить,

что

его

использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях

требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в

целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана

должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером

для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо

выполнить несложную гимнастику для глаз.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя

позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.

Информационные технологии значительно расширяют возможности

воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу

в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями

воспитанников,

организации

деятельности

воспитателя,

значительно

способствует повышению качества образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,

способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации

умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат

своих

действий,

выявить

достижения

в

процессе

работы,

зафиксировать

моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков

работы

с

ними

позволяет

педагогу

намного

эффективнее

выполнять

поставленные задачи.

4.

Использование

ИКТ

значительно

повысило

культуру

труда

педагога;

способствовало

изменению

имиджа

как

педагогов,

так

и

ДОУ

в

целом;

повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,

а

также

качество

предоставляемых

сопроводительных

материалов;

мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность

педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые

дидактические

возможности,

связанные

с

визуализацией

материала,

его

«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,

которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и

собственно

качество

наглядности,

и

ее

содержательное

наполнение.

В

частности,

прекрасные

возможности

создает

систематизация

и

структурирование

учебного

материала.

Появляется

возможность

для

концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных

источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и

скомпонованных

педагогом

в

зависимости

от

потребностей

детей

и

особенностей программы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика