Автор: Инкина Инна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ СЦРР " Золотой ключик "
Населённый пункт: р. Бурятия, г. Северобайкальск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий
момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
дошкольного
образования.
Информатизация
системы
образования
предъявляет
новые
требования
к
педагогу
и
его
профессиональной
компетентности.
Это
особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии
развития
информационного
общества.
Мы
видим,
какие
значительные
перемены
происходят
сейчас
в
системе
дошкольного
образования.
И
во
многом это связано с обновлением научной, методической и материальной
базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является
использование новых информационных технологий. На сегодняшний день
воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это
компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного
рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для
ребенка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним
из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
так
как
позволяет
средствами
мультимедиа,
в
наиболее
до ступной
и
привлекательной,
игровой
форме
развить
логическое
мышление
детей,
усилить творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос
организации
предметно-пространственной
развивающей
среды
(ППРС)
ДОУ
на
сегодняшний
день
наиболее
актуален,
так
как
важным
критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является
созданная
предметно-пространственная
среда.
ППРС
должна
быть
вариативной
и
содержательно
насыщенной,
т.е.
оснащена
средствами
обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием.
Поэтому
основная
задача
ДОУ:
совместить
в
едином
развивающем
пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом
и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы
над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных
методов
образования
на
методы
поисковой
и
творческой
деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в
большей степени, становится соучастником, помощником.
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
-
подбор
познавательного
и
иллюстративного
материала
к
занятиям,
к
совместной
образовательной
деятельности,
оформление
стендов,
групп,
кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных
образовательных
областях:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Презентация помогает
объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая
от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций,
аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:
просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им
аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
-
использование
интерактивной
доски.
Интерактивная
доска
позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров
по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир один на один с компьютером.
- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать,
выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него
развивается
способность
к
прогнозированию
результата
действий.
Он
начинает
думать
прежде,
чем
делать.
Это
означает
начало
овладения
основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
-
использование
сети
интернет
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса.
Признавая,
что
компьютер
–
новое
мощное
средство
для
интеллектуального
развития
детей,
необходимо
помнить,
что
его
использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях
требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в
целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана
должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером
для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо
выполнить несложную гимнастику для глаз.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные технологии значительно расширяют возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу
в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями
воспитанников,
организации
деятельности
воспитателя,
значительно
способствует повышению качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат
своих
действий,
выявить
достижения
в
процессе
работы,
зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы
с
ними
позволяет
педагогу
намного
эффективнее
выполнять
поставленные задачи.
4.
Использование
ИКТ
значительно
повысило
культуру
труда
педагога;
способствовало
изменению
имиджа
как
педагогов,
так
и
ДОУ
в
целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,
а
также
качество
предоставляемых
сопроводительных
материалов;
мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность
педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно
качество
наглядности,
и
ее
содержательное
наполнение.
В
частности,
прекрасные
возможности
создает
систематизация
и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных
источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных
педагогом
в
зависимости
от
потребностей
детей
и
особенностей программы.