Напоминание

Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе балалайки.


Автор: Ефимова Ирина Васильевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №2 имени П.И. Чайковского"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе балалайки.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского»

Методический доклад на тему:

Некоторые аспекты работы

концертмейстера в классе балалайки.

Автор:

концертмейстер МБУДО «ДШИ №2

им. П.И. Чайковского» г.Брянска

Ефимова И.В.

Брянск 2018г.

Некоторые аспекты работы концертмейстера

в классе балалайки.

Балалайка – один из самых распространённых народных инструментов.

Дети с удовольствием играют на этом инструменте, их репертуар включает в

себя обработки народных песен и танцев, оригинальные сочинения компози-

торов,

а

также

переложения

произведений

мировой

и

отечественной

классики.

Особенности

тембра

балалайки

требуют

от

концертмейстера

большого внимания к звукоизвлечения на фортепиано. Пианисту необходимо

знать

исполнительские

приёмы,

штрихи

балалайки,

так

как

приходится

имитировать их в своей игре, чтобы создать звуковое единство. Как известно,

многообразие

приёмов

игры

на

бала

лайке

основано

на

двух

способах

звукоизвлечения:

ударном

и

щипковом.

Таким

образом,

особенностью

звучания балалайки является ударность звука, отсутствие legato как такового.

Поэтому

для

того,

чтобы

скрыть

этот

недостаток,

необходимо

порой,

особенно в произведениях или эпизодах лирического характера уметь играть

мягкой звучностью, чтобы звуки гармонии возникали как бы сами собой и

было ощущение своеобразной звучащей дымки. При этом важно чувствовать

дыхание

мелодии.

Следует

также

добиваться

динамического

и

колористического соотношения партии фортепиано с тембром балалайки.

В работе концертмейстера в классе балалайки не подходит привычная игра

«на опоре», следует работать над умеренной звучностью, даже над тихим

звуком, играть следует точно и отчетливо, «острыми» кончиками пальцев, с

минимальными движениями, максимально близко к клавиатуре.

Основу

балалаечного

репертуара

составляют

обработки

народных

мелодий, где проявляется вся красота и неординарность этого инструмента.

Множество

колористических

приемов

игры

требует

от

концертмейстера

особенного внимания, так как каждый из них нуждается в особой звучности

аккомпанемента. Многие из них, например натуральные или искусственные

флажолеты, тремоло-вибрато, не обладают большой силой звука, и в задачу

пианиста входит показать красоту этих приемов, а не заглушить своей силой.

Прием

«тремоло»,

в

некотором

смысле,

схож

по

звучанию

с

пением,

и

концертмейстеру очень важно дать солисту возможность «взятия дыхания»,

что

иногда

сказывается

в

погрешностях

темпо-метрической

организации

произведения, особенно это бывает у юных балалаечников.

К таким же проблемам приводит и многоаккордовая фактура балалаечного

произведения, требующая от ребенка быстрой и частой смены аккордов,

которые сложно качественно взять. В этих случаях концертмейстер должен не

подгонять ученика, а постараться очень точно сопровождать его.

Что

касается

самого

фортепианного

аккомпанемента

балалаечных

произведений, то здесь можно выделить несколько проблем. Очень часто

аккомпанемент

пишется

композиторами-балалаечниками,

которые

хорошо

владеют

знаниями

балалаечной

фактуры,

но

достаточно

приблизительно

осведомлены

о

многообразии

и

колористических

возможностях

фортепианной фактуры. Поэтому часто встречаются образцы аккомпанемента

не

просто

неудобного

для

исполнения,

но

и

бедного

художественно

и

фактурно. В связи с чем концертмейстер в классе балалайки берет на себя

задачу

создания

наиболее

удачного

с

технической

точки

зрения

аккомпанемента,

параллельно

он

может

разнообразить

аккомпанемент,

внести в него новые краски. Но здесь следует соблюдать чувство меры, чтобы

не

перенасытить

звучанием

фортепианную

партию,

так

как

акустически

балалайка — инструмент достаточно нежный и соревнование звучности с

фортепиано,

естественно,

проиграет.

Поэтому

следует

очень

осторожно

подходить к процессу фактурного насыщения и форсированной звучности.

Как правило, партия фортепиано в балалаечных произведениях выступает

полноценным

партнером,

и

задача

концертмейстера

состоит

в

создании

идеального баланса звучности для создания творческого ансамбля. Наиболее

полно

фортепиано

может

показать

свои

исполнительские

возможности

в

классе балалайки с учениками старших классов.

Обработки русских народных песен положили начало традиционному

направлению в народной инструментальной музыке. Это вариационный жанр

– орнаментальные обработки протяжных песен, нередко с подголосочными

элементами, и «скорые», «частые» песни - наигрыши плясового характера.

Яркие

примеры

подобных

произведений: «Как

под

яблонькой»,

«Светит

месяц» и другие В. Андреева (1861-1918г.г.), «Светит месяц», «Из-под дуба,

из-под вяза», «У ворот, ворот», «Я с комариком плясала», «Заиграй, моя

волынка», «Ах, ты, береза», «Цвели-цвели цветики», «Уральская плясовая» Б.

Трояновского (1883-1951г.г.)

В. Андреев говорил: «Русский народ любит петь. А балалайка для русской

песни

лучший

инструмент,

словно

созданный

самой

природой».

Протяжную песню характеризует медленный темп, плавное, волнообразное

движение

мелодии,

спокойные

размеренные

кадансы,

завершение

протяженным звуком, как правило, тоникой лада.

В лирических произведениях, или эпизодах кантиленного характера

концертмейстеру

необходимо

следить

за

гибкостью

и

пластичностью

фразировки,

насыщенной

дыханием;

точностью

динамических

нюансов;

обладать

благородством

вкуса;

умением

создать

тонкий,

«акварельный»

колорит. Балалайка акустически имеет небольшой «динамический диапазон»,

поэтому разнообразие динамического звучания следует искать в направлении

pp. Слышать, ощущать звучание балалайки через piano рояля, уметь играть

мягкой звучностью довольно насыщенную аккордовую фактуру, так мягко,

чтобы момент удара аккорда становился неощутимым для слуха, чтобы звуки

гармонии возникали как бы сами собой. Это дает необычное ощущение

«звучащей

дымки».

Мелодия

балалайки

зазвучит

совсем

по-другому,

«заговорит», и от её говора дрогнет сердце слушателя. Примеры: В. Андреев

Мазурка № 3 – си-минорный эпизод, В. Андреев Вальс «Фавн» – соль-

мажорный эпизод с темпом «Медленнее», А. Шалов «Винят меня в народе» –

часть «vibrato со срывами» после каденции.

На сегодняшний день имеется оригинальный репертуар для балалайки, по

качеству

не

уступающий

репертуару

академических

инструментов.

Исполнительское

мастерство

на

народных

инструментах

находится

на

высоком

уровне.

Но

именно

«жанр

обработки

стал

своеобразной

лабораторией,

в

которой

шло

расширение

образно-стилистического

диапазона

музыки

для

балалайки».

В

жанре

современных

обработок

присутствует вариационный метод развития. Изменился музыкальный язык –

происходит обогащение песенных мотивов необычной ритмикой и терпкими

полифоническими

соединениями

(А.

Данилов

«Калинушка»

обработка

донской казачьей песни), ассимиляция фольклорных образцов с джазовой

стилистикой (Е. Шабалин «Ах ты берёза», А. Данилов «Коробейники»).

В заключении хочу подчеркнуть большую роль работы концертмейстера и

во

время

работы

с

учеником

над

произведением

в

классе,

и

во

время

концертных выступлений. Так, во время работы в классе, пианист помогает

справиться с непонятным ритмом, дублируя на фортепиано сольную партию.

Когда ученик не дослушивает длинные ноты во время пауз у фортепиано,

бывает полезно временно заполнять такую паузу аккордами, чтобы ученик

чувствовал

ритмическую

пульсацию.

И,

несомненно,

огромная

роль

концертмейстера

на

концертных

выступлениях,

когда

успех

солиста

ученика во многом зависит от концертмейстера.

Балалаечная российская школа постепенно вписывается в общемировое

музыкальное

пространство.

Многие

современные

композиторы

создают

интересные

и

высокохудожественные

оригинальные

сочинения

для

этого

инструмента.



В раздел образования




Яндекс.Метрика