Напоминание

"Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион"


Автор: Беспалова Лариса Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: Город Кызыл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион"
Раздел: среднее образование





Назад





Тема урока :«Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион»

Цели урока:
показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать необходимость сбалансированного питания.
Оборудование:
таблицы «Состав пищевых продуктов и их калорийность»; «Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста», «Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков».
Ход урока:

I.
1.
Организационный момент:

II.

Изучение новой темы
2.Пища необходимый источник энергии и строительного материала для поддержания жизни. Каждая клетка организма постоянно обновляется за счет питательных веществ. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности. Питание поддерживает обмен с окружающей средой. В течение жизни организм получает необходимые ему вещества из окружающей среды и выделяет в нее продукты жизнедеятельности.
Этот

процесс называют обменом веществ.
, который всегда связан с затратой энергии. Она освобождается при распаде пищи и, в конечном счете, превращается в тепловую энергии. 3.
Питание должно быть рациональным
. Ни один продукт не может полностью удовлетворить потребность организма во всех необходимых ему веществах. Например, мясо хотя и содержит все необходимые аминокислоты, но в нем недостаточно минеральных веществ и витаминов. В хлебе много углеводов, но нет других, необходимых организму веществ. Поэтому в питание человека необходимо включать белковые продукты, животные и растительные жиры, овощи, богатые витаминами и минеральными солями. В частности, в растительной пище много клетчатки, которая стимулирует сокращение стенок желудка и кишечника. 4.
Неправильное питание
— причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании — основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в высокой ее способности образовывать новое количество жира. Она жадно поглощает жир из крови и, кроме того, образует новый жир из углеводов. Статистические данные свидетельствуют о том, что люди, страдающие ожирением, в 2 раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте от 40 до 50 лет.
5
.Единицей измерения тепла является джоуль (Дж).
Однако в физиологии и медицине используют и внесистемные
единицы –

калорию или килокалорию (1

ккал = 4,19 кДж).


Наблюдения показали, что выделение тепла человека, т.е
расход энергии,

различен и зависит от характера работы. Чем интенсивнее мышечная

деятельность, тем выше расход энергии.
Но энергия организмами затрачивается даже при полном покое, т.е работают дыхательные мышцы, сердце, внутренние органы, поддерживается постоянная температура.
Основной обмен
– количество энергии, расходуемое организмом только на поддержание жизни, т.е на процессы, происходящие при полном покое (работа сердца, сокращение дыхательных мышц, мочеобразование, выделение гормонов и т.д). Величина основного обмена меняется в зависимости от пола, веса, возраста человека и других факторов. Она колеблется в пределах от 1000 до 2000 больших калорий в сутки у взрослых мужчин и от 1000 до 1700 у женщин (в среднем по 24 больших калории на килограмм веса). 6. -
Определите, специалисты каких профессий расходуют меньше всего

энергии? Больше всего энергии?
Объясните, с чем это связано? От чего зависит расход энергии? Может ли быть единственным мерилом трудности работы количество энергии, затрачиваемое на её выполнение? Мы с вами уже знаем, что энергию организм получает при окислении и распаде белков, жиров и углеводов. Сколько же выделяется энергии при окислении 1 г этих веществ и сколько их надо, чтобы удовлетворить потребность организма в энергии?
Установлено, что при распаде 1 г жиров выделяется 9,3 ккал (или 39,1 кДж),

а при распаде 1 г белков или углеводов 4,1 ккал (или 17,2 кДж).
Рассмотрите таблицу и установите, сколько белков, жиров и углеводов расходуют люди разных профессий в сутки? У представителей каких профессий общая энергетическая ценность пищевого продукта больше? Какие выводы для определения норм питания вытекают из этой таблицы?
Чем рацион человека, занимающегося тяжелым физическим трудом, должен

отличаться от рациона человека умственного труда?
А сейчас изучите статью «Определение норм питания», составьте план
ответа

на вопрос «Что учитывается при составлении суточного пищевого рациона?»


Лабораторная работа: «Составление пищевого рациона подростка».
Цели работы: научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион для подростков. Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков (раздаточный материал) Ход работы: 1. Составьте суточный пищевой рацион для подростков 15-16 лет. 2. Результаты расчетов занесите в таблицу. Состав суточного пищевого рациона Режим питания Назва ние блюда Продукты, необходимы е для его приготовлен ия Масса, г Содержание во взятом количестве продукта, г Калорийнос ть, кДж белки жиры углево ды 1завтрак 2 завтрак обед ужин
Организуется работа учащихся в группах.
1 группа-составляет пищевой рацион для 1 завтрака, 2 группа-составляет пищевой рацион для 2 завтрака, 3 группа-составляет пищевой рацион для обеда, 4 группа-составляет пищевой рацион для ужина,
Таблица.
Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного

возраста (Дж)

Возраст, лет

Всего из расчета на среднюю массу тела
3-4 6720000-7560000 5-7 7560000-9660000 8-11 9450000-12180000 12-14 11760000-13860000 15-16 13440000-14700000 Таблица.
Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г
3-4 50-60 60-70 150-200 5-7 65-70 75-80 250-300 8-11 75-95 80-95 350-400 12-14 90-110 90-110 400-500 15-16 100-120 90-110 450-500
7.
Общие выводы
1. Калорийность пищевого рациона должна соответствовать
суточному расходу

энергии.
2. При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и
химические компоненты пищи.
3. Необходимо учитывать
соотношение белков, жиров и углеводов в рационе
, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.
Рефлексия

сегодня мы узнали…..

было интересно…..

Урок дал мне для жизни….
8.
Домашнее задание
Уч. П 39 Записать в тетрадь режим своего питания, прочитать статью «Режим питания» на с. 113 учебника (на с. 195 Уч. К.), оценить свой режим питания и при необходимости внести в него нужные коррективы.

Лабораторная работа:

«Составление пищевого рациона подростка».

Цели работы:
научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион для подростков.
Оборудование
: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков (раздаточный материал)
Ход работы:
1. Составьте суточный пищевой рацион для подростков 15-16 лет. 2. Результаты расчетов занесите в таблицу. Состав суточного пищевого рациона
Режим

питания

Назва

ние

блюда

Продукты,

необходимые

для его

приготовлени

я

Масс

а, г

Содержание во взятом

количестве продукта,

г

Калорийность

кДж
белки жиры углевод ы 1завтрак 2 завтрак обед ужин

Рефлексия:

сегодня мы узнали…..

было интересно…..

Урок дал мне для жизни….

Рефлексия:
сегодня мы узнали….. было интересно….. Урок дал мне для жизни….

Какие продукты должны составлять рацион?

Мясо
– примерно 200 грамм;
Творог
- 60 грамм;
Молочные продукты
– около 500 мл;
1 яйцо;

Сыр
– примерно 10-15 грамм ежедневно;
Рыба
– от 60 до 70 грамм;
Сладости
– до 100 грамм;
Хлеб
– от 300 до 400 грамм (в том числе ржаной хлеб в количестве до 150 грамм);
Макаронные изделия или крупы
– около 60 грамм (один раз в неделю заменяют бобовые в том же количестве);
Овощи
- 300-350 грамм;
Свежие фрукты
– от 150 до 300 грамм;
Сушеные фрукты
– около 25 грамм;
Сливочное масло
– от 30 до 40 грамм;
Растительное масло
– от 15 до 20 грамм.
Какие продукты должны составлять рацион?

Мясо
– примерно 200 грамм;
Творог
- 60 грамм;
Молочные продукты
– около 500 мл;
1 яйцо;

Сыр
– примерно 10-15 грамм ежедневно;
Рыба
– от 60 до 70 грамм;
Сладости
– до 100 грамм;
Хлеб
– от 300 до 400 грамм (в том числе ржаной хлеб в количестве до 150 грамм);
Макаронные изделия или крупы
– около 60 грамм (один раз в неделю заменяют бобовые в том же количестве);
Овощи
- 300-350 грамм;
Свежие фрукты
– от 150 до 300 грамм;
Сушеные фрукты
– около 25 грамм;
Сливочное масло
– от 30 до 40 грамм;
Растительное масло
– от 15 до 20 грамм.

Меню:

Завтрак
Кусочек отварного куриного филе с гречневой кашей, овощной салат, компот из свежих фруктов или сок.
Второй завтрак
Гранат или апельсин.
Обед
Суп на говяжьем бульоне, ржаной хлеб, свекольный салат с растительным маслом, 1 стакан молока.
Полдник
Творожная запеканка с изюмом и курагой, 1 стакан фруктового сока.
Ужин
Запеченная рыба с пряными травами и картофелем (в фольге), овощной салат (томаты, огурцы, зелень), зеленый фруктовый чай.


В раздел образования




Яндекс.Метрика