Напоминание

"Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста"


Автор: Лыскова Жанна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/сад №4
Населённый пункт: пгт Кокуй Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста.

Воспитатель 1 категории: Лыскова Жанна Александровна

МДОУ д/сад №4 пгт Кокуй.

Мелкая моторика – это совокупность действий нервной, мышечной и

костной систем. Развитие мелкой моторики руки у детей нужно начинать уже

с самого рождения. Ведь на кончиках пальцев (подушечках) находятся

нервные окончания. Развитие мелкой моторики помогает ребёнку быстрее

начать говорить.

У новорожденного тонус мышц высокий, но легкое поглаживание,

массаж пальчиков его снижает. Это помогает в дальнейшем захватывать

игрушки, любые предметы. Со временем малыш подрастает, ему требуются

игрушки, с подвижными частями-шариками, колёсиками.

Развитие мелкой моторики имеет значение в развитии познавательных

способностей ,в развитии речи. Развитие познавательных способностей

активно протекает в раннем возрасте, благодаря тому ,что рука ребёнка

обследует различные предметы окружающего мира. С развитием мелкой

моторики тесно связана и речь ребёнка. Лёгкие массажи и тренировки

пальцев делают их свободными, ненапряженными. От этого и зависит

развитие речи.

В раннем возрасте ребёнок уже увлечённо может воспроизводить

простые постройки из кубиков, конструкторов. В этом возрасте любят

рисовать не только карандашами , но и красками, заменяя кисть пальчиками.

Им нравится катать игрушки на колёсах за верёвочку, бросать и ловить мяч.

Процесс развития моторики у каждого ребёнка свой.

Работая с детьми раннего возраста, я применяю различные методы и

формы работы над мелкой моторикой руки. Для этого существует много игр и

упражнений. Очень полезно делать пальчиковую гимнастику для

активирования двигательных мышц пальцев. Например, «Ладушки-

ладушки», «Сорока - белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Домик», «Наши

пальчики друзья» и «Пальчики здороваются».

Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности

пальцев, развитии и гибкости ,силы. Вот некоторые из них: «Мы капусту

солим-солим», «Комарики» «Дружные пальчики».

В своей работе по развитию мелкой моторики я использую предметы из

природного материала: шишки, скорлупки от грецких орехов, грецкие орехи,

карандаши. Шишки можно использовать как для массажа рук и пальцев, так

и для игр. Например: игра «Для каждой шишки свой домик», С грецким

орехом провожу игры «Хоровод среди цветов», «Колокольчики». У ребёнка в

ладонях грецкий орех, круговыми движениями кистей рук ребёнок

выполняет движение и повторяет текст. В играх: «Еду .еду к бабе, деду»,

«Катя гуляет» я использую карандаш, который дети катают между ладонями.

Очень много игр на сжимание и разжимание кулачков. Вот некоторые из них:

«В гости к большому пальчику», «Рыбки», «Капустка», «Будем пальчики

считать» и другие. В работе над мелкой моторикой руки я использую щетки с

ворсом, заготовки из разных тканей. Дети, проводя по ним пальчиками и

ладошками, активизируют нервные окончания. Очень им нравятся такие

игры, как «Белочка», «Пришла весна». Можно самим изготовить атрибуты

для игры «Поезд из катушек» или « Собери разноцветные колечки». Эти

упражнения развивают не только моторику руки, но и цветовое восприятие.

Можно сделать панно, разделить его на 4 части. Предложить детям

расселить пуговицы в свои домики. Также предлагаю детям игру «Яблонька».

Это очень занимательное упражнение. Дети подбирают крышки по цвету

горловин бутылок и прикручивают их. (В «дереве» проделаны отверстия и

вставлены горловины бутылок). Аналогично можно и сделать игру «Жуки»,

«Цветочки» и другие.

В свою работу я включаю много игр, упражнений на развитие мелкой

моторики, не забывая о массаже, как ладоней, так и пальчиков. Подводя

итоги работы по развитию мелкой моторики можно сказать, что дети,

которые на момент поступления в детский сад не владели речью стали

произносить не только отдельные слова, но и предложения. У владеющих

речью детей она стала чище и более активной. Благодаря таким играм у

детей развивается познавательный интерес, внимание, восприятие,

воображение, память.



В раздел образования




Яндекс.Метрика