Автор: Лыскова Жанна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/сад №4
Населённый пункт: пгт Кокуй Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста.
Воспитатель 1 категории: Лыскова Жанна Александровна
МДОУ д/сад №4 пгт Кокуй.
Мелкая моторика – это совокупность действий нервной, мышечной и
костной систем. Развитие мелкой моторики руки у детей нужно начинать уже
с самого рождения. Ведь на кончиках пальцев (подушечках) находятся
нервные окончания. Развитие мелкой моторики помогает ребёнку быстрее
начать говорить.
У новорожденного тонус мышц высокий, но легкое поглаживание,
массаж пальчиков его снижает. Это помогает в дальнейшем захватывать
игрушки, любые предметы. Со временем малыш подрастает, ему требуются
игрушки, с подвижными частями-шариками, колёсиками.
Развитие мелкой моторики имеет значение в развитии познавательных
способностей ,в развитии речи. Развитие познавательных способностей
активно протекает в раннем возрасте, благодаря тому ,что рука ребёнка
обследует различные предметы окружающего мира. С развитием мелкой
моторики тесно связана и речь ребёнка. Лёгкие массажи и тренировки
пальцев делают их свободными, ненапряженными. От этого и зависит
развитие речи.
В раннем возрасте ребёнок уже увлечённо может воспроизводить
простые постройки из кубиков, конструкторов. В этом возрасте любят
рисовать не только карандашами , но и красками, заменяя кисть пальчиками.
Им нравится катать игрушки на колёсах за верёвочку, бросать и ловить мяч.
Процесс развития моторики у каждого ребёнка свой.
Работая с детьми раннего возраста, я применяю различные методы и
формы работы над мелкой моторикой руки. Для этого существует много игр и
упражнений. Очень полезно делать пальчиковую гимнастику для
активирования двигательных мышц пальцев. Например, «Ладушки-
ладушки», «Сорока - белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Домик», «Наши
пальчики друзья» и «Пальчики здороваются».
Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности
пальцев, развитии и гибкости ,силы. Вот некоторые из них: «Мы капусту
солим-солим», «Комарики» «Дружные пальчики».
В своей работе по развитию мелкой моторики я использую предметы из
природного материала: шишки, скорлупки от грецких орехов, грецкие орехи,
карандаши. Шишки можно использовать как для массажа рук и пальцев, так
и для игр. Например: игра «Для каждой шишки свой домик», С грецким
орехом провожу игры «Хоровод среди цветов», «Колокольчики». У ребёнка в
ладонях грецкий орех, круговыми движениями кистей рук ребёнок
выполняет движение и повторяет текст. В играх: «Еду .еду к бабе, деду»,
«Катя гуляет» я использую карандаш, который дети катают между ладонями.
Очень много игр на сжимание и разжимание кулачков. Вот некоторые из них:
«В гости к большому пальчику», «Рыбки», «Капустка», «Будем пальчики
считать» и другие. В работе над мелкой моторикой руки я использую щетки с
ворсом, заготовки из разных тканей. Дети, проводя по ним пальчиками и
ладошками, активизируют нервные окончания. Очень им нравятся такие
игры, как «Белочка», «Пришла весна». Можно самим изготовить атрибуты
для игры «Поезд из катушек» или « Собери разноцветные колечки». Эти
упражнения развивают не только моторику руки, но и цветовое восприятие.
Можно сделать панно, разделить его на 4 части. Предложить детям
расселить пуговицы в свои домики. Также предлагаю детям игру «Яблонька».
Это очень занимательное упражнение. Дети подбирают крышки по цвету
горловин бутылок и прикручивают их. (В «дереве» проделаны отверстия и
вставлены горловины бутылок). Аналогично можно и сделать игру «Жуки»,
«Цветочки» и другие.
В свою работу я включаю много игр, упражнений на развитие мелкой
моторики, не забывая о массаже, как ладоней, так и пальчиков. Подводя
итоги работы по развитию мелкой моторики можно сказать, что дети,
которые на момент поступления в детский сад не владели речью стали
произносить не только отдельные слова, но и предложения. У владеющих
речью детей она стала чище и более активной. Благодаря таким играм у
детей развивается познавательный интерес, внимание, восприятие,
воображение, память.