Напоминание

"Развитие музыкального восприятия младших школьников".


Автор: Стеблянская Любовь Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Поронайска Сахалинской области
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Развитие музыкального восприятия младших школьников".
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие музыкального восприятия младших школьников. Учитель музыки МБОУ СОШ №7 г. Поронайска Стеблянская Л.В. Развитие у школьников способностей полноценно воспринимать музыку осуществляется в двух тесно связанных между собой направлениях. Одно из них - развитие в широком плане, когда у детей формируется способность осознавать роль и место музыки в жизни человека, её богатство и разнообразие, способность осознавать и систематизировать получаемые из окружающей жизни музыкальные впечатления. Другое направление предусматривает развитие музыкального восприятия в целом и отдельных его компонентов как собственно музыкальной способности, как психологического процесса. В основу программы по музыке положены две идей, два аспекта, исходя из которых подбирается репертуар и разрабатывается методика обучения: 1) у школьников формируется представление о связи музыки с жизнью, о музыкальном искусстве как своеобразной форме отражения жизни; 2) педагогический процесс основывается и исходит из содержательной стороны музыки, т.е. из заложенных в музыке чувств, настроений, мыслей человека. Оба эти аспекта позволяют осуществлять целостный подход к проведению уроков музыки. Все виды деятельности детей на уроке объединяет задача формирования способности глубоко и тонко воспринимать и переживать эмоционально - эстетическое содержание музыки, понимать её связь с жизнью, осознавать на основе полученных знаний образность и выразительность музыкального произведения. С первого класса акцентируются обе основные идеи. Школьники слушают небольшие музыкальные пьесы о жизни детей, о природе, о различных явлениях окружающего мира. Одновременно начинается ознакомление с «ключевыми» музыкальными знаниями (средствами музыкальной выразительности, инструментами, певческими голосами). Постепенное овладение ими помогает детям лучше разбираться в музыке, сознательнее воспринимать её. Дети с помощью учителя анализируют произведения, и это содействует постепенному развитию у них способности восприятия музыки в углубленном плане. Учитель на первом же уроке говорит о том, какую большую роль в нашей жизни играет музыка: она звучит вокруг нас, радуете веселит, утешает в печали, вызывает хорошие, добрые чувства. Учитель стремится вызвать активную реакцию детей на высказанную мысль, просит их самих вспомнить, где они слышат музыку. Дети отвечают, что слышат её дома по телевидению, по радио, по магнитофону, на концерте, на улице в дни праздников и т.д.
Это важный момент в их развитии: дети осознают и оценивают свой опыт общения с музыкой, убеждаются в том, что музыка действительно повсюду сопровождает нас, что она очень нужна человеку. Учитель играет детский марш, и дети вспоминают, что маршировали под него в детском саду; затем в исполнении духового оркестра (запись) звучит марш. Учитель спрашивает: - Где может звучать эта музыка? - На параде. На следующих уроках учитель играет разнообразные пьесы из детской жизни, которые снова и снова подтверждают мысль о том, что музыка рассказывает о жизни. Чтобы дети с большим интересом слушали эти пьесы и лучше их запоминали, можно объединить их единой сюжетной линией, например, включить в рассказ «об одном школьном дне». Учитель напоминает детям о том, как они утром торопливо собираются в школу: встают, умываются, одеваются, завтракают. А младший братишка не хочет вставать. Мама ласково уговаривает его, а он упрямится, твердит ей в ответ свое: «Упрямый братишка» муз. Д. Кабалевского Эта маленькая и чрезвычайно выразительная пьеса всегда вызывает у детей живой эмоциональный отклик. - Но вот вы готовы и идете в школу. Послушайте, как хорошо музыка «Марша» Прокофьева выражает ваше настроение: она бодрая, «собранная», четкая. (Исполняется начало «Марша») - По дороге нам встречается много людей: и дети, которые тоже идут в школу, и взрослые, которые торопятся на работу. А вот идут два старика и тихо разговаривают друг с другом: «Два старика» (в умеренном движении, в басу) муз. Э. Тетцеля. - Как хорошо музыка изображает стариков: она спокойная, негромкая, неторопливая, «тяжелая». - В школе на уроке вы все сидите тихо, прилежно учитесь. Один мальчик никак не может запомнить урок, он снова и снова повторяет одно и тоже. Послушаете, как звучит музыка, она медленная, тихая, унылая, «скучная». В ней все время повторяется одна и та же музыкальная фраза: «Зубрилка- вишенка» муз. В. Цитовича На уроках можно играть детям другие «музыкальнее портреты школьников», пьесы для развлечения девочек и мальчиков: танцуют («Полька» Слонова), шутят и смеются
(«Шуточка» - Селиванова) играют в солдатиков («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского). А когда плохая погода на улице, идет дождь, настроение сразу портится, становится грустно («За окном дождь» - Волкова, «Капельки» - Павленко). Вечером все собираются у телевизора, сморят интересные передачи, слушают хорошую музыку. А потом дети идут спать. Мама рассказывает им сказки: то страшные, таинственные, то добрые, веселые («Сказка» и «Сказочка» Майкапара) Так же на уроках дети повторяют песни из детского сада: «Осень», поют песни о животных и о природе («Лягушка», «Пришла зима»), о праздниках (елочные). Поют народные песни, в которых отражены различные стороны жизни. Но вернемся к вопросу о необходимости овладения детьми «ключевыми» музыкальными знаниями. Современный ребенок получает из окружающей жизни большое количество музыкальных впечатлений, в которых не может самостоятельно разобраться. Поэтому он или «пропускает их мимо ушей», воспринимая как ничего не значащий звуковой фон, или останавливает свое внимание на музыке лёгкой, часто малохудожественной, не требующей усилий для её усвоения. Одна из задач школы - помогать детям ориентироваться в звучащей вокруг музыке, учить их выделять в ней «крупные» и наиболее заметные признаки, ориентиры (музыкальные жанры, формы, тембры инструментов и певческих голосов). Начиная с 1 класса, дети постепенно элементарно знакомятся с некоторыми инструментами и типами оркестров, 2 класс посвящен знакомству с главными инструментами симфонического оркестра, (группами его) с певческими голосами, хорами. Дети более подробно знакомятся с группами инструментов симфонического оркестра, с богатством, разнообразием и красочностью его звучания. Знакомит учитель на отдельных музыкальных примерах с некоторыми инструментальными и вокальными коллективами, помогает детям ориентироваться в звучащей вокруг музыке, учит относится к ней с интересом и вниманием. Восприятие музыки представляет собой единство эмоционального и сознательного. Воспринимая музыкальное произведение эмоционально - эстетически как некое целое, надо в то же время уметь чувствовать и осознавать выразительность отдельных создающих его элементов в их единстве. Способность к осознанному восприятию музыки основывается на развитии музыкального мышления детей. Все операции и формы музыкального мышления (анализ,
синтез, сравнение, обобщение и т.д.) проявляются по отношению к музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности. Существенной особенностью является и то, что процесс музыкального мышления происходит в неразрывной связи с деятельностью музыкального слуха и без него невозможен. Деятельность логического мышления происходит в тесной связи с образным мышлением. Для специального и систематического развития на уроках выдвигаются те операции и формы мышления, от которых в наибольшей степени зависит осознанность музыкального восприятия: анализ музыкального произведения (общая характеристика музыки, анализ выразительности отдельных средств), сравнения одного произведения с другим (что в них общего, что различное). Специально проведенные наблюдения показали, что младшие школьники еще недостаточно владеют названным мыслительными операциями, их надо этому обучать. Надо сначала приучать детей выделять главное в музыке (её эмоциональное содержание, общий характер), затем анализировать использованные композитором средства музыкальной выразительности. Отвечая на вопрос учителя о характере музыки, учащиеся 1 класса обычно дают каждый по одному простому определению («веселая», «музыка грустная».) Учитель предлагает искать другие подходящие слова («кто может найти два, три слова?»), подсказывает эти слова, обогащая словарь детей (задорная, праздничная полька или марш звучит бодро, четко, решительно, торжественно). Иногда на вопрос: «Какой характер, какое настроение музыки» дети отвечают: «быстрый» или «громкий». Надо поправить их указав, что характер или настроение быстрым и громким не бывают. Постепенно учитель учит детей более детально разбираться в музыке. С первых же уроков он начинает последовательно знакомить детей с отдельными элементами музыкальной речи и помогает осознать их выразительность. Постепенно, по мере накопления музыкальных впечатлений формирует у детей представление о том, что высокий регистр может рассказать о чем-то маленьком, лёгком, звонком, шутливом, радостном, а низкий регистр - о большом, тяжелом, глубоком, страшном, таинственном. По мере знакомства с более крупными произведениями, представления о выразительности регистров и других музыкальных средств постепенно расширяются и обогащаются.
Анализируя с детьми музыкальное произведение, Учитель учит их устанавливать связи между общим характером музыки и использованными композитором средствами выразительности. Например, дети рассуждают: «Это полька, веселая музыка, поэтому её темп довольно быстрый и звучит она громко. Мелодия у польки скачкообразная, потому что танцуют под эту музыку слегка подпрыгивая». Установив с детьми, что музыка пьесы «Два старика», спокойная, плавная, неторопливая, «добрая», учитель просит подумать, какие средства музыкальной выразительности выбрал композитор, чтобы так хорошо «нарисовать» стариков. С помощью учителя дети выясняют, что композитор сочинил для стариков плавную мелодию в спокойном ритме с четвертными и восьмыми длительностями, выбрал низкий регистр, медленный темп, тихую звучность. Все эти средства очень подходят для создания образа медленно и тяжело ступающих стариков. Предлагается детям представить себе, как будет звучать эта музыка в высоком регистре. Учитель играет этот вариант. Дети смеются: высокий регистр совсем не подходит. -А если сыграть пьесу громко? (исполняет) Быстро? (исполняет). Такое исполнение меняет характер пьесы, она становится энергичной, бодрой, решительной. Чтобы проверить слуховую наблюдательность детей и понимание ими отдельных средств выразительности, можно поиграть с ними в шутливую игру «Маскарад». Игра заключается в том, что знакомые произведения исполняются с изменением какого - либо одного из средств выразительности, а дети должны назвать произведение и отметить, что в нем изменилось. Например: 1) «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского; (в низком регистре) 2) «Кавалерийскую» Д. Кабалевского (медленно) 3) «Два старика» Э. Тетцеля (громко) и т.д. Одной из самых важных и полезных для развития мышления является операция сравнения. С самого начала обучения даются нетрудные задания на сравнение двух произведений или двух частей одного произведения. Сравниваются темпы, динамика, характер произведений. Чтобы организовать внимание детей и облегчить им разбор произведения, можно пользоваться простейшей схемой анализа: Характер музыки Темп
Сила звучности Регистр Мелодия Ритм В этой схеме средства выразительности названы в том порядке, в котором дети проходят по программе. Схема намного облегчает детям анализ музыки. Освоение средств музыкальной выразительности, понимание их роли в создании музыкального образа не так просто для детей, как это может показаться с первого взгляда. Дети слышат, что произведение играется громко или тихо, быстро или медленно, но вычленить эти средства из общего звучания, осознать их выразительность, назвать, что изменилось при втором исполнении они не всегда могут. Еще в большей степени это относится к таким специфическим музыкальным средствам выразительности, как мелодия и ритм. Поэтому каждое из средств надо отдельно и последовательно «прорабатывать» с детьми на коротких, ярких по музыкальному языку примерах - эталонах. Начать можно просто с различения на слух в пьесах темпа и динамики, затем ввести анализ произведения, используя часть схемы: Характер музыки Темп Сила звучности Это важный этап в развитии восприятия: выразительность темпа и динамики связываются с общим характером произведения. Можно в другой раз сыграть начало «Марша» С. Прокофьева: I раз - в умеренном темпе II раз - в более быстром и спросить, в чем разница. (I - сыгран помедленнее, II - побыстрее). А вот назвать, что изменилось именно во втором (II) исполнении, многие дети затрудняются, потому что здесь встает задача вычленения средства музыкальной выразительности - ТЕМПА. Можно детям предложить придумать название для незнакомого произведения и объяснить, почему они его так назвали. Правильный ответ показывает, что дети понимают, какими именно средствами должно быть выражено содержание музыки. Хорошим приёмом) является устная импровизация: «Ученик - композитор», как бы вы сочинили музыку о Буратино? Какого характера должна быть музыка (веселая, задорная, отрывистая) и какие выберут средства выразительности (скачкообразную мелодию, легкие восьмые длительности, регистр, темп и сила звучности могут меняться в зависимости от поведения самого Буратино). Почувствовать общий характер произведения и вычленить отдельные средства музыкальной выразительности помогает движение под музыку. Можно, сидя на месте, поиграть в игру «Кто как ходит?» Дети отхлопывают четвертные длительности в характере
музыки: 1) под «Марш» Прокофьева - четко, бодро, в умеренном темпе; 2) под: «Два старика» - медленно, тихо, тяжело; 3) под «Марш деревянных солдатиков» Чайковского - легко, четкими мелкими движениями рук. Можно предложить систему простых движений: а) маршеобразная музыка - «шагать» в воздухе кулачками обеих рук; б) плавная, протяжная музыка - легко, «дирижировать» руками; в) танцевальная музыка - «танцевать» кистями рук; г) громкая музыка - размах рук больше, д) тихая музыка - размах рук меньше. е) в высоком регистре - руки вверху, в низком - внизу, ж) скачкообразная мелодия - зигзагообразная линия з) плавная - движениями легкими, плавными. Такие «двигательные ответы» помогают детям осознать характер музыки и в то же время позволяют учителю проверять правильность ответа всего класса. Аналогичным образом можно получать сразу от всего класса ответ на вопросы: «Сколько частей в произведении?», «Какая часть произведения звучит?», «Сколько голосов слышится в песне?» Дети отвечая, подымают вверх один, два или три пальца. Постепенно движения под музыку сменяет способность словесно характеризовать музыку, а при достаточном уровне музыкального развития весь процесс восприятия музыки происходит уже «в уме». Проводимая работа по развитию музыкального восприятия детей дает результаты уже в 1 классе. Дети начинают понимать, что музыка тесно связана с жизнью, что своим языком она может рассказать о различных жизненных явлениях и ситуациях, выразить чувства, настроение и мысли человека. Дети привыкают (с помощью учителя - вначале) разбираться в музыке, учатся понимать язык музыки, его специфическую выразительность. Все это делает восприятие музыки детьми более эмоциональным и осознанным.


В раздел образования




Яндекс.Метрика