Автор: Сопнева Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад №159 "Соловушка"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий
Раздел: дошкольное образование
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Развитие системы дошкольного образования направлено на создание
оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка,
обеспечивающих
признание
самоценности
детства,
успешный
переход
к
обучению в школе. Этот процесс отличается личностно-ориентированным
способом
взаимодействия
участников.
Его
цель:
организация
нового
культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является
личность ребенка и благополучная семья.
Осуществление
этого
требует
интеграции
семейного
воспитания
и
дошкольного
образования,
перехода
к
качественно
новому
содержанию
образования,
изменения
стиля
и
форм
взаимодействия
дошкольного
учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих
задач:
выработке
общей
стратегии
действий
по
развитию
личности
дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка
дошкольного возраста.
В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе
дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности,
направленных на развитие личности ребенка, успешное введение его в новый
социум.
В своей работе с родителями я стараюсь использовать разнообразные
нетрадиционные формы работы с родителями.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик.
Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими
идеями
и
предложениями,
обращаться
с
вопросами
к
специалистам,
заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских
собраниях,
становятся
темой
заседания
родительского
клуба
или
даются
специалистами
письменно.
Такая
форма
работы
позволяет
родителям
делиться
своими
мыслями
с
группой
воспитателей
и
эффективна,
когда
нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Мной
так
же
было
разработано
«Методическое
обеспечение
взаимодействия
педагогов
и
родителей
дошкольной
образовательной
организации по теме «Где прячется здоровье?» в условиях введения ФГОС
ДО»,
которое
используется
мной
при
организации
детско-родительского
клуба
«Малышок».
Мы
стараемся,
чтобы
встречи
были
интересны
родителям,
не
превращались
в
скучные
лекции,
поэтому
всегда
темы
выбираем
с
учетом
их
пожеланий
(руководствуясь
результатами
анкетирования).
Кроме
того,
стараемся,
чтобы
дети
приняли
участие
в
заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении
каждый родитель получает памятку по теме. С материалами работы клуба
имеют возможность познакомиться и те, кто по той или иной причине не
попал на встречу – в выпускаемой газете. В газету кроме информации по
теме
заседания
включены
следующие
постоянные
рубрики:
“Нам
пишут
родители”, “Гость”, “Говорят дети”.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей
остается родительское собрание. Однако из опыта работы известно, что на
непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед
родители
откликаются
неохотно.
Я
стараюсь
изменить
формы
и
методы
проведения родительских собраний. Очень плодотворно собрания проходят в
форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто использую
видеозаписи
деятельности
детей,
фрагменты
занятий,
конкурсных
выступлений.
Именно
поэтому
процент
посещения
собраний
достаточно
высок.
Работа
по
взаимодействию
с
семьей
на
данный
момент
еще
не
закончена,
но
я
уже
вижу
результаты:
дети
начинают
с
гордостью
и
уважением
относиться
к
своим
родным,
а
родители
благодаря
взаимодействию
с
воспитателями
и
участию
в
жизни
детского
сада,
приобретают
опыт
сотрудничества,
как
со
своим
ребёнком,
так
и
с
коллективом специалистов (логопед, психолог, музыкальный руководитель).
Формирование у детей здорового образа жизни – это задачи сохранения,
поддержания и обогащения здоровья субъекта педагогического процесса в
детском саду: детей, педагогов, родителей.
Мной
регулярно
проводятся
совместные
физкультурные
до суги,
позволяющие приобщить к здоровому образу жизни воспитанников и их
родителей.
Физкультурные
досуги
проводятся
в
разных
формах:
динамические часы, спортивные праздники и развлечения, Дни здоровья,
ту р и с т и ч е с к и е
п оход ы .
Д а н н ы е
м е р о п р и я т и я
с п о с о б с т ву ю т
совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и
потребности в занятиях спортом. Дни здоровья содействуют оздоровлению
детей и взрослых, создают позитивный настрой к физической активности.
Походы
сближают
родителей,
детей,
педагогов
дошкольного
учреждения,
дают
возможность
обмена
опытом
по
формированию
здорового
образа
жизни.
Было
составлено
тематическое
планирование
реализации
содержания
образовательной
области
«Физическое
развитие»
в
разных
видах
продуктивной
деятельности
(рисование,
лепка,
аппликация).
Через
ознакомление
с
изобразительным
искусством,
слушание
музыки,
чтение
художественной
литературы,
развитие
творческой
деятельности
у
дошкольников формируется такое интегративное качество, как соблюдение
элементарных
правил
здорового
образа
жизни..
Исходя
из
моего
опыта
работы, совместная деятельность взрослого и ребенка расширяет знания о
здоровом образе жизни. Через факторы, влияющие на здоровье: питание,
двигательной
активности,
режима
дня,
культурно-гигиенических
мероприятий,
психоэмоциональной
регуляции,
закаливания,
медицинской
активности.
Так
как
одной
из
актуальных
проблем
современной
педагогической
практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
была
разработана
«Карта
педагогического сопровождение детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата
в
условиях
группы
общеобразовательной
и
комбинированной
направленности ДОО».
Совместное
(инклюзивное)
обучение
признано всем
мировым
сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление
на
развитие
инклюзивного
образования
становится
одним
из
главных в
российской образовательной политике.
Каждое образовательное учреждение пытается найти в этой области
практики свои специфические подходы к её организации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или
затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания.
В нашей
группе совместно с нормально развивающими детьми, воспитываются дети с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
нарушением
опорно-
двигательного аппарата, гиперактивные, со слабым зрением).
Наличие этого факта побудило нас к разработке специального плана
сопровождения
детей
с
ОВЗ,
цель
которого
заключается
в
воспитании
личности,
социально
адаптированной
к
условиям
жизни
в
современном
обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.
Я стараюсь учитывать индивидуальные особенностей детей (беседа и
анкетирование
родителей,
диагностика
развития
ребёнка
(специалисты,
воспитатели), наблюдение за поведением детей в группе.
Образовательный
процесс
планирую
с
учётом
индивидуальных
образовательных
потребностей
детей
группы.
Предметно
–развивающую
среду организую в соответствии с ОВЗ детей ( правильно размещаю мебель,
подбираю способ освещения и материально-техническое обеспечение).
Организую совместную жизнедеятельность детей в условиях группы.
Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей
деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной
деятельности
и
др.;
социализацию
в
условиях
совместной
деятельности
детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для
творческого
развития
детей
(музыкально-ритмические
упражнения,
фольклорные
народные
игры,
песни,
хороводы,
игры
с
шумовыми
игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.); создание ситуаций, когда дети
сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают
друг
другу
для
достижения
положительного
результата;
использование
естественных
и
образовательных
ситуаций
для
развития
социальных
навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях;
использование
различных
видов
деятельности,
которые
соответствуют
уровню развития детей). Обязательно провожу мониторинг образовательного
процесса.