Напоминание

"Литературные и музыкальные герои в произведениях классиков."


Автор: Григорьева Ольга Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ 125
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Литературные и музыкальные герои в произведениях классиков."
Дата публикации: 14.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Григорьева О. А. Музыкальный руководитель МБДОУ №125

г. Мурманска тел. 80508921415

Литературные и музыкальные герои в произведениях классиков.

Музыка – это искусство организованных, упорядоченных звуков, вызываемых

инструментами или человеческим голосом. Они имеют определенную высоту, ритм, лад,

гармонию, тембр. Эти звукосочетания передают состояние души человека. Ни одно

искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка. Музыка, не говоря ни

слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания.

"Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает ее разум", - утверждал Ромен

Роллан.

Все по-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбе

человека и человечества. Так, например, К.Бальмонт писал об этом так: "Вся жизнь мира

окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все –

таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник

плеск, а в лесных вершинах гул, Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой".

Однако музыка, хоть и может выразить многое, но ее возможности ограничены, как не

беспредельны горизонты любого вида искусства, взятого по отдельности. При всей своей

эмоциональности музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы "увидеть" что-то в

ее звучаниях, надо прибегнуть к помощи фантазии. И поэтому музыка, чтобы обрести

большую наглядность и действенность, часто вступает в союз с другими искусствами:

литературой, живописью.

Художественная литература и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое,

даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой.

Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает усиление

эмоционального восприятия художественных произведений.

Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает

его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Основная задача

воспитателя-привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, интереса,

стремлению общения с ней, научиться слушать, слышать и понимать художественный текст,

это является основным фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого

читателя и образованного человека.

Музыка, точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в

ярких, выразительных образах и в зависимости от условий ее применения, может нести

самые разнообразные функции:

1. Характеризовать действующих лиц.

2. Указывать на место и время действия.

3. Создавать атмосферу, настроение сценического действия.

4. Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

5. Эмоционально усиливать монолог и диалог.

6. Обострять конфликт.

7. Рассказывать о действии за сценой.

8. Подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит

процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты

происходящего с ним события.

Создавая единый образ музыкально- литературного персонажа в своей работе использую

следующие приемы:

1.

Проведение концертов в форме музыкально-литературной гостиной. Концерт в форме

литературно-музыкальной композиции — возможность для детей испытать себя в разных

видах художественной практики (творчество и восприятие).

Главная задача этого метода – развитие интереса к музыкальным и литературным

произведениям, активизация слушательских впечатлений, развитие способности

эмоционального сопереживания для полноценного восприятия искусства и формирования

художественно-творческого потенциала.

Так, например, музыкальная – гостиная, для детей подготовительной группы «Сказки А.

С. Пушкина». Обобщая знания детей о творчестве поэта, ребятам были предложены

творческие задания: определить по характеру музыки героев известной сказки («Сказка о

Царе Салтане» А. Н. Римский Корсаков).

2.

Инсценирование и музыкальные игры-драматизации, основанные на литературном

материале.

Этот метод становится одним из средств развития детского творчества, в том числе и

творческого восприятия и интерпретации литературных произведений, глубокого

проникновение в их содержание, образы главного героя сказки или рассказа, их

переживания поступки. Здесь могут быть использованы различные песни, музыкально-

ритмические композиции, музыкальные связки.

Особенно запоминающейся для ребят стала музыкальная театральная постановка «Муха

– Цокотуха» , К. Чуковского. Маленькие актеры успешно передавали образы насекомых

соответственно звучащей музыке.

3.

Иллюстрирование музыкой литературного произведения при помощи цитат из

музыкальных произведений.

Например, при знакомстве с русской народной сказкой « Снегурочка», дошкольники

слушали отрывки из оперы Н. А. Римского – Корсакова « Снегурочка», что эмоционально

подчеркнуло сказочный образ героини.

Музыка помогает сделать образ литературного героя более "выпуклым", "живым",

"ярким", к одномерному изображению мира и человека в тексте добавляется еще одно

"стерео" изображение. Все это позволяет говорить о благотворном влиянии музыкальных

образов на литературное произведение, которое активно используют авторы для создания

художественного мира своих произведений.



В раздел образования




Яндекс.Метрика