" ПАЛИТРА РУССКОГО ТАНЦА" (разнообразие композиций в русском танце)
Автор: Ермолова Виктория Валерьевна Должность: преподаватель класса хореографии Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №6" Населённый пункт: г.Брянск Наименование материала: конспект Тема: " ПАЛИТРА РУССКОГО ТАНЦА" (разнообразие композиций в русском танце) Раздел: дополнительное образование
Тема занятия: « Разнообразие комбинаций в народно-сценическом танце».
Преподаватели и руководители хореографических коллективовочень часто
теряют интерес к подлинно народному танцу, к вечно неистощимому роднику
народной
культуры,
т.к.
не
знают,
как
преподать
в
наш,
современный
быстротечный век этот материал наших предков современному человеку так,
чтобы
его
заинтересовать,
увлечь
и
на
сцене
он
казался
таким
же
необходимым
и
уместным
как
и
новые
модные
направления.
Умение
соединить в одно целое два, а иной раз и более, различных направления
хореографии и в результате получить ещё одно совершенно другое, новое,
современное направление является одной из задач балетмейстера нашего
времени. Не надо боятся экспериментировать, творческий поиск необходим,
но подходить к этому вопросу надо аккуратно, со знанием дела, чтобы всё
что вы покажите на сцене, что понесёте зрителю и в первую очередь вложите
в учеников было эстетически наполнено, несло смысловую нагрузку. Мир
хореографии необычайно богат и в нём найдётся место всем направлениям.
Самое
главное,
чтобы
подход
к
тому
что
мы
делаем
с
учениками
был
творческий и высокопрофессиональный. Как мы добиваемся определённого
уровня исполнения по народно-сценическому и стилизованному танцам, я
попробую показать на примере нашего урока.
Цели занятия:
– воспитание
личности
учащегося,
его
гуманного
отношения
к
окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе
овладения искусством хореографии.
– повышение
технического
уровня
исполнения
танцевальных
движений,
элементов, комбинаций русского характера.
Задачи:
1. Обучающие
1 )
ф о рм и р о в а н и е
п р о с т р а н с т в е н н ы х
о р и е н т и р о в ,
р а з в и т и е
пространственного мышления и воображения;
2) научить раскрывать художественный образ танца, эмоционально исполнять
элементы танца.
3)
обучение
элементам
танца;
выполнение
творческих
заданий
с
использованием знакомых танцевальных "па", подбором пластики, жестов в
соответствии с характером музыкального произведения
2. Развивающие
1) Совершенствовать навыки основных движений, выполняемых под музыку
в разных музыкальных размерах: - 2/4, 3/4, 4/4, 3/8
2)Развивать
выносливость,
целеустремлённость,
самостоятельность,
эмоциональность, творческие способности.
3. Воспитательные
1)Через народное творчество формировать интерес к русской танцевальной
культуре.
Участники открытого занятия:
Учащиеся 5 класса хореографии (2 год обучения по предмету «Народно-
сценический танец» , участники средней группы образцового ансамбля
эстрадного танца «Белые берега» , возраст 12-13 лет.
Ермолова Виктория Валерьевна преподаватель хореографии Высшей
квалификационной категории;
Трусова Елена Михайловна- концертмейстер первой квалификационной
категории;
Техническое оснащение : концертный зал (сцена), электронное фортепиано,
музыкальная акустическая система.
План:
1.
Подготовительная часть.
-оргмомент. Приветствие. Объявление темы занятия.
-экзерсис на середине
2.
Основная часть.
3.
Заключительная часть занятия.
Каждая часть урока представляет собой педагогическую ситуацию,
которая направлена на решение определенных учебно-творческих задач.
Особое
место
в
учебном
процессе
занимает
самостоятельная
работа
учащихся, тщательно планируемая преподавателем, который ее прогнозирует,
контролирует, анализирует и оценивает.
Основные принципы организации педагогического процесса:
– системность, последовательность;
– развитие от простого к сложному;
– распределение физической нагрузки;
– выработка правильного дыхания;
– перспективность, целенаправленность.
Методы проведения урока:
– наглядность
(практический
показ,
а
также
наиболее
успевающих
учащихся);
– словесное
объяснение
(методическая
раскладка,
нюансы
исполнения,
характер);
– иллюстрации (показ презентации урока).
Приемы проведения урока:
– приемы развития музыкальности, координации исполнения движений соло
и в паре;
– приемы, побуждающие к творческой активности;
– приемы, формирующие навыки самостоятельной деятельности и прочее.
Организационные формы урока народно-сценического танца:
– групповая (девочки)
– подгрупповая (девочки и мальчики)
Ход занятия .
1 .Подготовительная часть.
1 .1. Вводная часть. Организационный момент.
Преподаватель приглашает участников в зал, учащиеся входят на свои
места. Занятие начинается с приветствия (поклон в характере русского
народного танца).
Слово
преподавателя: Развитие русского танца тесно связано со всей
историей народа, с его бытом и обычаями.
Он удивительно богат своими
красками, большой палитрой разнообразием движений, композиционными
построениями. Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует
в России. Их просто невозможно сосчитать. Но во всех этих столь различных
танцах
есть
что-то
общее,
характерное
для
русского
танца
вообще:
это
широта
движения,
удаль,
особенная
жизнерадостность,
поэтичность,
сочетание
скромности
и
простоты
с
большим
чувством
собственного
достоинства.
Преподаватель знакомит с темой занятия, целью и задачами и приглашает
участников
в зал, учащиеся входят на свои места. Занятие начинается с
приветствия (поклон в характере русского народного танца).
Затем переходим к подготовительной части занятия.
1.2.Экзерсис на середине
1.2. 1.Разминка.
Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех
групп мышц.
-
Упражнения для рук (повторение позиций и положений рук в русском
народном танце).
-
Комбинация Plie ( мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются
в движениях, фиксируют выворотность, развивает шаг, силу бедра)
- Комбинация battement tendu ( активно вводятся в работу все группы
малых и больших мышц, необходимо фиксировать правильное
возращение стопы в позицию);
1.2.2. Общеобразовательным упражнениям (разнообразные шаги, ходы, бег)
-
Ходы
и
проходки
(простой;
простой
шаг
с
притопом;
простой
шаг
с
выносом
ноги
на
каблук;
шаркающий
шаг;
переменный
ход
вперёд;
переменный ход с притопом; переменный ход с каблука; переменный ход
назад; боковые, приставные, хороводные ходы)
- Бег (комбинированный с руками, с перескоками, молотками, соскоки, с
шагами)
1.2.3. Закрепление пройденного материала ( дроби и дробные ходы в русском
танце) : дробный ход, мелкий дробный ход на всей ступне, дробь в сочетании
с подскоком на опорной ноге, дробь с подскоком и разворотом колена из
выворотного
в
не
выворотное
положение;
сдвоенная
дробь
с
притопом;
двойная дробь с переступанием ноги накрест вперёд; мелкая двойная дробь
на одной ноге с переступанием и продвижением вперёд)
1.2.4. Прыжковая комбинация.
2.Основная часть занятия. Танцевальные комбинации. Этюды.
(выполнение творческих заданий с использованием знакомых танцевальных
"па", подбором пластики, жестов в соответствии с характером музыкального
произведения , составление этюдов с движениями русского танца)
1.Этюд , построенный на проученных дробных комбинациях с включением
работы в рисунках (девочки) по принципу хоровода.
2.Этюд «Задорный пляс» (комбинация бега, работа в основных рисунках,
подготовка к хлопушкам, присядкам (мальчики), комбинация «ковырялочка»,
«моталочка» (девочки).
3.Этюд « Русская картинка» ( лирическая часть: закрепление положений рук в
парном русском танце , переменный шаг; плясовая часть: мальчики- простая
хлопушка; хлопушка с переступанием; «Ползунок» с вытягиванием вперёд
прямой
ноги;
комбинированные
удары
ладонями
по
бедру,
присядка
с
открыванием ноги в сторону на каблук, подскоки на полном приседании
(мячик) , присядка – «Разножка» на каблуки в стороны, «Волчок»; девочки-
комбинация на соскоки, вращения, боковые шаги, притопы)
4.Учебный массовый пляс на основе программного материала «Земяничка-
ягодка»
3. Заключительная часть.
Преподаватель подводит итоги. Указывает на недостатки и достоинства в
усвоении материала. Благодарит всех участников.
Список использованной литературы.
1.Пуртова Т.В. Беликова А.Н. Кветная О.В. «Учите детей танцевать»,Век
информации, Москва 2009г.
2.Центральный
научно-методический
кабинет
по
учебным
заведениям
культуры и искусства, «танец», Москва, 1980г.
3.Ткаченко Т.С. Народные танцы. Москва. 1975 год.
4.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – Танцевальные
движения и комбинации на середине зала. – М: Владос, 2004.