Напоминание

"Групповые формы работы на уроках русского языка"


Автор: Банщикова Татьяна Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№1"
Населённый пункт: р.п Куйтун
Наименование материала: статья
Тема: "Групповые формы работы на уроках русского языка"
Дата публикации: 15.04.2018
Раздел: среднее образование





Назад




«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».

Слова педагога конца XVIII - начала XIX века, внёсшего значительный вклад в

развитие педагогической теории и практики.

Системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании

именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но

понимающего, что он делает, для чего и как.

Системно-деятельностный подход лежит в основе разработки стандартов

нового поколения

Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что

ученику предлагается выполнить определенные действия, которые приведут его

к созданию конкретного образовательного результата. При подобной

организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда

задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто

не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это

надо? Почему я должен это делать?»

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить

свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить

обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для

себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными

«действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке

должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это

делаю, как я это делаю, как я это сделал

Для учителей - деятельностный подход требует, прежде всего, понимания того,

что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на

началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик»

достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает

согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и

ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной

активности в проектной и исследовательской деятельности.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную

работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в

парах и группах каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, он

предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры,

обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе

учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма

работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях

массового обучения. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее

решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно

результат. Групповая форма организации работы на уроках позволяет активно

включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения,

стимулировать личностное восприятие предмета.

Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в

микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои

творческие силы, появляется личная ответственность, чувство удовлетворения

от публично переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у обучаемых

качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к

общему делу.

Исходя из этого я разрабатываю систему заданий к урокам русского языка и

литературы таким образом, чтобы каждый ученик, вне зависимости от

успеваемости по предмету в системе традиционно -оценочной, смог реализовать

свое «я», реализовать личностные возможности. Раскрытие внутреннего

потенциала каждого, самого нерадивого ученика - вот моя задача как

учителя.

Увеличение «продуктивности» обучения на своих уроках вижу в групповой

форме работы. Основная идея состоит в том, что обучение ведется в активном

взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой. Кроме того, групповая

форма – одна из форм деятельностного подхода к обучению, психологическую

основу которого составляет положение: усвоение содержания обучения и

развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в

процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и

проявляются только в деятельности.

Виды групповой работы:

Групповая работа может быть представлена в виде:

- дискуссии;

- дебатов;

- занятия-лекции;

- урока - конференции;

- семинара-исследования;

- занятия-композиции и т.п.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих

элементов:

1). Использование плаката с правилами как напоминание ученикам об

условиях работы.

- убедись, что в разговоре участвует каждый;

- говори спокойно и ясно;

- говори только по делу.

- позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн);

- позиция «Поймите меня правильно»;

- истина превыше всего;

-краткость — сестра таланта;

-я критикую идеи, а не людей;

-моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему

решению;

-я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

2). Объединение в группы.

Лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в

одну группу разнополых детей Педагог должен учесть не только успеваемость,

но и характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы

межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.

3). Распределение ролей

Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа

работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый

имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например,

следующие:

- лидер. В каждой из группе должен быть лидер. Его задача в данном виде

работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности,

например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он

будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат

учителю.

- чтец читает вслух;

- секретарь - записывает что-то от лица группы;

- докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

- иллюстратор

- хронометрист следит за временем.

Подготовка к выполнению группового задания:

-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

-инструктаж о последовательности работы;

-раздача дидактического материала по группам. Каждая группа в зависимости от

количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание

(либо одинаковое, либо дифференцированное). Каждой группе даётся набор

учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы

и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения

задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую -коллективно,

перечень контрольных вопросов для самопроверки. Для организации рабочего

места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы

отделить одну группу от другой.

4). Групповая работа:

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-распределение заданий внутри группы;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения,

обобщения);

-подведение итогов группового задания.

5). Заключительная часть.

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи, рефлексия;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Дополнительная информация учителя на группу.

Несмотря на то, что ученики работают внутри группы: распределяют вопросы,

поддерживают друг друга, дополняют, подсказывают, — каждый имеет свой

уникальный счет удачных или неудачных ответов.

Задача учителя — фиксировать работу каждого ученика. И если один внутри

группы постоянно отвечает, задает вопросы соседней группе, а другой

отмалчивается, то и оценивание происходит пропорционально их работе на

уроке.

Такое дифференцированное оценивание стимулирует тех, кто надеется

отсидеться за спинами своих более знающих или более активных товарищей.

Оценки внутри группы по итогам работы могут сильно разниться.

Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках

русского языка из моей «методической копилки».

Благодатный материал для групповых игр в среднем звене дает «Лексика» и

«Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова» («Звездный

час»), кроссворды, чайнворды. «Кто быстрее и больше». В этой игре

выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмы, в которых

встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами

консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов.)

В 7 классе при закреплении темы «Служебные части речи» на доске был

записан текст с пропуском союзов, частиц, предлогов. Каждая группа

представляла свою служебную часть речи. Они и должны были «встать на

место». частица союз предлог

Нравится учащимся орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во

время комплексного повторения. Например, повторяем тему «Ь после

шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема «ь в

существительных», второй группе – «ь в глаголах», третьей группе –« ь в

наречиях» и т.д. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя,

уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают

слова-примеры к своей теме.

Часто для ребят в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это

орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета,

«Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти

дерево» и т.д. Например, при изучении темы «Словообразование» группы

получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и

т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот,

кто сделает это быстрее. «пол» «оса» «яр» «марка»

Удачно или успешно по группам проходят уроки развитие речи. Это и

небольшие сочинения-миниатюры по картинам. В 7кл. преобладает описание.

Поэтому над картинами с различными костюмами (тема «Описание

одежды»), спортивные сюжеты (тема «описание спортивных действий»),

учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания.

Или работа над редактированием текста, восстановлением авторского

оригинала также хорошо идет в группе. Дается текст, где учащиеся должны

восстановить нужные фразеологизмы, либо причастные обороты, чтобы

получить авторский (слова для справок можно дать, а можно усложнить

задание, исключив слова для справки.)

Использую для работы в группе и домашние задания. Например, во время

изучения «Служебных частей речи» в 7 кл.: подготовить для взаимодиктанта

словосочетания с производными предлогами, словосочетания «Не: слитно,

раздельно» и т.д. А на следующем уроке ребята будут диктовать их друг

другу в группе или всему классу.

На уроках русского языка в 11 классе групповой метод незаменим при

подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ. Например, ребята получали

сочинение с ошибками, каждая группа должна была проанализировать

сочинение согласно критериям и выяснить, где слабое место, что западает.

Материал использовала из методических рекомендаций ФИПИ по подготовке

к итоговому сочинению, которые разработаны на основе анализа работ

участников итогового сочинения ранее. Также формулирование тезиса,

подбор аргументов, успешно решается в группе.

Работая над выделением проблем текста, разные группы обозначают разные

проблемы и работают по принципу, какая проблема в тексте мне ближе.

Каждый из участников высказывает свое видение проблемы, все версии

рассматриваются, и принимается решение, какую формулировку считать

можно наиболее удачной. В таком же режиме прослушиваются комментарии

по тексту, вырабатывается общее решение, что можно исключить, а что

добавить в комментарии. Подбор аргументов –наиболее ответственный

момент, и здесь учащиеся сами решают, какие произведения взять для

аргументирования, но в любом случае копилка аргументов пополняется

В процессе живого общения и взаимодействия снимается напряжение у тех,

кто чувствует себя неуверенно один на один с сочинением – рассуждением.

Итог такой работы гораздо продуктивнее, чем работа в одиночку или по

указке учителя. Мне кажется, одиннадцатиклассники развивают не только

коммуникативно-познавательные компетенции, но и снимают

психологический дискомфорт, который присутствует у старшеклассников, не

любящих писать сочинения. В итоге, такие ребята показывают неплохие

результаты, обретают уверенность, что они смогут написать сочинение-

рассуждение и успешно сдать экзамен.

Необходимо помнить, что групповая работа ради групповой работы – это

бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и

для чего именно сегодня они работают в группе.

Плюсы и минусы групповой работы.

Плюсы:

1.

повышается учебная и познавательная мотивация;

2.

снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться

неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;

3.

в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации

знаний;

4.

происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою

лепту в общую работу;

5.

улучшается психологический климат в классе, групповая работа

способствует развитию толерантности, умение вести диалог и

аргументировать свою точку зрения.

Минусы.

1.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен

потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия

групповая работа бывает неэффективна.

2.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений,

затрат усилий.

3.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее

эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

4.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут

пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

5.

Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

6.

В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им

надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для

учителя.

Работа в группах на уроках русского языка приводит к более внимательному

и бережному отношению к языку, слову, произведениям словесности,

приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает

коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития

креативных способностей учеников.

Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает

потребностям и учащихся, и преподавателей. Активные формы и методы

групповой работы опираются на главный принцип СДП - умение извлекать

знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся,

опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и

осмысливают учебную проблему.

В завершении

Некоторые – чёрные, некоторые – белые, есть коричневые и розовые, но все

живут вместе, бок о бок, в мире и согласии. Одни всё время заняты, а другие

спокойно ждут своей очереди, хотя в более широкой картине вещей все

равны. Некоторые — прямые и закруглённые, другие – заострённые, но все

знают, в чём состоит их задача. Некоторые очень красивы, у некоторых –

странные имена, но каждый совершенно уникален. Сами по себе они могут

быть бледными и незаметными, но вместе способны создать произведение

искусства. Как многому может нас научить Коробка обычных карандашей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика