Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ посредствам сказкотерапии и игр с песком"


Автор: Галлямова Гульшат Раилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №312
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Методическая разработкка
Тема: "Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ посредствам сказкотерапии и игр с песком"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 312 городского округа город Уфа республики Башкортостан

Исследовательская работа

на тему:

«Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ посредствам

сказкотерапии и игр с песком»

Выполнила: Галлямова Г.Р.

Адаптация детей раннего возраста

в условиях ДОО посредством сказкатерапии и игр с песком

Введение

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу

у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу

кормления, укладывания, у него формируются определённые

взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня,

незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребенка и

благополучное существование в детском саду и в семье.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей

и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы

в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего

возраста.

Актуальность.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении,

переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение,

напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий.

Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что

вызывает у него страх, отрицательные эмоции.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет

воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно

снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения

режимных процессов с семьей.

Объект исследования.

Является процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

Предмет исследования.

Использование сказкатерапии и игр с песком с детьми третьего года жизни в

период адаптации к ДОО.

Цель проекта.

Использование новых педагогических технологий, для успешного

прохождения адаптационного периода детей раннего возраста.

Задачи

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Подбор диагностического инструментария.

Изучение особенностей использования песочной терапии и сказкатерапии в

период адаптации детей третьего года жизни.

Разработка цикла занятий игр с песком и сказкатерапии с детьми третьего

года жизни в период адаптации к ДОО.

Вид проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.

По времени проведения. В течении учебного года по мере поступления детей.

Этапы реализации

I этап – анализ и изучение литературы , заполнение адаптационных карт,

заполнение анкет родителями, специалистами, составление плана работы,

разработка цикла игр с песком и сказкатерапии.

II этап – реализация плана, использование в работе игр с песком и

сказкатерапии, работа с родителями по повышению педагогической

грамотности.

III этап – снижение эмоционального напряжения и успешное прохождение

адаптационного периода детей раннего возраста.

Ожидаемый результат

Данная

система

работы,

поможет

ребенку

легче

адаптироваться

к

условиям

дошкольного

учреждения,

укрепит

резервные

возможности

детского

организма,

будет

способствовать

процессу

социализации.

Понятие адаптации в психолого-педагогической литературе

Каждому,

кто

работает

в

дошкольном

учреждении,

известно,

что

поступление

малышей

в

детский

сад

трудная

пора

для

детей

раннего

возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело

переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой

обстановке, в окружении чужих людей. Период привыкания детей – неизменно

сложная проблема.

А д а п т а ц и я

( о т

л ат. adaptare –

приспо собляю)

п р о ц е с с

приспособления строения и функций живого организма, его органов и клеток к

условиям окружающей среды. Процессы адаптации направлены на сохранение

гомеостаза. Адаптация – одно из центральных понятий биологии, широко

применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях,

которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития,

разработ анной

швейцарским

психологом

Ж.Пиаже,

т р а к т у ю т

взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического

уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все

уровни

организма:

от

молекулярного

до

психологической

регуляции

деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным

условиям

играют

процессы

тренировки,

функциональное,

психическое

и

моральное состояние индивида.

С

приходом

ребенка

трёх

лет

в

дошкольное

учреждение

его

жизнь

существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей

или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный

контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного,

а значит потенциального опасного, другой стиль общения.

Все

это

обрушивается

на

ребенка

одновременно,

создавая

для

него

стрессовую ситуацию, которая поможет привести к невротическим реакциям

(капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.).

Повышение

возрастного

порога

начала

посещение

дошкольного

учреждения (1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной

нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания

младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в

новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является

активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е.

совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам,

или

негативным

(стресс).

При

этом

выделяются

два

основных

критерия

у с п е ш н о й

а д а п т а ц и и :

в н у т р е н н и й

ком ф о р т

( э м о ц и о н а л ь н а я

удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и

точно выполнять требования среды).

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне

теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением

ребенка

в

детский

сад

максимально

приблизить

домашний

режим

дня

к

режиму дошкольного учреждения.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15

дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение

первого месяца посещения ДОУ. Похудение либо вообще не наблюдается, либо

оно очень незначительно. В данном случае напряженная адаптация является

незакономерной, как и при всяком существенном изменении микросоциальной

среды,

во

время

которого

организм

ребенка

справляется

с

возникшими

трудностями и без каких – либо отрицательных последствий.

При

адаптации

средней

тяжести сдвиги

в

поведении

и

эмоциональном

состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. Если раньше у

него

отмечалось

похудение,

то

за

это

время

во сстанавливается

первоначальный

вес.

На

протяжении

первого

месяца

посещения

ДОУ

у

ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует

по болезни 7 – 10 дней, т.е. это заболевание нетяжелое, протекающее без

осложнения. Если ребенок на протяжении первого месяца 10 дней отсутствует

в

группе

по

болезни,

то,

естественно,

его

поведенческие

реакции

нормализуются

только

к

концу

месяца.

Заболевание,

возникающее

как

проявление патологической адаптации, свидетельствует в данном случае о

превышении возможностей организма ребенка к микросоциальной адаптации

в результате выраженного психического стресса. Если ребенок не заболевает,

но его поведенческие реакции все, же нормализуется только к концу месяца,

то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет

говорить об адаптации средней тяжести.

Тяжелая

адаптация может

протекать

в

двух

формах.

У

некоторых

детей

наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в

ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии) Вес

неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными

заболеваниями, время восстановления первоначального веса задержано. При

этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация

отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок

длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще

всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой

адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с

преневротическом состоянием. При этом поведение детей не нормализуется

иногда в течение полугода.

Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако

есть в их поведении и общие закономерности. До трех лет у детей, тяжело

переживающих

смену

обстановки,

невротическая

реакция

выражается

беспокойством,

страхом

и

депрессивными

состояниями

(заторможенность,

вялость,

безучастность);

этот

период

длится,

по

крайней

мере,

несколько

месяцев – особенно у детей, эмоционально зависимых от родителей. В детском

саду

в

их

поведении

будут

преобладать

повышенная

возбудимость,

раздражительность,

капризность,

упрямство

и

негативизм,

в

полной

мере

выражаемые

и

дома,

-

но

уже

в

качестве

протеста

и

своеобразной

эмоциональной

разрядки

сдерживаемого

в

детском

саду

психического

напряжения. Процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и

больше.

Адаптационный

стресс

изменяет

реактивность

защитные

силы

организма

и

ребенок

начинает

часто

болеть

ОРЗ,

бронхитами,

инфекционными заболеваниями.

Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу знакомые

предметы

из

семейного

оружия.

Впервые

дни

посещения

детского

сада

желательно,

чтобы

ребенок

брал

с

собой

любимую

игрушку,

которая

бы

помогла ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.

Использования новых педагогических технологий в период адаптации

Сказкотерапия

Актуальность использования новых педагогических технологий, для

успешного

прохождения

адаптационного

периода

детей

раннего

возраста,

таких

как

«сказкотерапия»

в

том,

что

возможности

ребёнка

раннего

дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую

социальную

ситуацию

и

длительное

пребывание

в

стрессовом

состоянии

могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу необходимо помочь

детям

преодолеть

стресс поступления

и

успешно

адаптироваться

в

дошкольном учреждении.

Основная

причина внедрения

приемов

«сказкотерапии»

в

работу

с

дошкольниками в период адаптации:

- необходимость организации работы по эмоциональному развитию.

«Сказкотерапия»

это

процесс

образования

связи

между

сказочными

событиями и поведением в реальной жизни.

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, она помогает

ребенку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в

сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами.

Основная цель помочь ребенку адаптироваться к условиям дошкольного

образовательного учреждения.

Задачи:

Снятие эмоционального напряжения

Снижение тревоги

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Методы работы:

Чтение сказок

Инсценировка сказки (кукольные спектакли, рисование, лепка)

Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для

индивидуальных. Конечно, у индивидуальных занятий больше возможностей.

Любовь

к

сказке,

интерес

к

ней

возникает

в

раннем

детстве

и

сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Сказка – это своеобразное зеркало. Оно отражает реальный мир через призму

личного

восприятия

ребенка.

В

сказке

нет

ничего

невозможного.

Сказка – это, прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить

его

и,

может

быть,

изменить

что-то

в

себе.

Сказка

имеет

и

волшебную

лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы,

ключи

к

загадкам.

Сказка

помогает

малышу

справиться

с

трудностями.

«Зайчик смог, и я смогу!» – скажет кроха и начнет самостоятельно завязывать

шнурки.

Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С

ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь

избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания

и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детском!

Этапы работы со сказкой.

1. Сначала проводим настрой на совместную работу - ритуал "вход в сказку".

Для этого используем игру "Волшебный клубочек", "Волшебный стул" или

стих "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Обычно новую

сказку мы "находим случайно" в сказочной шкатулке, под "волшебным

ковром" или в гости приходит Иван-Царевич (кукла) и приносит письмо в

форме древнего свитка. Дети заинтригованы и просят: "Читайте! Читайте,

скорей!"

2. Чтение сказки или инсценировка.

Вывод

Таким образом, использование сказки на занятиях, играет огромную

роль в развитии личности ребенка. Оказывая большое влияние как на

сознательные, так и на бессознательные его личности, сказка косвенно

позволяет приобрести значимый для ребенка жизненный опыт. Она помогает

сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребенка

контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее

психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой

сферы.

Игры с песком

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину

мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия

природы,

избавит

от внутренних

конфликтов

и страхов,

раскроет

понятия

добра

и зла?

Да,

есть

такая

игра!

Ею забавлялись

все

поколения

рода

человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее

и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Идея

песочницы

великолепна,

поскольку

песок —

тот

удивительный

природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение

разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще

с ее текучестью,

неожиданностью,

множеством

форм.

Для

многих

людей

облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует

еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства.

В рисунке,

пластилине

рука

тоже

выстраивает

мосты

между

внутренним

и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем

творении.

Этот

принцип

положен

в основу

методики

песочницы.

Главное

достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе

детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает

возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая

себя его творцом. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем

они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать

песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные

фигурки,

игрушки,

тогда

появляется

целый

мир,

разыгрываются

драмы,

и ребенок полностью погружается в игру .

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты

утверждают,

что

он поглощает

негативную

психическую

энергию,

взаимодействие

с ним

очищает

энергетику

человека,

стабилизирует

эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что

игра

в песок

позитивно

влияет

на эмоциональное

самочувствие

детей

и взрослых,

это

делает

ее прекрасным

средством

для

"заботы

о душе", —

именно

так

переводится

термин

"психотерапия".

Основополагающая

идея

песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку

возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения

вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи

и контроля

над

своими

внутренними

побуждениями.

Установление

связи

с бессознательными

побуждениями,

особенно

с архетипом

самости,

и их выражение

в символической

форме

в значительной

мере

облегчают

здоровое

функционирование

психики.

Цель

такой

игры —

н е менять

и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим

навыкам,

а дать

ему

возможность

быть

самим

собой.

Игра

ребенка —

символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может

показать

более

адекватно,

чем

выразить

в словах,

как

относится

к себе,

значимым

взрослым,

событиям

в своей

жизни,

окружающим.

Игру

детей

можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство

коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной,

инициированной

ими

самими

игре,

чем

в словах,

поскольку

в ней

они

чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства —

наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой

они могут заняться. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения

конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими

средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды,

в которой

может

осуществляться

его

самовыражение.

В свободной

игре

он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно,

а не по чьей-то

указке,

то совершает

целый

ряд

независимых

действий.

Чувства

и установки,

которые

ребенок

иногда

боится

выразить

открыто,

можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному

усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах,

ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.

Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально. Формы и варианты

песочной

терапии

определяются

особенностями

конкретного

ребенка,

специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы могут применяться:

с целью диагностики;

оказания первичной психологической помощи;

в процессе краткосрочной психотерапии;

долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода

воздействия

(как,

например,

при

наличии

у ребенка

эмоциональных

и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях —

в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка,

развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.

Часто

можно

использовать

песочницу

в качестве

психопрофилактического,

развивающего средства. Применение песочной терапии наиболее подходит для

работы с детьми дошкольного возраста.

Песок

обладает

способностью

«заземлять»

негативную

психическую

энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на

эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным

средством для развития и саморазвития ребенка.

Для игр в песочнице используется следующее оборудование:

1. Деревянный

ящик

размером

50x70x8

см

(такой

размер

соответствует

оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его

взглядом

целиком).

Он

может

быть снабжен

ручками

для

удобства

транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик

значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика окрашивается

в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду,

а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.

2. Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или

слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть

влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В

набор

могут

входить:

человечки,

здания,

животные,

транспорт,

растения,

сказочные

герои,

злые

и

добрые,

различные

геометрические

фигуры,

природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, - словом, все,

что может быть использовано в песочных играх.

Примерный план работы использования игр с песком сказкотерапии

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

1. «Вместе весело

шагать…» - беседа о

группе, знакомство с

групповыми

атрибутами

2.Игра «Полянка

настроения»

3. «Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Бабочки на

лугу»

2.Сказкотерапия

3. «Цветок»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

5. Игры с песком

1.Игра «Полянка

настроения»

2.Сказкотерапия

3. «Солнечный зайчик»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

релаксационное

упражнение

5. Игры с песком

1.Игра «Салют»

2.Сказкотерапия

3. «Цветок»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

5. Игры с песком

Октябрь

1.Игра «Колючий

ёжик»

2.Сказкотерапия

3.«Воздушные

шарики»

релаксационное

упражнение

4.«Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Храбрые

лягушата»

2.Сказкотерапия

3. «Тепло-холодно»

релаксационное

упражнение

1.Игра «Что нам

подскажут наши

пальчики»

2.Сказкотерапия

3.«Пчелка»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Бабочки

на лугу»

2.Сказкотерапия

3. «Воздушные

шарики» релакса-

ционное упражне-

ние

4. «Обнималки»

телесная терапия

Ноябрь

1.Игра «Что нам

подскажут наши

пальчики»

2.Сказкотерапия

3. «Облака»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия.

1.Игра «Наливаем,

выливаем,

сравниваем»

2.Сказкотерапия

3. «Солнышко и

тучка»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Дом

счастливого ребенка»

2.Сказкотерапия

3. «Бабочка»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

1.Упражнение

«Дышим

животиком»

2.Сказкотерапия

3.«Облака»релак

сационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная

терапия

Декабрь

1.Игра «Легкое

перышко»

2.Сказкотерапия

3. «Лентяи»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Разговор с

игрушкой»

2.Сказкотерапия

3. «Солнышко и

тучка»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Храбрые

лягушата»

2.Сказкотерапия

3. «Птички»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Полянка

настроения»

2.Сказкотерапия

3. «Лентяи»

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

Пятница

1.Упражнение

«Дышим

животиком»

2.Сказкотерапия

3. «Водопад»

1.Игра «Дом

счастливого

ребенка»

2.Сказкотерапия

3. «Улыбка»

1. Игра «Наливаем,

выливаем, сравниваем»

2.Сказкотерапия

3. «Сосулька»

релаксационное

упражнение

1.Игра «Легкое

перышко»

2.Сказкотерапия

3. «Водопад» ре

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

релаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телесная терапия

4. «Обнималки»

телесная терапия

лаксационное

упражнение

4. «Обнималки»

телеснаятерап

Работа с родителями

С е м ь я и

дошкольное

учреждение

— два

наиболее

важных

института

социализации

дошкольников.

Несмотря

на

различные

воспитательные

функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского

сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование,

приобретает

умение

взаимодействовать

с

другими

детьми

и

взрослыми,

проявлять

собственную

активность.

Основная

особенность

семейного

воспитания

эмоциональный

микроклимат

семьи,

благодаря

которому

у

ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности,

появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету,

ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение

призвано

помочь,

поддержать,

направить

и

дополнить

воспитательную

деятельность родителей.

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и

семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной

программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским

садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими

институтами

воспитания,

попадая

в

мир

противоречивых

требований,

что

влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И

если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых

знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут

напрасными.

Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия

между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них

сориентироваться,

и

ребенок

научится

вести

себя

по-разному

в

разных

ситуациях

и

в

зависимости

от

того,

с

кем

он

в

данный

момент

взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим,

поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления

о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

Для этого необходимо составить примерный план консультационных встреч с

родителями, который в дальнейшем ознакомит родителей с психологическими

и физиологическими особенностями детей раннего

возраста.

Темы встреч с родителями

1

Консультация «Психологические особенности детей раннего возраста»

2.

Использование сказкотерапии в период адаптации

3.

Консультация «Адаптируемся вместе»

4.

«Игра с песком период адаптации».

5.

«Организация режима дня и его значение для ребенка»

6.

Консультация «Выработка общей стратегии воспитания и развития ребенка в

семье и ДОУ»

7.

Консультация «Способы игровой деятельности, значение игры для детей. Игра

на развитие взаимопомощи»

Использование нетрадиционных форм работы с родителями.

Деловая игра.

«Воспитание положительных взаимоотношений

между родителями и детьми».

Цель:

создание

необходимых

условий

для

развития

ответственных

и

взаимозависимых

отношений

с

семьями

воспитанников,

обеспечивающих

целостное

развитие

личности

ребенка,

компетентности

его

родителей,

заключающейся

в

способности

разрешать

разные

типы

социально-

педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.

План игры

1.

Сообщение темы, цели, правил игры.

2.

Распределение ролей (воспитатель, родители, оценочная группа)

3.

Ход игры.

4.

Обсуждение игры.

Ход игры

Вступительная беседа с родителями.

«Все и хорошее и плохое человек получает в семье».

Эта

мудрость

известна

всем.

И

сегодня

мы

поговорим

с

вами

о

взаимоотношениях между взрослым и ребенком. Ведь ребенок рождается не

злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих

качеств

зависит

от

отношения

к

ребенку

взрослых,

от

того,

как

они

его

воспитывают. Вопросов в воспитании детей возникает много. И если учесть,

что ваша роль в воспитании детей незаменима, то эти вопросы не могут не

интересовать вас.

Предложенный тест дополнит ваше представление о себе, как о родителе.

Вопросы

Можете ли вы:

1.

В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

2.

Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?

3.

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5.

Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел

вас из себя?

6.

Поставить себя на место ребенка?

7.

Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

8.

Рассказать

поучительный

случай

из

детства,

представляющий

вас

в

невыгодном положении?

9.

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые

могут ранить ребенка?

10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести

себя как хочет, ни во что не вмешиваться?

12.Не

проигнорировать,

если

ваш

ребенок

ударил,

грубо

толкнул

или

просто обидел другого ребенка?

13.Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это каприз,

мимолетная прихоть?

Ответы

А – Могу и всегда так поступаю.

Б – Могу, но не всегда так поступаю.

В – Не могу.

Посчитайте очки:

Ответ «А» - оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - оценивается в 2 очка.

Ответ «В» - оценивается в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 90 очков:

Ваш ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не

только

понять,

но

и

узнать

его,

относитесь

к

нему

с

уважением,

придерживаетесь

прогрессивных

методов

воспитания.

Вы

действуете

правильно и можете надеяться на лучшие результаты.

Если вы набрали от 16 до 30 очков:

Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете

способностями

воспитателя,

но

на

практике

не

всегда

применяете

их

последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других

случаях излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые

ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над

своим подходом к воспитанию ребенка.

А

теперь,

кто

набрал

от

30

и

более

очков,

прошу

занять

места

«консультантов»,

сегодня

вы

поможете

ответить

на

ряд

вопросов

о

воспитании детей. Ответы на вопросы можете обсуждать сообща, отвечать

можно

по

договоренности.

Остальные

родители

могут

задать

дополнительные вопросы, высказать свое несогласие или предложить свой

вариант ответа.

«Консультативная группа» занимает места за столом. Вопросы и ситуации

либо лежат на столе, либо задаются из «диспетчерского пункта».

Педагогическая ситуация

Вот что рассказала одна мама: «Мой сын – такая кроха, но уже неслух.

Делает так, как ему хочется. Говоришь ему ласково «Ванечка, нельзя».

Смеется

и

продолжает.

Начнешь

повышать

тон,

пугливо

озирается,

но

продолжает свое дело. Теряю голову и не знаю, как к нему подойти».

Ответ

Сплошь и рядом взрослые недостаточно внимательно и вдумчиво относятся

к поведению ребенка, мало считаются с его интересами и потребностями,

вместо того, чтобы удовлетворить их, ограничиваются запрещением или

шлепками. В зависимости от ситуации ребенка можно попытаться отвлечь

игрой или игрушкой

Педагогическая ситуация

Настенька, подошла к шкафу, ее заинтересовал блестящий ключ, она начала

его крутить, он упал на пол. Услышав это мама отняла ключ, отшлепала

дочку, пригрозив ей. Девочка горько заплакала. В конфликт вмешалась

бабушка.

Мама

оправдывалась:

«Должна

же

она

слушаться».

Какие

особенности

детей

этого

возраста

следует

учитывать?

Как

следует

предотвращать подобные конфликты?

Ответ

Родителям следует считаться со свойственной данному возрасту живостью

поведения ребенка и большой любознательностью. Чтобы предупредить

нежелательные поступки и в то же время избежать частых запретов надо:

- убрать все то, до чего ребенок может добраться и что может быть опасно,

что он не должен трогать.

-

стремиться,

чтобы

ребенок

чаще

был

на

улице,

где

он

может

удовлетворить свои потребности в двигательной активности.

- никогда не давать ребенку делать то, что потом будет запрещаться.

Педагогическая ситуация

Запись из дневника матери: «Стараюсь приучить сына слушаться, когда

говорю

«нельзя»,

обычно

он

выполняет

требование,

но

иногда

вдруг

нарочно начинает делать то, что я ему запрещаю, причем смотрит в глаза и

делает то, что ему запрещено. Почему?

Ответ

Можно предположить, что лукавый взгляд ребенка, заглядывание в глаза

матери, вызывает у нее улыбку, и ребенок чувствует негласное поощрение

матери. Поэтому очень важно слово «нельзя» говорить серьезным тоном, не

допуская непослушания. При этом все взрослые члены семьи должны быть

едины в своих требованиях.

Блиц – вопросы (задают родители из зала, «консультанты» отвечают без

подготовки.

Вопрос

Как прекратить сексуальные игры детей?

Ответ

Нельзя унижать, запугивать малыша, если интерес усилился надо обратится

к врачу.

Вопрос

В каких случаях надо поощрять ребенка?

Ответ

Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка.

Однако применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает

педагогическую ценность, но и развивает в ребенке исключительность,

превосходство, стремление поступать на показ.

Вопрос

Почему говорят «Дети – зеркало родителей»?

Ответ

Дошкольник склонен к подражательности, поэтому он копирует

поведение родителей, их привычки.

Итог

Общаясь с ребенком вы прививаете ему навыки культуры общения. А

поскольку дети склонны к подражательности, вам, взрослым нужно быть

эталоном для подражания. Ребенок копирует ваши жесты, мимику, речь,

манеры поведения, вкусы, привычки. Он может следовать в одинаковой

мере как положительному, так и отрицательному примеру. Все, что вы

видите в ребенке, он приобретает в первую очередь от вас.

Поэтому:

- будьте требовательны, но уважайте в ребенке развивающуюся личность;

- отношения стройте на любви, уважении и доверии к ребенку;

- уважительно относитесь к детским интересам и потребностям;

-

изучайте

индивидуальные

особенности

ребенка

и

сохраняйте

его

индивидуальность,

очень

важно,

чтобы

он

был

не

похож

на

других,

проявляйте интерес к его деятельности;

- старайтесь почувствовать его эмоциональное состояние, тогда для ребенка

на всю жизнь вы будете настоящим другом;

-

общение

с

родителями

жизненно

необходимо

ребенку

для

развития

личности.

Итоги проекта

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

Успешное прохождение детьми адаптационного периода;

Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;

Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;

Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.

В заключении проекта была организована фотовыставка для родителей «Я люблю

свой детский сад», в которой отражены основные режимные моменты группы, а так

же некоторые мероприятия по здоровьесбережению.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад».

1.

Знаете ли Вы, что собою представляет адаптационный период?

(Да, Нет, Затрудняюсь ответить). Нужное подчеркнуть.

1.

Знакомы ли Вы с правилами общения с ребенком в период адаптации?

(Да, Нет, Затрудняюсь

ответить).____________________________________

2.

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней

обстановке?

_______________________________________________________

3.

Легко ли Ваш ребенок просыпается утром?_______________________

4.

Соблюдается ли режим дня в семье для ребенка?___________________

5.

Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? Если да, то

какие_________________________________________________________

___

6.

Испытывает ли Ваш ребенок трудности во взаимоотношениях с детьми?

_________________________________________________________

7.

Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?______________________

8.

Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?___

Спасибо за ответы!

Приложение 2

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»

1.

Старайтесь

не

нервничать,

не

показывать

свою

тревогу

по

поводу

адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

1.

В

присутствии

ребенка

избегайте

критических

замечаний

в

адрес

детского сада и его сотрудников.

2.

В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

3.

Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

4.

На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк,

аттракционы и др.).

5.

Будьте терпимее к его капризам.

6.

«Не пугайте», не наказывайте детским садом.

7.

Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день

читайте малышу.

8.

Не скупитесь на похвалу.

9.

Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте,

называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом. Удачи!

Приложение 3

Лист адаптации

Ф. И. ребенка___________________________________________

Дата поступления в д/с____________

Дата

Параметры

1.

Сон:

поверхностный

глубокий

2.

Аппетит:

хороший

плохой

избирательный

3.

Бодрствование:

бодрое

пассивное

4.

Настроение:

бодрое

подавленное

неустойчивое

раздражительное

5.

Индивидуальные

особенности:

Соц связи:

контактен

доброжелателен

агрессивный

Познавательные

потребности:

любознательный

Индивидуальные

проявления:

застенчивый

обидчивый

ласковый

6.

Заболевание

Приложение 4

Конспект занятия «Курочка Ряба»

Интеграция образовательных областей:

«Социально

коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое

развитие».

Цели:

- Устанавливать межличностные контакты; создание в группе благоприятного

микроклимата, расширять представления об эмоциях (радость, огорчение),

способствовать

стабилизации

психических

процессов

и

снижению

эмоционального

напряжения

с

помощью

путешествия

по

сказке.

Учить

передавать заданное эмоциональное состояние: сочувствие, утешение.

(«Социально - коммуникативное»);

- Отрабатывать

интонационную

выразительность

речи,

развивать

диалогическую форму речи. Систематизировать и закреплять словарный запас

по лексической теме «Домашние животные». («Речевое развитие»);

- Пробуждать интерес детей к театрализации. Формировать умение следить за

развитием действия в кукольных спектаклях. Совершенствовать восприятие

детей.

Развивать

умение

имитировать

голоса

и

характерные

движения

животных. («Познавательное развитие»);

-

Воспитывать

умение

слушать

сказки,

следить

за

развитием

действия.

Продолжать

формировать

интерес

к

книгам,

рассматривать

с

детьми

иллюстрации, приобщать детей к музыке. («Художественно - эстетическое»);

-

Развивать

и

обогащать

двигательный

опыт

детей,

разви вать

самостоятельность и творчество при выполнении упражнений. («Физическое

развитие»).

Предварительная работа:

Чтение сказки «Курочка Ряба», разучивание потешек.

Материалы и оборудование:

Театр на магните, персонажи сказки - игрушки, маски или шапочки

героев сказки, книжка со сказкой «Курочка Ряба» и иллюстрациями, диск с

музыкальными записями, иллюстрации с эмоциями радости и печали, листы с

нарисованными яичками, гуашь, кисти, баночки с водой, пластилин.

Ход занятия:

Приветствие. Игра «Назови соседа ласково»

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами будем по очереди передавать мяч и

называть имя того, кому передаем мяч ласково.

Воспитатель: Закончите стишок: Из яйца как из пеленок вылез маленький…

(цыпленок) Сегодня мы отправляемся в сказку, где главная героиня-курочка

Ряба. Посмотрите, какая она (ведущая демонстрирует игрушечную курочку).

Чтение сказки «Курочка Ряба» с использованием настольного театра.

В одной деревне жили-были старик со старухой. И была у них курочка Ряба...

Упражнение 1. «Курочка»

Воспитатель предлагает детям изобразить курочку. Дети имитируют движение

курочки: локти прижимают к туловищу, движение делают только кистями рук.

Обратить внимание детей на то, что в начале руки - «крылышки» работают

плавно, медленно, затем все быстрее. Воспитатель предлагает детям

подвигаться как курочка, выполнять звукоподражание.

Снесла курочка Ряба яичко:

Яичко не простое,

Золотое.

Упражнение 2. «Радость»

Воспитатель предлагает детям изобразить состояние радости.

– Что делают люди, когда радуются? (прыгают от радости, хлопают в ладоши,

поднимают руки вверх, улыбаются, обнимают друг друга, прижимаются друг к

другу, кружатся).

Далее детям предлагается из имеющихся иллюстраций, выбрать только те, на

которых люди радуются.

Дед бил, бил –

Не разбил;

Баба била, била –

Не разбила.

Упражнение 3. «Поможем разбить яичко»

Детям предлагается присесть, сжать руки в кулачки и имитировать разбивание

яичка. Воспитатель следит за тем, чтобы дети меняли очередность рук и

произносили звукоподражание тук – тук.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось.

Упражнение 4. «Мышка»

Дети берутся за руки и под музыку цепочкой идут по группе, преодолевая

разные препятствия: пробегают под столом (обручем), забегают на скамейку

(лесенку), прыгают с сундука (скамейка), перебегают через половичок (полоса

картона).

Дед и баба плачут.

Упражнение 5. «Огорчение»

Детям предлагается почувствовать состояние деда и бабки.

Дети круговыми движениями открытой ладони мягко гладят себя по груди,

успокаивают. Закрывают лицо ладошками, наклоняются вниз, покачиваются из

стороны в сторону. Лицо печальное, глаза грустные, уголки губ опущены.

Упражнение 6. «Слепим яичко»

Детям предлагается слепить яичко из пластилина для деда и бабки. Ведущий

следит за тем, чтобы дети правильно выполняли круговые движения рук.

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба,

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое – простое».

Обсуждение сказки по вопросам.

Воспитатель: Как начинается сказка?

Дети: В одной деревушке, в маленькой избушке жили-были дед и баба.

Воспитатель: Была у них..

Дети: Курочка Ряба.

Воспитатель: А что клюет курочка?

Дети: Зернышки.

Воспитатель: Что снесла курочка?

Дети: Яичко не простое, а золотое.

Воспитатель: А какое еще яичко?

Дети: Белое, гладкое, полезное.

Воспитатель: А что хотели дед и баба с яичком сделать?

Дети: Разбить.

Воспитатель: Получилось у них это сделать?

Дети: Нет.

Воспитатель: А кто яичко разбил?

Дети: Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Воспитатель: Да. Сидят дед и баба и плачут. А что им курочка сказала?

Дети: Не плачь дед, не плачь баба, снесу я вам яичко другое, не золотое, а

простое.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо сказку запомнили.

А давайте теперь расскажем потешку про петушка?

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Ку-ка-ре-ку!

Театрализованное представление: дети выбирают маски тех героев сказки, кто

им понравился больше всего, и показывают сказку.

Итоговая беседа.

– Сказка закончилась. Давайте вспомним всех героев сказки и назовем их.

– Что вам больше всего понравилось?

Рефлексия: дети раскрашивают яички на листах желтым цветом, если им все

понравилось, а красным, если не понравилось.

Конспект занятия « Зайчик беленький»

Цель занятия: закрепление основных навыков личной гигиены – мытье рук,

чистка зубов.

Задачи:

• прививать желание заботиться о своём здоровье,

• учить находить решение поставленной проблемы,

• развивать речевую активность,

• воспитывать доброжелательность.

методы и приемы:

• Наглядный метод (использование игрушки, показ мытья рук с

гигиеническими принадлежностями)

• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – рассказ потешки,

игра-песенка)

• Словесный метод (рассказ сказки о зайце, зубной щетке, потешка «Водичка,

водичка»)

• Прием эмоциональной заинтересованности (игрушка-заяц, который болеет;

зубная щетка в красивом оформлении)

• Игровой прием (игра-массаж – мытье рук, игра - песенка)

• Исследовательский метод (рассматривание ладошек через увеличительное

стекло)

Интеграция областей :

социализация (игра «Где же наши ручки?»);

• коммуникация (рассказ потешки);

• здоровье (игра-массаж – мытье рук, песенка-игра)

• познание (рассказ сказки воспитателем, исследование ладошек)

• музыка (игра-песенка - пантомимические этюды)

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель: Детки, я к вам пришла не одна. У меня в коляске маленький

зайчик. Он заболел. У него болит живот и зубки. Представляете, оказывается,

наш маленький зайчонок часто болеет, и я привезла его к нам, чтобы мы

показали ему, что нужно делать, чтобы не болеть. А вы знаете, что с ним

случилось? Послушайте!

II . Основная часть

Воспитатель рассказывает сказку: Жил был зайчик и он ни слушался ни маму

ни папу. и никогда ни мыл лапки. Мама и папа его очень ругали, а он все равно

не мыл лапки. И они у него сильно заболели, зайчик не мог ими брать

игрушки, одеваться, и даже держать ложку. Мама вызвала врача, врач

посмотрел на лапки зайчика и покачал головой. Врач достал из своего

чемоданчика лупу с большим увеличительным стеклом и посмотрел на лапки

зайчика, он увидел, что там поселился злой и страшный Микроб-Микробыч.

(Воспитатель показывает лупу (увеличительное стекло) и дети смотрят через

него на свои ладошки, отмечая, как все увеличивается) Он кусал лапки

зайчика, зайчику было больно. Что же делать, спросила мама, как избавится от

этого страшного и опасного микроба. Есть одно очень хорошее средство…

ЭТО - МЫЛО. Зайка, скорее, скорее беги мыть лапки.

Давайте покажем как надо мыть ручки (дети показывают движениями: нужно

намочить ручки, намылить хорошенько, чтобы на ручках появились перчатки,

а потом хорошо смыть и вытереть) и еще волшебные слова скажем зайке:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок».

А мы сейчас зайчику помоем лапки (воспитатель моет лапки зайчику). Микроб

испугался мыла и убежал. Теперь зайчик всегда будет мыть руки, а вы не

забываете мыть ручки?

Воспитатель: Мы любим играть. Давайте покажем зайчику одну из веселых

игр с нашими чистыми ручками!

Проводится песня-игра «Где же наши ручки» (диск «Песни-игры для детей»)

Где же наши ручки? ( дети прячут ручки)

Наши ручки, наши ручки

Вот ручки, вот ручки, вот! (показывают ручки – фонарики)

Пляшут наши ручки,

Поплясали, стоп!

Где же наши ножки? (дети приседают, накрывают ручками колени)

Вот ножки, вот ножки (топают ножками)

Пляшут наши ножки,

Поплясали, стоп!

Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)

Вот детки, вот детки! (ручками делают фонарики, топают ножками)

Пляшут, пляшут наши детки!

Поплясали, стоп!

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что будет, если мы не будем мыть

ручки, морковку, яблочки, огурчики.

Дети: Живот заболит.

Воспитатель: Вот зайка, ты морковку- то, наверно тоже не мыл? Нужно мыть,

запомни! И тогда у тебя живот болеть не будет!

Воспитатель: Я еще хочу рассказать сказку - о королеве, с этой королевой вы,

я уверена, знакомы и встречались с ней ни один раз, а каждый день. Она очень

добрая, хоть немного колючая. Еще не догадались, что это за королева? Это

королева Щеточка.

Вот она! (Воспитатель показывает зубную щетку, в красивом платье):

- Я жду вас утром и вечером. Я люблю, когда вы берете меня в свою руку и

выдавливаете на мою щетинку вкусную зубную пасту. И я начинаю трудиться,

чистить твои зубки вверх вниз и язычок не забываю. Ровно три минутки. Зубки

нужно чистить утром и вечером, для того чтобы они были здоровыми и

красиво улыбались. Зубки любят яблочки, морковку, творожок, молоко, не

случайно они называются молочными.

III .Итог занятия

Воспитатель: А ну-ка, улыбнитесь зайчику, чтобы он тоже повеселел! Какие

красивые у вас зубки! Вы не забываете чистить зубки? Берегите свои зубки, а

поможет в этом королева- щеточка. А Зайка совсем стал веселый, он теперь

знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым! Как вы думаете, он запомнил,

как надо мыть ручки? Ну вот, зайчика мы научили всему, что знали. Теперь он

будет меньше болеть.

Воспитатель говорит спасибо за зайку, прощается с детьми и увозит его.

Конспект занятия «Цыпленок Цып»

Воспитать дружбу, общительность.

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в

работе.

Сформировать умение скатывать шар между ладонями круговыми движениями

рук.

Материал:

куклы

к

сказке:

цыпленок

Цып,

воздушный

шарик

Желток,

солнышко, белочка, колокольчик; геометрические фигуры: треугольник,

прямоугольник, квадрат, овал, круг; картинки с предметами разной формы;

картинки-цифры (цифрообразы), рисунок со героями сказки.

Раздаточный

материал:

цифры,

клеенка,

соленое

тесто,

спички,

влажные

салфетки.

Ход занятия по сказкотерапии:

Введение

- Дети, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, сегодня мы отправимся

в сказку, где главными героями будут: цыпленок Цып, воздушный шарик -

Желточек, и Солнышко.

Вход в сказку

А силы на это путешествие нам подарит волшебный звонок. Закройте все глаза

и послушайте, как волшебный звук сказочного звонка наполнит нас волшебной

силой. Эта сила переходит к вам, и вы готовы к путешествию.

Дети садятся в расслабленную позу.

Сказка

Когда-то, очень давно, в одном волшебном лесу жили трое друзей: цыпленок

Цып, воздушный шарик - Желточек и Солнышко. Они очень любили друг

друга, потому что между ними было много общего.

Они мне так понравились, что я решила их нарисовать (показ рисунка). Дети,

как вы думаете, чем друзья были похожи? (Круглой формы и желтого цвета)

Каждое

утро

друзья

просыпались

и

радовались

встрече,

даря

друг

другу

улыбку и желая доброго утра.

Упражнение «Приветствие»

Дети приветствуют друг другу и улыбаются.

Как-то,

однажды

утром,

цыпленок

Цып,

воздушный

шарик

-

Желточек

и

Солнышко поссорились. Они так шумели, что все обитатели леса испугались.

Упражнение «Страх»

Дети замирают и изображают страх. Открывают немного рот, округляют глаза,

поднимают брови, напрягают плечи, руки, шею. После окончания упражнения

дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.

Когда шум стих, оказалось, что они выясняли, кто из них круглее. Белочка,

которая жила рядом, вызвалась помирить друзей.

Упражнение «Жалость»

Дети гладят друг друга по голове

Каждого из них она погладила и, когда цыпленок Цып, воздушный шарик -

Желточек и Солнышко успокоились, предложила им поиграть в веселую игру:

скатиться всем вместе с высокой горки.

Упражнение «Перекатывание»

Дети перекатываются по коврику из стороны в сторону.

Друзья с радостью согласились, а когда скатились, увидели, что внизу они

оказались почти одновременно. Оказалось, что все они одинаково круглые и

бесполезно ссорились. Друзьям стало очень стыдно за свою ссору. Солнышко

спряталось за тучку, цыпленок Цып под листочек, а воздушный шарик -

Желточек начал сдуваться.

Упражнение «Стыд»

Дети выполняют глубокий вдох, расслабив при этом все тело, опустив плечи,

свободно свесив руки и слегка согнув шею и спину.

Поняв, что каждый из них был не прав, они одновременно воскликнули:

«Давайте мириться». И снова Солнышко засияло, цыпленок Цып начал весело

смеяться,

а

воздушный

шарик

стал

такой

же,

как

и

был,

кругленький

и

хорошенький.

Упражнение «Смех»

Дети кладут руку на живот и, напрягая мышцы, громко смеются.

С этого дня друзья никогда не ссорились, не обижали друг друга и жили в

мире и согласии.

Вот и кончилась наша сказка. Она вам понравилась? А теперь закройте глаза, и

наш волшебный звонок вернет нас в детский сад.

- Вот мы и вернулись. Скажите мне, пожалуйста, о ком была сказка?

- Все наши друзья были какого цвета? (Желтого)

- Какой формы? (Круглой)

- Скажите, а если бы все вещи, которые нас окружают, были бы круглые и

желтые, нам бы было удобно жить? А интересно?

- Вот теперь давайте пойдем с вами к столам и посмотрим на доску. Пока мы

слушали сказку, к нам на занятия пришло много сказочных героев из разных

сказок. Возможно, они также хотят что-то рассказать?

- Первым к нам пришел Буратино. Какую цифру он вам напоминает?

Дети показывают 1, снимаю рисунок с Буратино, там предметы похожие на

треугольник. Дети называют геометрическую фигуру и цвет.

Вторым к нам пришел попугай Кеша (цифра 2, закрепляем геометрическую

фигуру - прямоугольник)

Третьим

к

нам

пришел

маленький

слоненок

(цифра

3,

закрепляем

геометрическую фигуру - овал)

Четвертый у нас домик Бабы Яги (цифра 4, геометрическая фигура - квадрат)

-пятой к нам пришла тыква (цифра 5, геометрическая фигура - круг)

Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка на коврике под музыку

Отдохнули?

Садитесь за столы.

Сегодня мы с вами побывали в прекрасной сказке. Давайте поблагодарим

наших друзей и слепим их, чтобы всегда их помнить. Каждый из вас выберет,

кого он хочет слепить: цыпленка Цыпа, воздушный шарик - Желточек или

Солнышко.

Вот посмотрите, как слепила наших друзей Я! Все они круглой формы и

желтого цвета, на солнышке я сделала из спичек 5 лучей, на воздушном

шарике - 1 ниточку, у цыпленка - 2 ножки.

-

Дети,

куда

мне

положить

солнышко?

Вверх,

вниз

или

посередине?

(Закрепляем размещение персонажей на плоскости)

У каждого из вас на столе лежит соленое тесто, разомните его руками, а затем

методом раскатывания между ладонями, сделайте своего сказочного героя.

Положите его на белую бумагу и, определив, какой у вас герой, дополните его

спичками.

В конце занятия белочка приходит и хвалит детей, предлагает детям отнести

свои работы на выставку.

Приложение 5

Игры с песком

В гости к песочному человеку (занятие проводится по подгруппам).

Цели: познакомить с Центром песка и воды, правилами поведения в нем;

развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах

песка и воды; снизить психофизическое напряжение.

Оборудование: песок, вода и игрушка «песочный человек», формочки, мелкие

предметы для обыгрывания.

Содержание : педагог-психолог обращает внимание детей на то, какой

красивый песок (желтый, мелкий, зернистый – определения будут зависеть от

качеств подготовленного песка), и предлагает рассказать все что они знают о

песке (сыплется, сухой, есть на улице и на пляже, и т.д.). Подводя итог,

воспитатель говорит о том, что даже такой знакомый всем детям материал, как

песок, может многому научить, рассказать немало тайн. Например, песок

может научить строить дома, ходить по пустыне, может рассказать о море или

о реке, в которых он живёт. В нашем Центре песка и воды живёт хранитель

песка – песочный человек. Он маленький, весёлый, знает много историй и игр.

Но рассказывает эти истории песочный человек только тем, кто выполняет

правила (не ссориться, не сыпать песок на пол, не бросать песок в глаза и т.п.).

Оставляем «необыкновенные следы»

Цели: развивать представления детей о разнообразии окружающего мира,

свойствах песка и воды; развитие тактильной чувствительности и воображения

Содержание: играем, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на

песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности

песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами

рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя

движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь

под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы,

придумывают название для фантастического животного, которое оставило

такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его

жителем песочной страны).

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация

интереса; знакомство со свойствами песка.

Оборудование: песок, перышко, палочки, кисточки.

Содержание: педагог-психолог: Сегодня наши руки могут превращаться в

кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой»,

показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два

зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту

выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка

взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что

погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает

внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно

раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После

этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать

перышко, палочки, кисточки).

«Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление

закономерностей; знакомство со свойствами песка.

Оборудование: песок, кисточка.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы

рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными

нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки,

заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке,

либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает

устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной

последовательности предметов, например камешков, желудей, больших

пуговиц и пр.

Воспитатель: « Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом.

Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай

свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу

— из треугольников».

Работа с мокрым песком.

Мокрый песок – предоставляет огромный простор детскому творчеству: из

такого песка можно лепить не только фигуры из мелких деталей, но и

грандиозные по своему внешнему виду фигуры-скульптуры. Из песка можно

сооружать не только дворцы, но и корабли, машины, скульптуры, украшать их

камешками, цветными бусинками, ракушками.

Игры с мокрым песком:

«Секреты мокрого песка»

Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого

(подвести к выводу); научить пользоваться мокрым песком для создания

объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Психологический настрой.

3. Повторение свойств сухого песка.

4. Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)

Выливаем немного воды, перемешиваем так, чтобы половина

песочницы была мокрой, а половина - сухой.

Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный,

мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-

нибудь слепить, он не «течет», а падает).

Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки»,

комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из

мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).

Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно

делать любые формы.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия; познакомить со

свойствами мокрого песка, вспомнить свойства, научить пользоваться мокрым

песком для создания объемных фигур.

Оборудование: мокрый песок, формочки

Содержание:

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек

барельефные или горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку,

которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки

предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры.

Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их

ощупывания.

Кап-кап-кап, дождик пошел»

Цель: изучение свойств мокрого песка; учить детей сравнивать, анализировать

и делать выводы.

Оборудование: песочница, ведёрочко или лейка.

Содержание:

Пора увлажнять песочек. Можно «маленьким дождиком» — намочив руки,

оставляем капельки на песке, а можно целым ручейком, поливая из ведерочка.

Мы замечаем, как он изменяется (становится темнее, уже не рассыпается).

А можно просто попробовать построить что-либо из сухого песка, который

находится вдали от воды и из увлажненного, которого нежно смочила водичка

реки или моря — и сравнить результаты.

«Я пеку, пеку!»

Цели: развитие зрительного и тактильного восприятия;познакомить со

свойствами мокрого песка; научить пользоваться мокрым песком для создания

объемных фигур.

Оборудование: мокрый песок, формочки, совочек

Содержание:

Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки,

тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки,

насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно

"выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.

Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

«Осенняя картинка»

Цели: познакомить со свойствами мокрого песка; развитие моторики рук,

тонких тактильных ощущений; развитие пространственного мышления;

развитие умений выполнять действия по инструкции; коррекция умения

сравнивать величины.

Оборудование: песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек,

пластмассовые формы для песка - «ручки».

Ход занятия:

1. Психонастрой

2. Речевой настрой: Раз вдохнули, два вдохнули,

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки.

3. На прошлом занятии мы выяснили, что мы работаем с песком, что он -

светлый, прохладный, сухой, сыпучий. На нем остаются следы, следовательно,

мы можем рисовать.

- отпечатаем ладошки;

- «погружаем» ладошки в песок;

- возьмите правую «ладошку» (левую), наложите на нее свою ладошку. Что

больше, что меньше?

(с не говорящими детьми комментарий проводит взрослый).

4. Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку

(или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки

вниз, на землю (с малышами - «рука в руке»).

Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас

получилось? Настоящая осенняя картинка! Как мы ее назовем?

5. Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было

приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я

испытываю радость от общения с тобой.

6. Отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом.

Спасибо, до свидания.

Песочные сюжеты

Основополагающая идея песочной сюжетных игр с песком заключается в том,

что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания,

может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в

символической форме.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор

миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

В классической песочной терапии существует следующая классификация

предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

• люди, разнообразные по полу возрасту, культурной и национальной

принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) Позы

должны быть как динамические, так и статические,

• наземные животные (домашние, дикие, доисторические),

• летающие животные (дикие, домашние, доисторические),

• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски,

крабы),

• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных эпох, культур и назначения),

• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола),

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр),

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака)

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт

гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства),

• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота,

дорожные знаки),

• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари),

• объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы),

• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия ),

• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски

дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр ),

• оружие,

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-

оборотни,

• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок)

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает

все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который

взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они

говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином

своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души,

выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения,

выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и

обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств.

Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он

может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить

словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи,

переживания.



В раздел образования




Яндекс.Метрика