Напоминание

Рекомендации для воспитателей детских садов "Учите детей играть в шашки"


Автор: Софронова Елена Николаевна
Должность: тренер-преподаватель по шашкам
Учебное заведение: Крест-Хальджайская ДЮСШ им. В.Н. Лебедева
Населённый пункт: Томпонский район село Крест-Хальджай
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для воспитателей детских садов "Учите детей играть в шашки"
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рекомендации для воспитателей детских садов

«Учите детей играть в шашки»

Девчонки и мальчишки:

Никитки и Наташки,

Грызут гранит науки,

Зовут который «шашки».

Не легкая задача,

Не куклы – неваляшки!

Познать хотят игрушку

С названьем «чудо – шашки»!

И вскоре от победы

Забегают мурашки,

В восторге скажут детки:

« Ох уж эти шашки!»

В

дошкольной

педагогике

одним

из

самых

актуальных

вопросов

является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы.

Несколько лет я являюсь организатором кружка, который назвала « Ох уж эти

шашки!», и моя многолетняя работа в этом направлении имеет немалый успех, о

котором я хочу рассказать в данной статье и поделиться своим опытом.

Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском

саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее ), я отдаю

предпочтение

настольной

игре

в

шашки,

которую

считаю

одной

из

самых

интересных и всесторонне развивающих игр для детей. Поэтому начну именно с

того, что расскажу, какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр ,

поэтому,

прежде

всего,

она

стимулирует мыслительную деятельность детей,

способствует

их

логическому

мышлению,

развивает

пространственное

воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе.

Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень

подвижны

и

активны

и

им

трудно

сосредоточить

свое

внимание

на

продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них

такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их

будущей

жизни

качества,

как

умение

самостоятельно

думать

и

нести

ответственность

за

принятое

решение,

адекватно

относиться

к

неудачам

и

поражениям.

Более

того,

работа

в

кружке

предусматривает

совместную

деятельность

детей,

что

совершенствует

навыки

общения,

воспитывает

доброжелательное

отношение

детей

друг

к

другу,

тем

самым

создавая

благоприятный эмоциональный фон в группе.

Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую в старшей группе

детского сада (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более

устойчивым

и

произвольным,

развивается прогностическая

и

наглядно

образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные

задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним

видом

деятельности

в

течение

20

25

минут

)

и

способны

играть

по

установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в

коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда

найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое»,

сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже

начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное,

чтобы

процесс

обучения

детей

проходил

ненавязчиво

и

интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и

очень

доступной

для

их

понимания

форме.

Например,

рассказывать

детям

о

правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив

который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самая

распространенная

ошибка

ход

назад

простой

шашкой

при

отсутствии

«безопасных» ходов вперед).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как

показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто

знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей,

тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в

шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум

теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по

принципу:

от

простого

к

сложному.

Сначала

детей

нужно

познакомить

с

историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки

черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на

игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (

это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре ) и так

далее .Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в

том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника

или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о

шашках,

можно

приступать

к

знакомству

с

основными

правилами

игры.

Я

предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро

освоить правила этой умной игры.

1) Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все: и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

6) Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

2

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!

Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом

интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать

этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать.

Для этого я рекомендую не затягивать занятия (продолжительность не должна

превышать 25 минут ), чтобы у детей не было переутомления, результатом

которого может стать снижение мозговой активности и внимания.

Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю,

чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое

надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы

чередовались

несколько

видов

деятельности: теоретическая

(знакомство

с

новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и

увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и

игровая (игры соревновательного характера).

Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с

игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его,

подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на

дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от

времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и никогда

нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда –

либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими

играми соревновательного характера.

Играя

в

шашки,

ребенок

учится

логически

и

абстрактно

мыслить,

принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в

ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые

влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них

ответственность.

В

случае

поражения

в

игре,

необходимо

научить

ребенка

относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать

выводы, учить анализировать ошибки.

Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он

тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить

ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите.

Воспитатель

на

протяжении

всего

времени

занятий

должен

доносить

и

подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в

шашки,

нужно

много

тренироваться

и

относиться

к

этому

делу

серьезно

и

ответственно.

По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны

уметь

мысленно

рассуждать

в

ходе

игры

при

каждом

очередном

шаге,

анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на

несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из

множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего

3

курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам

между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.

Шашки

это

волшебная

игра.

Она

одновременно

и

простая,

и

сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет

детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие

качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца

начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в

себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен

на

формирование

предпосылок

учебной

деятельности

и

на

развитие

интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика