Автор: Софронова Елена Николаевна
Должность: тренер-преподаватель по шашкам
Учебное заведение: Крест-Хальджайская ДЮСШ им. В.Н. Лебедева
Населённый пункт: Томпонский район село Крест-Хальджай
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для воспитателей детских садов "Учите детей играть в шашки"
Раздел: дополнительное образование
Рекомендации для воспитателей детских садов
«Учите детей играть в шашки»
Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».
Не легкая задача,
Не куклы – неваляшки!
Познать хотят игрушку
С названьем «чудо – шашки»!
И вскоре от победы
Забегают мурашки,
В восторге скажут детки:
« Ох уж эти шашки!»
В
дошкольной
педагогике
одним
из
самых
актуальных
вопросов
является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы.
Несколько лет я являюсь организатором кружка, который назвала « Ох уж эти
шашки!», и моя многолетняя работа в этом направлении имеет немалый успех, о
котором я хочу рассказать в данной статье и поделиться своим опытом.
Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском
саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее ), я отдаю
предпочтение
настольной
игре
в
шашки,
которую
считаю
одной
из
самых
интересных и всесторонне развивающих игр для детей. Поэтому начну именно с
того, что расскажу, какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр ,
поэтому,
прежде
всего,
она
стимулирует мыслительную деятельность детей,
способствует
их
логическому
мышлению,
развивает
пространственное
воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе.
Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень
подвижны
и
активны
и
им
трудно
сосредоточить
свое
внимание
на
продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них
такое качество, как усидчивость.
А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их
будущей
жизни
качества,
как
умение
самостоятельно
думать
и
нести
ответственность
за
принятое
решение,
адекватно
относиться
к
неудачам
и
поражениям.
Более
того,
работа
в
кружке
предусматривает
совместную
деятельность
детей,
что
совершенствует
навыки
общения,
воспитывает
доброжелательное
отношение
детей
друг
к
другу,
тем
самым
создавая
благоприятный эмоциональный фон в группе.
Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую в старшей группе
детского сада (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более
устойчивым
и
произвольным,
развивается прогностическая
и
наглядно
–
образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные
задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним
видом
деятельности
в
течение
20
–
25
минут
)
и
способны
играть
по
установленным правилам.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в
коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда
найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое»,
сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже
начинают увлекаться игрой в шашки.
Главное,
чтобы
процесс
обучения
детей
проходил
ненавязчиво
и
интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и
очень
доступной
для
их
понимания
форме.
Например,
рассказывать
детям
о
правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив
который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самая
распространенная
ошибка
–
ход
назад
простой
шашкой
при
отсутствии
«безопасных» ходов вперед).
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как
показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто
знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей,
тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в
шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум
теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по
принципу:
от
простого
к
сложному.
Сначала
детей
нужно
познакомить
с
историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки
черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на
игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (
это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре ) и так
далее .Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в
том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника
или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о
шашках,
можно
приступать
к
знакомству
с
основными
правилами
игры.
Я
предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро
освоить правила этой умной игры.
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
2
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом
интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать
этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать.
Для этого я рекомендую не затягивать занятия (продолжительность не должна
превышать 25 минут ), чтобы у детей не было переутомления, результатом
которого может стать снижение мозговой активности и внимания.
Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю,
чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое
надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы
чередовались
несколько
видов
деятельности: теоретическая
(знакомство
с
новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и
увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и
игровая (игры соревновательного характера).
Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с
игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его,
подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на
дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от
времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и никогда
нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда –
либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими
играми соревновательного характера.
Играя
в
шашки,
ребенок
учится
логически
и
абстрактно
мыслить,
принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в
ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые
влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них
ответственность.
В
случае
поражения
в
игре,
необходимо
научить
ребенка
относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать
выводы, учить анализировать ошибки.
Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он
тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить
ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите.
Воспитатель
на
протяжении
всего
времени
занятий
должен
доносить
и
подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в
шашки,
нужно
много
тренироваться
и
относиться
к
этому
делу
серьезно
и
ответственно.
По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны
уметь
мысленно
рассуждать
в
ходе
игры
при
каждом
очередном
шаге,
анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на
несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из
множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего
3
курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам
между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.
Шашки
–
это
волшебная
игра.
Она
одновременно
и
простая,
и
сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет
детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие
качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца
начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в
себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен
на
формирование
предпосылок
учебной
деятельности
и
на
развитие
интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
4