Автор: Акимбетова Гузель Альфировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Елимбетово
Населённый пункт: Стерлибашевский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя в обучении изобразительному искусству"
Раздел: среднее образование
Роль учителя в обучении изобразительному искусству
Учитель всегда должен помнить, что занятия изобразительным искусством занимают важное
место в воспитании школьника, в процессе формирования его личности.
С убежденностью в важной воспитательной роли уроков ИЗО тесно связана и любовь самого
учителя к изобразительному искусству. Именно любовь, а не просто ответственное отношение к
своим учительским обязанностям. Ведь сама специфика занятий изобразительным искусством
основана на эмоционально- чувственных переживаниях ребенка. И как свидетельствуют
многочисленные наблюдения даже правильно организованные с методический точки зрения
уроки ИЗО дают низкий учебно-воспитательный эффект, если педагог сам не взволнован красотой
изображаемых детьми натюрмортов, красотой природы, изображенной на полотнах Левитана,
Шишкина, Куинджи. Сопереживание учителя настроению, чувствам школьников - необходимое
условие успешных занятий дутей изобразительным искусством.
Важное значение имеет также знание учителем изобразительного искусства, его законов,
специфики, категорий. Систематическое посещение учителем художественных выставок и
мастерских художников, музеев, общение с художественной интеллигенцией, регулярное чтение
книг и журналов по изобразительному искусству - необходимое условие повышения научно-
теоретического, профессионального уровня педагога.
Учитель ИЗО должен также владеть изобразительной грамотой, основы которой он преподает,
должен уметь методически верно объяснить и наглядно показать процесс изображения того или
иного объекта, того или иного приема, правила работы карандашом, кистью. Практика
показывает: если педагог сам слабо владеет изобразительной грамотой, плохо рисует, не
пользуется классной доской, не умеет связать закономерности перспективы, цветоведения,
композиции с практикой рисования, то и его ученики не обладают этими знаниями и умениями.
Особое значение имеет учет преподавателем возрастных и индивидуальных особенностей
развития школьников, жизненного опыта современных детей.
Активная помощь ребенку в рисовании также является принципиально важным вопросом в
методике преподавания изобразительного искусства.
Многолетний опыт работы школы убедительно доказал ведущую роль педагога в учебно-
воспитательном процессе, в художественном развитии и эстетическом воспитании детей. В
настоящее время активные формы обучения рисованию применяются уже в дошкольном возрасте,
в детских садах. Известные ученые А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина доказали
возросшие возрастные возможности дошкольников в овладении начальными сведениями,
умениями в области искусств. Вот почему чрезвычайно актуальным представляется утверждение
Н.А. Ветлугиной о том, что « детское творчество нужно не только изучать, наблюдать, но и
управлять им».
Особенно важно это помнить учителю, работающему в начальной школе, который должен
обучить детей начальным правилам и умениям в рисовании и одновременно развивать их
художественные начала до уровня интереса, любви к изобразительной деятельности и
художественному творчеству.
Акимбетова Гузель Альфировна