Автор: Толмачева Татьяна Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26"
Населённый пункт: г.Воркута, Республика Коми
Наименование материала: стаья
Тема: "Развитие двигательного творчества у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум
«Развитие двигательного творчества у дошкольников»
«Развитие двигательного творчества у дошкольников»
Согласно исследованиям отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготского, А.В. За-
порожца, Ж. Пиаже), движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические
функции. Так насколько же важно именно разнообразие движений для развития ребенка? На этот вопрос
ответил известный теоретик и практик физического воспитания П.Ф. Лесгафт: «Чем менее разнообразия в
движениях мы допускаем у ребенка, тем менее ловкости и грациозности мы у него встретим».
Самостоятельная двигательная деятельность (СДЦ) детей свидетельствует о степени овладения
двигательными умениями. В свободной деятельности дети могут применить полученные навыки. Таким
образом,
развиваются
саморегуляция,
коммуникативные
навыки,
и,
кроме
того,
ребенок
получает
дополнительную
двигательную
нагрузку.
При
этом
необходимо
соблюдать
условия
формирования
самостоятельной двигательной деятельности: включение сенсорных систем при воспитании двигательной
культуры, развитие у детей осознанного отношения к выполнению движений, создание оптимальных
условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что при формировании базиса личностной
культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное
на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность
ребенка активно действовать в мире.
Из многочисленных определений креативности мы остановились на высказывании Э. Фромма:
«Креативность — способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных
ситуациях».
Двигательное творчество — составная часть культуры движений. Возможно ли оно в дошкольном
возрасте? Ответ однозначен: не только возможно, но и необходимо. Есть очень простое средство не
допускать
трафаретности
в
движениях,
играх,
дать
детям
исследовательские
возможности,
создать
условия для самостоятельного приобретения двигательного опыта в разнообразной игровой среде.
Для этого необходимо обогатить жизни детей яркими впечатлениями, организовать эвристическую
деятельность, развить двигательное воображение и навыки.
Решающая роль в этом отведена воспитателю, который непосредственно находится вместе с ребен-
ком большую часть времени в детском саду. От него во многом зависит, будет ли сформирована у ребенка
потребность творчески использовать те двигательные эталоны, которые он освоил на физкультурных
занятиях.
Для этого необходимо развивать творческие способности в двигательной деятельности, нужно
максимально сблизить и интегрировать два вида детской деятельности — развитие движений и игровую
деятельность.
Т.Н.Толмачева
Инструктор по физической культуре МБДОУ
«Детский сад №26» г.Воркуты
Приложение к мастер-классу
«Развитие двигательного творчества у дошкольников»
1. Ходьба
а) имитация походки животных (медведь, журавль, гусь),
б) имитация походки людей:
* в зависимости то их внутреннего состояния (усталость, бодрость)
*возраста (старичок, юноша, ребёнок)
в) игровые упражнения (на лыжах, коньках, горячий песок)
г) игровое упражнение «Живая лента» (ходьба приставным шагом вправо-влево, взявшись за
руки)
д) задание: как изобразить «Живую резинку»?
2. Бег
а) изменение характера и темпа бега по сигналу в связи с вхождением в образы различных
животных (медведь, мышка, зайчик, ёжик)
3. Прыжки
а) с принятием игровой роли (лошадки в цирке, лягушки, тигры)
б) задание: «Прыгни как можно выше» (дальше), то же с соревнованием
в) «Лягушки»
4. Ползание, лазание
а) изображение реки (текущей под мостом - проползание под предметами, огибающей
деревья и дома - проползание между предметами)
б) имитация движений ползучих животных (змеи, жуки) с переползанием друг через друга
в) игровые упражнения: «Гусеница землемер»,
г) самостоятельное придумывание различных вариантов ползания и названия для них
д) лазанье по гимнастической стенке с переходом с пролёта на пролёт «Медвежата ищут
мёд», «Пожарные на ученьях»
5. Катание, бросание, ловля и метание
а) задание: «Брось мяч как можно дальше»
б) упражнение в игровой форме имитации мячом движений подпрыгивающего воробья,
куклы-марионетки, молотка
в) игровое упражнение «Школа меткости» - правая рука учит метать левую
6. Равновесие
а) стойка на одной ноге с закрытыми глазами с вхождением в образ (стойкий оловянный
солдатик, кран, ласточка)
б) стойка с закрытыми глазами «Египетский шаг» - носок одной ноги касается пятки другой ноги
(10-15 сек)
в) игровые упражнения «Сбор грибов» (ходьба по скамейке с собиранием кубиков), групповое
упражнение (приседания на скамейке под звучание разных нот со сменой темпа)
г) парное упражнение: бросать и ловить мяч в среднем темпе, стоя на скамейке
7. Комплекс гимнастики «Природная игра» (см. Приложение)
8. Задания
1. Придумай название упражнению: ходьба по скамейке с приседанием, вынося одну ногу в
сторону прямо, фиксируя руками за скамейку. Показать упражнения с использованием
гимнастической скамейки «Ласточка», «Джигитовка»
2. Придумать упражнения с использованием мяча и обруча, мяча и степ – платформы.
3. Придумать эстафету с использованием гимнастических палок.
Приложение к мастер-классу
«Развитие двигательного творчества у дошкольников»
Комплекс гимнастики «Природная игра»
В небе солнышко плывёт – поднять ручки вверх, сделать ими широкое круговое движение. Идти
по кругу.
Сильный ветер травку мнёт – поставить одну ножку вперёд, ручки поднять вверх. наклониться
вперёд. Сгибая ножку в колене. Опускать ручки.
В ручейке журчит водичка – ножки поставить врозь, ручки согнуты в локтях. Двигать вперёд –
назад ручками с поворотом таза.
Машет хвостиком лисичка – стоя на четвереньках, вращать тазом во всех направлениях.
По листу ползёт улитка – встать одной ножкой на колено. Шагать другой ножкой, подтягивая
согнутую в колене.
Лезет ящерица прытко – встать на четвереньки и быстро предвигаться.
Слон кивает головой – встать на четвереньки, медленно и важно кивать головой в разные
стороны.
Ловит белка хвостик свой – присесть. Ручками опереться о пол. Прыжками перемещать ножки
вправо – влево.
Корешки медведь копает – присесть. Делать загребающие движения ручками по полу.
Квочка листья разгребает – стоя, делать разгребающие движения ножками.
Рыбку ловит дикий кот: лапкой цап – и сразу в рот – резко присесть, сделать хватательные
движения ручкой, изображая поедание пищи.
В речке уточка плывёт – лечь на животик, согнуть ножки в коленях, взяться ручками за ножки у
голеностопных суставов, прогнуться и покачаться вперёд – назад.
А
в
траве
змея
ползёт. а) лечь на животик, ручки поставить ладошками на уровне плеч.
Разогнуть ручки, прогнуться, посмотреть направо, налево; б). то же, но ручки соединены за
спиной.
Быстро
прыгает
лягушка
– присесть,
прыгнуть
вперёд,
разогнув
ножки
в
коленях,
и
приземлиться. Снова присесть и т.д..
Навострил зайчишка ушки – присесть. Имитировать ладошками ушки на голове.
Тихо
бабочка
сидит – сесть. Стопы соединить у промежности, развести колени, стараясь
коснуться ими пола.
Под водою рыбка спит. а). сесть на колени, затем медленно лечь на спину; б). сесть на бёдра,
согнув ножки в коленях, стопы у ягодиц. Медленно лечь на спинку.
Воробьишка прыгает, весело чирикает – присев, прыгать, имитируя ручками махание крылышек
воробья.
А
ворона
ходит,
что-нибудь
находит
- встать,
ручки
за
спинку.
Шагать
вперёд
прямыми
ножками с наклонами на каждый шаг.