Напоминание

"Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре"


Автор: Хархавкина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ОШШ№9 Структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: « Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре»

Автор: Хархавкина Наталья Сергеевна

Должность: воспитатель ДОУ №28

г. Новокуйбышевск

Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского

воспитания является патриотизм. Патриотизм - это прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,

гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего

детства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость

за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуры.

Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре –

проблема, которая меня начала волновать несколько лет назад.

Необходимость формирования высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди

которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества – все эти

вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Проблема патриотического и гражданского

воспитания становиться одной из самых актуальных.

Какие пути и средства патриотического воспитания я использовала в работе при решении этой

проблемы?

1.Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2.Русские былины как средство воспитания патриотизма ( любовь к Родине, непримиримость к врагам и т.д.)

3.Роль русских народных сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края.

4.Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

5.Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве и их

использование в работе с детьми.

Проанализировав программные задачи образовательной программы «Детство», я разработала свою рабочую

программу «Родники» и в ней конкретизировала разделы по этому вопросу.

Наметила следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора.

3.Знакомство с народными праздниками.

4.Знакомство с народным искусством.

5.Народная кукла.

Поставила цель:

« Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Определила задачи:

* формировать стойкий интерес к национальной культуре;

* приобщить детей к русскому народному фольклору, в котором как нигде отражается добро, забота, любовь;

* приобщать детей к русским народным играм, которые развивают силу, выносливость, ловкость, смелость;

* патриотическое воспитание, через воспитание любви к своей

Родине и осознание принадлежности к русскому народу.

Задачи реализовывала через:

*творческую организацию непосредственно-образовательной деятельности ;

* учёт индивидуальных особенностей детей;

* максимальное использование детской деятельности;

* уважительное отношение к результатам детского творчества.

В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы:

* целевые прогулки;

* наблюдения;

* рассказ;

*беседы;

* использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций ( их

рассматривание и обсуждение)

* разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание

музыкальных произведений;

* детское художественное творчество;

* привлечение детей к посильному общественно – полезному труду в ближайшем окружении;

* поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно порядок в ближайшем окружении, за бережное

отношение к экспонатам музея;

* мой личный пример.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, трудом, традициями, отдельными

историческими моментами русского народа вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное

мышление. Поэтому в 2005 году создала в нашем дошкольном учреждении этнографический музей « Русская

изба». В музее воссоздала обстановку русской избы. Здесь присутствуют предметы народного быта, русские

народные костюмы и головные уборы, изделия народных мастеров, народная игрушка. Экспонаты музея

натуральные, собранные с помощью сотрудников МДОУ, ветеранов педагогического труда, родителей

воспитанников, жителей микрорайона. Музей – не традиционен: экспонаты не располагаются под стеклом. Здесь не

только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.

Блок «Быт и основные занятия русского народа» включает в себя: знакомство детей с народным земледельческим

календарём и с предметами русского быта использовались экспонаты из экспозиции музея « Труд и быт русского

народа», через собственный опыт, через деятельность и действия с экспонатами. Только увиденные своими

глазами, обыгранные в процессе НОД - игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Чтобы привлечь

внимание к предмету старого быта, проводила игры «Таинственный предмет», «Потерянный багаж. Чтобы дети

легче запомнили название и внешний вид экспоната, проводила дидактические игры « Чего не стало?», «

Угадай». При проведении таких игр большое внимание уделяла умению задавать вопросы и описывать предмет.

Экспонаты музеяпомогали детям понять значение давно вышедших из использования предметов быта и их

название, таких как кадка, ушат, ухват, коромысло, кочерга.

На НОД тематического блока «Русский народный костюм» дети знакомились с народными костюмами областей

России. Узнавали особенности женского и мужского головного убора, их украшение и своеобразие, о символах и

оберегах, использовавшихся при шитье косовороток и сарафанов.

Для реализации задач НОД блока «Народно-прикладное творчество» музее имеются экспонаты по

художественно-декоративному искусству. Это вещи, украшенные узорами работы народных мастеров: кружева и

вышивка, керамические и тканевые изделия, жактовские и тагальские подносы, плетёные изделия, использование

которых обогатили представления о мастерстве рук человеческих, расширяли кругозор детей, развивали детское

творчество. Дети знакомились с дымковской, филимоновской, семёновской росписями игрушек, русских прялок,

глиняной посуды. Изделия народных промыслов помогали понять и почувствовать трудолюбие, мудрость, широту

русской души. Дидактические игры « Реставраторы», « Разбитая тарелка», « Собери целое», «Составь узор»

помогали детям в умении всматриваться в изделие, самостоятельно выбирать краски, располагать рисунок

данного вида росписи на своём изделии. Знакомство с народно-прикладным искусством происходило и на

костюмированных ярмарках, посвящённых одному из ремесел.

Для каждой ярмарки дети создавали своими руками изделия из глины, солёного теста, цветной бумаги, бросового

материала в творческой мастерской «У Данилы – мастера».

Блок НОД «Народная кукла» самый любимый у детей. Дети изготовляли кукол из ниток, кукол – скаток, кукол –

ангелов, кукол-зернов ушек, кукол-скруток.

Тематический блок НОД «Праздники и развлечения» строила, на обычаях и традициях русского народа отмечать

народные календарные праздники: Новый год, Рождество, Святки, Масленицу, Пасха. Активно участвуя в

обрядах и действах, дети приобщались к культуре и языку своего народа, к музыке, уважительному отношению к

труду.

На Рождество дети пели русские народные песни, играли на ложках и трещотках, переодевались в ряженых,

распевали колядки, исполняли русские народные танцы.

На Пасху соревновались в силе и ловкости, раскрашивали пасхальные яйца и играли с ними

На Масленицу узнавали о традиции встречи весны, сжигали « чучела Масленицы», знакомились с рецептом

выпеканием « символа» Масленицы – блинов, играли в русские народные подвижные игры, водили хороводы,

угощались блинами, катались в санях на лошади.

Блок НОД «Русский самовар и чаепитие на Руси» расширял представление детей о традициях русского народа

пить чай из блюдца, дети узнали о городе Туле и печатных пряниках с затейливыми рисунками и надписями.

Играя в русские народные игры, дети узнали об их многовековой истории и поняли особенности русских

народных игр: любовь русского народа к веселью, удальству. Они развивали у детей силу, выносливость, глазомер,

воспитывали характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению

здоровья, уважительному отношению друг к другу, обогащали эмоциональную сферу ребёнка.

Проводила работу по поддержанию семейных традиций. Дети описывали значимые события жизни своей

семьи, рассказывали о своём ближайшем окружении по фотоальбому « Я и моя семья». Передавая экспонат в

музей, дети сами рассказывали его легенду. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении

совместных русских народных праздников, развлечений и ярмарок.

При музее открыла кружок «Юный экскурсовод». Дети - экскурсоводы музея проводили экскурсии для детей,

родителей, сотрудников детских садов города, ветеранов педагогического труда. В «Книге отзывов» посетители

музея оставляли записи о своих впечатлениях. Дети – экскурсоводы детского сада принимали участие в

городских смотрах – конкурсах музеев и были награждены грамотами и памятными призами.

Совместно с детьми проводила работу по направлению «Связь поколений». Дети встречались с ветеранами,

которые делились секретами мастерства вышивания, вязания, кулинарии.

Ежегодно вместе с моими воспитанниками проводим акции, такие как «Ветеран», «Милосердие», «Неделя

добра», «Вдовы», «Сувенир для ветерана», «Дети войны», «Посади дерево с ветераном ВОВ», «Георгиевская

лента», «Мы за МИР!». В мастерской «У Данилы – мастера» они мастерят подарки и сувениры для поздравления

ветеранов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Я верю, что русская народная культура во всех её проявлениях оставит в душах моих воспитанников

неизгладимые впечатления, которые помогут им в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные

ценности, что они никогда не будут « Иванами, не помнящими родства». Я надеюсь, что работа, которую я

начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут

любить и беречь свою Родину.



В раздел образования




Яндекс.Метрика