Автор: Хархавкина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ОШШ№9 Структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре"
Раздел: дошкольное образование
Тема: « Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре»
Автор: Хархавкина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель ДОУ №28
г. Новокуйбышевск
Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского
воспитания является патриотизм. Патриотизм - это прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,
гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего
детства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость
за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуры.
Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре –
проблема, которая меня начала волновать несколько лет назад.
Необходимость формирования высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди
которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества – все эти
вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Проблема патриотического и гражданского
воспитания становиться одной из самых актуальных.
Какие пути и средства патриотического воспитания я использовала в работе при решении этой
проблемы?
1.Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
2.Русские былины как средство воспитания патриотизма ( любовь к Родине, непримиримость к врагам и т.д.)
3.Роль русских народных сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края.
4.Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
5.Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве и их
использование в работе с детьми.
Проанализировав программные задачи образовательной программы «Детство», я разработала свою рабочую
программу «Родники» и в ней конкретизировала разделы по этому вопросу.
Наметила следующие приоритеты:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора.
3.Знакомство с народными праздниками.
4.Знакомство с народным искусством.
5.Народная кукла.
Поставила цель:
« Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Определила задачи:
* формировать стойкий интерес к национальной культуре;
* приобщить детей к русскому народному фольклору, в котором как нигде отражается добро, забота, любовь;
* приобщать детей к русским народным играм, которые развивают силу, выносливость, ловкость, смелость;
* патриотическое воспитание, через воспитание любви к своей
Родине и осознание принадлежности к русскому народу.
Задачи реализовывала через:
*творческую организацию непосредственно-образовательной деятельности ;
* учёт индивидуальных особенностей детей;
* максимальное использование детской деятельности;
* уважительное отношение к результатам детского творчества.
В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы:
* целевые прогулки;
* наблюдения;
* рассказ;
*беседы;
* использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций ( их
рассматривание и обсуждение)
* разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание
музыкальных произведений;
* детское художественное творчество;
* привлечение детей к посильному общественно – полезному труду в ближайшем окружении;
* поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно порядок в ближайшем окружении, за бережное
отношение к экспонатам музея;
* мой личный пример.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, трудом, традициями, отдельными
историческими моментами русского народа вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное
мышление. Поэтому в 2005 году создала в нашем дошкольном учреждении этнографический музей « Русская
изба». В музее воссоздала обстановку русской избы. Здесь присутствуют предметы народного быта, русские
народные костюмы и головные уборы, изделия народных мастеров, народная игрушка. Экспонаты музея
натуральные, собранные с помощью сотрудников МДОУ, ветеранов педагогического труда, родителей
воспитанников, жителей микрорайона. Музей – не традиционен: экспонаты не располагаются под стеклом. Здесь не
только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.
Блок «Быт и основные занятия русского народа» включает в себя: знакомство детей с народным земледельческим
календарём и с предметами русского быта использовались экспонаты из экспозиции музея « Труд и быт русского
народа», через собственный опыт, через деятельность и действия с экспонатами. Только увиденные своими
глазами, обыгранные в процессе НОД - игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Чтобы привлечь
внимание к предмету старого быта, проводила игры «Таинственный предмет», «Потерянный багаж. Чтобы дети
легче запомнили название и внешний вид экспоната, проводила дидактические игры « Чего не стало?», «
Угадай». При проведении таких игр большое внимание уделяла умению задавать вопросы и описывать предмет.
Экспонаты музеяпомогали детям понять значение давно вышедших из использования предметов быта и их
название, таких как кадка, ушат, ухват, коромысло, кочерга.
На НОД тематического блока «Русский народный костюм» дети знакомились с народными костюмами областей
России. Узнавали особенности женского и мужского головного убора, их украшение и своеобразие, о символах и
оберегах, использовавшихся при шитье косовороток и сарафанов.
Для реализации задач НОД блока «Народно-прикладное творчество» музее имеются экспонаты по
художественно-декоративному искусству. Это вещи, украшенные узорами работы народных мастеров: кружева и
вышивка, керамические и тканевые изделия, жактовские и тагальские подносы, плетёные изделия, использование
которых обогатили представления о мастерстве рук человеческих, расширяли кругозор детей, развивали детское
творчество. Дети знакомились с дымковской, филимоновской, семёновской росписями игрушек, русских прялок,
глиняной посуды. Изделия народных промыслов помогали понять и почувствовать трудолюбие, мудрость, широту
русской души. Дидактические игры « Реставраторы», « Разбитая тарелка», « Собери целое», «Составь узор»
помогали детям в умении всматриваться в изделие, самостоятельно выбирать краски, располагать рисунок
данного вида росписи на своём изделии. Знакомство с народно-прикладным искусством происходило и на
костюмированных ярмарках, посвящённых одному из ремесел.
Для каждой ярмарки дети создавали своими руками изделия из глины, солёного теста, цветной бумаги, бросового
материала в творческой мастерской «У Данилы – мастера».
Блок НОД «Народная кукла» самый любимый у детей. Дети изготовляли кукол из ниток, кукол – скаток, кукол –
ангелов, кукол-зернов ушек, кукол-скруток.
Тематический блок НОД «Праздники и развлечения» строила, на обычаях и традициях русского народа отмечать
народные календарные праздники: Новый год, Рождество, Святки, Масленицу, Пасха. Активно участвуя в
обрядах и действах, дети приобщались к культуре и языку своего народа, к музыке, уважительному отношению к
труду.
На Рождество дети пели русские народные песни, играли на ложках и трещотках, переодевались в ряженых,
распевали колядки, исполняли русские народные танцы.
На Пасху соревновались в силе и ловкости, раскрашивали пасхальные яйца и играли с ними
На Масленицу узнавали о традиции встречи весны, сжигали « чучела Масленицы», знакомились с рецептом
выпеканием « символа» Масленицы – блинов, играли в русские народные подвижные игры, водили хороводы,
угощались блинами, катались в санях на лошади.
Блок НОД «Русский самовар и чаепитие на Руси» расширял представление детей о традициях русского народа
пить чай из блюдца, дети узнали о городе Туле и печатных пряниках с затейливыми рисунками и надписями.
Играя в русские народные игры, дети узнали об их многовековой истории и поняли особенности русских
народных игр: любовь русского народа к веселью, удальству. Они развивали у детей силу, выносливость, глазомер,
воспитывали характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению
здоровья, уважительному отношению друг к другу, обогащали эмоциональную сферу ребёнка.
Проводила работу по поддержанию семейных традиций. Дети описывали значимые события жизни своей
семьи, рассказывали о своём ближайшем окружении по фотоальбому « Я и моя семья». Передавая экспонат в
музей, дети сами рассказывали его легенду. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении
совместных русских народных праздников, развлечений и ярмарок.
При музее открыла кружок «Юный экскурсовод». Дети - экскурсоводы музея проводили экскурсии для детей,
родителей, сотрудников детских садов города, ветеранов педагогического труда. В «Книге отзывов» посетители
музея оставляли записи о своих впечатлениях. Дети – экскурсоводы детского сада принимали участие в
городских смотрах – конкурсах музеев и были награждены грамотами и памятными призами.
Совместно с детьми проводила работу по направлению «Связь поколений». Дети встречались с ветеранами,
которые делились секретами мастерства вышивания, вязания, кулинарии.
Ежегодно вместе с моими воспитанниками проводим акции, такие как «Ветеран», «Милосердие», «Неделя
добра», «Вдовы», «Сувенир для ветерана», «Дети войны», «Посади дерево с ветераном ВОВ», «Георгиевская
лента», «Мы за МИР!». В мастерской «У Данилы – мастера» они мастерят подарки и сувениры для поздравления
ветеранов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Я верю, что русская народная культура во всех её проявлениях оставит в душах моих воспитанников
неизгладимые впечатления, которые помогут им в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные
ценности, что они никогда не будут « Иванами, не помнящими родства». Я надеюсь, что работа, которую я
начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут
любить и беречь свою Родину.