Авторы: Бекасова Елена Николаевна, Никитина Галина Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы, преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: КГБПОУ "Благовещенский строительный техникум"
Населённый пункт: р.п. Степное Озеро, Благовещенский район, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Театральный звонок: роль студенческого театра в воспитании духовно-нравственных качеств личности"
Раздел: среднее профессиональное
Театральный звонок: роль студенческого театра
в воспитании духовно-нравственных качеств личности
Сцену нельзя топтать каблуками:
По сцене – маленькой или большой
Нужно ступать лишь босыми ногами
И с абсолютно открытой душой.
Всем известно, что для зрителей театр начинается с вешалки. Заходя в театр,
снимая верхнюю одежду, проходя по просторному холлу, где со стен смотрят великие
люди сцены, зритель готовится к восприятию действа. Вскоре он погрузится в мир
перевоплощений
и
на
время
забудет
о
реальности.
Каким
он
выйдет
из
театра?
Просветленным?
Задумчивым?
Сопереживающим
героям
драмы,
комедии
или
трагедии? Или равнодушным и безучастным к только что просмотренному спектаклю?
Во многом это зависит от актеров, их способности дарить зрителю праздник.
Да, для зрителя театр начинается с вешалки. С чего начинается он для актеров?
С огромной работы – с подбора материала, его прочтения, бесконечных репетиций. С
воспитания самого себя – своих нравственных качеств. Иначе кто ему поверит? А ведь
надо, чтобы поверили!
Наш
современник, актер Олег Басилашвили сказал о роли театра в жизни
человека: «Я никогда не хотел стать артистом, но я хотел попасть в этот волшебный
мир… театр может сделать человека лучше. Но только тогда, когда режиссер и актер
пытаются проникнуть в глубину человеческой души». А это возможно, когда актеры
способны к самосовершенствованию, к воспитанию себя, а, следовательно, через свою
деятельность, к воспитанию зрителя.
Театр – мощное средство формирования духовно-нравственных качеств
личности. Это способ противостоять разрушающему влиянию окружающей среды.
Целью
духовно-нравственного
воспитания
в
техникуме
я в л я е т с я
приобретение
нравственных
и
духовных
приоритетов,
которые
будут
помогать
выпускнику
в
дальнейшей
жизни,
чем
бы
он
ни
занимался,
и
способность
к
самосовершенствованию во всех сферах жизни.
Существует два способа приобщения студентов к театральному искусству.
Первый способ – посещение театра, что не всегда возможно. Второй способ – создание
студенческого театра.
Итак,
студенческий
театр
является
продуктивной
формой
воспитательной
работы. На протяжении нескольких лет я и Г.В. Никитина руководим театральной
студией «Вдохновение».
Работа со студенческим коллективом имеет свои особенности:
приоритет
воспитательной
направленности
театральной
деятельности
в
техникуме;
обучение в течение относительно непродолжительного периода – 2-4 года,
что влияет на непостоянство состава;
приоритет профессиональных дисциплин, что не позволяет уделять большое
количество времени подготовке к различным мероприятиям;
возраст
участников
театральной
студии,
психологические
особенности
которого
требуют
мобильности
подготовки,
небольшого
времени
для
отработки
отдельных сцен и др.
Говоря
о
во спит ании
те ат ром,
мы
не
забываем
о двусторонней
направленности процесса – меняется актер, меняется и зритель.
Реализуя воспитательную цель, мы решаем педагогические задачи:
обучение духовно-нравственным традициям;
формирование нравственного отношения к окружающему миру;
воспитание уважительного отношения к истории страны и к культурному
наследию своего народа;
развитие эмоционально-волевых качеств личности;
обучение нормам поведения в обществе.
Говоря о воспитании театром, мы не забываем о двусторонней направленности
процесса – меняется актер, меняется и зритель. Как сказал педагог Нина Егоровна
Щуркова: «Школьный театр – университет эмоций, добрых чувств, художественного
и символического мышления, побудитель достойных дел и высокого поведения». Эти
же слова можно отнести и к студенческому театру.
В чем же сила театра? В диалоге: актера на сцене и зрителя в зале.
Раздается театральный звонок, и на сцене – чья-то жизнь. Ты смотришь на нее
со стороны, но потом понимаешь, что «…это про тебя, про твою жизнь, про твоих
близких и врагов, про твою страну, про мир вообще… Если театр может хоть на время
просмотра спектакля сделать человека чуть-чуть лучше, то нельзя не использовать это
для становления юных душ».
Вернемся к самому началу – к вешалке. А кого сегодня увидит зритель? Сколько
на вешалке разных вещей, ролей, судеб героев и исполнителей!
Дмитрий Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассуждал на тему
отношения к историческому и культурному наследию страны: «Всякий скажет, что
доставшееся нам наследство надо оберегать». Но как это делать? Дмитрий Сергеевич
завершает свое рассуждение тремя словами: любовь, уважение, знание. Именно любви,
уважению и знанию мы учимся, знакомясь с произведениями исторической тематики и
предлагая их зрителю.
Например, нам стала интересна тема – «личность и толпа». Мы предложили
студентам обратиться к известной личности – Степану Разину, его роли в истории,
истокам его характера. В ходе работы мы попытались противопоставить сильную
личность скоморошничеству, как символу толпы, взяв за основу отрывок из поэмы
Евгения Евтушенко «Братская ГЭС» «Казнь Стеньки Разина».
Версий поэтического прочтения отрывка было несколько – его читали два
человека, пять, четыре. В 2016 году Андрей Герасименко и Кристина Сироткина
заняли первое место на конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения» в номинации
«Художественное чтение». В 2017 году ребята успешно выступили на слете волонтеров
в городе Барнауле.
Так
сложилось
в
нашей
стране,
что мероприятия, посвященные Великой
Отечественной
войне,
стали
мощным
воспитательным
фактором
уважительного
отношения к истории страны. У нас сложилась традиция – ежегодно ставить спектакли
о
войне.
За
последние
годы
нами
поставлены
спектакли
и
театрализованные
представления: «До тебя мне дойти нелегко», «Завтра была война», «Портрет одного
поколения», «Слушайте письма военных лет!» «Славлю свое Отечество». В течение
трех лет мы выступаем не только в техникуме, но и в Степноозерском Доме культуры.
Некоторые студенты участвуют в конкурсах чтецкого мастерства. Например,
в
октябре
2017
года
Алексей
Бабич
стал
победителем
в I
краевом
молодежном
конкурсе чтецов «Праздник белых журавлей» с чтением отрывка из поэмы Александра
Твардовского «Василий Теркин».
Русская литература дает богатый материал для размышлений. Поэзия помогает
нам понять чувства и переживания не только тебя самого, но и других людей, понять,
говоря словами Владимира Маяковского, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Формированию
нравственного
отношения
к
миру,
уважению
к
людям
разного возраста, разнообразных профессий помогают мероприятия, которые мы
приурочиваем к определенным датам.
Наши
студенты
организовывают
новогодние
поздравления
детей
преподавателей
с
программами
«Загадки
Деда
Мороза»,
«Дед
Мороз
стучится
в
двери»,
выступают
перед
жителями
Дома
ветеранов
и
перед
людьми
пожилого
возраста с постановками «Отзвуки юности», «Завтра была война», «Новогодняя ночь
Шахерезады» и др.
Очень
важным
в
своей
работе
считаем развитие
эмоционально-волевых
качеств личности, обучение нормам поведения в обществе. Этого мы достигаем
через интерактивные формы, методы и приемы в процессе тренингов, подготовки и
проведении представлений, спектаклей, выступлений, их анализа.
Ребята повышают коммуникативную компетентность, учась быть не только
актерами,
но
режиссерами
мероприятий.
Например,
студенты,
проявив
самостоятельность,
стали
сценаристами
и
режиссерами
постановок
«Новогодний
кавардак», «Сказ про Ивана-Дурака». Отдельные ребята, занимаясь танцами, помогают
ставить их для разных представлений.
Популярными у участников театральной студии стали игровые программы,
например,
«Студент
нашего
времени»,
«Вовка
в
Тридевятом
царстве»,
«Большая
перемена» и другие.
Ежегодно
в
рамках
проведения
краевой
олимпиады
профессионального
мастерства
студентов
специальности
«Строительство
и
эксплуатация
зданий
и
сооружений» ребята проводят тренинги и программы рефлексии для ее участников.
Таким образом, участники театральной студии могут и сами выступать в роли
организаторов мероприятий.
Так что же дает нашим ребятам театр? Любовь, уважение, знание – эти
качества характеризуют их отношение к миру и себе. А значит, их ждет достойное
профессиональное будущее и уважение окружающих.
Литература
Лобова Е.В. Роль театра в духовно-нравственном воспитании школьников //
Инфоурок