Напоминание

"Театральный звонок: роль студенческого театра в воспитании духовно-нравственных качеств личности"


Авторы: Бекасова Елена Николаевна, Никитина Галина Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы, преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: КГБПОУ "Благовещенский строительный техникум"
Населённый пункт: р.п. Степное Озеро, Благовещенский район, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Театральный звонок: роль студенческого театра в воспитании духовно-нравственных качеств личности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Театральный звонок: роль студенческого театра

в воспитании духовно-нравственных качеств личности

Сцену нельзя топтать каблуками:

По сцене – маленькой или большой

Нужно ступать лишь босыми ногами

И с абсолютно открытой душой.

Всем известно, что для зрителей театр начинается с вешалки. Заходя в театр,

снимая верхнюю одежду, проходя по просторному холлу, где со стен смотрят великие

люди сцены, зритель готовится к восприятию действа. Вскоре он погрузится в мир

перевоплощений

и

на

время

забудет

о

реальности.

Каким

он

выйдет

из

театра?

Просветленным?

Задумчивым?

Сопереживающим

героям

драмы,

комедии

или

трагедии? Или равнодушным и безучастным к только что просмотренному спектаклю?

Во многом это зависит от актеров, их способности дарить зрителю праздник.

Да, для зрителя театр начинается с вешалки. С чего начинается он для актеров?

С огромной работы – с подбора материала, его прочтения, бесконечных репетиций. С

воспитания самого себя – своих нравственных качеств. Иначе кто ему поверит? А ведь

надо, чтобы поверили!

Наш

современник, актер Олег Басилашвили сказал о роли театра в жизни

человека: «Я никогда не хотел стать артистом, но я хотел попасть в этот волшебный

мир… театр может сделать человека лучше. Но только тогда, когда режиссер и актер

пытаются проникнуть в глубину человеческой души». А это возможно, когда актеры

способны к самосовершенствованию, к воспитанию себя, а, следовательно, через свою

деятельность, к воспитанию зрителя.

Театр – мощное средство формирования духовно-нравственных качеств

личности. Это способ противостоять разрушающему влиянию окружающей среды.

Целью

духовно-нравственного

воспитания

в

техникуме

я в л я е т с я

приобретение

нравственных

и

духовных

приоритетов,

которые

будут

помогать

выпускнику

в

дальнейшей

жизни,

чем

бы

он

ни

занимался,

и

способность

к

самосовершенствованию во всех сферах жизни.

Существует два способа приобщения студентов к театральному искусству.

Первый способ – посещение театра, что не всегда возможно. Второй способ – создание

студенческого театра.

Итак,

студенческий

театр

является

продуктивной

формой

воспитательной

работы. На протяжении нескольких лет я и Г.В. Никитина руководим театральной

студией «Вдохновение».

Работа со студенческим коллективом имеет свои особенности:

приоритет

воспитательной

направленности

театральной

деятельности

в

техникуме;

обучение в течение относительно непродолжительного периода – 2-4 года,

что влияет на непостоянство состава;

приоритет профессиональных дисциплин, что не позволяет уделять большое

количество времени подготовке к различным мероприятиям;

возраст

участников

театральной

студии,

психологические

особенности

которого

требуют

мобильности

подготовки,

небольшого

времени

для

отработки

отдельных сцен и др.

Говоря

о

во спит ании

те ат ром,

мы

не

забываем

о двусторонней

направленности процесса – меняется актер, меняется и зритель.

Реализуя воспитательную цель, мы решаем педагогические задачи:

обучение духовно-нравственным традициям;

формирование нравственного отношения к окружающему миру;

воспитание уважительного отношения к истории страны и к культурному

наследию своего народа;

развитие эмоционально-волевых качеств личности;

обучение нормам поведения в обществе.

Говоря о воспитании театром, мы не забываем о двусторонней направленности

процесса – меняется актер, меняется и зритель. Как сказал педагог Нина Егоровна

Щуркова: «Школьный театр – университет эмоций, добрых чувств, художественного

и символического мышления, побудитель достойных дел и высокого поведения». Эти

же слова можно отнести и к студенческому театру.

В чем же сила театра? В диалоге: актера на сцене и зрителя в зале.

Раздается театральный звонок, и на сцене – чья-то жизнь. Ты смотришь на нее

со стороны, но потом понимаешь, что «…это про тебя, про твою жизнь, про твоих

близких и врагов, про твою страну, про мир вообще… Если театр может хоть на время

просмотра спектакля сделать человека чуть-чуть лучше, то нельзя не использовать это

для становления юных душ».

Вернемся к самому началу – к вешалке. А кого сегодня увидит зритель? Сколько

на вешалке разных вещей, ролей, судеб героев и исполнителей!

Дмитрий Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассуждал на тему

отношения к историческому и культурному наследию страны: «Всякий скажет, что

доставшееся нам наследство надо оберегать». Но как это делать? Дмитрий Сергеевич

завершает свое рассуждение тремя словами: любовь, уважение, знание. Именно любви,

уважению и знанию мы учимся, знакомясь с произведениями исторической тематики и

предлагая их зрителю.

Например, нам стала интересна тема – «личность и толпа». Мы предложили

студентам обратиться к известной личности – Степану Разину, его роли в истории,

истокам его характера. В ходе работы мы попытались противопоставить сильную

личность скоморошничеству, как символу толпы, взяв за основу отрывок из поэмы

Евгения Евтушенко «Братская ГЭС» «Казнь Стеньки Разина».

Версий поэтического прочтения отрывка было несколько – его читали два

человека, пять, четыре. В 2016 году Андрей Герасименко и Кристина Сироткина

заняли первое место на конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения» в номинации

«Художественное чтение». В 2017 году ребята успешно выступили на слете волонтеров

в городе Барнауле.

Так

сложилось

в

нашей

стране,

что мероприятия, посвященные Великой

Отечественной

войне,

стали

мощным

воспитательным

фактором

уважительного

отношения к истории страны. У нас сложилась традиция – ежегодно ставить спектакли

о

войне.

За

последние

годы

нами

поставлены

спектакли

и

театрализованные

представления: «До тебя мне дойти нелегко», «Завтра была война», «Портрет одного

поколения», «Слушайте письма военных лет!» «Славлю свое Отечество». В течение

трех лет мы выступаем не только в техникуме, но и в Степноозерском Доме культуры.

Некоторые студенты участвуют в конкурсах чтецкого мастерства. Например,

в

октябре

2017

года

Алексей

Бабич

стал

победителем

в I

краевом

молодежном

конкурсе чтецов «Праздник белых журавлей» с чтением отрывка из поэмы Александра

Твардовского «Василий Теркин».

Русская литература дает богатый материал для размышлений. Поэзия помогает

нам понять чувства и переживания не только тебя самого, но и других людей, понять,

говоря словами Владимира Маяковского, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Формированию

нравственного

отношения

к

миру,

уважению

к

людям

разного возраста, разнообразных профессий помогают мероприятия, которые мы

приурочиваем к определенным датам.

Наши

студенты

организовывают

новогодние

поздравления

детей

преподавателей

с

программами

«Загадки

Деда

Мороза»,

«Дед

Мороз

стучится

в

двери»,

выступают

перед

жителями

Дома

ветеранов

и

перед

людьми

пожилого

возраста с постановками «Отзвуки юности», «Завтра была война», «Новогодняя ночь

Шахерезады» и др.

Очень

важным

в

своей

работе

считаем развитие

эмоционально-волевых

качеств личности, обучение нормам поведения в обществе. Этого мы достигаем

через интерактивные формы, методы и приемы в процессе тренингов, подготовки и

проведении представлений, спектаклей, выступлений, их анализа.

Ребята повышают коммуникативную компетентность, учась быть не только

актерами,

но

режиссерами

мероприятий.

Например,

студенты,

проявив

самостоятельность,

стали

сценаристами

и

режиссерами

постановок

«Новогодний

кавардак», «Сказ про Ивана-Дурака». Отдельные ребята, занимаясь танцами, помогают

ставить их для разных представлений.

Популярными у участников театральной студии стали игровые программы,

например,

«Студент

нашего

времени»,

«Вовка

в

Тридевятом

царстве»,

«Большая

перемена» и другие.

Ежегодно

в

рамках

проведения

краевой

олимпиады

профессионального

мастерства

студентов

специальности

«Строительство

и

эксплуатация

зданий

и

сооружений» ребята проводят тренинги и программы рефлексии для ее участников.

Таким образом, участники театральной студии могут и сами выступать в роли

организаторов мероприятий.

Так что же дает нашим ребятам театр? Любовь, уважение, знание – эти

качества характеризуют их отношение к миру и себе. А значит, их ждет достойное

профессиональное будущее и уважение окружающих.

Литература

Лобова Е.В. Роль театра в духовно-нравственном воспитании школьников //

Инфоурок



В раздел образования




Яндекс.Метрика