Напоминание

"Формирование навыков исследовательской работы в рамках экологического воспитания школьников"


Автор: Коростелёва Юлия Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 79
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков исследовательской работы в рамках экологического воспитания школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

В связи с требованиями современных образовательных стандартов

изменяются и задачи, стоящие перед школьным экологическим образованием.

Становится необходимым не только знакомить учащихся с основами различных

наук, но и формировать у них первоначальные исследовательские умения и

навыки. Этот процесс целесообразно начинать с 6-го класса, когда ребята

начинают изучать предметы естественнонаучного цикла - биологию и географию.

На уроках ботаники в 6-м классе учащиеся знакомятся с особенностями строения,

размножения и многообразием растений. Все темы изучаются на примере

растений, широко распространённых в лесах и парках Ленинградской области и

Санкт-Петербурга, и поэтому хорошо знакомых детям. В качестве раздаточного

материала на уроках используются гербарии, собранные на территории нашего

региона. Ученикам предлагается подготовить небольшие устные сообщения о тех

или иных растениях и грибах, растущих в нашей местности. Такие задания

способствуют развитию речи учащихся, умения выступать с докладом, приучают

работать с дополнительной литературой.

В течение учебного года некоторые ученики посещали занятия кружка «Экология

растений». В программу занятий были включены экскурсии в природу, во время

которых ребята знакомились с местной флорой, а также оценивали экологическое

состояние различных территорий микрорайона школы № 79, Муринского ручья,

водоёмов на улицах О. Форш и Учительской.

Во время летних каникул ребята изучают различные фитоценозы Санкт-

Петербурга и Ленинградской области (по выбору ученика). Они должны не только

собрать гербарий данного сообщества, но и указать распределение растений по

ярусам, дать ботаническую характеристику каждого растения, оценить

экологическое состояние фитоценоза. Объектами изучения были самые

разнообразные сообщества дачных посёлков Ленинградской области (Комарово,

Дибуны, Токсово, Саблино, Трубниково и др.) , а также ближайшие лесопарки

Сосновка и Пискарёвка. При выполнении задания учащиеся использовали

дополнительную литературу, из которой узнали много нового о знакомых

растениях.

При изучении курса зоологии в 7-м классе большое внимание на уроках

уделяется животным, обитающим в парках и лесах Санкт-Петербурга и

Ленинградской области. Учащиеся выполняют творческие задания, посвящённые

особенностям жизнедеятельности животных, их роли в природных биоценозах,

проблемам сохранения редких видов.

В течение всего учебного года ребята ведут дневник наблюдений за птицами,

записывая в него короткие рассказы о жизни пернатых. Некоторые ребята пишут:

«Раньше я никогда не строил кормушки для птиц, а теперь обязательно построю».

Выполняя такое задание, дети привыкают более внимательно относиться к

окружающей живой природе, учатся видеть красоту окружающего мира в самых

обычных вещах. В качестве летнего задания

ребятам предлагается вести наблюдения за домашними животными. Дети с

большой любовью пишут о своих питомцах, их привычках и повадках. К

исследовательской работе добавляются творчество и эмоциональность,

характерные для этого возраста и позволяющие лучше раскрыться внутреннему

миру ребёнка.

Для учащихся 7-х классов проводятся занятия на базе Центра Окружающей

среды в г. Павловске. На этих занятиях дети изучают фауну реки Славянки,

пресноводного озера, почвы. В процессе исследования ребята учатся работать

со справочниками и определителями животных, получают навыки систематизации

материала, формируется умение сравнивать живые объекты. Кроме того,

учащиеся оценивают экологическое состояние водоёмов и почвы по наличию или

отсутствию тех или иных животных.

Ученики 8-х и 9-х классов проводят целевой мониторинг окружающей среды на

основе описания ситуации района проживания. В исследованиях используются

простейшие инструменты (химические ёмкости). Например, оценка степени

загрязнённость атмосферы в зимнее время проводится по пробам снега, взятым

в различных местах: около проезжей части, во дворе дома, в парке и т.п.

Сравнивая полученные результаты, учащиеся делают выводы о причинах

загрязнения воздуха, а также ищут и предлагают возможные пути решения этой

проблемы.

В программу занятий экологического кружка включены исследования по оценке

экологического состояния парка Сосновка. Учащиеся исследуют фауну водоёмов

этого объекта, определяют степень антропогенной нагрузки по наличию

тропиночной сети в различных частях парка, исследуют процессы вытаптывания

почвы и состояние растительного покрова (многообразие видов растений,

наличие сорных растений в биоценозе смешанного леса). Результаты

исследований показывают, что парк Сосновка подвержен очень сильной

антропогенной нагрузке: большинство водоёмов значительно загрязнены, лесные

растения вытесняются сорными, семена которых распространяются

отдыхающими там людьми. Большой вред парку наносят крупные

автомагистрали, окружающие его. Это приводит к вымиранию сосен, растущих по

краям массива. В процессе работы ученики не только выявляют экологические

проблемы парка, но и предлагают меры по его сохранению.

Учащиеся 10-11-х классов в рамках занятий элективного курса «Экология в

вопросах и ответах» проводят исследования по экологии человека. В процессе

работы используются различные источники информации: справочники, СМИ,

интернет. Обязательной частью исследования является проведение

социологических опросов среди старшеклассников, касающихся употребления

газированных напитков, кондитерских изделий, колбасных изделий. Творческие

работы посвящены проблемам пищевых добавок, их влиянию на здоровье

современного человека и будущих поколений.

На базе Центра Окружающей среды в г. Павловске проводятся занятия по

определению и разделению добавок в пищевых продуктах химическими

методами, изготовлению газированных напитков и киселей из «экологически

чистых» компонентов, использованию отходов для создания оригинальных

изделий (решение проблемы бытового мусора).

Одной из самых серьёзных проблем современного общества являются

психические заболевания, вызванные воздействием стрессорных факторов на

жителей крупных городов. К таким факторам относятся большая плотность

населения, уплотнительная застройка, большие учебные нагрузки на организм

школьника, нарушение режима питания, сна и отдыха. В связи с этим ухудшается

состояние здоровья детей. Поэтому ряд исследовательских работ посвящён

изучению адаптационных возможностей организма, степени воздействия

стрессорных факторов на современного школьника, биоритмов человека и их

влиянию на способность к восприятию учебного материала во время уроков.

Некоторые работы посвящены проблемам загрязнения окружающей среды,

например, «Загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом в микрорайоне

школы № 79», «Проблемы утилизации бытовых отходов», «Опасные химические

вещества в быту». В работе по определению загрязнения воздуха

автотранспортом использовался расчётный метод: ученики подсчитывали

количество проезжающих по улицам машин, затем по формулам определяли

объёмы выбросов вредных веществ в атмосферу. Сравнивая полученные данные,

учащиеся сделали выводы о том, какой вид транспорта и какое вещество вносят

наибольший вклад в загрязнение воздуха, предложили возможные пути решения

этой проблемы.

Основными методами исследования проблем бытовых отходов и химических

веществ в быту были социологические опросы и подсчёт количества

выбрасываемого мусора за определённый период. В работах также предлагались

альтернативные варианты решения проблем.

Результаты исследований были оформлены в виде таблиц, графиков и

диаграмм, что позволяет сформировать навыки систематизации материала,

умение наглядно представить результаты своей работы. Кроме того, на

завершающем занятии элективного курса была проведена защита

исследовательских работ учениками в форме стендовых докладов.

Таким образом, основными задачами школьного экологического образования на

современном этапе являются:

- осмысление учащимися ценностей каждой формы существования жизни,

ценности существования человека, его здоровья;

- воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде;

- формирование умений и навыков экспериментальной научной работы;

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического

образования.



В раздел образования




Яндекс.Метрика