Автор: Огольцова Зинаида Леонидовна
Должность: учитель экономики
Учебное заведение: МАОУ "Вторая гимназия"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение курса «Технопредпринимательство» – неотъемлемая часть процесса технологического образования
Раздел: среднее образование
Внедрение курса «Технопредпринимательство» - неотъемлемая часть
процесса технологического образования (учитель экономики и
технологии МАОУ Вторая Новосибирская гимназия Огольцова Зинаида
Леонидовна)
В последнее время в связи с активным развитием инженерного образования
много стали говорить об обучении школьников технопредпринимательской
деятельности.
Технологическое предпринимательство — создание нового бизнеса, в
основу
устойчивого
конкурентного
преимущества
которого
положена
инновационная высокотехнологичная (наукоёмкая) идея. От других форм
предпринимательства (социального
или индивидуального) технологическое
предпринимательство отличается тем, что создание новых продуктов или
услуг в этом случае напрямую связано с использованием новейших научных
знаний
и/или
технологий,
правами
на
которые
обладает
компания-
разработчик.
О необходимости обучения школьников технопредпринимательству говорят
на самых разных уровнях:
Вторая
Новосибирская
гимназия,
являясь
участником
инновационных
проектов, активно включилась в эту деятельность.
Форумы в Казани (участники из 10 И класса победители проектов летней
молодежной школы, организатор Университет талантов), Москве (Рыбаков
фонд, участник Молотков Алексей), Германии
- Международной ярмарке
предпринимательских
компаний, SAGE,
Железный
Предприниматель
НГУЭУ.
В
Новосибирской
области
этому
вопросу
тоже
уделено
значительное
внимание.
4 сентября 2017 г. Министерство образования НСО издало приказ № 2097
«Об
утверждении
примерного
положения
о
технопредпринимательской
деятельности общеобразовательной организации на территории НСО.
В соответствии с этим приказом все школы, в которых открыты инженерные
классы, должны вести этот курс.
Но в связи с этим возникает целый ряд проблем: каким должно быть его
содержание, какие учебные материалы должны использовать школьники, в
каких классах, сколько времени отводить и т.д
Занимаясь вопросами экономического образования уже в течение многих лет,
в нашей гимназии сложился определенный опыт, который мы вам сегодня
представим. Этот опыт основывается и на нашей деятельности, и на участии
в работе сообществ таких как ЭКОДиджитал 8-9, дистанционные курсы
совместно с Облцит. Представленный в Фонд президентских грантов проект
от Второй гимназии «Технологическое предпринимательство школьников –
вызов
современного
технологического
образования
России»
стал
победителем в 2017 году.
Технопредпринимательство
мы
ведем
как
в
учебном
процессе,
так
и
во
внеурочной деятельнсотои.
Начнем с учебного процесса.
Курс Технопредпринимательство во Второй гимназии в 2017-2018 году был
внедрен в урочную деятельность в 5 классах. Курс рассчитан на 35 часов, 1
р а з
в
н е д е л ю .
С о в м е с т н о
с
О б л ц и т
р а з р а б а т ы в а е т с я ДК
технопредпринимательство для 7 класса. Сложность заключается в том,
что никаких учебных материалов по данному предмету нет. Поэтому берутся
во внимание с одной стороны, материалы из курса экономики, так как дети
должны владеть базовыми понятиями и используются авторские наработки.
Разработанные нами программы представлены на сайте гимназии.
Целями изучения курса:
Формирование знаний о предпринимательстве как важнейшей сфере
человеческой деятельности;
Воспитание творческой, конкурентоспособной личности, обладающей
такими
качествами,
как
самостоятельность,
предприимчивость,
деловитость, ответственность, расчёт риска при принятии решений,
При проведении занятий по курсу технопредпринимательство используются
следующие
технологии:
информационные,
ком м у н и кат и в н ы е
(дискуссионные), имитационного моделирования (игровые), деятельностные,
обучение в сотрудничестве.
Программа курса разбита на несколько основных блоков.
Слайд с блоками
Тема
1.Становление
предпринимательства
Учащиеся
должны Знать:
Понятие
и
сущность
предпринимательства.
Функции
и
условия
предпринимательской деятельности, чем предпринимательство отличается от
технопредпринимательства.
Технопредпринимательство
отличается
от
обычного
предпринимательства
тем, что в традиционном предпринимательстве нужно найти деньги, чтобы
создать бизнес, а в техно предпринимательстве нужно создать новый продукт
плюс технологию его изготовления, и на основе этого развить бизнес. В
технопредпринимательстве нужно «время до рынка» - сначала необходимо
создать
продукт
и,
более
того,
коммерциализировать
его.
Это
основа
конкуренции на рынке.
Технологический предприниматель — уникальный человек, обладающий
большим набором совершенно разнообразных знаний. В первую очередь ему
необходимо понимать, как правильно формировать идею и где искать нужных
людей.
Он
должен
разбираться
в
типах
инвесторов
(профессиональные,
непрофессиональные
и
др.).
Помимо
всего
прочего,
он
должен
уметь
составлять
маркетинговый
и
бизнес-планы,
быть
хорошим
оратором,
создавать продающие презентации.
Сегодня
компаниям
в
сфере
инноваций
требуются
специалисты
с
компетенциями
инженера-ученого-менеджера,
а
высокотехнологичному
с е к т о р у,
п р е ж д е
в с е г о ,
н у ж н ы
т е х н о - п р е д п р и н и м а т е л и .
Технопредпринимательство
позволяет
соединить
инженерные
и
предпринимательские навыки.
Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства
Знать: Что производить? Для кого производить? Как производить?
Уметь: разрабатывать Проект создания собственного дела. Обучащиеся в
группах работают над проектом и защищают его, изучают как составить
простейший
вариант
бизнес
плана,
просчитать
издержки
производства
и
себестоимость.
Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности Знать: Риски в
работе предпринимателя
Уметь: Определять Конкурентов и оценивать их как врагов или друзей.
Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства
Знать: Образование прибыли предприятия
Уметь:
описывать
Источники
финансирования
предприятия,
тесная
интеграция
с
математикой
через
решение
задач
на
прибыль,
издержки,
ценообразование.
Тема 5. Мотивация предпринимательской деятельности и работа над
проектами. Основные разделы:
Генерация
бизнес
идей
в
различных группах
Защита проектов по курсу
Темы проектов Слайд
Критерии на сайте
Второе
направление,
на
котором
я
хотела
бы
остановиться,
обучение
школьников
основам
технопредпринимательства
в
процессе
внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность
по курсу технопредпринимательство через
ФГОСы
в
8-10
классах представлена
через
системно
–деятельностный
подход,
где
обучающиеся
работают
над
различными,
в
том
числе
высокотехнологичными
проектами
и
представляют
их
на
различных
конкурсах, фестивалях от районного до международного уровней (Конкурс
SAGE – школьники за продвижение глобального предпринимательства).
Также осуществляется подготовка к различным олимпиадам, конкурсам по
экономике,
соревнованиям JS. Проекты
школьников отмечены призами,
вызывают интерес в СМИ, участвуют в ярмарках технопредпринимательских
компаний, УЧСИБЕ.
Технопредпринимательство
встроено
и
в
воспитательную
работу
гимназии.
Практически
в
каждом
классе
есть
инициативная
группа,
представляющая
школьную
компанию,
класс
участвует
в
различных
мероприятиях, ярмарках Ярмарка ЯТУТ
Это учитывается при подведении итогов года, когда определяется лучший
классный
коллектив.
Не
остаются
в
стороне
и
родители,
они
являются
консультантами,
экспертами
и
первоначальными
инвесторами
при
реализации
проектов.
Это
дает
положительный
эффект,
позволяет
еще
больше сплотить классный коллектив.