Автор: Детенчук Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 г. Фокино"
Населённый пункт: Брянская область, город Фокино
Наименование материала: Классный час
Тема: "Красная книга"
Раздел: начальное образование
Классный
час
во
2
классе
«
Красная
книга
»
Цели
:
Познакомить
детей
с
«
Красной
книгой
»
и
её
предназначением
.
Расширить
кругозор
учащихся
,
познакомив
их
с
разнообразием
мира
природы
.
Нацелить
детей
на
осознание
необходимости
охранять
природу
.
Оборудование
:
компьютер
,
проектор
,
презентация
,
атласы
для
учащихся
начальной
школы
,
буклеты
с
изображениями
охраняемых
животных
,
выставка
книг
о
животных
.
(
Учащиеся
делятся
на
4
группы
,
каждая
из
которых
выполняет
своё
задание
в
ходе
занятия
.)
Ход
занятия
1.
Орг
.
момент
.
2.
Вступительное
слово
учителя
.
Ученик
Эту
истину
знаю
отроду
,
И
её
никогда
не
таю
:
«
Кто
не
любит
родную
природу
,
Тот
не
любит
Отчизну
свою
!»
-
Сегодня
мы
поговорим
с
вами
о
«
Красной
книге
».
Давайте
подумаем
,
над
значением
слов
красная
книга
.
/
Учитель
по
ходу
рассуждения
рисует
схемы
/
Красная
–
что
означает
?
1)
Цвет
обложки
2)
Важная
3)
Праздничная
,
красивая
4)
Предупреждение
об
опасности
(
подвести
через
понятие
светофора
,
дорожных
знаков
)
Книга
-
что
означает
?
Что
записывали
раньше
в
книгах
,
когда
они
были
рукописными
и
стоили
очень
дорого
?
/
Всё
самое
важное
,
чтобы
те
,
кто
будет
читать
,
узнали
о
том
,
что
происходило
много
лет
назад
./
В
ходе
нашего
классного
часа
,
мы
посмотрим
,
какие
из
понятий
подошли
нам
,
а
какие
нет
.
3.
История
создания
красной
книги
.
Международный
союз
охраны
природы
и
природных
ресурсов
создал
«
Комиссию
службы
выживания
»,
которая
в
1966
году
выпустила
I
том
Красной
книги
.
В
ней
были
записаны
названия
тех
животных
,
которых
необходимо
охранять
.
/
Дети
1
группы
читают
стихи
/
Ученик
Охраняется
Красной
книгой
Столько
редких
животных
и
птиц
,
Чтобы
выжил
простор
многоликий
Ради
света
грядущих
зарниц
.
Ученик
Чтоб
пустыни
нагрянуть
не
смели
Чтобы
души
не
стали
пусты
,
Охраняются
звери
,
Охраняются
змеи
Охраняются
даже
цветы
.
Ученик
Красная
книга
-
Красная
!
Значит
природа
в
опасности
!
Ученик
Мы
леса
и
поля
обижаем
Стонут
реки
от
горьких
обид
И
себя
мы
прощаем
И
себя
мы
прощаем
Но
природа
тебя
не
простит
.
Ученик
Значит
,
нельзя
терять
даже
мига
.
Все
живое
хранить
зовет
.
Пусть
зовет
не
напрасно
Красная
книга
.
Красная
книга
.
4.
Знакомство
с
«
Красной
книгой
»
Международная
Красная
книга
имеет
вид
толстого
перекидного
календаря
со
страницами
разного
цвета
:
красного
,
жёлтого
,
белого
,
серого
,
зелёного
и
чёрного
.
-
Как
вы
думаете
,
почему
было
так
сделано
?
/
Учитель
по
ходу
рассуждения
озвучивает
несколько
версий
/
-
Чтобы
было
красиво
.
-
Разные
части
книги
.
И
другие
.
Давайте
послушаем
верный
ответ
. /
Читают
дети
2
группы
/
/
слайд
/
Ученик
Исчезающие
виды
,
спасение
которых
невозможно
без
специальных
мер
охраны
,
помещены
на
красных
листах
бумаги
.
/
слайд
/
Ученик
Сокращающиеся
,
или
уязвимые
виды
–,
численность
которых
быстро
сокращается
.
Сведения
о
них
напечатаны
на
жёлтой
бумаге
.
Ученик
/
слайд
/
Редкие
виды
,
которые
встречаются
в
небольшом
количестве
,
или
на
ограниченных
территориях
и
вскоре
могут
исчезнуть
занесены
на
белые
страницы
.
/
слайд
/
Ученик
На
серых
страницах
Красной
книги
находятся
сведения
о
мало
изученных
и
редких
видах
.
/
слайд
/
Ученик
Восстановленные
виды
ранее
были
в
одной
из
трёх
первых
категорий
.
Но
их
численность
теперь
,
благодаря
охране
,
восстановлена
.
Сведения
о
них
напечатаны
на
зелёных
листах
.
/
слайд
/
Ученик
На
чёрных
страницах
Красной
книги
занесены
виды
,
которые
уже
никогда
не
будут
существовать
на
Земле
.
/
слайд
/
5.
Создание
национальных
«
Красных
книг
»
Создания
Международной
Красной
книги
оказалось
недостаточно
.
И
тогда
в
разных
странах
стали
выпускать
свои
национальные
Красные
книги
.
Так
в
1978
г
.
Красная
книга
появилась
и
в
нашей
стране
.
Она
была
однотомная
.
Однако
она
не
смогла
вместить
все
виды
растений
и
животных
,
страдающие
от
деятельности
человека
,
поэтому
в
1984
г
.
вышла
Красная
книга
СССР
в
2-
х
томах
.
/
слайд
/
В
этой
книге
перечислены
животные
и
растения
,
которые
могут
безвозвратно
исчезнуть
.
И
,
если
мы
не
защитим
растения
и
животных
,
попавших
в
Красную
книгу
,
они
погибнут
.
Спасение
их
невозможно
без
специальных
мер
:
запреты
охоты
,
охраны
в
заповедниках
,
заботы
об
их
размножении
.
Красную
Книгу
называют
Документом
совести
человека
.
Ведь
именно
из
-
за
деятельности
человека
исчезают
животные
с
лица
земли
.
/
обсуждение
слайдов
о
причинах
гибели
животных
и
растений
/
Давайте
посмотрим
презентацию
о
животных
,
попавших
в
красную
книгу
.
3
группа
получила
задание
выбрать
понравившихся
животных
,
охраняемых
государством
и
коротко
рассказать
о
них
.
/
Ягуар
,
синий
кит
,
коала
,
африканский
слон
,
большая
панда
,
бенгальский
тигр
./
А
теперь
немного
отдохнём
и
отгадаем
загадки
о
животных
,
которые
живут
рядом
с
нами
и
в
наших
лесах
,
и
хочется
верить
,
что
они
никогда
не
исчезнут
6.
ЗАГАДКИ
ПРО
ЖИВОТНЫХ
1.
Без
расчёски
причесался
и
умылся
без
воды
,
В
кресло
мягкое
забрался
и
запел
на
все
лады
. (
Кот
)
2.
Есть
на
речке
лесорубы
в
серебристо
-
бурых
шубах
.
Из
деревьев
,
веток
,
глины
строят
прочные
плотины
. (
Бобры
)
3.
Кто
по
ёлкам
ловко
скачет
и
взлетает
на
дубы
?
Кто
в
дупле
орехи
прячет
,
сушит
на
зиму
грибы
? (
Белка
)
4.
На
овчарку
он
похож
.
Что
ни
зуб
-
то
острый
нож
!
Он
бежит
,
оскалив
пасть
.
На
овцу
готов
напасть
. (
Волк
)
6.
Не
барашек
и
не
кот
,
носит
шубу
круглый
год
.
Шуба
серая
–
для
лета
,
для
зимы
–
другого
цвета
. (
Заяц
)
5.
Летом
по
лесу
гуляет
,
зимой
в
берлоге
отдыхает
. (
Медведь
)
6.
Рыжий
молокозавод
день
жуёт
и
ночь
жуёт
,
Ведь
траву
не
так
легко
переделать
в
молоко
. (
Корова
)
7.
Лесом
катится
клубок
,
у
него
колючий
бок
.
Он
охотится
ночами
за
жуками
и
мышами
. (
Ёж
)
8.
Сер
,
да
не
волк
,
длинноух
,
да
не
заяц
,
с
копытами
,
да
не
лошадь
. (
Осёл
)
9.
Трав
копытами
касаясь
,
ходит
по
лесу
красавец
,
10.
Ходит
смело
и
легко
,
рога
раскинув
широко
. (
Лось
)
11.
Спереди
–
пятачок
,
сзади
–
крючок
,
Посредине
спинка
,
а
на
ней
щетинка
. (
Поросёнок
)
12.
В
лесу
живёт
,
а
в
деревне
кур
крадёт
. (
Лиса
)
13.
Выпуча
глаза
,
сидит
,
не
по
-
русски
говорит
,
Родилась
в
воде
,
а
живёт
на
земле
. (
Лягушка
)
14.
Под
землёю
коридоров
,
переходов
целых
сто
!
Там
сидит
хозяин
в
чёрном
меховом
своём
пальто
. (
Крот
)
15.
На
узкой
дорожке
–
голова
да
рожки
.
Кто
так
медленно
ползёт
,
на
себе
свой
дом
везёт
?
16.
Не
птичка
,
а
с
крыльями
.
Не
пчела
,
а
нектаром
питается
. (
Бабочка
)
7.
Создание
заповедников
-
Что
же
надо
делать
,
чтобы
сохранить
животных
?
-
Охранять
их
.
-
Для
этого
в
нашей
стране
отведены
специальные
участки
земли
,
на
которых
полностью
запрещена
охота
,
учёные
разводят
детёнышей
охраняемых
животных
и
выпускают
их
на
волю
.
Как
называются
такие
территории
?
Может
кто
-
то
знает
?
-
Заповедники
.
-
Посмотрите
на
карту
России
.
Здесь
указаны
заповедники
.
/
Дети
читают
названия
заповедников
,
по
условным
обозначениям
узнают
,
каких
животных
там
охраняют
./
/
слайд
/
Ученик
Люди
!
Берегите
эти
земли
,
эти
воды
!
Даже
самую
былиночку
любя
!
Охраняйте
всех
зверей
внутри
природы
,
Убивайте
лишь
зверей
внутри
себя
!
8.
Охрана
растений
-
Но
в
нашей
защите
нуждаются
не
только
животные
,
но
и
растения
!
Ученик
Если
я
сорву
цветок
,
Если
ты
сорвешь
цветок
.
Если
только
я
и
ты
,
если
мы
сорвем
цветы
.
То
не
будет
красоты
,
то
не
будет
доброты
.
Если
только
я
и
ты
,
если
мы
сорвем
цветы
.
Человек
бездумно
уничтожает
растения
,
даже
не
замечая
того
,
что
он
творит
.
Учитель
читает
отрывок
из
книги
«
Азбука
вежливости
»
стр
. 33-37
Вот
от
такого
поведения
людей
и
бездумной
хозяйственной
деятельности
стали
исчезать
с
лица
земли
растения
.
/
слайд
/
Вот
растения
,
занесённые
в
красную
книгу
:
незабудка
,
подснежник
,
колокольчик
,
калина
,
кувшинка
белая
,
ландыш
,
безвременник
,
кубышка
жёлтая
,
сон
-
трава
.
Ребята
из
4
группы
хотят
вас
познакомить
с
легендами
о
некоторых
растениях
.
/
К
каждой
легенде
свой
слайд
/
-
А
хотите
узнать
,
что
же
сделали
Ивановы
,
из
сказки
«
Азбука
вежливости
»,
когда
поняли
,
что
они
очень
плохо
поступили
?
Учитель
читает
отрывок
из
книги
«
Азбука
вежливости
»
стр
.40
Конечно
в
сказках
,
с
помощью
волшебства
легче
исправить
ошибки
,
но
если
люди
постараются
,
то
у
них
получится
сохранить
природу
для
будущего
человечества
.
Но
для
этого
должен
постараться
каждый
из
нас
.
9.
Обобщение
-
Давайте
в
конце
нашего
занятия
попробуем
вспомнить
всё
,
о
чём
мы
говорили
.
1.
Есть
ли
необходимость
создания
Красной
книги
?
2.
Какие
растения
,
и
каких
животных
заносят
в
Красную
книгу
?
3.
Как
люди
должны
относиться
к
природе
?
4.
Ты
можешь
помочь
сохранению
природы
?
Ученик
Любите
родную
природу
–
Озёра
,
леса
и
поля
.
Ведь
это
же
наша
с
тобою
Навеки
родная
земля
.
На
ней
мы
с
тобою
родились
,
Живём
мы
с
тобою
на
ней
.
Так
будем
же
,
люди
,
все
вместе
Мы
к
ней
относится
добрей
!
Давайте
будем
помнить
об
этом
.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. ФОКИНО»
Классный час
во 2 классе
на тему
:
Красная книга
Учитель: Детенчук
Светлана Николаевна
2010
г