Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


Автор: Гоголева Светлана Алексеевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе, учитель культуры народов Якутии
Учебное заведение: МОБУ "Якутская городская национальная гимназия"
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Раздел: полное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА

КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

(из опыта работы)

С.А. Гоголева

МОБУ «Якутская городская национальная гимназия», г. Якутск,

Республика Саха (Якутия), электронный адрес: gogolevas@mail/ru

Махатма Ганди как-то сказал, что мечтает, чтобы ветры культуры всех

стран и народов веяли вокруг родного дома, но он против того, чтобы какой-

нибудь ветер сорвал крышу его дома. Хотелось бы, чтобы именно этой

заповеди следовало наше образование. Мировая культурная коммуникация

может осуществляться лишь в форме равноправного диалога культур, и это

единственно

продуктивная

философия

для

сохранения

мира

на

планете,

а значит,

и

богатейшего

духовного

и

историко-культурного

наследия

человечества.

Культура

предстает

как

целостная

система,

имеющая

сложное,

многоуровневое,

многоаспектное

и

многофазовое

строение,

система,

исторически

развивающаяся,

саморефлексирующаяся

и поэтому

саморегулирующаяся.

Происходит

это

благодаря

тому,

что

у

нее

исторически

выработались

два

взаимодополняющих

«механизма»

-

ее

сознание и самосознание; роль сознания культуры выполняет философия,

которая, будучи мировоззрением, поставляет культуре информацию о том,

что происходит вовне - в мире, в природной и социальной среде, а роль

самосознания

-

информировать

культуру

о

происходящем

в

ней

самой,

о динамике ее духовных состояний. Философия и искусство – инструменты

культуры.

Культура

представляет

собой

способ

существования,

деятельности

и развития человека во всех масштабных срезах его бытия: и родового

человека, когда мы имеем дело с культурой человечества, и разнообразных

частей

человечества,

деятельность

которых

приводит

к

появлению

конкретных

модификаций

общечеловеческой

культуры

-

к

культурам

племени

и

нации,

сословия

и

класса,

поколения

и

профессионального

объединения, наконец, индивидуального бытия человека, который является

живым носителем культуры.

В

результате

интеграции

и

взаимодействия

музея,

общественной

организации «Союз художников Якутии» и школы Национальной гимназии

г. Якутска в 1999 г был создан Детский Музейный центр изобразительного

искусства, где ведется музейно-педагогическая деятельность по активному

приобщению детей к изобразительному искусству. Детский музейный центр

имеет

свои

постоянные

экспозиции:

«Якутская

графика»,

«Дарственные

работы

художников»,

«Галерея

художественных

портретов

известных

художников

Якутии»,

«Незабываемые

встречи»

(уроки

в

творческих

мастерских

художников).

В

выставочном

зале

проводятся

выставки

произведений

художников

Якутии

из

фондов

Национального

художественного музея РС (Я) и личных собраний художников.

Ведется творческая проектная деятельность учащихся,

проводятся

научно-практические конференции учащихся по тематике передвижных

выставок,

работает

кружок

экскурсоводов

на

якутском,

русском,

иностранных языках и студия изобразительного искусства.

Занятия проводятся и вне школы: в Национальном художественном музее

РС(Я),

Арт-галерее

«Ургэл»,

творческих

мастерских

художников.

Гимназисты

принимают

активное

участие

в

культурно-образовательных

проектах Национального художественного музея РС(Я), Союза художников

Якутии. Ведутся интеграционные

музейные

уроки

национальной

культуры, русского языка и литературы, якутского языка и

литературы, иностранных языков и страноведения, географии, музыки,

рисования

и

ритмики.

Проводятся

интерактивные

занятия

по

изобразительному искусству. Издан учебно-методический комплекс по

изобразительному искусству Якутии, снят учебный фильм «Незабываемые

встречи» о творчестве известных художников Якутии.

Выставочная деятельность Детского музейного центра:

1. «Песнь о Якутии» (выставка произведений графики, живописи

современных художников Якутии)

2.

«Якутяне

члены

Российской

Академии

художеств»

(выставка

произведений

академика

РАХ

А.Н.Осипова,

членов-корреспондентов

РАХ живописца А.Д.Васильева, искусствоведа И.А.Потапова)

3.

«Родные

просторы»

(выставка

пейзажей

засл.

художника

РФ

Владимира Карамзина, из частной коллекции художника)

4.

Персональная

выставка

А.Н.Осипова

(из

частной

коллекции

художника)

5. «Натюрморт» (тематическая выставка из фондов НХМ)

6. «Пейзаж» (тематическая выставка из фондов НХМ)

7.«Мир

вокруг

меня»

(выставка

гимназистов-участников

студии

шелкографии по технике «батик»)

8. Персональная выставка народного художника России А.П.Мунхалова

(из фондов НХМ)

9. «Образы Арктики» - персональная выставка засл. деятеля искусств

РС(Я) Ю.В.Спиридонова (из фондов НХМ)

10. «Моя Якутия» (выставка произведений графики, живописи из фондов

НХМ)

11.«Страна

маленьких

мастеров»

(совместная

выставка

студии

шелкографии с подростковыми клубами г. Якутска»

12. «Образ П.А.Ойунского в произведенях художников Якутии» (к 110-

летию со дня рождения, из фондов НХМ)

13. «Взгляд через столетие». Джезуповская экспедиция (1897-1902г.г.).

(Дар Нью-Йоркского музея Естествознания. Из собрания НХМ)

14.»Любимый город Якутск» (Выставка живописи, графики из собрания

НХМ)

15. «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (Из

собрания НХМ)

16. «Якутия индустриальная» (Из частных собраний художников)

17. «Солнечные поводья Олонхо» (Из фондов НХМ)

18. «Нити, связывающие прошлое, настоящее, будущее» (Из собрания

НХМ)

19. «Гималаи - обитель снежных вершин». Выставка живописи академика

живописи А.Н. Осипова (Из частного собрания художника)-

20. «Качели юности». Выставка графики А.Мунхалова, М. Рахлеевой, Т.

Шапошниковой.

21.

«Радуга

на

снегу».

Персональная

выставка

произведений

засл.

деятеля искусств РС(Я) Н.Курилова.

22. «Пусть всегда будет солнце». Выставка живописи, графики.

23. «Yakutia: Art. Artics. Artefakts». Выставка живописи, графики.

24.

Выставка

художественных

обложек

историко-культурологического

журнала «Илин».

25. Персональная выставка ученицы 9 кл. Ильиновой Туяры

Работу по активному приобщению детей к изобразительному искусству

начали с первых лет основания гимназии (1992 г.). Музейные экспозиции,

находясь в свободном доступе, представляют целенаправленно созданную

культурно-образовательную среду. Музейная среда в школе, выступая как

специфическое

образовательное

пространство,

создает

условия

и

предпосылки

для

духовного

развития

личности.

Образовательный

потенциал

искусства

заложен

в

его

способности

к

одновременному

воздействию на интеллектуальную, эмоциональную, нравственную сферы

ребенка.

Создание культурной развивающей среды в условиях гимназии

способствует

духовному

развитию,

эстетическому

воспитанию

детей

и

освоению

ими

ценностей

национальной

культуры.

Мы

убеждены,

что

приобщение к искусству родного народа, использование его образовательно-

воспитательного потенциала помогает нравственному становлению детей.

Специфика

задач

организации

процесса

художественного

восприятия,

приобщения детей к искусству состоит в том, что при этом мы имеем дело

не только с образованием как таковым, сколько со сложным и многогранным

процессом

преемственности

культуры

и

передачи

духовного

опыта,

вхождения в особый мир искусства.

Мы

рассматриваем

образование

как

целенаправленный

процесс

инкультурации. Именно вхождение в культуру

связываем с воспитанием

лучших нравственных качеств у подрастающего поколения.

Инкультурация -

срастание

с

родной

культурой,

становление

человека

воспитанного.

Конечный

результат

инкультурации

-

интеллигент.

Социализация,

по

мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана с усвоением

некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении

основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера.

Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а

именно

приобщение

личности

ко

всему

культурному

наследию

человечества.

А

значит,

не

только

к

своей

национальной

культуре,

но и к культуре

других

народов.

Речь

идет

об

овладении

иностранными

языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории.

Итак,

инкультурация

означает

«приобретение

широкой

гуманитарной

культуры». В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь

приобретение профессиональных знаний не есть необходимое требование

социализации.

Педагогическое

значение

искусства

как

аккумулятора

мировой

культуры

и

как

источника

культурологических

достижений

в

системе

воспитания

детей,

легко

усваивающих

образный

язык,

исключительно. Благодаря искусству, дети входят в контекст мировой и

национальной культуры естественно, легко и незаметно осваивая, усваивая

и присваивая ценности современной культуры.

Специфический язык художественного образа определяет особое место

искусства среди аккумуляторов культуры: благодаря интернациональному

языку, доступному любому человеку, произведения искусства приобретают

широчайшую

возможность

фиксировать,

хранить

и

передавать

через

границы национальные, государственные и региональные всю совокупность

культурных достижений человечества.

Педагогически организованное общение детей с искусством является

духовным освоением мира. «Человековедением», «наукой о человеческой

душе»

часто

называют

искусство.

И

это

очень

верно.

Конечно

же, в способности оказывать воздействие на душу человека, на его чувства,

а не только на сознание и заключено самое важное свойство искусства.

Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие

на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Нет

таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту

особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство.

У искусства есть еще одна наивысшая функция. Ее особо выделял

А. Зеличенко, называя творчество аккумулятором впечатлений, он крепко

увязывает восприятие творчества и общее жизненное состояние человека,

наполненного или наполняющего себя в момент впечатления. Чем богаче

впечатление - тем богаче духовное приобретение человека. Это позволяет

признать,

что

искусство

в

своем

влиянии

далеко

выходит

за

пределы

эстетической

сферы,

оно

есть

фактор

жизни

и

фактор

становления

и

развития человека.

Великий

русский

художник

Николай

Крамской

понимал

общественное назначение искусства как нравственное воспитание человека,

он считал, что основную воспитательную функцию искусство выполняет

ему

лишь

присущим

методом,

помогая

человеку

становиться

лучше.

Образовательный

потенциал

искусства

заложен

в

его

способности

к

одновременному

воздействию

на

интеллектуальную,

эмоциональную,

нравственную сферы личности.

Еще древнее изречение гласило, что мысль входит в душу вратами

чувств.

Постижение

мира

возможно

посредством

произведений

изобразительного искусства только в том случае, если ребенок начинает

видеть

тайный,

скрытый

мир

художественного

образа.

А

к

тому,

что

прочувствовано, учащийся постоянно возвращается мыслью и сердцем.

Важная

задача

педагогов

-

научить

школьников

глубже

вникать

в подтекст произведений искусства, чтобы у них рождалось эмоциональное

отношение к героям произведений. Тогда то, что черпается в созданиях

художников, не только станет толчком к размышлениям о жизни, о себе, но и

войдет

в эмоциональный

опыт

школьника

как

начало,

побуждающее

к поступкам.

Без

интенсивности

переживаний,

без

утонченности

эмоциональных

реакций,

без

развития

эстетических

чувств

невозможен

полноценный мыслительный процесс.

Главную ценность искусства в воспитании человека, на наш взгляд,

выделил

Д.С.

Лихачев:

«Самая

большая

ценность,

которой

награждает

человека

искусство,

это

ценность

доброты.

Награжденный

даром

понимать искусство человек становится нравственно лучше, счастливее.

Ибо,

награжденный

через

искусство

даром

доброго

понимания

мира,

окружающих людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими

людьми, культурами, национальностями, ему легче жить».

Литература:

1. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб., 1996.

2. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном /Д.С. Лихачев. - М.: Дет.

лит., 1985.

3. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: кн. для учителя / Б.Н. Неменский.–

М.: Просвещение, 1988.

4.

Ильин,

И.А.

Путь

духовного

обновления

/И.А.

Ильин

//

Путь

к очевидности - М., 1993

5.

Кравченко,

А.И.

Культурология:

учебное

пособие

для

вузов

/А.И. Кравченко. – 3-е изд.– М.: Академический проект, 2001

6. Зеличенко, А. Психология духовности /А. Зеличенко. – М., 1966



В раздел образования




Яндекс.Метрика