Автор: Дергунова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Берегаевская СОШ"
Населённый пункт: Томская область, Тегульдетский район, п. Берегаево
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе "У кого какие шубки"
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
МКОУ «Берегаевская СОШ»
Тема: «У кого какие шубки».
Подготовила и провела:
воспитатель
Дергунова Наталья
Васильевна
2017 г.
Вид деятельности: непосредственная образовательная деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое
развитие.
1. Цель: Обобщить представления детей о диких животных в зимний период
времени, формировать умения устанавливать простейшие связи между
сезонными изменениями в природе и поведением животных.
2. Образовательные задачи:
- Дать детям представление об изменении окраски шерсти животных,
которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов,
их запасах на зиму и их жилищах
- Учить подбирать прилагательные-определения к слову «зима».
Развивающие задачи:
- Развить речь, память, мышление.
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя.
Воспитательные задачи:
- Формировать интерес к животным, доброжелательное отношение и
желание помогать им.
3. Тип занятия: традиционное с использованием ИКТ.
4. Форма занятия: фронтальное.
5. Продолжительность: 20мин.
6. Участники: Вторая младшая группа «Ладушки».
7. Возраст обучающихся: 3-4 года.
8. Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, картина-слайд
«зимний лес», звуковая фонограмма явление природы, демонстрационный
материал: картинки-слайды диких животных (белка, заяц, лиса, волк, кабан),
изображения жилища зверей, маска лисы.
9. Предварительная работа:
• беседы о диких животных;
• рассматривание иллюстрационного материала по теме;
• загадывание загадок, прослушивание сказок про диких животных.
Д/игра «Кто, как зимует?», «Кто, где живет?».
10. Методы и приёмы работы с детьми: словесный, игровой, наглядный,
речевое сопровождение деятельности, похвала, указание, наводящие вопро-
сы, показ.
11. Структура занятия:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) приветствие детей;
б) чтение загадки о зиме; в) словесная дидактическая игра «Продолжи сло-
во» (подбор прилагательных к слову зима).
II. Основная часть - 13 минут.
а) прослушивание сказки;
б) физическая минутка;
в)отгадывание загадок про животных;
г)знакомство с жизнью животных и их жилищах с помощью слайдов;
III. Заключительная часть - 4 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) разучивание игры «Зайцы и лиса».
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг воспитателя.
Приветствие детей
Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
Солнышко лучик к нам протянуло,
Солнышко щечку нам поласкало,
И доброго дня всем пожелало.
Я очень рада вас видеть здоровыми, бодрыми, в хорошем настроении.
Надеюсь, оно сохранится у вас на протяжении всего дня.
- Ребята, послушайте загадку
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила!
- О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)
В: - Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое
положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.
Зима – трудный период в жизни зимующих животных. В это время года мы
наблюдаем такие явления в природе как; снегопад, мороз, гололёд, вьюгу.
В: - Ребята, если на улице мороз, то мы говорим что погода…?
Д: -морозная (повторяют с воспитателем).
В: - Ребята, если на улице ветер, то мы говорим что погода…?
Д: -ветреная (повторяют с воспитателем).
В: - Молодцы! Ребята, расскажите мне в чём вы пришли сегодня в детский
сад? (спрашивать индивидуально выбранного ребёнка).
Дети рассказывают, в какой одежде они пришли, какого цвета и т.д.
В: - Молодцы! Зимой нам не страшен холод, потому что мы надеваем тёплую
одежду. Ребята, а как же животные зимуют в лесу? У них есть одежда?
Д: - Нет.
В: - А что их согревает?
Д: - Мех.
В: - Правильно, мех, меховые шубки. Ребята, а звери шубы когда-нибудь
снимают?
Д: - Нет.
В: - Сейчас я вам расскажу интересную историю, которая произошла в лесу
жарким летом.
Собрались звери на полянке, стали жаловаться на зной и жару. Услыхала их
ворона на ветке и стала смеяться над ними: «Да снимите вы с себя шубы,
тогда и не будет вам жарко».
Задумались звери, может, дельные совет ворона даёт, может и правда снять
шубы жаркие. Тут белка первая заговорила: «Я не могу шубку снять – она
меня от колючих веток спасает». Медведь сказал: «А моя шуба помогает мне
в малиннике от комаров и мошек сберечься». Зайчик тоже проговорил: «А
моя серая шубка на земле не видна, охотник меня не замечает».
Никто не захотел свою шубку снимать – нужны они зверям, защищают их.
Но вот пролетело лето, прошла осень, наступила холодная зима. Не увидишь
комаров и мошек, и земля стала не серая, а белая, снегом покрытая. Только и
теперь звери в шубках ходят, не желают их снимать».
В: - Ребята, подумайте, почему? Шубки такие же остались или изменились?
Ответы детей.
В: - Шубки животным очень нужны. Летом они были красивые, а зимой
красивее, летом шубки были тёплые, а зимой теплее, летом шубки были
пуховые, а зимой пуховее.
Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в лес. Готовы? Тогда в путь.
Физ. минутка.
В лес отправимся гулять
Будем весело шагать. ( Дети маршируют.)
По тропиночке пойдем (Ходят «змейкой»)
Друг за дружкою гуськом, (Ходят «гуськом»)
На носочки встали
И к лесу побежали. (Бегут на носочках.)
Ноги выше поднимаем,
Мы на кочки наступаем. (Ходят высоким шагом.)
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. (Дети маршируют на месте.)
Вот мы и пришли. Садитесь на стульчики, немного отдохнем.
Слайд 2, 3.
В: - Мы с вами попали в зимний лес.
А кого мы с вами встретим в лесу, узнаем при помощи загадок.
В: - Про кого сочинили загадку: «Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору!
Д: - Про зайца.
Слайд 3, 4.
В: - Правильно, молодцы! Осенью заяц меняет шубку серую летнюю на
белоснежную, тёплую и пушистую. Ему никакой мороз не страшен, да и на
белой скатерти снегов его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. «Бел,
потому и цел» - говорит народная пословица.
В: - Следующая загадка: Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый -
краса! А зовут ее...
Д: - Лиса.
Слайд 5, 6.
В: - Все лису называют хитрой. Да и как не быть хитрой, на белом снегу
издалека видна ее огненно-рыжая шубка. Во время сильных метелей и
непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается
хвостом. Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами.
Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает
острыми зубами.
В: - Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе
орешки я грызу.
Д: - Белка.
Слайд 7, 8.
В: - На снегу под деревьями можно видеть шелуху разгрызенных белкой
еловых и сосновых шишек. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое
служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо
строит в развилках веток или дуплах деревьев.
В: - Кто зимой холодной ходит злой, голодный.
Д: - Волк.
Слайд 9, 10.
В: - У волка прекрасное зрение, он видит даже в темноте. Питается в
основном мясом. Зимой пищу найти трудно и волк часто остается голодным.
Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов,
под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других
зверей, реже роют их самостоятельно. Волки, как правило, живут в стаях.
В: - Дикий зверь тропой бежит, то как хрюкнет, завизжит. С ним детишек
караван, этот зверь лесной – …
Слайд 11, 12.
Д: - Кабан.
В: - Чем питается кабан зимой? Как правило, в оттепель это животное
питается корневищами растений, а когда мороз – разрывает корневища
деревьев и кустарников. В глубокоснежные зимы кабаны поедают кору с
деревьев, наземные части растений, а также их корневища.
В: - Ребята, много животных мы с вами повстречали в лесу. И теперь мы
знаем, зачем же им шубки зимой?
Д: - Чтобы не мерзнуть.
В: - Если летом шубки красивые, то зимой…
Д: - Красивее.
В: - Летом шубки теплые, а зимой…
Д: - Теплее.
В: - Летом шубки пуховые, а зимой…
Д: - Пуховее.
В: - Молодцы, ребята! Какие вы любознательные и заботливые! А теперь
давайте вы будете зайчиками, а я лисичка (проводится игра «Зайцы и лиса»).
Дети выполняют движения по тексту, воспитатель выполняет роль лисы.
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки – побегайки.
Дети – зайчики легко бегают по группе.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки – побегайки.
«Зайки» присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту.
Вот бежит лисичка –
Рыжая сестричка.
Ищет, где же зайки?
Зайки – побегайки.
Лиса бежит между детками, с окончанием слов догоняет малышей.
Литература:
1.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А .Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.)
2.
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез,
2007.)
3.
О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»
(Творческий центр Сфера Москва, 2009.)