Напоминание

"Рисование развивает мышление ребенка или о чем говорят рисунки"


Автор: Дремина Инна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Рисование развивает мышление ребенка или о чем говорят рисунки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рисование развивает мышление ребенка или о чем говорят рисунки

Современный мир чрезвычайно сложен. Решение задач, с которыми сталкивается

современный человек, требует немалых умственных усилий.

Иногда бывает так, что решение задачи возникает в голове само по себе, как

озарение, и для этого не нужно взвешивать все факторы и действовать методом проб и

ошибок.

Как бы там ни было, творческое решение задач у взрослых может приобретать

самые разнообразные формы. Частично его можно развить с помощью рисования и

подобных творческих занятий.

Ребенок, занимаясь рисованием, развивает свое воображение, учится исследовать

мир и творить. Во взрослом возрасте благодаря этим навыкам он учится творчески решать

различные задачи, с которыми сталкивается в работе и различных сферах жизни.

В

результате

исследований

американских

психологов

было

установлено,

что

занятия ребенка рисованием развивают у него критическое мышление и навыки решения

задач.

Для некоторых детей рисование – самый лучший способ проявить свои творческие

способности. Во взрослой жизни у них появляется гораздо больше жизненных сфер и

ситуаций, в которых они могут эти способности применять.

Рисование

способствует

развитию

широкого

взгляда

на

окружающий

мир,

мотивируя ребенка мыслить творчески. Если ребенок имеет возможность выражать себя в

рисунке и экспериментировать, он учится нестандартно смотреть на повседневные вещи.

Это чрезвычайно важно в современном изменчивом мире, в котором крупные компании

постоянно ищут новые способы решения задач. В таких условиях человек, если он в

детстве занимался рисованием, более склонен выходить за рамки привычного мышления,

пробовать что-то новое и совершенствовать уже существующие методы.

Рисование и другие формы творчества (такие как, например, лепка) развивают у

ребенка

визуальные

и

пространственные

навыки,

которые

помогают

детям

интерпретировать и различать фигуры, символы и объекты. Попытки применять новые

идеи заставляют ребенка мыслить критически и принимать решения, поскольку в этом

процессе

ребенок

должен

делать

выбор

и

находить

для

себя

наиболее

подходящий

вариант. Впоследствии этот навык переносится из сферы творчества во многие другие

жизненные сферы.

Не

занимаясь

творчеством,

вы

не

развиваете

вышеперечисленные

навыки.

И

наоборот: пытаясь создать что-то новое, экспериментируя с формами и цветами, вы

перебираете всевозможные варианты в стремлении найти наиболее подходящий и когда,

наконец, находите то, что вам нужно, – вы формируете эти навыки, и они обязательно

пригодятся вам в будущем.

Когда и как ребенок учится рисовать

Для взрослого рисунок двухлетнего ребенка — это лишь каракули, для ребенка же –

отражение его богатого мира.

Рисование - это не только развлечение. Ребенок знакомится с цветом и формами, развивает

умение наблюдать и свою зрительную память, тренирует руку и приобретает навыки

мелкой и крупной моторики. Рисунок позволяет выразить свои чувства, что особенно

важно, так как двухлетний малыш еще не может высказать словами то, что чувствует.

Рисунок служит ему также инструментом для запечатления ежедневных событий.

Рисование является хорошим побуждением к укреплению концентрации внимания

через сосредоточенность в течение какого-то времени на одном виде деятельности. Ведь

чтобы что-то нарисовать, нужно хотя бы минуту посидеть спокойно. При рисовании также

развивается память. Когда ребенок рисует бабушку, друга или собаку, он должен сначала

вспомнить, как они выглядят. Картина возникает в его воображении, а поэтому редко

выглядит «так как должно», например, небо может быть зеленым, а папа – больше, чем

дом.

Черточки и закорючки

Только некоторые дети начинают рисовать в возрасте около года. Большинство же

приступают к этому творчеству около трех лет, когда из-под их карандашей начинает

выходить что-то, что хоть приблизительно напоминает человека, кошку или дом.

Когда наступит время рисования, обеспечьте ребенка большим количеством бумаги

и карандашей. Если ребенок ничего не хочет рисовать, никогда не заставляйте его, но

постарайтесь, чтобы карандаши и бумага всегда были под рукой (на случай, если он вдруг

передумает).

Если же у него уже получается какой-то рисунок – хотя бы зигзаг, который он

назовет змейкой, – проявите радость и похвалите ребенка изо всех сил. Развешивая его

рисунки в комнате или на холодильнике, вы показываете, насколько цените их, что, как

правило, невероятно окрыляет ребенка. А может даже однажды вы засядете вместе за

совместным творческим процессом и это будет просто прекрасно!

Двухлетний ребенок:

рисует штрихи во всех направлениях;

рисует отдельные черточки и много каракулей;

рисует завитки и загогулинки;

заполняет лист бумаги различными «каляками-маляками»;

начинает называть свои рисунки;

любит рисовать толстыми восковыми карандашами (особенно темных тонов);

любит иметь большое поле для «маневров» (например, на упаковочной бумаге);

любит, когда вы его хвалите.

Трехлетний ребенок:

лучше

всего

рисует

что-то

похожее

на

осьминогов

(то

есть

кружочек

с

веретенообразными конечностями);

начинает добавлять детали в рисунок лица (глаза, рот, нос);

в течение недели может создать несколько десятков рисунков;

будет вне себя от радости, если вы подпишете какой-нибудь из его рисунков и

повесите на видном месте, например, на холодильнике;

оценит альбом для рисования в формате А4 и пастельные краски, а также цветные

мелки ярких цветов.

Как интерпретировать рисунки детей

С того момента, когда ребенок начинает держать в руке карандаш и водить им по

бумаге, рисование становится отличным способом передачи его мыслей и, соответственно,

лучшего их понимания. Когда дети подрастают, интерпретировать их рисунки становится

проще,

и

нам

предоставляется

возможность

почерпнуть

удивительное

количество

информации

из

их

творений.

Понимание

детских

рисунков

является

отличным

инструментом для родителей на каждом этапе развития малышей.

Развитие у детей навыков рисования

Существуют

три

стадии

развития

детского

рисунка:

каракули,

стадия

предсхематических изображений и стадия схематических изображений. Вот чего стоит

ожидать от рисунков на каждой из этих стадий.

1. Каракули. На данном этапе в рисунках детей еще нет реализма, они больше

напоминают штрихи на листе бумаги. Может показаться, что такие творения лишены

смысла, но иногда дети создают то, что называется «случайным реализмом». Это означает,

что когда рисунок будет готов, вы сможете разглядеть те или иные формы или предметы в

том, что на первый взгляд казалось вам простыми каракулями.

2. Предсхематические изображения. На данном этапе дети пытаются рисовать то,

что видят своими глазами. Они могут изображать простые предметы и формы: лица,

человечков, машины, домашних животных, деревья и дома. Обычно эти рисунки не

содержат по-настоящему реалистичных элементов. На конечном этапе данной стадии дети

начинают добавлять в рисунки конкретные детали, которые отражают их идеи, например,

цветы перед домом или одежду на человечках.

3. Схематические рисунки. На этом этапе в рисунках появляется много деталей,

дети начинают использовать слова и символы. Например, они могут изображать птиц

символом «V». Малыши рисуют настолько реалистично, насколько позволяют их навыки,

при этом рисунки отражают их точку зрения или перспективу. Детские творения на этом

этапе способны иллюстрировать целые истории.

Как анализировать рисунки детей?

В большинстве случаев родители хотят видеть в рисунках ребенка смысл. Но иногда

рисунки – это просто рисунки, не более чем забавное времяпрепровождение, отраженное

на листе бумаги. Однако в некоторых случаях при анализе детских рисунков родителям

могут открыться более глубокий смысл, мысли и чувства, которые дети вкладывают в свои

картины. Очень важно стараться излишне не вчитываться в рисунок и позволить ребенку

самому сказать вам, какой смысл он вложил в свое творение. Задавайте малышу такие

вопросы, как «Что делают люди на твоей картине?». Это поможет вам узнать детали

рисунка, которые до этого момента оставались сокрытыми для вас.

Общие закономерности

Но

можно

и

самостоятельно

анализировать

детские

творения

и

искать

в

них

скрытый смысл.

Пол

и

цветовые

предпочтения.

Темные

цвета,

как

правило,

выбирают

дети

требовательные, стремящиеся к доминированию. Девочки обычно любят теплые тона, в то

время как мальчики предпочитают холодные. Зеленый цвет означает, что у ребенка есть

хорошие

творческие

способности,

желтый

символизирует

счастье,

а

красный

цвет

взволнованности, возбуждения, его любят использовать большинство детей.

Положение рисунка на странице также имеет значение. Левостороннее размещение

рисунка

ассоциируется

с

прошлым,

а

рисунок,

расположенный

справа,

говорит

об

интересе ребенка к будущему и его потребности в общении. Рисунки, которые находятся в

нижней части страницы, часто означают неуверенность или чувство неполноценности.

Важен

также

размер

нарисованных

фигур.

Дети,

которые

рисуют

предметы

большого

размера,

как

правило,

являются

доминирующими

личностями.

Слишком

большие и поднятые вверх руки могут означать агрессивность ребенка, а маленькие или

спрятанные за спину – неуверенность; маленькие ноги могут быть также признаком

неуверенности малыша, потери равновесия, поскольку ноги символизируют опору.

Фигурки людей. Ребенок часто рисует членов семьи в определенном порядке, при

этом себя он может расположить рядом с человеком, с которым у него в семье наиболее

близкие отношения. Ребенок также может придавать членам семьи разные выражения лиц,

которые показывают, в каком настроении находится тот или иной человек большую часть

времени. Размер фигуры определяет то, насколько важен ребенку данный член семьи: чем

больше человек, тем больше он может значить для ребенка или сильнее доминировать в

его жизни.

Подробные

рисунки. Чем

больше

деталей

ребенок

вкладывает

в

изображения

окружающих его людей, тем больше он видит их индивидуальность. Например, рисунок

брата в очках или сестры в красивом платье говорит о том, какими малыш видит их

ежедневно. Расположение членов семьи на картине также может свидетельствовать о

степени

их

близости:

если

семья

сплоченная

и

счастливая,

ребенок

отобразит

это,

сгруппировав семью на своем рисунке.

Копание ямы. Ребенок, который недавно пережил смерть близкого человека, может

рисовать ямы в земле, в том числе рыть или закапывать их на рисунке. Расположение

членов семьи вокруг ямы свидетельствует о том, с кем в семье у малыша наиболее близкие

отношения, или о том, как семья переживает потерю. Ребенок, который рисует только себя,

может испытывать чувство одиночества.

Какие эмоции ребенка можно определить с помощью рисунка?

Многие эмоции малыша можно определить, проанализировав его рисунки. Однако не

слишком увлекайтесь поиском смысла его творений, пока он сам не объяснит вам, что он в

них вложил. Тем не менее исследователи обнаружили, что некоторые детали рисунка

могут рассказать о том, что ребенок чувствует. Вот несколько примеров:

Импульсивный

ребенок:

большие

фигуры,

отсутствие

шеи,

асимметрия

конечностей.

Тревожный ребенок: тучи, дождь, летящие птицы, отсутствие у персонажей глаз.

Застенчивый

ребенок:

низкие

фигуры,

отсутствие

носа

или

рта,

крошечные

фигурки с прижатыми к телу руками.

Рассерженный ребенок: большие зубы и длинные, большие руки, неодинаковое

направление глазных зрачков (косоглазие).

Ребенок, не чувствующий себя в безопасности: чудовища, крошечные головы,

отсутствие рук, наклоненные фигуры.



В раздел образования




Яндекс.Метрика