Автор: Муравьёва-Залалиева Светлана Николаевна
Должность: преподаватель по вокалу
Учебное заведение: МБОУ ДО "Актюбинская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт Актюбинский, Азнакаевского района, республики Татарстан
Наименование материала: открытый урок
Тема: «Развитие навыков чистой интонации на уроке вокала»
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок по постановке голоса преподавателя
Музыкального отделения Актюбинской детской школы искусств
Муравьёвой–Залалиевой С.Н. с учащейся 2 класса Усмановой Азалией
Тема урока: «Развитие навыков чистой интонации на уроке вокала»
План урока: 1.Вступительная часть (теоретическая)
2.Дыхательная гимнастика
3.Распевание
4.Работа над произведениями
Ход урока:
1.
Пение-вид
музыкальной
деятельности,
наиболее
доступный
для
человека.
Из
всех
существующих
музыкальных
инструментов-голос
имеет
особенную силу эмоционального воздействия. Вокальное воспитание оказывает
влияние не только на эмоционально - эстетический строй личности ребёнка, но и
на умственное развитие.
Вокальная музыка замечательна тем, что сказывается на
формирование речи, возводит её на более высокую ступень. А речь, как известно,
является основой мышления. Обучение сольному пению должно осуществляться
в комплексе специальных дисциплин: вокальный ансамбль, хор, сольфеджио.
Успешность этой работы может осуществляться лишь в тесном
методическом контакте педагогов вокального ансамбля, хора, сольфеджио.
На занятии проходится заниматься не только постановкой голоса, но и
вырабатывать
культуру
речи
и
исполнения,
а
также
элементы
актёрского
мастерства, чего так часто не хватает на сцене.
Сложность вокального обучения детей состоит в том, что каждый возраст
требует
свой
индивидуальный
подход.
Нельзя
не
сказать
о
возрастной
периодизации:
1 период – младший школьный возраст (7-10 лет)
2 период - средний переходный школьный возраст (11-14 лет)
3 период - старший школьный возраст (15-17 лет)
Моя ученица Азалия, относится к среднему переходному возрасту. Именно
это
время
формирование
детского
певческого
голоса
находится
в
прямой
зависимости от изменения структуры голосового механизма.
2.Работа
над
дыханием
должна
занимать
особое
место,
т.к.
в
связи
с
возрастными
особенностями,
связка
и
дыхательный
аппарат
находятся
в
расслабленном состоянии. Часто теряется точная интонация в голосе, появляются
носовые и горловые призвуки. Важно в это время работать над резонаторным
звучанием голоса, а также над расширением диапазона.
В работе над постановкой певческого дыхания я использую замечательные
упражнения у А.Н.Стрельниковой, например «Насос». Также очень хорошо дети
осваивают дыхательные упражнения по методике Д.Е.огороднова- на вдох-выдох
(согл. П-П-С-С)- вдох-задержка-мягко проговариваем, оттягивая челюсть вниз и
делая акцент на гласную - КОТ (глубокая интонационная постановка), затем,
также делая акцент на гласную – МЫШЬ (верхняя «зубная» позиция).
3.Распевание. Это, прежде всего один из видов упражнений для приведения
голосового
аппарата
постепенно
в
рабочее
состояние.
Упражнения
бывают
разные, в зависимости от способностей ученика, а также цели и задачи, которые
ставит педагог на уроке:
- опевание звуков - это одна из действенных форм выравнивания интонации.
-упражнения на восходящую и убывающую мелодию, а также пение на разный
штрих.
Часто возникает проблема – мелодические так называемые скачки, а это
могут быть скачки на ч.5, б.6, м.6 и т.д. Для этого существует много упражнений
и одно из них – это СТРЕТТА. Под этим термином понимается искусственно
созданная вибрация голоса для ускоренного проведения темы (у пианистов это
называется пассажем). Стретта поётся в очень подвижном темпе. По-другому это
вокальное проведение можно назвать ГЛИССАНДО - тоже исполнительский
приём,
заключающийся
в
переходе
с
одного
звука
на
другой,
посредством
плавного скольжения, без выделения отдельных промежуточных ступеней. Но
эти упражнения можно давать уже более продвинутым учащимся.
После того, как голосовой аппарат подготовлен к работе, мы начинаем
петь. Как правило, сначала поётся вокализ (Это мелодия без слов, т.е. всё поётся
нотами. Это своего рода – упражнение для голоса, так же, как этюд у пианистов –
упражнение для пальцев). Затем идёт основная работа над произведениями. Я
взяла:
1.Вокализ №3 Зейдлер.
Очень красивая мелодия, которая, однако, имеет сложности в исполнении. В
частности - это восходящие ноты, идущие от P<FF, которые нужно на крепком
дыхании удержать наверху. Сложностью также является и чередование штрихов
LEGATO – STACCATO. Очень часто в этих местах дыхание спадает с опоры и
нарушается интонационная чистота.
2.«Чистай вальсы» Р.Ахмадиев
Произведение
исполняется
очень
легко,
энергично,
грациозно,
передавая
характер подвижного вальса. Скачки на ч.4 и восходящие ноты в конце куплета
должны звучать легко и непринуждённо (в верхней зубной позиции), а припев –
ярко
и
напевно.
Работу
над
произведением
следует
проводить
по
частям,
пропевая каждую на какой – либо звук (т.е. вокализом).
3.«Семь цветных карандашей» В.Серебренников
Произведение
современного
автора.
Довольно
интересно
и
сложно
интонационно
в
исполнительском
плане.
На
начальной
стадии
разучивания,
произведение лучше просольфеджировать, затем, пропеть вокализом несколько
раз, для лучшего запоминания мелодии. Верхние ноты в припеве желательно
брать на опоре и удерживать дыхание до конца фразы.
В конце урока хочется сказать, что развитие навыков чистой интонации
и певческого дыхания-это конечно же длительный процесс, который требует
индивидуального подхода, мастерства педагога и кропотливой работы. Желаю
удачи!