Напоминание

«Развитие навыков чистой интонации на уроке вокала»


Автор: Муравьёва-Залалиева Светлана Николаевна
Должность: преподаватель по вокалу
Учебное заведение: МБОУ ДО "Актюбинская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт Актюбинский, Азнакаевского района, республики Татарстан
Наименование материала: открытый урок
Тема: «Развитие навыков чистой интонации на уроке вокала»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок по постановке голоса преподавателя

Музыкального отделения Актюбинской детской школы искусств

Муравьёвой–Залалиевой С.Н. с учащейся 2 класса Усмановой Азалией

Тема урока: «Развитие навыков чистой интонации на уроке вокала»

План урока: 1.Вступительная часть (теоретическая)

2.Дыхательная гимнастика

3.Распевание

4.Работа над произведениями

Ход урока:

1.

Пение-вид

музыкальной

деятельности,

наиболее

доступный

для

человека.

Из

всех

существующих

музыкальных

инструментов-голос

имеет

особенную силу эмоционального воздействия. Вокальное воспитание оказывает

влияние не только на эмоционально - эстетический строй личности ребёнка, но и

на умственное развитие.

Вокальная музыка замечательна тем, что сказывается на

формирование речи, возводит её на более высокую ступень. А речь, как известно,

является основой мышления. Обучение сольному пению должно осуществляться

в комплексе специальных дисциплин: вокальный ансамбль, хор, сольфеджио.

Успешность этой работы может осуществляться лишь в тесном

методическом контакте педагогов вокального ансамбля, хора, сольфеджио.

На занятии проходится заниматься не только постановкой голоса, но и

вырабатывать

культуру

речи

и

исполнения,

а

также

элементы

актёрского

мастерства, чего так часто не хватает на сцене.

Сложность вокального обучения детей состоит в том, что каждый возраст

требует

свой

индивидуальный

подход.

Нельзя

не

сказать

о

возрастной

периодизации:

1 период – младший школьный возраст (7-10 лет)

2 период - средний переходный школьный возраст (11-14 лет)

3 период - старший школьный возраст (15-17 лет)

Моя ученица Азалия, относится к среднему переходному возрасту. Именно

это

время

формирование

детского

певческого

голоса

находится

в

прямой

зависимости от изменения структуры голосового механизма.

2.Работа

над

дыханием

должна

занимать

особое

место,

т.к.

в

связи

с

возрастными

особенностями,

связка

и

дыхательный

аппарат

находятся

в

расслабленном состоянии. Часто теряется точная интонация в голосе, появляются

носовые и горловые призвуки. Важно в это время работать над резонаторным

звучанием голоса, а также над расширением диапазона.

В работе над постановкой певческого дыхания я использую замечательные

упражнения у А.Н.Стрельниковой, например «Насос». Также очень хорошо дети

осваивают дыхательные упражнения по методике Д.Е.огороднова- на вдох-выдох

(согл. П-П-С-С)- вдох-задержка-мягко проговариваем, оттягивая челюсть вниз и

делая акцент на гласную - КОТ (глубокая интонационная постановка), затем,

также делая акцент на гласную – МЫШЬ (верхняя «зубная» позиция).

3.Распевание. Это, прежде всего один из видов упражнений для приведения

голосового

аппарата

постепенно

в

рабочее

состояние.

Упражнения

бывают

разные, в зависимости от способностей ученика, а также цели и задачи, которые

ставит педагог на уроке:

- опевание звуков - это одна из действенных форм выравнивания интонации.

-упражнения на восходящую и убывающую мелодию, а также пение на разный

штрих.

Часто возникает проблема – мелодические так называемые скачки, а это

могут быть скачки на ч.5, б.6, м.6 и т.д. Для этого существует много упражнений

и одно из них – это СТРЕТТА. Под этим термином понимается искусственно

созданная вибрация голоса для ускоренного проведения темы (у пианистов это

называется пассажем). Стретта поётся в очень подвижном темпе. По-другому это

вокальное проведение можно назвать ГЛИССАНДО - тоже исполнительский

приём,

заключающийся

в

переходе

с

одного

звука

на

другой,

посредством

плавного скольжения, без выделения отдельных промежуточных ступеней. Но

эти упражнения можно давать уже более продвинутым учащимся.

После того, как голосовой аппарат подготовлен к работе, мы начинаем

петь. Как правило, сначала поётся вокализ (Это мелодия без слов, т.е. всё поётся

нотами. Это своего рода – упражнение для голоса, так же, как этюд у пианистов –

упражнение для пальцев). Затем идёт основная работа над произведениями. Я

взяла:

1.Вокализ №3 Зейдлер.

Очень красивая мелодия, которая, однако, имеет сложности в исполнении. В

частности - это восходящие ноты, идущие от P<FF, которые нужно на крепком

дыхании удержать наверху. Сложностью также является и чередование штрихов

LEGATO – STACCATO. Очень часто в этих местах дыхание спадает с опоры и

нарушается интонационная чистота.

2.«Чистай вальсы» Р.Ахмадиев

Произведение

исполняется

очень

легко,

энергично,

грациозно,

передавая

характер подвижного вальса. Скачки на ч.4 и восходящие ноты в конце куплета

должны звучать легко и непринуждённо (в верхней зубной позиции), а припев –

ярко

и

напевно.

Работу

над

произведением

следует

проводить

по

частям,

пропевая каждую на какой – либо звук (т.е. вокализом).

3.«Семь цветных карандашей» В.Серебренников

Произведение

современного

автора.

Довольно

интересно

и

сложно

интонационно

в

исполнительском

плане.

На

начальной

стадии

разучивания,

произведение лучше просольфеджировать, затем, пропеть вокализом несколько

раз, для лучшего запоминания мелодии. Верхние ноты в припеве желательно

брать на опоре и удерживать дыхание до конца фразы.

В конце урока хочется сказать, что развитие навыков чистой интонации

и певческого дыхания-это конечно же длительный процесс, который требует

индивидуального подхода, мастерства педагога и кропотливой работы. Желаю

удачи!



В раздел образования




Яндекс.Метрика