Напоминание

«Реализация части Основной образовательной программы МАДОУ № 25, формируемой участниками образовательных отношений по нравственно–патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»


Авторы: Балаева Лариса Юрьевна, Гайдашова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель, социальный педагог
Учебное заведение: МАДОУ № 25
Населённый пункт: Новосибирская область, город Бердск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Реализация части Основной образовательной программы МАДОУ № 25, формируемой участниками образовательных отношений по нравственно–патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

Тема:

«Реализация части Основной образовательной программы

МАДОУ № 25, формируемой участниками образовательных отношений

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через

ознакомление с родным городом»

Старший воспитатель МАДОУ № 25 Балаева Лариса Юрьевна

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1. Актуальность

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического

воспитания:

идея

воспитания

патриотизма

и

гражданственности,

приобретая

все

большее

общественное

значение,

становится

задачей

государственной важности.

Приоритетной задачей Российской Федерации в

сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,

разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей

актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал

в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите

Родины (гл.1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на

период

до

2025

года»).

В

содержании

ФГОС

ДО

отмечается

острая

необходимость

активизации

процесса

воспитания

патриотизма

дошкольника.

Современные исследователи в качестве основополагающего

фактора

интеграции

социальных

и

педагогических

условий

в

патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают

национально

региональный

компонент.

При

этом

акцент

делается

на

воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Учитывая ресурсы социокультурного окружения нашего детского сада,

образовательные

интересы

и

потребности

детей,

членов

их

семей

и

педагогов, в рамках подготовки к празднованию 300-летия города Бердска

(2016 г.) с 2015 года одним из приоритетных направлений деятельности

МАДОУ

25

является

нравственно-патриотическое

воспитание

дошкольников (образовательная область «Познавательное развитие»).

Педагогическая диагностика детей МАДОУ № 25 старшего дошкольного

возраста показала, что у большинства недостаточно сформированы знания о

родном городе. Так, в процессе беседы и выполнения задания дошкольники

сомневались

в

ответах,

затруднялись

назвать

известных

жителей

города,

достопримечательности, названия улиц.

По результатам анализа анкетирования родителей выяснили, что 70 %

семей

не

уделяют

внимание

данной

теме,

считая

ее

не

столь

важной,

родители не имеют достаточно знаний о своем городе. Не имея достаточного

количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой

Родине.

Часть

Основной

образовательной

программы

МАДОУ

25,

формируемая

участниками

образовательных

отношений

представлена

в

форме перспективно-тематического плана по нравственно-патриотическому

воспитанию. Весь практический материал (перспективно-тематический план,

конспекты занятий, фотоальбомы, реализация проектов и т.п.) разработан

педагогами на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам

русской

народной

культуры»

(авт.

О.Л.

Князева,

М.Д.

Маханёва),

методического пособия Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России.

Гражданско-патриотическое

воспитание

дошкольников»

материалов

Бердского

историко-художественного

музея,

периодических

изданий

г.Бердска, интернет-ресурсов, видеофильмов о г. Бердске.

1.1.2. Цели и задачи реализации парциальной программы

Цель:

Формирование нравственно-патриотических

чувств

у

дошкольников через ознакомление с родным городом.

Задачи:

Расширять

представления

детей

о

родном

городе:

его

историческом,

культурном,

географическом,

природно-экологическом

своеобразии.

Развивать познавательный интерес к культурным и природным

ценностям родного города, желание беречь и сохранять их.

Дать

представление

о

роли

родного

города

и

региона

в

экономическом

развитии

страны; о профессиях, связанных со спецификой

города Бердска,

о профессиях родителей и месте их работы. Воспитывать

уважение к труду.

Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за

своих земляков, эмоционально-ценностное отношение

к историческому и

культурному наследию города Бердска.

Формировать толерантное отношение к представителям других

национальностей, к ровесникам, родителям и другим людям.

1.1.3. Принципы и подходы к реализации парциальной программы

При

выстраивании

педагогического

процесса

по

ознакомлению

дошкольников с родным городом учитывались следующие принципы:

Принцип личностно-ориентированного общения

-

индивидуально-

личностное

формирование

и

развитие

морального

облика

человека.

В

процессе

обучения

дети

выступают

как

активные

исследова тели

окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его

опыт.

Партнерство,

соучастие

и

взаимодействие

-

приоритетные

формы

общения педагога с детьми;

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу

изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город,

родная страна, родная природа, родная культура;

Принцип наглядности

широкое

представление

соответствующей

изучаемому

материалу

наглядности:

иллюстрации,

фотографии

пейзажей,

памятников, достопримечательностей и т.д.;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого

познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы

дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

Принцип занимательности

-

изучаемый

материал

должен

быть

интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей

желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению

результата.

Принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с семьёй

социальными

партнерами.

Содержание

краеведческого

материала

определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех

видов

деятельности

при

знакомстве

детей

с

историко-культурными

особенностями города Бердска.

Работа построена на основе следующих методологических подходов:

1. Системный

подход -

рассматривает

систему

знаний,

которая

включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях

(Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерывный процесс развития

неопределенных

знаний

в

знания

определенные,

ясные

и

точные,

чему

уделяется основное внимание на занятиях. С другой – постоянно идет и

противоположный процесс превращения ясных и точных знаний в знания

неопределенные,

неясные,

которые

проявляются

в

форме

догадок,

предположений

и

вопросов.

Эта

неопределенность

представляется

как

своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной

активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта.

2. Диалектический

подход –

обеспечивает

формирование

у

детей

начальных

форм

диалектического

рассмотрения

и

анализа

окружающих

явлений

в

их

движении,

измерении

и

развитии

в

их

взаимосвязях

и

взаимопереходах (Н.Н.Поддьяков, Н.Е.Веракса). У дошкольников развивается

общее

понимание

того,

что

любой

предмет,

любое

явление

имеет

свое

прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания

исторического

характера,

отражающие

взаимосвязь

культур

в

разные

исторические эпохи.

3. Культурологический

подход –

подчеркивается

ценность

пути

развития

своего

родного

края.

Это

находит

отражение

как

в

создании

предметно-развивающей

среды,

так

и

в

содержании

работы

с

детьми

(Л.С.Выготский, В.И.Логинова).

1.1.4. Планируемые результаты

В работе с детьми:

У

детей

сформирован

познавательный

интерес

к

родной

стране, городу, семье.

Дети понимают, что такое малая Родина, родной край.

Дети

знают

флаг,

герб,

социально-значимые

объекты,

достопримечательности города, названия улиц и т.д.

Имеют

представление

о природных богатствах Новосибирской

области; о историко-географическом расположении города Бердска.

Имеют представление о профессиях, связанных со спецификой

города Бердска, в частности о профессиях родителей и месте их работы.

Дети

умеют

переносить

образы,

представления

и

чувства,

пережитые ребёнком, в продукты художественного детского творчества;

Дети умеют составлять связный рассказ о городе Бердске, давать

эмоционально-ценностную

оценку

событиям,

происходящим

в

родном

городе.

В системе работы МАДОУ № 25:

Освоение педагогами современных образовательных технологий

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Вовлечение

в

работу

по

нравственно-патриотическому

воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности

(дети, педагоги, родители, социальные партнеры).

Создание

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

МАДОУ № 25 по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Оценка

эффективности

работы

по

нравственно-патриотическому

воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики,

разработанной педагогическим коллективом МАДОУ № 25.

1.1.5. Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию

детей в ДОУ

Нравственно-

патриотическое воспитание

дошкольников

Методическая работа

Образовательная

работа с детьми

Взаимодействие с

социумом

Взаимодействие с

родителями

Рис.1. Модель нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ

1.2.

Содержание образовательного процесса

1.2.1. Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому

воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Основу

организации

образовательного

процесса

в

МАДОУ

25

составляет

комплексно-тематический

план,

разработанный

с

учетом

принципа

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными возможностями и особенностями детей. Тематический принцип

построения образовательного процесса позволил разработать перспективно-

тематический

план

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Образовательная

работа

с

детьми

распределена по блокам (Рис.2.).

Рис. 2. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому

воспитанию дошкольников.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми ведется

в нескольких направлениях (Рис.3.):

Направления работы по

нравственно-патриотическому

воспитанию дошкольников

духовно-образовательное (тематические

занятия, беседы, чтение художественной

литературы, рассматривание

иллюстраций, макетов, занятия в музее)

воспитательно-образовательное

(развлечения, народные

праздники, игровая деятельность)

культурно-познавательное (экскурсии,

посещение кукольных спектаклей,

встречи с интересными людьми)

нравственно-трудовое (продуктивная

деятельность, организация посильного

труда детей)

«Я И МОЯ

СЕМЬЯ»

«МОЙ

ДЕТСКИЙ

САД»

«МОЙ ГОРОД

БЕРДСК»

«НОВОСИБИР

СКАЯ

ОБЛАСТЬ»

«ЭКОЛОГИЯ

МАЛОЙ

РОДИНЫ»

«ОБЫЧАИ И

ТРАДИЦИИ»

«

ЗНАМЕНИТЫЕ

ЗЕМЛЯКИ,

ТРУЖЕНИКИ

РОДНОГО ГОРОДА

»

Рис.3. Основные направления работы с детьми по нравственно-патриотическому

воспитанию

Перспективно-тематический план

по ознакомлению старших дошкольников с городом Бердском

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Ответственный

Сентябрь

«Я И МОЯ СЕМЬЯ»

НОД «Мой дом»

Расширить понятие «дом»:

дом - это семья, детский сад,

улица, Родина, Земля; дом надо

беречь любить.

Знакомство с песенками и

потешками о семье –

продолжать знакомить с

русским народным фольклором.

Социальный

педагог

Игра-беседа «Моя семья»

Расширить понятие «семья»

дом - это папа и мама, другие

родственники, друзья.

Игра-беседа «Моя семья» -

учить называть членов своей

семьи, воспитывать заботливое,

уважительное отношение к

родственникам.

Обычаи и традиции семьи.

Воспитатели групп

Викторина

Участие в викторине «Что я

знаю о маме или, что мама знает

обо мне».

Построение генеалогического

дерева «Моя родословная»

(совместно с родителями)

Воспитатели групп

Музыкальный

руководитель

«МОЙ ДЕТСКИЙ САД»

НОД «Мой детский сад»

Рассказ об истории МАДОУ

№25.

Экскурсия по детскому саду,

знакомство с руководителем

детского сада, специалистами и

сотрудниками детского сада,

кабинетами. Награды детского

сада.

Помочь детям лучше узнать

свой детский сад, полюбить его;

воспитывать уважение к

старшим, умение играть дружно

со сверстниками.

Социальный

педагог

Воспитатели групп

Музыкальный

руководитель

Прогулка по г. Бердску

Познакомиться с микрорайоном,

где находится МАДОУ №25,

учреждениями.

Обозначить безопасные пути к

детскому саду, остановки.

Выставка рисунков «Мой

любимый детский сад»

Составление схем «Я иду в

свой детский сад» (дорога из

дома в детский сад).

Социальный

педагог

Воспитатели групп,

Воспитатель ИЗО

Октябрь

Экскурсия в осенний парк

Знакомство с

достопримечательностями города

Бердска.

Сбор гербария.

Закрепление правил поведения на

экскурсии.

Старший

воспитатель

Социальный

педагог

Воспитатели групп

«МОЙ ГОРОД БЕРДСК»

НОД «Город, в котором я живу»

Рассказ о городе Бердске.

Знакомство с символикой города -

гербом.

Формирование понятия Родины как

места (города), где человек

родился, где он живет, славу

которого должен беречь и

приумножать.

Социальный

педагог

Беседа, рисование

«Город глазами детей»

Формирование у детей умения

узнавать

по

иллюстрациям,

у м е т ь

р а с с к а з ы в а т ь

о

достопримечательностях

нашего города.

Воспитатели групп

Руководитель

изодеятельности

НОД «Как появился город Бердск»

Знакомство

историей возникновения города,

этапами развития.

Просмотр

фотографий

города

Бердска

Воспитатели групп

Ноябрь

Совместное мероприятие с

родителями

Посещение лыжной базы

«Метелица»

Знакомство

со

спортивным

комплексом.

Наблюдение

за

т р е н и р о в ка м и

л ы ж н и ко в .

Приобщение к здоровому образу

жизни.

Воспитатели групп

Рук.физ.воспитания

Участие в Городских акциях

Акция «Покорми птиц»

Конкурс кормушек «Птичья

столовая».

Помощь в оформлении

площадок зимними

постройками.

Старший

воспитатель

Социальный

педагог

Воспитатели групп

НОД «Бердский острог»

Совместная деятельность с

родителями.

Изготовление макета

«Бердский острог».

Закрепить знания детей об

историческом сооружении

«Бердский острог».

Развивать умения детей

сооружать прочную постройку в

виде дома из спичек. Закрепить

конструкторские навыки.

Старший

воспитатель

Социальный

педагог

Воспитатели групп

Экскурсия в Городской музей

г. Бердска

З н а к о м с т в о

с

м у з е е м ,

основными экспозициями.

Социальный

педагог

Воспитатели групп

Декабрь

НОД

«Городской транспорт»

Формирование у детей

представления о различных

видах городского транспорта,

знакомство с дорожными

знаками, правилами поведения

в городском транспорте.

Воспитатели групп

Совместное рисование схемы

города Бердска

Продолжать знакомство с

улицами города, видами

транспорта. Закрепление

правил безопасного поведения

на улице.

Воспитатели групп

Руководитель

изодеятельности

Методист

Совместная деятельность с

родителями

Изготовление макета «Улицы

Бердска»

Закрепление знаний о близлежащих

улицах вокруг детского сада.

Воспитатели групп

Руководитель

изодеятельности

НОД «Достопримечательности

города Бердска»

Познакомить с

достопримечательностями города,

социальными и культурными

объектами.

Воспитатели групп

Социальный педагог

Январь

«НОВОСИБИРСКАЯ

ОБЛАСТЬ»

НОД «Мы живем в России»

Знакомство с картой Российской

Федерации, определение

местоположения города Бердска (он

находится в Новосибирской

области, Новосибирской область в

России).

Социальный

педагог

Воспитатели групп

НОД «Мы живем в

Новосибирской области

Знакомство с географической и

физической картой Новосибирской

области, поиск на карте родного

города. История Новосибирской

области.

Воспитатели групп

Совместная деятельность с

родителями

(изготовление книжек –

малышек, фотоматериалы и

др.)

Выставка «Выдающиеся люди

Новосибирской области»

Воспитатели групп

Воспитатель ИЗО

Феврал

ь

«ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ»

НОД «Старый» Бердск –

современный Бердск»

Знакомство с фотографиями

«старого» и современного Бердска,

сравнение, поиск знакомых мест.

Воспитатели групп

Социальный педагог

Беседа

«Путешествие в прошлое»

Дать информацию о коренных

жителях города Бердска, их быте,

традициях и культуре.

Воспитатели групп

Экскурсия в ДШИ «Берегиня»

Мастер-класс по изготовлению

предметов старины

Знакомство с бытом и культурой

жителей старого Бердска; (русская

изба)

Воспитатели групп

Социальный педагог

Оформление тематической

выставки

«Коврики самотканки»

«Куклы обереги»

Приобщение воспитанников МАДОУ

к русским народным промыслам,

изготовление предметов по

мотивам русских промыслов

своими руками

Воспитатели групп

Воспитатель

изо-

деятельности

Концерт коллектива

«Радигость» ДШИ Берегиня

Приобщение

воспитанников

к

русской народной песне, танцам.

Воспитатели групп

Музыкальный

руководитель.

НОД «Традиционные русские

праздники»

Масленица.

Приобщение

воспитанников

МАДОУ

к

русским

народным

традициям.

Воспитатели групп

Музыкальный

руководитель

Руководитель изо-

деятельности

Март

«ЭКОЛОГИЯ МАЛОЙ

РОДИНЫ»

НОД, мультимедийная

презентация

«Природные богатства

Новосибирской

области

Знакомство с географическими

особенностями местности.

Знакомство с растительным и

животным миром.

Воспитатели групп

Экскурсия в СЮН

(оранжерея, мини-зоопарк)

Знакомство с многообразием

растений, представленных в

оранжерее.

Воспитатели групп

Социальный педагог

«Родина, малая Родина»

НОД

«День Земли»

Развлечение

Познакомить детей с

праздником – День Земли.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения,

положительное отношение к

окружающему миру, природе,

родному краю.

Старший

воспитатель

Воспитатели групп

Социальный педагог

«ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ,

ТРУЖЕНИКИ РОДНОГО

ГОРОДА»

НОД «Почетные жители г.

Бердска»

Познакомить воспитанников

МАДОУ с известными

жителями г. Бердска.

Старший

воспитатель

Воспитатели групп

Встреча с Почетным жителем г.

Бердска.

Социальный педагог

Встреча с интересным

человеком – инспектор ГИБДД

Инспектор Госпожнадзора

Знакомство с профессией

государственного

автоинспектора; инспектора

Госпожнадзора

с правилами дорожного

движения; правами и

обязанностями пешехода.

мероприятиями по

профилактике пожаров.

Старший

воспитатель

Воспитатели групп

Социальный педагог

Апрель

НОД «Мы - Бердчане»

Познакомить детей с

творчеством поэтов и писателем

Новосибирской области.

Воспитатели групп

Социальный педагог

Методист

Встреча с интересным

человеком –

с бердским поэтом Анатолием

Зеленцовым

Знакомство с творчеством

бердского поэта.

Воспитатели групп

Социальный педагог

Экскурсия в Детскую

библиотеку

г. Бердска

Знакомство со спецификой хранения

книг в библиотеке, многообразмем

книг, хранящихся в фондах

библиотеки.

Социальный педагог

Воспитатели групп

Концерт воспитанников

музыкальной школы им.

Свиридова

Формировать навыки культуры

слушания музыки (не

отвлекаться, слушать до конца);

познакомить с

патриотическими

произведениями, а так же с

произведениями Бердских

авторов.

Музыкальный

руководитель

Социальный педагог

Экскурсия в школу №1, школу

№3 «Пеликан», совместно с

родителями.

Подготовка выпускников МАДОУ

к поступлению в школу.

Социальный педагог

Воспитатели групп

Май

НОД «Дорогами Великой

Победы»

Праздничное мероприятие

«День Победы»

Продолжать воспитывать у

детей патриотические чувства

через музыкальный и

поэтический материал,

посвящённые ВОВ. Вызвать у

детей чувство сопереживания к

тем, кто не вернулся с войны.

Вызвать чувство гордости к

нынешней армии - защитнице

мира.

Выставка газет

« Я помню, я горжусь»

(совместно с родителями)

Воспитатели групп

Музыкальный

руководитель

Выставка газет

« Я помню, я горжусь»

(совместно с родителями)

Изготовление семейных газет,

портретов с именами

родственников, участников ВОВ

Руководитель

изодеятельности

Воспитатели групп

Экскурсия к монументу Славы

Знакомство с

Воспитатели групп

совместно с родителями

достопримечательностями

г. Бердска

Встреча с интересным

человеком –

ветераном Великой

Отечественной Войны

Воспитание уважения к людям,

отстоявшим мир на Земле

Социальный педагог

Воспитатели групп

Экскурсии в Молодежный

центр

«100 друзей»

Краеведческий музей.

Театрализованное

представление.

Знакомство с работой центра.

Представление понятий

«добрые дела», «волонтер»

Социальный педагог

Воспитатели групп

Викторина «Что? Где?

Когда?» на тему «Что ты знаешь о

своем городе?».

Обобщение и закрепление

знаний детей о городе Бердске

Социальный педагог

Воспитатели групп

1.2.2. Формы, способы, методы и средства реализации парциальной

программы с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей воспитанников. Используемые технологии.

Работа по каждому блоку имеет определенные цель и задачи. Решение

задач осуществляется в формах совместной деятельности детей и взрослых

(непрерывной

образовательной

деятельности,

образовательной

деятельности в ходе режимных моментов), в самостоятельной деятельности

дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников и социальными

партнерами. Темы

блоков

повторяются

в

старшей

и

подготовительной

группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала

и сложность. Занятия проводятся 2 раза в месяц, в процессе которых дети

получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. В совместной

деятельности широко используют дидактические, подвижные, настольные,

сюжетно-ролевые,

театрализованные

игры

с

детьми,

которые

помогают,

опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у

детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную

деятельность включены беседы о родном городе, городах России, животных и

растениях

родного

края

и

т.д.,

рассматривание

тематических

альбомов,

иллюстраций,

организацию

выставок

предметов

детского

творчества;

прослушивание литературных и музыкальных произведений. Цикл занятий по

ознакомлению с родным городом, природой родного города проводится в форме

экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организация целевых

прогулок помогает детям в условиях активного исследования окружающего

мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц,

обитателей

водоемов

и

т.д.

Наибольший эмоциональный отклик у детей

вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия.

Методы и приёмы, используемые в

работе

с детьми по нравственно-

патриотическому

воспитанию.

Наглядные методы и приемы обучения:

- иллюстрации и открытки с видами города Бердска, сибирской природы;

-географические карты с изображением лесов, рек, животных Новосибирской

области;

- демонстрация натуральных предметов быта (старинные игрушки, предметы

обихода, утварь);

- альбомы, оформленные вместе с родителями на тему: «Мой город

Бердск», «Наша жизнь в детском саду»;

- лэпбуки по временам года, по правилам дорожного движения.

Словесные

приемы обучения:

- чтение художественной литературы;

- отгадывание несложных ребусов;

- составление детьми рассказов на

тему:

«Дом»,

«Детский садик», про птиц

и животных, о

родном городе,

«Улица, где я живу»;

-разгадывание кроссвордов.

Игровые методы и приемы обучения:

- дидактические игры: внезапное появление объектов, выполнение

воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок,

введение элементов соревнования, создание игровой ситуации;

- воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми

действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Практические методы обучения:

-

и с с л е д о в а т е л ь с к а я

д е я т е л ь н о с т ь ,

э л е м е н т а р н ы е

о п ы т ы ,

экспериментирование:

совместно

с

детьми

и

родителями

оформление

альбомов

по

проведенным

опытам

«Посадка

семян»,

«Черенкование

комнатных

растений»,

«Посадка

лука»,

составление

гербария

из

листьев

деревьев, цветов, трав

родного края, зарисовка плодов при рассматривании

плодовых деревьев.

- моделирование: изготовление макетов микрорайона, здания детского сада,

«Бердского острога» и др.

Используемые технологии:

Проектная деятельность:

- практико-ориентированный проект «Маленький бердчанин»,

- исследовательский проект «Семейные реликвии», «Бердск воевал».

- информационные проекты: «Моя Семья», «Наша группа», «Мой любимый

детский сад!»,

- творческий проект «Ярмарка».

ИКТ

технологии:

-

м ул ьт и м ед и й н ы е

п р е з е н т а ц и и

н а

р а з л и ч н ы е

темы:

« М о я

семья»,

« Ж и в о т н ы й

м и р

н а ш е го

к р а я »,

« З и м у ю щ и е

п т и ц ы

Сибири»,

«Никто не забыт, ничто не забыто», «Видеоэкскурсия по городу

Б

е

р

д

с

к

у

»

,

«Устное

народное

творчество»,

«Профессии»,

«Русские

народные

сказки»,

видеоролики

о

народных традициях и обычаях.

-

Музейная

педагогика:

Создание

мини

-музеев

в

группах

в

рамках

реализации проектов «Бердск воевал», «Изба», «Достопримечательности

города Бердска», «Семейная реликвия».

1.2.3. Особенности взаимодействия

педагогического коллектива с семьями воспитанников

Цель: Создание единого культурно-образовательного пространства «детский

сад

-

семья»

в

вопросах

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников.

Задачи:

1.

Приобщать

родителей

к

восприятию

и

освоению

истории

и

культурных традиций Новосибирской области, города Бердска

2.

Ориентировать

родителей

воспитанников

на

нравственно-

патриотическое воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с

традициями семьи. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей

семье, родному дому, земле, где он родился.

3.

Формировать

основы

экологической

культуры,

гуманного

отношения ко всему живому.

4.

Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада.

Формы работы с родителями:

- семейные экскурсии в музеи, памятным местам города, культурные центры;

- «мини-исследования» истории города, улицы (на которой находится детский

сад или живут дети);

- консультативная работа;

- праздники, развлечения, досуги;

- оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, газеты;

- дни открытых дверей;

- участие в выставках творческих работ, рисунков.

- анкетирование

и опросы родителей

План взаимодействия с родителями

по нравственно-патриотическому воспитанию

Мероприятия

Срок

Ответственные

1. Выявление степени вовлеченности семей в

образовательный процесс: анкета для

родителей, определяющая их отношение к

патриотическому воспитанию детей.

сентябрь

Ст. воспитатель

Методист

Воспитатели

групп

2. Участие воспитанников МАДОУ № 25,

родителей в Городских мероприятиях,

творческих конкурсах, выставках, социальных

акциях.

в течение

года

Ст. воспитатель

Соц. педагог

Воспитатели

групп

3. Консультации для родителей в приемных

групп, на официальном сайте

«Воспитание патриотических чувств у

дошкольников»

«Воспитание юного патриота в семье»

«Воспитание любви к родному городу в семье

и детском саду»

«Как рассказать детям о Великой

Отечественной войне»

«Патриот воспитывается с детства»

«Прогулки с детьми по городу»

в течение

года

Ст. воспитатель

Соц. педагог

Воспитатели

групп

4. Участие в организации выставок:

Фотовыставка и выставка рисунков «Мой папа

в армии служил»

Фотовыставка и выставка рисунков «Мамы

наши хороши»

Фотовыставка и выставка рисунков «Мы

помним, мы гордимся»

в течение

года

Ст. воспитатель

Соц. педагог

Воспитатели

групп

5. Организация передвижек и тематических

подборок в приемных групп, на официальном

сайте (история ВОВ, история Новосибирской

области и др.)

в течение

года

Ст. воспитатель

Соц. педагог

Воспитатели

групп

6. Помощь в организации экскурсий, встреч с

интересными людьми

в течение

года

Ст. воспитатель

Соц. педагог

Воспитатели

групп

7. Участие в индивидуальных фотовыставках

«Моя семья».

Построение генеалогического дерева «Моя

родословная».

сентябрь

Ст. воспитатель

Соц. педагог

Воспитатели

групп

8. Участие в выставке «Выдающиеся люди

октябрь

Соц. педагог

Новосибирской области». Изготовление

книжек-малышек, биографических очерков,

фотоматериалы.

Воспитатели

групп

9. Экскурсия «Знакомство с музеем и

правилами поведения в нем» — экскурсия в

Бердский историко-художественный Музей

(воспитанники старших и подготовительных

групп)

декабрь

Ст. воспитатель

Соц. педагог

Воспитатели

групп

10. Проведение Дня Музея

«Всей семьей в музей».

декабрь

Ст. воспитатель

Воспитатели

групп

11. Изготовление макета «Улицы Бердска».

январь

Ст. воспитатель

Воспитатели

групп

12. Изготовление лэп-буков, альбомов

«История родного города»

«Памятные места города Бердска»

«Наша армия родная»

январь-

февраль

Ст. воспитатель

Соц. педагог

Воспитатели

групп

13. Участие родителей в традиционном

Городском конкурсе

«Семейные реликвии»

март

Ст. воспитатель

Соц. педагог

Воспитатели

групп

14. Встречи с интересными людьми:

-милиционер; пожарный

-писатель, художник;

-ветераны войны.

апрель-май

МАДОУ №25

Музей

15. Выставка макетов, рисунков

«Наш любимый Бердск», изготовленный

педагогами и родителями МАДОУ №25

апрель-май

МАДОУ №25

Музей

В

работе

с

родителями учитываются

образовательные

потребности,

интересы

и

мотивы

детей,

членов

их

семей,

специфика

национальных,

социокультурных

условий,

в

которых

ребенок

находится

вне

стен

образовательного учреждения.

1.2.4. Сетевое взаимодействие МАДОУ № 25 с социальными

партнерами

в рамках реализации ООП, части формируемой участниками

образовательных отношений

Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать

воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

Анализ выявленных потенциальных возможностей ближайшего окружения

детского

сада

и

интересов

детей,

их

дифференциация,

позволили

спланировать

и

организовать

совместную

работу

детского

сада

с

социальными институтами города Бердска на договорной основе. Созданная

модель

сетевого

взаимодействия

позволяет

использовать

максимум

возможностей

для

развития

интересов

детей

и

их

индивидуальных

способностей,

решать

многие

образовательные

задачи,

воспитывать

нравственно-патриотические чувства дошкольников (Рис.4.)

Рис.4. Модель сетевого взаимодействия МАДОУ № 25 с социальными партнерами

МАДОУ №

25

МОУ СОШ № 1

МОУ СОШ № 3

МОУ СОШ № 10

(экскурсии, спортивные

праздники, встречи с

курсантами

патриотического клуба

«Сокол», совместное

проведение городских

акций)

Детская

художественная школа

«Весна»

(экскурсии, выставки,

мастер-классы, просмотр

мультфильмов

мультипликационных студий

г.Бердска)

Станция юных

натуралистов г.Бердска

(

экскурсии в музей,

оранжерею, мини-зоопарк,

участие в городских конкурсах

и акциях)

Городская детская

библиотека

(экскурсии, игровые

программы,

выставки, встречи с

писателями-земляками)

Бердский историко-

художественный

музей

(экскурсии, передвижные

выставки, конференции)

Детская музыкальная

школа им. Г.Свиридова

(экскурсии, концертная

деятельность)

Детская школа

искусств «Берегиня»

(

экскурсии, выставки, мастер-

классы, совместное проведение

народных праздников)

Партнерство

дошкольного

образовательного

учреждения

и

социума

оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников.

Так постепенно и появляется главный результат социального партнерства

формирование

нравственно-патриотических

чувств,

н о в ы е

взаимоотношения детей и педагогов с социумом, успешная адаптация

дошкольников в общество.

1.3.

Организация образовательного процесса

1.3.1. Материально-техническое обеспечение

реализации

парциальной программы

МАДОУ

25

отдельно

стоящее

2-х

этажное

здание,

имеет

самостоятельный

земельный

участок

общей

площадью

8835

кв.

м.,

ограждение участка металлическое, целостность не нарушена, высота 1м 60

см. Озеленение участка составляет 70% площади территории, вокруг здания

выложен асфальт, высажены кустарники, деревья, цветы.

Имеется спортивная площадка, выделено 11 групповых прогулочных

площадок,

участки

оборудованы

теневыми

навесами,

малыми

формами,

песочницами.

В здании детского сада имеется 11 групповых ячеек, музыкальный и

спортивные залы, кабинет логопеда и психолога, ИЗО-студия, методический

кабинет, медицинский блок, прачечная, кухня, кабинет бухгалтерии, кабинет

заведующего. Все помещения детского сада соответствуют санитарным

и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности,

требованиям охраны труда воспитанников и работников.

Техническое оснащение образовательного процесса в МАДОУ № 25:

мультимедийное оборудование -1, компьютеры - 6, ноутбуки - 11, принтер –

2, принтер-сканер-копир - 4, сканер – 2, цифровое пианино - 1, музыкальные

центры

-

2,

микрофоны

-

2,

видеокамера-1,

телевизор

2,

генератор

мыльных пузырей - 1.

1.3.2. Обеспеченность методическими материалами

и средствами обучения и воспитания

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное

пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего

дошкольного возраста. – Спб.: «Детсво - Пресс», 2016. – 144с.

Буре

Р.С.

Социально-нравственное

воспитание

дошкольников:

Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2014

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников: Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез,

2012

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников:

Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Воспитательная система «Маленькие Россияне»/ Под общей

редакцией Т.И.Оверчук. – М.: «Мозайка – Синтез», 2007.

Веракса Н.Е. Познаватель-исследовательская деятельность

дошкольников. –М.: Мозаика Синтез, 2014

Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с

конвенцией о правах ребенка.- М.: Скрипторий, 2010

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России».- М.: Издательство

Скрипторий, 2013

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России» подготовительная

группа.- М.: Издательство Скрипторий, 2013

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России» средняя группа.-

М.: Издательство Скрипторий, 2013

Малова В.В. Конспекты занятий по духовно – нравственному

воспитанию дошкольников.- М.: Владос, 2014

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2–е

Изд., перераб. И доп. -

СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,

2016. – 304с.: ил.

Кондрыкинская

Л.А.

Опыт

работы

по

пат риотиче скому

воспитанию в ДОУ «С чего начинается Родина?». – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Книга памяти города Бердска,

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду:

Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Матова В.Н. «Краеведение в детском саду».-М.: Детство Пресс, 2014

Михальцов А.В. «Бердск воевал»

Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы

с детьми Нищева Н. В. Дошкольникам о правах и обязанностях. – СПб.: ООО

«Издательство «Детство-пресс», 2014.-16 с.

3 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 112с.

Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ

Сфера, 2013. 128 с.

Развитие познавательных способностей дошкольников.-М.: Мозаика

Синтез, 2014

Сигимова М.Н., Методические разработки «Познание мира

животных», Скоролупова Знакомство детей дошкольного возраста с русским

народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей

старшего дошкольного возраста – М. ООО «Издательство Скрипторий 2003»,

2008 – 128с.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.:

Детство-пресс, 2014. – 128 с.

«Познание мира растений». – Волгоград: «Учитель», 2008.

Шорыгина Т.А., Моя семья. – М.: Творческий центр «Сфера», 2014

Шорыгина Т.И. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.- М.:

ТЦ Сфера, 2013.

Шорыгина Т.И. Детский сад. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,

2012.

Фалькович Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному

воспитанию дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - М.: Вако,

2008.

Наглядно-дидактические пособия:

Бурмистрова Л. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего

возраста «Как наши предки шили одежду». – М.: Издательство «Мозаика-

синтез», 2015.

Вилюнова В. Наглядно-дидактическое пособие: Рассказы по

картинкам «В деревне». – М.: Издательство «Мозаика-синтез», 2014.

Бурмистрова Л. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего

возраста «Как наши предки открывали мир». – М.: Издательство «Мозаика-

синтез», 2014.

- Фотоальбом «Бердск: начало – середина XX века», издательский дом

«Буквица», 2016

- фотоальбом «Ново-Николаевск 100»

- альбом «Ново-Николаевск (1893-1926)»

- наборы сувенирных открыток «Бердск: две судьбы одного города»

Электронные образовательные ресурсы:

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в первой младшей

группе детского сада.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой во второй младшей

группе детского сада.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в средней группе

детского сада.

1.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда

Наименование

помещения

Методический

кабинет

Глобус,

карта

Ро ссийской

Федерации

( ка р т а

предназначена

для

детей

и

содержит

необходимый

материал о городах России (столица Родины, символика

городов, главные достопримечательности); о природных

зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и

сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн).

Портрет президента страны.

Символика города (флаг, герб). Карта города.

Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями:

« И с т о р и я

в о з н и к н о в е н и я

г о р о д а

Б е р д с к а » ,

«Промышленность

города»,

«Наука,

образование

и

культура»,

«Знаменитые

земляки»,

«Наше

духовное

н а с л ед и е » ,

« До с то п р и меч ат е л ь н о с т и

г о р о д а » ,

«Архитектура», «Спорт».

Папки «История нашего детского сада с момента его

основания»: фотодокументы

об

открытии

детского

сада,

фотовыставка

и

воспоминания

первых

сотрудников,

материалы знаменательных дат.

Картотека дидактических игр.

Подборка стихотворений о городе Бердске.

Макеты

(микрорайон,

улица,

а р х и т е к ту р н ы е

сооружения),

изготовленные

детьми,

педагогами

и

родителями.

Тематическая папка «Мой край»: материал, знакомящий

детей со славным прошлым родного края (история городов

Новосибирской

области

и

их

настоящее;

сельское

хозяйство).

Семейные фотоальбомы, книги, изготовленные детьми,

педагогами и родителями

на темы «Герб моей семьи»,

«Генеалогическое древо» и т.д.

Фотоальбом

«Бердск:

начало

середина XX

века»,

фотоальбом

«Ново-Николаевск

100»,

альбом

«Ново-

Николаевск

(1893-1926)»,

наборы

сувенирных

открыток

«Бердск:

две

судьбы

одного

города»,

Михальцов

А.В.

«Бердск воевал» - книга памяти города Бердска,

изд-во

г.Бердск, 1996г., Гаврилов П. «Бердск – город, открытый

миру», ООО «Издательский дом Гаврилова» Новосибирск,

2015г., - 320с., А.Зеленцов «Не умирает русская душа», А.

Зеленцов «Творчество «Трио Ромашка».

Медиатека:

видеофильм

«Бердск:

вчера,

сегодня,

завтра», мультимедийные презентации.

Музыкальный

зал

Аудио–видеотеки;

медиатека;

аудиозаписи

гимна

РФ,

гимна детского сада № 25 «Рябинка».

Подборка

музыкального

репертуара

патриотического

содержания.

Народные

музыкальные

инструменты,

предметы

народно-прикладного искусства.

Театрализованные

куклы

для

обыгрывания

сказок

народов

России,

куклы

в

костюмах

разных

народов,

проживающих на территории РФ.

Спортивный

зал

Картотека народных игр, атрибуты для проведения

народных игр, нетрадиционное спортивное оборудование,

фотоальбом

«Знаменитые

спортсмены

Новосибирской

области» и др.

ИЗО-студия

Альбомы

с

фотографиями

и

иллюстрациями

города

Бердска,

открытки,

альбом

«Урало-Сибирская

роспись».

Коридоры ДОУ

Стенд «Моя Родина - Россия!» с изображением карты

РФ, обозначением на ней Новосибирской области, города

Бердска,

фотографии

старого

и

современного

города

Бердска.

Стенд

«Наши

герои»,

посвященный

памяти

воинам-

землякам, исполнявших интернациональный долг; стенд

«Детям о космосе», содержащий информацию о первых

космонавтах нашей страны.

Уголки для родителей (стендовая информация);

Сменяемая выставка детских рисунков по различным

темам «Здравствуй, детский сад!», «Мой любимый город

Бердск!», «Портрет мамы» и т.п.

Групповые

помещения

Патриотические уголки: аудиозаписи гимна РФ, гимна

детского сада № 25 «Рябинка»; стенд с государственной

символикой РФ, Новосибирской области, города Бердска;

аудио–видеотеки;

медиатека;

подборка

музыкального

репертуара

патриотического

содержания;

мини-музеи

«Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и

знай

свой

край»;

макеты

(микрорайон,

ул и ц а ,

архитектурные

сооружения),

изготовленные

детьми,

педагогами и родителями.

Библиотека, где находятся русские народные сказки и

сказки

народов

России,

потешки,

загадки,

былины

о

богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об

армии, произведения детских поэтов и писателей России,

портреты поэтов и писателей, книжки-малышки о своей

семье,

детском

саде,

городе,

изготовленные

детьми

и

родителями.

В

уголках

ряжения

и

театрализации

несколько

вариантов

русских

народных

костюмов, атрибуты

к

русским

народным

сказкам

и

сказкам

народов

России,

потешкам, песенкам.

В

изо-уголках

имеются

образцы

народных

игрушек,

альбомы

раскраски

с

образцами

народных

узоров,

альбомы

по

искусству, изделия

прикладного

искусства,

трафареты

(балалайки,

русской

гармошки,

матрешки,

березки),

глиняные

и

бумажные

заготовки

народных

игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных

промыслах.

Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных,

растениях, птицах, обитающих в Новосибирской области,

«Красная книга» (области).

Физкультурный

уголок:

атрибуты

для

народных

подвижных игр.

У

голок для родителей

(выставки литературы, стендовая

информация).

1.3.4. Кадровое обеспечение

Педагоги

Виды деятельности

1. Старший воспитатель,

методист

-Методическое сопровождение при организации

НОД, праздничных мероприятий

- Консультации для родителей, воспитанников

МАДОУ;

2. Воспитатель

- Проведение НОД

- Организация совместной деятельности

- Работа с родителями

- Подготовка мультимедийных презентаций,

выставок различной направленности

-Проведение праздничных мероприятий;

- Консультации для родителей, воспитанников

МАДОУ

3. Социальный педагог

- Организаций экскурсий, встреч с земляками

- Проведение НОД

- Подготовка мультимедийных презентаций,

выставок, лэпбуков

- Работа с родителями

-Консультации для родителей, воспитанников

МАДОУ

-Участие в Городских мероприятиях, акциях;

4. Музыкальный

руководитель

- Организация праздничных мероприятий, концертов

- Участие в конкурсах

5. Воспитатель ИЗО

- Организация выставок детских рисунков

-Проведение мастер-классов

6. Инструктор по

физической культуре

- Проведение спортивных мероприятий, экскурсий

- Работа с родителями

I.3.5.

Расписание НОД на месяц

Программа

реализуется в

течение

учебного

года. Образовательная

деятельность осуществляется в виде НОД 2 раза в месяц длительностью 25-

30 минут,

в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым

тематическим блокам. В совместную деятельность включены беседы о родном

городе, городах России, животных и растениях родного края и т.д., рассма-

тривание

тематических

альбомов,

иллюстраций,

организацию

вы ставок

предметов детского творчества; прослушивание литературных и музыкальных

произведений. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом, природой

родного города проводится в форме экскурсий по достопримечательным местам

города Бердска.

НОД

Группа

Познавательное развитие

Длительность

Старшая

2 раза в месяц

25 минут

Подготовительная

2 раза в месяц

30 минут



В раздел образования




Яндекс.Метрика