Авторы: Балаева Лариса Юрьевна, Гайдашова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель, социальный педагог
Учебное заведение: МАДОУ № 25
Населённый пункт: Новосибирская область, город Бердск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Реализация части Основной образовательной программы МАДОУ № 25, формируемой участниками образовательных отношений по нравственно–патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Тема:
«Реализация части Основной образовательной программы
МАДОУ № 25, формируемой участниками образовательных отношений
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через
ознакомление с родным городом»
Старший воспитатель МАДОУ № 25 Балаева Лариса Юрьевна
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.1.
Пояснительная записка
1.1.1. Актуальность
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического
воспитания:
идея
воспитания
патриотизма
и
гражданственности,
приобретая
все
большее
общественное
значение,
становится
задачей
государственной важности.
Приоритетной задачей Российской Федерации в
сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал
в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины (гл.1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период
до
2025
года»).
В
содержании
ФГОС
ДО
отмечается
острая
необходимость
активизации
процесса
воспитания
патриотизма
дошкольника.
Современные исследователи в качестве основополагающего
фактора
интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают
национально
–
региональный
компонент.
При
этом
акцент
делается
на
воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Учитывая ресурсы социокультурного окружения нашего детского сада,
образовательные
интересы
и
потребности
детей,
членов
их
семей
и
педагогов, в рамках подготовки к празднованию 300-летия города Бердска
(2016 г.) с 2015 года одним из приоритетных направлений деятельности
МАДОУ
№
25
является
нравственно-патриотическое
воспитание
дошкольников (образовательная область «Познавательное развитие»).
Педагогическая диагностика детей МАДОУ № 25 старшего дошкольного
возраста показала, что у большинства недостаточно сформированы знания о
родном городе. Так, в процессе беседы и выполнения задания дошкольники
сомневались
в
ответах,
затруднялись
назвать
известных
жителей
города,
достопримечательности, названия улиц.
По результатам анализа анкетирования родителей выяснили, что 70 %
семей
не
уделяют
внимание
данной
теме,
считая
ее
не
столь
важной,
родители не имеют достаточно знаний о своем городе. Не имея достаточного
количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой
Родине.
Часть
Основной
образовательной
программы
МАДОУ
№
25,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
представлена
в
форме перспективно-тематического плана по нравственно-патриотическому
воспитанию. Весь практический материал (перспективно-тематический план,
конспекты занятий, фотоальбомы, реализация проектов и т.п.) разработан
педагогами на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам
русской
народной
культуры»
(авт.
О.Л.
Князева,
М.Д.
Маханёва),
методического пособия Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России.
Гражданско-патриотическое
воспитание
дошкольников»
материалов
Бердского
историко-художественного
музея,
периодических
изданий
г.Бердска, интернет-ресурсов, видеофильмов о г. Бердске.
1.1.2. Цели и задачи реализации парциальной программы
Цель:
Формирование нравственно-патриотических
чувств
у
дошкольников через ознакомление с родным городом.
Задачи:
Расширять
представления
детей
о
родном
городе:
его
историческом,
культурном,
географическом,
природно-экологическом
своеобразии.
Развивать познавательный интерес к культурным и природным
ценностям родного города, желание беречь и сохранять их.
Дать
представление
о
роли
родного
города
и
региона
в
экономическом
развитии
страны; о профессиях, связанных со спецификой
города Бердска,
о профессиях родителей и месте их работы. Воспитывать
уважение к труду.
Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за
своих земляков, эмоционально-ценностное отношение
к историческому и
культурному наследию города Бердска.
Формировать толерантное отношение к представителям других
национальностей, к ровесникам, родителям и другим людям.
1.1.3. Принципы и подходы к реализации парциальной программы
При
выстраивании
педагогического
процесса
по
ознакомлению
дошкольников с родным городом учитывались следующие принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения
-
индивидуально-
личностное
формирование
и
развитие
морального
облика
человека.
В
процессе
обучения
дети
выступают
как
активные
исследова тели
окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его
опыт.
Партнерство,
соучастие
и
взаимодействие
-
приоритетные
формы
общения педагога с детьми;
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город,
родная страна, родная природа, родная культура;
Принцип наглядности
—
широкое
представление
соответствующей
изучаемому
материалу
наглядности:
иллюстрации,
фотографии
пейзажей,
памятников, достопримечательностей и т.д.;
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы
дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
Принцип занимательности
-
изучаемый
материал
должен
быть
интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей
желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению
результата.
Принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с семьёй
социальными
партнерами.
Содержание
краеведческого
материала
определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех
видов
деятельности
при
знакомстве
детей
с
историко-культурными
особенностями города Бердска.
Работа построена на основе следующих методологических подходов:
1. Системный
подход -
рассматривает
систему
знаний,
которая
включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях
(Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерывный процесс развития
неопределенных
знаний
в
знания
определенные,
ясные
и
точные,
чему
уделяется основное внимание на занятиях. С другой – постоянно идет и
противоположный процесс превращения ясных и точных знаний в знания
неопределенные,
неясные,
которые
проявляются
в
форме
догадок,
предположений
и
вопросов.
Эта
неопределенность
представляется
как
своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной
активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта.
2. Диалектический
подход –
обеспечивает
формирование
у
детей
начальных
форм
диалектического
рассмотрения
и
анализа
окружающих
явлений
в
их
движении,
измерении
и
развитии
в
их
взаимосвязях
и
взаимопереходах (Н.Н.Поддьяков, Н.Е.Веракса). У дошкольников развивается
общее
понимание
того,
что
любой
предмет,
любое
явление
имеет
свое
прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания
исторического
характера,
отражающие
взаимосвязь
культур
в
разные
исторические эпохи.
3. Культурологический
подход –
подчеркивается
ценность
пути
развития
своего
родного
края.
Это
находит
отражение
как
в
создании
предметно-развивающей
среды,
так
и
в
содержании
работы
с
детьми
(Л.С.Выготский, В.И.Логинова).
1.1.4. Планируемые результаты
В работе с детьми:
У
детей
сформирован
познавательный
интерес
к
родной
стране, городу, семье.
Дети понимают, что такое малая Родина, родной край.
Дети
знают
флаг,
герб,
социально-значимые
объекты,
достопримечательности города, названия улиц и т.д.
Имеют
представление
о природных богатствах Новосибирской
области; о историко-географическом расположении города Бердска.
Имеют представление о профессиях, связанных со спецификой
города Бердска, в частности о профессиях родителей и месте их работы.
Дети
умеют
переносить
образы,
представления
и
чувства,
пережитые ребёнком, в продукты художественного детского творчества;
Дети умеют составлять связный рассказ о городе Бердске, давать
эмоционально-ценностную
оценку
событиям,
происходящим
в
родном
городе.
В системе работы МАДОУ № 25:
Освоение педагогами современных образовательных технологий
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Вовлечение
в
работу
по
нравственно-патриотическому
воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности
(дети, педагоги, родители, социальные партнеры).
Создание
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
МАДОУ № 25 по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Оценка
эффективности
работы
по
нравственно-патриотическому
воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики,
разработанной педагогическим коллективом МАДОУ № 25.
1.1.5. Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию
детей в ДОУ
Нравственно-
патриотическое воспитание
дошкольников
Методическая работа
Образовательная
работа с детьми
Взаимодействие с
социумом
Взаимодействие с
родителями
Рис.1. Модель нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ
1.2.
Содержание образовательного процесса
1.2.1. Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Основу
организации
образовательного
процесса
в
МАДОУ
№
25
составляет
комплексно-тематический
план,
разработанный
с
учетом
принципа
интеграции
образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными возможностями и особенностями детей. Тематический принцип
построения образовательного процесса позволил разработать перспективно-
тематический
план
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Образовательная
работа
с
детьми
распределена по блокам (Рис.2.).
Рис. 2. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми ведется
в нескольких направлениях (Рис.3.):
Направления работы по
нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников
духовно-образовательное (тематические
занятия, беседы, чтение художественной
литературы, рассматривание
иллюстраций, макетов, занятия в музее)
воспитательно-образовательное
(развлечения, народные
праздники, игровая деятельность)
культурно-познавательное (экскурсии,
посещение кукольных спектаклей,
встречи с интересными людьми)
нравственно-трудовое (продуктивная
деятельность, организация посильного
труда детей)
«Я И МОЯ
СЕМЬЯ»
«МОЙ
ДЕТСКИЙ
САД»
«МОЙ ГОРОД
БЕРДСК»
«НОВОСИБИР
СКАЯ
ОБЛАСТЬ»
«ЭКОЛОГИЯ
МАЛОЙ
РОДИНЫ»
«ОБЫЧАИ И
ТРАДИЦИИ»
«
ЗНАМЕНИТЫЕ
ЗЕМЛЯКИ,
ТРУЖЕНИКИ
РОДНОГО ГОРОДА
»
Рис.3. Основные направления работы с детьми по нравственно-патриотическому
воспитанию
Перспективно-тематический план
по ознакомлению старших дошкольников с городом Бердском
Месяц
Мероприятия
Цель и задачи
Ответственный
Сентябрь
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
НОД «Мой дом»
Расширить понятие «дом»:
дом - это семья, детский сад,
улица, Родина, Земля; дом надо
беречь любить.
Знакомство с песенками и
потешками о семье –
продолжать знакомить с
русским народным фольклором.
Социальный
педагог
Игра-беседа «Моя семья»
Расширить понятие «семья»
дом - это папа и мама, другие
родственники, друзья.
Игра-беседа «Моя семья» -
учить называть членов своей
семьи, воспитывать заботливое,
уважительное отношение к
родственникам.
Обычаи и традиции семьи.
Воспитатели групп
Викторина
Участие в викторине «Что я
знаю о маме или, что мама знает
обо мне».
Построение генеалогического
дерева «Моя родословная»
(совместно с родителями)
Воспитатели групп
Музыкальный
руководитель
«МОЙ ДЕТСКИЙ САД»
НОД «Мой детский сад»
Рассказ об истории МАДОУ
№25.
Экскурсия по детскому саду,
знакомство с руководителем
детского сада, специалистами и
сотрудниками детского сада,
кабинетами. Награды детского
сада.
Помочь детям лучше узнать
свой детский сад, полюбить его;
воспитывать уважение к
старшим, умение играть дружно
со сверстниками.
Социальный
педагог
Воспитатели групп
Музыкальный
руководитель
Прогулка по г. Бердску
Познакомиться с микрорайоном,
где находится МАДОУ №25,
учреждениями.
Обозначить безопасные пути к
детскому саду, остановки.
Выставка рисунков «Мой
любимый детский сад»
Составление схем «Я иду в
свой детский сад» (дорога из
дома в детский сад).
Социальный
педагог
Воспитатели групп,
Воспитатель ИЗО
Октябрь
Экскурсия в осенний парк
Знакомство с
достопримечательностями города
Бердска.
Сбор гербария.
Закрепление правил поведения на
экскурсии.
Старший
воспитатель
Социальный
педагог
Воспитатели групп
«МОЙ ГОРОД БЕРДСК»
НОД «Город, в котором я живу»
Рассказ о городе Бердске.
Знакомство с символикой города -
гербом.
Формирование понятия Родины как
места (города), где человек
родился, где он живет, славу
которого должен беречь и
приумножать.
Социальный
педагог
Беседа, рисование
«Город глазами детей»
Формирование у детей умения
узнавать
по
иллюстрациям,
у м е т ь
р а с с к а з ы в а т ь
о
достопримечательностях
нашего города.
Воспитатели групп
Руководитель
изодеятельности
НОД «Как появился город Бердск»
Знакомство
историей возникновения города,
этапами развития.
Просмотр
фотографий
города
Бердска
Воспитатели групп
Ноябрь
Совместное мероприятие с
родителями
Посещение лыжной базы
«Метелица»
Знакомство
со
спортивным
комплексом.
Наблюдение
за
т р е н и р о в ка м и
л ы ж н и ко в .
Приобщение к здоровому образу
жизни.
Воспитатели групп
Рук.физ.воспитания
Участие в Городских акциях
Акция «Покорми птиц»
Конкурс кормушек «Птичья
столовая».
Помощь в оформлении
площадок зимними
постройками.
Старший
воспитатель
Социальный
педагог
Воспитатели групп
НОД «Бердский острог»
Совместная деятельность с
родителями.
Изготовление макета
«Бердский острог».
Закрепить знания детей об
историческом сооружении
«Бердский острог».
Развивать умения детей
сооружать прочную постройку в
виде дома из спичек. Закрепить
конструкторские навыки.
Старший
воспитатель
Социальный
педагог
Воспитатели групп
Экскурсия в Городской музей
г. Бердска
З н а к о м с т в о
с
м у з е е м ,
основными экспозициями.
Социальный
педагог
Воспитатели групп
Декабрь
НОД
«Городской транспорт»
Формирование у детей
представления о различных
видах городского транспорта,
знакомство с дорожными
знаками, правилами поведения
в городском транспорте.
Воспитатели групп
Совместное рисование схемы
города Бердска
Продолжать знакомство с
улицами города, видами
транспорта. Закрепление
правил безопасного поведения
на улице.
Воспитатели групп
Руководитель
изодеятельности
Методист
Совместная деятельность с
родителями
Изготовление макета «Улицы
Бердска»
Закрепление знаний о близлежащих
улицах вокруг детского сада.
Воспитатели групп
Руководитель
изодеятельности
НОД «Достопримечательности
города Бердска»
Познакомить с
достопримечательностями города,
социальными и культурными
объектами.
Воспитатели групп
Социальный педагог
Январь
«НОВОСИБИРСКАЯ
ОБЛАСТЬ»
НОД «Мы живем в России»
Знакомство с картой Российской
Федерации, определение
местоположения города Бердска (он
находится в Новосибирской
области, Новосибирской область в
России).
Социальный
педагог
Воспитатели групп
НОД «Мы живем в
Новосибирской области
Знакомство с географической и
физической картой Новосибирской
области, поиск на карте родного
города. История Новосибирской
области.
Воспитатели групп
Совместная деятельность с
родителями
(изготовление книжек –
малышек, фотоматериалы и
др.)
Выставка «Выдающиеся люди
Новосибирской области»
Воспитатели групп
Воспитатель ИЗО
Феврал
ь
«ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ»
НОД «Старый» Бердск –
современный Бердск»
Знакомство с фотографиями
«старого» и современного Бердска,
сравнение, поиск знакомых мест.
Воспитатели групп
Социальный педагог
Беседа
«Путешествие в прошлое»
Дать информацию о коренных
жителях города Бердска, их быте,
традициях и культуре.
Воспитатели групп
Экскурсия в ДШИ «Берегиня»
Мастер-класс по изготовлению
предметов старины
Знакомство с бытом и культурой
жителей старого Бердска; (русская
изба)
Воспитатели групп
Социальный педагог
Оформление тематической
выставки
«Коврики самотканки»
«Куклы обереги»
Приобщение воспитанников МАДОУ
к русским народным промыслам,
изготовление предметов по
мотивам русских промыслов
своими руками
Воспитатели групп
Воспитатель
изо-
деятельности
Концерт коллектива
«Радигость» ДШИ Берегиня
Приобщение
воспитанников
к
русской народной песне, танцам.
Воспитатели групп
Музыкальный
руководитель.
НОД «Традиционные русские
праздники»
Масленица.
Приобщение
воспитанников
МАДОУ
к
русским
народным
традициям.
Воспитатели групп
Музыкальный
руководитель
Руководитель изо-
деятельности
Март
«ЭКОЛОГИЯ МАЛОЙ
РОДИНЫ»
НОД, мультимедийная
презентация
«Природные богатства
Новосибирской
области
Знакомство с географическими
особенностями местности.
Знакомство с растительным и
животным миром.
Воспитатели групп
Экскурсия в СЮН
(оранжерея, мини-зоопарк)
Знакомство с многообразием
растений, представленных в
оранжерее.
Воспитатели групп
Социальный педагог
«Родина, малая Родина»
НОД
«День Земли»
Развлечение
Познакомить детей с
праздником – День Земли.
Воспитывать дружеские
взаимоотношения,
положительное отношение к
окружающему миру, природе,
родному краю.
Старший
воспитатель
Воспитатели групп
Социальный педагог
«ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ,
ТРУЖЕНИКИ РОДНОГО
ГОРОДА»
НОД «Почетные жители г.
Бердска»
Познакомить воспитанников
МАДОУ с известными
жителями г. Бердска.
Старший
воспитатель
Воспитатели групп
Встреча с Почетным жителем г.
Бердска.
Социальный педагог
Встреча с интересным
человеком – инспектор ГИБДД
Инспектор Госпожнадзора
Знакомство с профессией
государственного
автоинспектора; инспектора
Госпожнадзора
с правилами дорожного
движения; правами и
обязанностями пешехода.
мероприятиями по
профилактике пожаров.
Старший
воспитатель
Воспитатели групп
Социальный педагог
Апрель
НОД «Мы - Бердчане»
Познакомить детей с
творчеством поэтов и писателем
Новосибирской области.
Воспитатели групп
Социальный педагог
Методист
Встреча с интересным
человеком –
с бердским поэтом Анатолием
Зеленцовым
Знакомство с творчеством
бердского поэта.
Воспитатели групп
Социальный педагог
Экскурсия в Детскую
библиотеку
г. Бердска
Знакомство со спецификой хранения
книг в библиотеке, многообразмем
книг, хранящихся в фондах
библиотеки.
Социальный педагог
Воспитатели групп
Концерт воспитанников
музыкальной школы им.
Свиридова
Формировать навыки культуры
слушания музыки (не
отвлекаться, слушать до конца);
познакомить с
патриотическими
произведениями, а так же с
произведениями Бердских
авторов.
Музыкальный
руководитель
Социальный педагог
Экскурсия в школу №1, школу
№3 «Пеликан», совместно с
родителями.
Подготовка выпускников МАДОУ
к поступлению в школу.
Социальный педагог
Воспитатели групп
Май
НОД «Дорогами Великой
Победы»
Праздничное мероприятие
«День Победы»
Продолжать воспитывать у
детей патриотические чувства
через музыкальный и
поэтический материал,
посвящённые ВОВ. Вызвать у
детей чувство сопереживания к
тем, кто не вернулся с войны.
Вызвать чувство гордости к
нынешней армии - защитнице
мира.
Выставка газет
« Я помню, я горжусь»
(совместно с родителями)
Воспитатели групп
Музыкальный
руководитель
Выставка газет
« Я помню, я горжусь»
(совместно с родителями)
Изготовление семейных газет,
портретов с именами
родственников, участников ВОВ
Руководитель
изодеятельности
Воспитатели групп
Экскурсия к монументу Славы
Знакомство с
Воспитатели групп
совместно с родителями
достопримечательностями
г. Бердска
Встреча с интересным
человеком –
ветераном Великой
Отечественной Войны
Воспитание уважения к людям,
отстоявшим мир на Земле
Социальный педагог
Воспитатели групп
Экскурсии в Молодежный
центр
«100 друзей»
Краеведческий музей.
Театрализованное
представление.
Знакомство с работой центра.
Представление понятий
«добрые дела», «волонтер»
Социальный педагог
Воспитатели групп
Викторина «Что? Где?
Когда?» на тему «Что ты знаешь о
своем городе?».
Обобщение и закрепление
знаний детей о городе Бердске
Социальный педагог
Воспитатели групп
1.2.2. Формы, способы, методы и средства реализации парциальной
программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников. Используемые технологии.
Работа по каждому блоку имеет определенные цель и задачи. Решение
задач осуществляется в формах совместной деятельности детей и взрослых
(непрерывной
образовательной
деятельности,
образовательной
деятельности в ходе режимных моментов), в самостоятельной деятельности
дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников и социальными
партнерами. Темы
блоков
повторяются
в
старшей
и
подготовительной
группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала
и сложность. Занятия проводятся 2 раза в месяц, в процессе которых дети
получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. В совместной
деятельности широко используют дидактические, подвижные, настольные,
сюжетно-ролевые,
театрализованные
игры
с
детьми,
которые
помогают,
опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у
детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную
деятельность включены беседы о родном городе, городах России, животных и
растениях
родного
края
и
т.д.,
рассматривание
тематических
альбомов,
иллюстраций,
организацию
выставок
предметов
детского
творчества;
прослушивание литературных и музыкальных произведений. Цикл занятий по
ознакомлению с родным городом, природой родного города проводится в форме
экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организация целевых
прогулок помогает детям в условиях активного исследования окружающего
мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц,
обитателей
водоемов
и
т.д.
Наибольший эмоциональный отклик у детей
вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия.
Методы и приёмы, используемые в
работе
с детьми по нравственно-
патриотическому
воспитанию.
Наглядные методы и приемы обучения:
- иллюстрации и открытки с видами города Бердска, сибирской природы;
-географические карты с изображением лесов, рек, животных Новосибирской
области;
- демонстрация натуральных предметов быта (старинные игрушки, предметы
обихода, утварь);
- альбомы, оформленные вместе с родителями на тему: «Мой город
Бердск», «Наша жизнь в детском саду»;
- лэпбуки по временам года, по правилам дорожного движения.
Словесные
приемы обучения:
- чтение художественной литературы;
- отгадывание несложных ребусов;
- составление детьми рассказов на
тему:
«Дом»,
«Детский садик», про птиц
и животных, о
родном городе,
«Улица, где я живу»;
-разгадывание кроссвордов.
Игровые методы и приемы обучения:
- дидактические игры: внезапное появление объектов, выполнение
воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок,
введение элементов соревнования, создание игровой ситуации;
- воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми
действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Практические методы обучения:
-
и с с л е д о в а т е л ь с к а я
д е я т е л ь н о с т ь ,
э л е м е н т а р н ы е
о п ы т ы ,
экспериментирование:
совместно
с
детьми
и
родителями
оформление
альбомов
по
проведенным
опытам
«Посадка
семян»,
«Черенкование
комнатных
растений»,
«Посадка
лука»,
составление
гербария
из
листьев
деревьев, цветов, трав
родного края, зарисовка плодов при рассматривании
плодовых деревьев.
- моделирование: изготовление макетов микрорайона, здания детского сада,
«Бердского острога» и др.
Используемые технологии:
Проектная деятельность:
- практико-ориентированный проект «Маленький бердчанин»,
- исследовательский проект «Семейные реликвии», «Бердск воевал».
- информационные проекты: «Моя Семья», «Наша группа», «Мой любимый
детский сад!»,
- творческий проект «Ярмарка».
ИКТ
технологии:
-
м ул ьт и м ед и й н ы е
п р е з е н т а ц и и
н а
р а з л и ч н ы е
темы:
« М о я
семья»,
« Ж и в о т н ы й
м и р
н а ш е го
к р а я »,
« З и м у ю щ и е
п т и ц ы
Сибири»,
«Никто не забыт, ничто не забыто», «Видеоэкскурсия по городу
Б
е
р
д
с
к
у
»
,
«Устное
народное
творчество»,
«Профессии»,
«Русские
народные
сказки»,
видеоролики
о
народных традициях и обычаях.
-
Музейная
педагогика:
Создание
мини
-музеев
в
группах
в
рамках
реализации проектов «Бердск воевал», «Изба», «Достопримечательности
города Бердска», «Семейная реликвия».
1.2.3. Особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников
Цель: Создание единого культурно-образовательного пространства «детский
сад
-
семья»
в
вопросах
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников.
Задачи:
1.
Приобщать
родителей
к
восприятию
и
освоению
истории
и
культурных традиций Новосибирской области, города Бердска
2.
Ориентировать
родителей
воспитанников
на
нравственно-
патриотическое воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с
традициями семьи. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей
семье, родному дому, земле, где он родился.
3.
Формировать
основы
экологической
культуры,
гуманного
отношения ко всему живому.
4.
Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада.
Формы работы с родителями:
- семейные экскурсии в музеи, памятным местам города, культурные центры;
- «мини-исследования» истории города, улицы (на которой находится детский
сад или живут дети);
- консультативная работа;
- праздники, развлечения, досуги;
- оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, газеты;
- дни открытых дверей;
- участие в выставках творческих работ, рисунков.
- анкетирование
и опросы родителей
План взаимодействия с родителями
по нравственно-патриотическому воспитанию
Мероприятия
Срок
Ответственные
1. Выявление степени вовлеченности семей в
образовательный процесс: анкета для
родителей, определяющая их отношение к
патриотическому воспитанию детей.
сентябрь
Ст. воспитатель
Методист
Воспитатели
групп
2. Участие воспитанников МАДОУ № 25,
родителей в Городских мероприятиях,
творческих конкурсах, выставках, социальных
акциях.
в течение
года
Ст. воспитатель
Соц. педагог
Воспитатели
групп
3. Консультации для родителей в приемных
групп, на официальном сайте
«Воспитание патриотических чувств у
дошкольников»
«Воспитание юного патриота в семье»
«Воспитание любви к родному городу в семье
и детском саду»
«Как рассказать детям о Великой
Отечественной войне»
«Патриот воспитывается с детства»
«Прогулки с детьми по городу»
в течение
года
Ст. воспитатель
Соц. педагог
Воспитатели
групп
4. Участие в организации выставок:
Фотовыставка и выставка рисунков «Мой папа
в армии служил»
Фотовыставка и выставка рисунков «Мамы
наши хороши»
Фотовыставка и выставка рисунков «Мы
помним, мы гордимся»
в течение
года
Ст. воспитатель
Соц. педагог
Воспитатели
групп
5. Организация передвижек и тематических
подборок в приемных групп, на официальном
сайте (история ВОВ, история Новосибирской
области и др.)
в течение
года
Ст. воспитатель
Соц. педагог
Воспитатели
групп
6. Помощь в организации экскурсий, встреч с
интересными людьми
в течение
года
Ст. воспитатель
Соц. педагог
Воспитатели
групп
7. Участие в индивидуальных фотовыставках
«Моя семья».
Построение генеалогического дерева «Моя
родословная».
сентябрь
Ст. воспитатель
Соц. педагог
Воспитатели
групп
8. Участие в выставке «Выдающиеся люди
октябрь
Соц. педагог
Новосибирской области». Изготовление
книжек-малышек, биографических очерков,
фотоматериалы.
Воспитатели
групп
9. Экскурсия «Знакомство с музеем и
правилами поведения в нем» — экскурсия в
Бердский историко-художественный Музей
(воспитанники старших и подготовительных
групп)
декабрь
Ст. воспитатель
Соц. педагог
Воспитатели
групп
10. Проведение Дня Музея
«Всей семьей в музей».
декабрь
Ст. воспитатель
Воспитатели
групп
11. Изготовление макета «Улицы Бердска».
январь
Ст. воспитатель
Воспитатели
групп
12. Изготовление лэп-буков, альбомов
«История родного города»
«Памятные места города Бердска»
«Наша армия родная»
январь-
февраль
Ст. воспитатель
Соц. педагог
Воспитатели
групп
13. Участие родителей в традиционном
Городском конкурсе
«Семейные реликвии»
март
Ст. воспитатель
Соц. педагог
Воспитатели
групп
14. Встречи с интересными людьми:
-милиционер; пожарный
-писатель, художник;
-ветераны войны.
апрель-май
МАДОУ №25
Музей
15. Выставка макетов, рисунков
«Наш любимый Бердск», изготовленный
педагогами и родителями МАДОУ №25
апрель-май
МАДОУ №25
Музей
В
работе
с
родителями учитываются
образовательные
потребности,
интересы
и
мотивы
детей,
членов
их
семей,
специфика
национальных,
социокультурных
условий,
в
которых
ребенок
находится
вне
стен
образовательного учреждения.
1.2.4. Сетевое взаимодействие МАДОУ № 25 с социальными
партнерами
в рамках реализации ООП, части формируемой участниками
образовательных отношений
Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать
воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
Анализ выявленных потенциальных возможностей ближайшего окружения
детского
сада
и
интересов
детей,
их
дифференциация,
позволили
спланировать
и
организовать
совместную
работу
детского
сада
с
социальными институтами города Бердска на договорной основе. Созданная
модель
сетевого
взаимодействия
позволяет
использовать
максимум
возможностей
для
развития
интересов
детей
и
их
индивидуальных
способностей,
решать
многие
образовательные
задачи,
воспитывать
нравственно-патриотические чувства дошкольников (Рис.4.)
Рис.4. Модель сетевого взаимодействия МАДОУ № 25 с социальными партнерами
МАДОУ №
25
МОУ СОШ № 1
МОУ СОШ № 3
МОУ СОШ № 10
(экскурсии, спортивные
праздники, встречи с
курсантами
патриотического клуба
«Сокол», совместное
проведение городских
акций)
Детская
художественная школа
«Весна»
(экскурсии, выставки,
мастер-классы, просмотр
мультфильмов
мультипликационных студий
г.Бердска)
Станция юных
натуралистов г.Бердска
(
экскурсии в музей,
оранжерею, мини-зоопарк,
участие в городских конкурсах
и акциях)
Городская детская
библиотека
(экскурсии, игровые
программы,
выставки, встречи с
писателями-земляками)
Бердский историко-
художественный
музей
(экскурсии, передвижные
выставки, конференции)
Детская музыкальная
школа им. Г.Свиридова
(экскурсии, концертная
деятельность)
Детская школа
искусств «Берегиня»
(
экскурсии, выставки, мастер-
классы, совместное проведение
народных праздников)
Партнерство
дошкольного
образовательного
учреждения
и
социума
оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников.
Так постепенно и появляется главный результат социального партнерства
—
формирование
нравственно-патриотических
чувств,
н о в ы е
взаимоотношения детей и педагогов с социумом, успешная адаптация
дошкольников в общество.
1.3.
Организация образовательного процесса
1.3.1. Материально-техническое обеспечение
реализации
парциальной программы
МАДОУ
№
25
–
отдельно
стоящее
2-х
этажное
здание,
имеет
самостоятельный
земельный
участок
общей
площадью
8835
кв.
м.,
ограждение участка металлическое, целостность не нарушена, высота 1м 60
см. Озеленение участка составляет 70% площади территории, вокруг здания
выложен асфальт, высажены кустарники, деревья, цветы.
Имеется спортивная площадка, выделено 11 групповых прогулочных
площадок,
участки
оборудованы
теневыми
навесами,
малыми
формами,
песочницами.
В здании детского сада имеется 11 групповых ячеек, музыкальный и
спортивные залы, кабинет логопеда и психолога, ИЗО-студия, методический
кабинет, медицинский блок, прачечная, кухня, кабинет бухгалтерии, кабинет
заведующего. Все помещения детского сада соответствуют санитарным
и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности,
требованиям охраны труда воспитанников и работников.
Техническое оснащение образовательного процесса в МАДОУ № 25:
мультимедийное оборудование -1, компьютеры - 6, ноутбуки - 11, принтер –
2, принтер-сканер-копир - 4, сканер – 2, цифровое пианино - 1, музыкальные
центры
-
2,
микрофоны
-
2,
видеокамера-1,
телевизор
–
2,
генератор
мыльных пузырей - 1.
1.3.2. Обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста. – Спб.: «Детсво - Пресс», 2016. – 144с.
Буре
Р.С.
Социально-нравственное
воспитание
дошкольников:
Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2014
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников: Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез,
2012
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников:
Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2010
Воспитательная система «Маленькие Россияне»/ Под общей
редакцией Т.И.Оверчук. – М.: «Мозайка – Синтез», 2007.
Веракса Н.Е. Познаватель-исследовательская деятельность
дошкольников. –М.: Мозаика Синтез, 2014
Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с
конвенцией о правах ребенка.- М.: Скрипторий, 2010
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России».- М.: Издательство
Скрипторий, 2013
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России» подготовительная
группа.- М.: Издательство Скрипторий, 2013
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России» средняя группа.-
М.: Издательство Скрипторий, 2013
Малова В.В. Конспекты занятий по духовно – нравственному
воспитанию дошкольников.- М.: Владос, 2014
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2–е
Изд., перераб. И доп. -
СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,
2016. – 304с.: ил.
Кондрыкинская
Л.А.
Опыт
работы
по
пат риотиче скому
воспитанию в ДОУ «С чего начинается Родина?». – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Книга памяти города Бердска,
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду:
Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2010
Матова В.Н. «Краеведение в детском саду».-М.: Детство Пресс, 2014
Михальцов А.В. «Бердск воевал»
Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы
с детьми Нищева Н. В. Дошкольникам о правах и обязанностях. – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2014.-16 с.
3 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 112с.
Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ
Сфера, 2013. 128 с.
Развитие познавательных способностей дошкольников.-М.: Мозаика
Синтез, 2014
Сигимова М.Н., Методические разработки «Познание мира
животных», Скоролупова Знакомство детей дошкольного возраста с русским
народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей
старшего дошкольного возраста – М. ООО «Издательство Скрипторий 2003»,
2008 – 128с.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.:
Детство-пресс, 2014. – 128 с.
«Познание мира растений». – Волгоград: «Учитель», 2008.
Шорыгина Т.А., Моя семья. – М.: Творческий центр «Сфера», 2014
Шорыгина Т.И. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.- М.:
ТЦ Сфера, 2013.
Шорыгина Т.И. Детский сад. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,
2012.
Фалькович Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному
воспитанию дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - М.: Вако,
2008.
Наглядно-дидактические пособия:
Бурмистрова Л. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего
возраста «Как наши предки шили одежду». – М.: Издательство «Мозаика-
синтез», 2015.
Вилюнова В. Наглядно-дидактическое пособие: Рассказы по
картинкам «В деревне». – М.: Издательство «Мозаика-синтез», 2014.
Бурмистрова Л. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего
возраста «Как наши предки открывали мир». – М.: Издательство «Мозаика-
синтез», 2014.
- Фотоальбом «Бердск: начало – середина XX века», издательский дом
«Буквица», 2016
- фотоальбом «Ново-Николаевск 100»
- альбом «Ново-Николаевск (1893-1926)»
- наборы сувенирных открыток «Бердск: две судьбы одного города»
Электронные образовательные ресурсы:
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в первой младшей
группе детского сада.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой во второй младшей
группе детского сада.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в средней группе
детского сада.
1.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда
Наименование
помещения
Методический
кабинет
Глобус,
карта
Ро ссийской
Федерации
( ка р т а
предназначена
для
детей
и
содержит
необходимый
материал о городах России (столица Родины, символика
городов, главные достопримечательности); о природных
зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и
сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн).
Портрет президента страны.
Символика города (флаг, герб). Карта города.
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями:
« И с т о р и я
в о з н и к н о в е н и я
г о р о д а
Б е р д с к а » ,
«Промышленность
города»,
«Наука,
образование
и
культура»,
«Знаменитые
земляки»,
«Наше
духовное
н а с л ед и е » ,
« До с то п р и меч ат е л ь н о с т и
г о р о д а » ,
«Архитектура», «Спорт».
Папки «История нашего детского сада с момента его
основания»: фотодокументы
об
открытии
детского
сада,
фотовыставка
и
воспоминания
первых
сотрудников,
материалы знаменательных дат.
Картотека дидактических игр.
Подборка стихотворений о городе Бердске.
Макеты
(микрорайон,
улица,
а р х и т е к ту р н ы е
сооружения),
изготовленные
детьми,
педагогами
и
родителями.
Тематическая папка «Мой край»: материал, знакомящий
детей со славным прошлым родного края (история городов
Новосибирской
области
и
их
настоящее;
сельское
хозяйство).
Семейные фотоальбомы, книги, изготовленные детьми,
педагогами и родителями
на темы «Герб моей семьи»,
«Генеалогическое древо» и т.д.
Фотоальбом
«Бердск:
начало
–
середина XX
века»,
фотоальбом
«Ново-Николаевск
100»,
альбом
«Ново-
Николаевск
(1893-1926)»,
наборы
сувенирных
открыток
«Бердск:
две
судьбы
одного
города»,
Михальцов
А.В.
«Бердск воевал» - книга памяти города Бердска,
изд-во
г.Бердск, 1996г., Гаврилов П. «Бердск – город, открытый
миру», ООО «Издательский дом Гаврилова» Новосибирск,
2015г., - 320с., А.Зеленцов «Не умирает русская душа», А.
Зеленцов «Творчество «Трио Ромашка».
Медиатека:
видеофильм
«Бердск:
вчера,
сегодня,
завтра», мультимедийные презентации.
Музыкальный
зал
Аудио–видеотеки;
медиатека;
аудиозаписи
гимна
РФ,
гимна детского сада № 25 «Рябинка».
Подборка
музыкального
репертуара
патриотического
содержания.
Народные
музыкальные
инструменты,
предметы
народно-прикладного искусства.
Театрализованные
куклы
для
обыгрывания
сказок
народов
России,
куклы
в
костюмах
разных
народов,
проживающих на территории РФ.
Спортивный
зал
Картотека народных игр, атрибуты для проведения
народных игр, нетрадиционное спортивное оборудование,
фотоальбом
«Знаменитые
спортсмены
Новосибирской
области» и др.
ИЗО-студия
Альбомы
с
фотографиями
и
иллюстрациями
города
Бердска,
открытки,
альбом
«Урало-Сибирская
роспись».
Коридоры ДОУ
Стенд «Моя Родина - Россия!» с изображением карты
РФ, обозначением на ней Новосибирской области, города
Бердска,
фотографии
старого
и
современного
города
Бердска.
Стенд
«Наши
герои»,
посвященный
памяти
воинам-
землякам, исполнявших интернациональный долг; стенд
«Детям о космосе», содержащий информацию о первых
космонавтах нашей страны.
Уголки для родителей (стендовая информация);
Сменяемая выставка детских рисунков по различным
темам «Здравствуй, детский сад!», «Мой любимый город
Бердск!», «Портрет мамы» и т.п.
Групповые
помещения
Патриотические уголки: аудиозаписи гимна РФ, гимна
детского сада № 25 «Рябинка»; стенд с государственной
символикой РФ, Новосибирской области, города Бердска;
аудио–видеотеки;
медиатека;
подборка
музыкального
репертуара
патриотического
содержания;
мини-музеи
«Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и
знай
свой
край»;
макеты
(микрорайон,
ул и ц а ,
архитектурные
сооружения),
изготовленные
детьми,
педагогами и родителями.
Библиотека, где находятся русские народные сказки и
сказки
народов
России,
потешки,
загадки,
былины
о
богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об
армии, произведения детских поэтов и писателей России,
портреты поэтов и писателей, книжки-малышки о своей
семье,
детском
саде,
городе,
изготовленные
детьми
и
родителями.
В
уголках
ряжения
и
театрализации
–
несколько
вариантов
русских
народных
костюмов, атрибуты
к
русским
народным
сказкам
и
сказкам
народов
России,
потешкам, песенкам.
В
изо-уголках
имеются
образцы
народных
игрушек,
альбомы
–
раскраски
с
образцами
народных
узоров,
альбомы
по
искусству, изделия
прикладного
искусства,
трафареты
(балалайки,
русской
гармошки,
матрешки,
березки),
глиняные
и
бумажные
заготовки
народных
игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных
промыслах.
Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных,
растениях, птицах, обитающих в Новосибирской области,
«Красная книга» (области).
Физкультурный
уголок:
атрибуты
для
народных
подвижных игр.
У
голок для родителей
(выставки литературы, стендовая
информация).
1.3.4. Кадровое обеспечение
Педагоги
Виды деятельности
1. Старший воспитатель,
методист
-Методическое сопровождение при организации
НОД, праздничных мероприятий
- Консультации для родителей, воспитанников
МАДОУ;
2. Воспитатель
- Проведение НОД
- Организация совместной деятельности
- Работа с родителями
- Подготовка мультимедийных презентаций,
выставок различной направленности
-Проведение праздничных мероприятий;
- Консультации для родителей, воспитанников
МАДОУ
3. Социальный педагог
- Организаций экскурсий, встреч с земляками
- Проведение НОД
- Подготовка мультимедийных презентаций,
выставок, лэпбуков
- Работа с родителями
-Консультации для родителей, воспитанников
МАДОУ
-Участие в Городских мероприятиях, акциях;
4. Музыкальный
руководитель
- Организация праздничных мероприятий, концертов
- Участие в конкурсах
5. Воспитатель ИЗО
- Организация выставок детских рисунков
-Проведение мастер-классов
6. Инструктор по
физической культуре
- Проведение спортивных мероприятий, экскурсий
- Работа с родителями
I.3.5.
Расписание НОД на месяц
Программа
реализуется в
течение
учебного
года. Образовательная
деятельность осуществляется в виде НОД 2 раза в месяц длительностью 25-
30 минут,
в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым
тематическим блокам. В совместную деятельность включены беседы о родном
городе, городах России, животных и растениях родного края и т.д., рассма-
тривание
тематических
альбомов,
иллюстраций,
организацию
вы ставок
предметов детского творчества; прослушивание литературных и музыкальных
произведений. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом, природой
родного города проводится в форме экскурсий по достопримечательным местам
города Бердска.
НОД
Группа
Познавательное развитие
Длительность
Старшая
2 раза в месяц
25 минут
Подготовительная
2 раза в месяц
30 минут