Автор: Некрасова Валентина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №42 "Теремок"
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: Статья «Значение народной культуры в формировании духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста».
Тема: Статья «Значение народной культуры в формировании духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Статья «Значение народной культуры в формировании духовно –
нравственных качеств детей дошкольного возраста». Подготовила
педагог высшей квалификационной категории Некрасова В.Г.
Я считаю, что основной задачей духовно-нравственного воспитания
дошкольников является формирование у детей общего представления о
культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и
благородстве.. Всем хорошо известно - народная культура - кладезь
мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно
поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать
и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное
богатство, ум, талант и мудрость народную. Если мы не будем знакомить
ребенка в с народной культурой, то не будет достигнуто полное
ознакомление с историей своего народа, что в дальнейшем приведет к
обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает
нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в
себе исторический опыт многих поколений.
Знакомя ребёнка с произведениями народного творчества, мы
пробуждаем в них первые яркие представления о Родине, о ее культуре,
способствуем воспитанию патриотических чувств.
Знакомство с народно-прикладным искусством помогает детям раскрыть
красоту родной природы.
Народное искусство способствует развитию эстетических чувств,
творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в
творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек
и т. д.
Задача нас, как педагогов заинтересовать детей в изучении данной темы.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как
образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен
впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки,
игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения
декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное
искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе
ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной
природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант,
трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно
в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе
представить без народного искусства, которое раскрывает исконные
истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его
моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является
частью его истории.
Одной из задач воспитания дошкольников является формирование у
детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и
разнообразии, красоте и благородстве. Именно поэтому, в дошкольном
детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную
землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум,
талант и народную мудрость. Воспитать чувство национального
патриотизма, гордости за свою страну.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми.
Ведь они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру
народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие
ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в
них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось
бы, не разрешимой ситуации.
Поэтому в свободной деятельности с детьми я уделяю большое внимание
чтению русских народных сказок, особенно где главными героями
выступают былинные богатыри – Илья Муромец, Алёша Попович,
Добрыня Никитич. Через сказки стараюсь передать воспитанникам
знания о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах,
которые возникают у человека в жизни; учу преодолевать препятствия,
верить в силу добра, любви, справедливости. Слушая сказочные истории,
дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться
примером положительных героев для борьбы со своими страхами,
черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет
нужна ему на всем жизненном пути. Большое значение придаю русским
пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут»
веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и
мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они,
как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают,
являются камертоном внутренней искренности.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их
эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания,
оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам
взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту
окружающего мира. Нам с вами предопределена высокая миссия – нести
в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот
мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного
искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело,
беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать
личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, фантазии и творчества.
Детей необходимо знакомить с народный календарь – собравший в себя
природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле,
вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла
– помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу,
например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за
ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды,
Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг
зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не
остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая
в себя все целое, что существовало ранее, и отображая новые
социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и
современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную
функцию и в настоящее время, поэтому фольклор должен быть
использован в учебно- воспитательном процессе дошкольников так же,
как и во времена наших прабабушек.
Ценным средством воспитания ребенка является детский фольклор. Это
особенная область народного творчества, которая появилась
сравнительно недавно. Она включает в себя целую систему поэтических и
музыкально-поэтических жанров фольклора. Ценность детского
фольклора заключается еще и в том, что с его помощью мы, взрослые,
легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное
общение.
Одним из главных элементов устного народного творчества является
ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до
смерти – в труде, на празднике и в быту. Поэтому народные песни можно
классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские,
молодежные и т. д., по признаку содержания: обрядовые, лирические,
героические, эпические, сатирические и т. д., по признаку принадлежности
к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в
труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения и т. д.
Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно
используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое
образование, воспитать духовно-нравственную, социально-
коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных
сегодня перед нашим обществом.
1. Т. И. Батурина, Т. Ф. Кузина «Народная педагогика в воспитании
дошкольников».
2. В. И. Супруненко «Народный дневник»
3. М. Семенова «Мы славяне»