Напоминание

Статья «Значение народной культуры в формировании духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста».


Автор: Некрасова Валентина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №42 "Теремок"
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: Статья «Значение народной культуры в формировании духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста».
Тема: Статья «Значение народной культуры в формировании духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Значение народной культуры в формировании духовно –

нравственных качеств детей дошкольного возраста». Подготовила

педагог высшей квалификационной категории Некрасова В.Г.

Я считаю, что основной задачей духовно-нравственного воспитания

дошкольников является формирование у детей общего представления о

культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и

благородстве.. Всем хорошо известно - народная культура - кладезь

мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно

поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать

и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное

богатство, ум, талант и мудрость народную. Если мы не будем знакомить

ребенка в с народной культурой, то не будет достигнуто полное

ознакомление с историей своего народа, что в дальнейшем приведет к

обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает

нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в

себе исторический опыт многих поколений.

Знакомя ребёнка с произведениями народного творчества, мы

пробуждаем в них первые яркие представления о Родине, о ее культуре,

способствуем воспитанию патриотических чувств.

Знакомство с народно-прикладным искусством помогает детям раскрыть

красоту родной природы.

Народное искусство способствует развитию эстетических чувств,

творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в

творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек

и т. д.

Задача нас, как педагогов заинтересовать детей в изучении данной темы.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как

образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен

впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки,

игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения

декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное

искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе

ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной

природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант,

трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно

в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе

представить без народного искусства, которое раскрывает исконные

истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его

моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является

частью его истории.

Одной из задач воспитания дошкольников является формирование у

детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и

разнообразии, красоте и благородстве. Именно поэтому, в дошкольном

детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную

землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум,

талант и народную мудрость. Воспитать чувство национального

патриотизма, гордости за свою страну.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми.

Ведь они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру

народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие

ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в

них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось

бы, не разрешимой ситуации.

Поэтому в свободной деятельности с детьми я уделяю большое внимание

чтению русских народных сказок, особенно где главными героями

выступают былинные богатыри – Илья Муромец, Алёша Попович,

Добрыня Никитич. Через сказки стараюсь передать воспитанникам

знания о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах,

которые возникают у человека в жизни; учу преодолевать препятствия,

верить в силу добра, любви, справедливости. Слушая сказочные истории,

дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться

примером положительных героев для борьбы со своими страхами,

черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет

нужна ему на всем жизненном пути. Большое значение придаю русским

пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут»

веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и

мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они,

как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают,

являются камертоном внутренней искренности.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их

эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания,

оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам

взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту

окружающего мира. Нам с вами предопределена высокая миссия – нести

в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот

мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного

искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело,

беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать

личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, фантазии и творчества.

Детей необходимо знакомить с народный календарь – собравший в себя

природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле,

вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла

– помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу,

например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за

ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды,

Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг

зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не

остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая

в себя все целое, что существовало ранее, и отображая новые

социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и

современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную

функцию и в настоящее время, поэтому фольклор должен быть

использован в учебно- воспитательном процессе дошкольников так же,

как и во времена наших прабабушек.

Ценным средством воспитания ребенка является детский фольклор. Это

особенная область народного творчества, которая появилась

сравнительно недавно. Она включает в себя целую систему поэтических и

музыкально-поэтических жанров фольклора. Ценность детского

фольклора заключается еще и в том, что с его помощью мы, взрослые,

легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное

общение.

Одним из главных элементов устного народного творчества является

ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до

смерти – в труде, на празднике и в быту. Поэтому народные песни можно

классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские,

молодежные и т. д., по признаку содержания: обрядовые, лирические,

героические, эпические, сатирические и т. д., по признаку принадлежности

к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в

труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения и т. д.

Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно

используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое

образование, воспитать духовно-нравственную, социально-

коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных

сегодня перед нашим обществом.

1. Т. И. Батурина, Т. Ф. Кузина «Народная педагогика в воспитании

дошкольников».

2. В. И. Супруненко «Народный дневник»

3. М. Семенова «Мы славяне»



В раздел образования




Яндекс.Метрика