Автор: Шедько Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ногинск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Выступление на ШМО
по теме: «Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у учащихся начальных классов»
Выполнил:
учитель начальных классов
Шедько Оксана Анатольевна
2018 год
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего
школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для
каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом
коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого
ученика различен, в целом далёк от желаемого.
Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных
умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие основные
действия учебной коммуникации могут использоваться на уроке и во
внеклассной работе.
Основные формы учебной коммуникации.
Формы коммуникативных действий.
Формы развития исследовательских
действий.
1.Слушание и обсуждение изучаемого
материала.
2. Беседа в группах.
3.
Викторина,
игра
в
вопросы
и
ответы.
4. Пересказ по плану.
5. Свободный пересказ.
6. Презентация сообщений.
7. Ролевая игра, театрализация.
8. Дебаты «за-против».
1. Практикумы.
2. Экскурсии.
3. Интервью и опросы.
4. Проекты.
5.
Посещение
музеев,
памятных
мест.
6. Использование материалов
библиотеки.
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой
деятельности
Диалогические формы речевой
деятельности
Выступать с заранее подготовленной
речью
Учебная беседа учителя и ученика
Рассказывать
Учебная беседа в парах
Спрашивать и задавать вопросы
Учебная беседа в группах
Пересказывать
Дискуссия
Сообщать
Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы
Ролевая игра
Критиковать
Блицтурнир
Доказывать и опровергать
Защита проекта
Такие
формы
работы
полезны
всем,
кто
хочет
быть
активным
и
иметь
собственное мнение, стремиться к самовыражению на словах и на деле.
Способствовать этому может поэтапная работа развития школьной
коммуникации, т.к. коммуникативная компетентность не возникает на пустом
месте, а формируется
1
этап.
На
первом
этапе
под
руководством
учителя
отрабатываются
следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в диалоге;
- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой;
- комментировать вопросы и ответы;
- делать сообщения;
- рассказывать логично и последовательно;
2 этап. На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и четкость речевого высказывания;
- отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому
человеку;
- умение вступать в диалог с собеседником;
Очень важный момент этого этапа: мы знаем, что речь как средство
общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ
воздействия на собеседника. Говорим голосом, беседуем всем телом: таким
образом
коммуникативный
процесс
оказывается
неполным,
если
мы
не
учитываем систему знаков: что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные
слова, а мимические выражения несут более 70% информации. Паузы, темп
речи - все эти дополнения увеличивают значение информации. Эти моменты
обязательно надо обозначать детям и учить ими пользоваться.
3
этап.
На
третьем
этапе
отрабатываются
умения
коммуникативного
сотрудничества:
- умение вести беседу в паре;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог;
- умение участвовать в играх и турнирах;
Все эти умения формируемые на 3 этапе можно назвать одним словом:
сотрудничество.
Очень важно на этом этапе максимально правильно формировать группы и
учитывая индивидуальные качества участников группы, распределить им
роли.
В
зависимости
от
учебной
задачи,
применяются
различные
способы объединения обучающихся в группы:
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на
формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух
вариантах:
- Разделитесь на группы по … человек.
- Разделитесь на равные группы.
2. Случайным образом:
- жребий;
- объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине
класса);
- задания типа «собери картинку (пословицу)» и др.
3. По определенному признаку.
Объединение в группы происходит по какому-либо общему признаку,
например,
«животные
севера»,
«животные
пустыни»,
«животные
леса»
(обучающиеся заранее получают карточку с изображением или названием
животного).
4. По выбору «лидера».
«Лидер»
в
данном
случае
может
либо
назначаться
учителем
(в
соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой
ученик),
либо
выбираться
детьми.
Формирование
групп
осуществляется
самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют
имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному
для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи.
Он
может
объединить
учеников
с
близкими
интеллектуальными
возможностями,
со
схожим
темпом
работы,
а
может,
напротив,
создать
равные по силе команды.
Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-
разному:
•
все роли заранее распределены учителем;
•
роли
участников
смешаны:
для
части
детей
они
строго
заданы
и
неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы
определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
•
участники группы сами выбирают себе роли:
От индивидуальных качеств участника группы зависит стиль исполнения
роли. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики
ребёнка. Например, ученик с низким статусом в классе требует большего
внимания и поддержки со стороны учителя при принятии роли.
Во время работы учеников по группам учитель может занимать следующие
позиции: быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции
одного
из
участников
группы;
быть
экспертом,
отслеживающим
и
оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за
работой группы.
Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности
каждого члена группы его партнёрами:
•
внимательно выслушать ответ товарища, оценить его полноту;
•
обратить внимание на логику изложения материала;
•
установить, умеет ли товарищ иллюстрировать свой ответ конкретными
примерами, фактами;
•
тактично исправлять допущенные ошибки;
•
внести необходимые существенные дополнения;
•
дать обоснованную оценку ответа.
Учитель также объясняет важность того, чтобы каждый ученик ясно и чётко
излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и
«против» при обсуждении идей других участников.
Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно
из опыта детей, собираться в виде памятки.
При планировании урока учитель должен заранее проработать все критерии
эффективности групповой.
В заключение хотелось бы сказать, что формированию коммуникативных
универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения,
нацеленности
учебного
процесса
на
каждом
его
этапе
на
достижение
определённых,
заранее
планируемых
учителем
результатов.
Наряду
с
традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как
учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно
научиться?» и «Как мне этому научиться?».