Напоминание

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов


Автор: Шедько Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ногинск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Выступление на ШМО

по теме: «Формирование коммуникативных универсальных

учебных действий у учащихся начальных классов»

Выполнил:

учитель начальных классов

Шедько Оксана Анатольевна

2018 год

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего

школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для

каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом

коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого

ученика различен, в целом далёк от желаемого.

Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных

умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие основные

действия учебной коммуникации могут использоваться на уроке и во

внеклассной работе.

Основные формы учебной коммуникации.

Формы коммуникативных действий.

Формы развития исследовательских

действий.

1.Слушание и обсуждение изучаемого

материала.

2. Беседа в группах.

3.

Викторина,

игра

в

вопросы

и

ответы.

4. Пересказ по плану.

5. Свободный пересказ.

6. Презентация сообщений.

7. Ролевая игра, театрализация.

8. Дебаты «за-против».

1. Практикумы.

2. Экскурсии.

3. Интервью и опросы.

4. Проекты.

5.

Посещение

музеев,

памятных

мест.

6. Использование материалов

библиотеки.

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой

деятельности

Диалогические формы речевой

деятельности

Выступать с заранее подготовленной

речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блицтурнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

Такие

формы

работы

полезны

всем,

кто

хочет

быть

активным

и

иметь

собственное мнение, стремиться к самовыражению на словах и на деле.

Способствовать этому может поэтапная работа развития школьной

коммуникации, т.к. коммуникативная компетентность не возникает на пустом

месте, а формируется

1

этап.

На

первом

этапе

под

руководством

учителя

отрабатываются

следующие умения:

- готовность учащихся участвовать в диалоге;

- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой;

- комментировать вопросы и ответы;

- делать сообщения;

- рассказывать логично и последовательно;

2 этап. На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

- простота и четкость речевого высказывания;

- отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому

человеку;

- умение вступать в диалог с собеседником;

Очень важный момент этого этапа: мы знаем, что речь как средство

общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ

воздействия на собеседника. Говорим голосом, беседуем всем телом: таким

образом

коммуникативный

процесс

оказывается

неполным,

если

мы

не

учитываем систему знаков: что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные

слова, а мимические выражения несут более 70% информации. Паузы, темп

речи - все эти дополнения увеличивают значение информации. Эти моменты

обязательно надо обозначать детям и учить ими пользоваться.

3

этап.

На

третьем

этапе

отрабатываются

умения

коммуникативного

сотрудничества:

- умение вести беседу в паре;

- умение поддерживать беседу;

- умение вести конструктивный диалог;

- умение участвовать в играх и турнирах;

Все эти умения формируемые на 3 этапе можно назвать одним словом:

сотрудничество.

Очень важно на этом этапе максимально правильно формировать группы и

учитывая индивидуальные качества участников группы, распределить им

роли.

В

зависимости

от

учебной

задачи,

применяются

различные

способы объединения обучающихся в группы:

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на

формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух

вариантах:

- Разделитесь на группы по … человек.

- Разделитесь на равные группы.

2. Случайным образом:

- жребий;

- объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине

класса);

- задания типа «собери картинку (пословицу)» и др.

3. По определенному признаку.

Объединение в группы происходит по какому-либо общему признаку,

например,

«животные

севера»,

«животные

пустыни»,

«животные

леса»

(обучающиеся заранее получают карточку с изображением или названием

животного).

4. По выбору «лидера».

«Лидер»

в

данном

случае

может

либо

назначаться

учителем

соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой

ученик),

либо

выбираться

детьми.

Формирование

групп

осуществляется

самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют

имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному

для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи.

Он

может

объединить

учеников

с

близкими

интеллектуальными

возможностями,

со

схожим

темпом

работы,

а

может,

напротив,

создать

равные по силе команды.

Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-

разному:

все роли заранее распределены учителем;

роли

участников

смешаны:

для

части

детей

они

строго

заданы

и

неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы

определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

участники группы сами выбирают себе роли:

От индивидуальных качеств участника группы зависит стиль исполнения

роли. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики

ребёнка. Например, ученик с низким статусом в классе требует большего

внимания и поддержки со стороны учителя при принятии роли.

Во время работы учеников по группам учитель может занимать следующие

позиции: быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции

одного

из

участников

группы;

быть

экспертом,

отслеживающим

и

оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за

работой группы.

Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности

каждого члена группы его партнёрами:

внимательно выслушать ответ товарища, оценить его полноту;

обратить внимание на логику изложения материала;

установить, умеет ли товарищ иллюстрировать свой ответ конкретными

примерами, фактами;

тактично исправлять допущенные ошибки;

внести необходимые существенные дополнения;

дать обоснованную оценку ответа.

Учитель также объясняет важность того, чтобы каждый ученик ясно и чётко

излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и

«против» при обсуждении идей других участников.

Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно

из опыта детей, собираться в виде памятки.

При планировании урока учитель должен заранее проработать все критерии

эффективности групповой.

В заключение хотелось бы сказать, что формированию коммуникативных

универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения,

нацеленности

учебного

процесса

на

каждом

его

этапе

на

достижение

определённых,

заранее

планируемых

учителем

результатов.

Наряду

с

традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как

учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно

научиться?» и «Как мне этому научиться?».



В раздел образования




Яндекс.Метрика