Автор: Баннова Елена Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №29
Населённый пункт: г. Новочеркасск Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рекомендации для педагогов Как использовать технологию Бусоград в работе с детьми Космическое путешествие"
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для педагогов
Как использовать технологию Бусоград в работе с детьми
Космическое путешествие
Подготовила: Баннова Елена Михайловна ,музыкальный руководитель МБДОУ детского
сада №29
Уважаемые коллеги, хотелось бы поделиться с вами опытом своей работы по методике
"Бусоград" или волшебные игры Феи Бусинки. Данную методику разработала Майя
Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования
РФ.
Впервые услышав об этой методике, я решила обязательно применить ее в своей
педагогической практике, ведь в бусах есть что-то магическое. Бусы — это не только
элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы — это и полет
нашей фантазии, а для ребенка — это еще и доступный и эстетически притягательный
материал.
О дидактической пользе бус можно писать много. Используя технологию М. И.
Родиной "Бусоград" мы развиваем мелкую моторику, и формируем навыки
пространственной ориентировки.
Игра бусами просто захватывает детей, они очень любят творить добро, красоту и
дарить ее окружающим, да ещё приятная музыка, и вы все в творчестве. Нервы
успокаиваются, мышцы расслабляются, вы расслабляетесь и сосредоточенно «рисуете» из
бус свои шедевр. Да, да, бусами можно рисовать:
Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.
Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.
Даже мальчишки, которые кажется равнодушны к этим девчоночьим игрушкам очень
увлекаются, а потом демонстрируют свои шедевры друг перед другом. А главное это
хорошая релаксация для детей после активной нагрузки на занятии. Не является секретом
то, что движение, речь и музыка очень тесно связаны. Еще в большей мере это можно
отнести к связи мелкой моторики и развитию речи. И так….
Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют
форму бусин, размер.
К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое, красивое, цветное.
Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает для жителей своего города
увлекательные игры, устраивает праздники.
Бусоград - сказочно красивый город! Каждое утро на главной площади города жителей
встречают удивительные картины: то морской берег с парусниками и островами, то лесная
тропинка с бабочками и улитками, то зеленая полянка с необыкновенными цветами.
Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в
них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость,
внимание и фантазию.
Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать
добрыми волшебниками. «Я открою вам секрет, говорит Бусинка, – можно рисовать
бусами! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут
порваться!»
ИГРА - УПРАЖНЕНИЕ: «Шкатулочка»,
"Бусы и шкатулочка"
Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.
"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было
потрясти и услышать, звук. На что он похож?" Ответы.
Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.
Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в
другую руку, прикрыв сверху ладонью.
Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.
.Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и
речевыми упражнениями.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка,
«квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» .«Парусни», «Домик» и т. п.
«Дорожка»
Бусы в кучку соберём
И ладошками сгребём,
Пальчиками их поманим-
«Дорожку» длинную растянем
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).
«Кочка, горочка, гора»
Жила-была дорожка, ровная дорожка.
Пальчик, пальчик, помогай,
В серединочку вставай.
Ты вверх бусы потяни
И на горку посмотри.
Пальчик, пальчик, не скучай,
Горку выше поднимай!
Кочка, горочка, гора –
Вот так славная игра!
«Тарелка, лодочка, квадрат»
Вновь выпрямляется дорожка,
Вниз потянем мы немножко.
Хороша тарелка наша.
Тянем, тянем – лодка здесь.
А потянем ещё дальше –
И уже квадратик здесь.»
Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,
Получилось здорово, каждый очень рад!»
«Тучка»
Снова «дорожка»,
Лежит и молчит.
Две «ямки», две «горки»,
И «тучка» летит!
«Птичка»
Пальчик указательный
«Дорожку» оживит.
«Птичка» машет крыльями, по небу летит!
«Цветочек»
Выложим мы вновь «дорожку»,
Потянем в стороны немножко-
И вот мы сделаем кружочек,
А превратим его в «цветочек»!
«Бабочка»
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
Рисуем из двух ниток.
«Домик»
Вот две дорожки, квадратик потом,
Над ним треугольник – построили дом.
«Парусник»
Бусы снова мы возьмём,
В две дорожки соберём.
Пальчики нам помогайте,
Строить лодку начинайте.
Над лодкой пальчиком одним
Мы треугольник смастерим.
Парусник плывёт вперёд,
Радость детям он несёт.
Далее самостоятельное составление детьми картин, придумывание мини-сказок и
рассказов по составленным картинок.
«Космическое путешествие к звездам»
Ребята, сегодня Фея Бусинка приглашает нас в «космическое путешествие к звездам»
Отправимся с вами в космическое путешествие? Внимание, внимание! Наша
ракета «Земля» готова полететь в путешествие по Солнечной системе. А скажите, ребята,
хотели бы вы полететь на ракете?
Ребенок: Вот так радуга на небе – шелковый узор!
Ну и радуга на небе, как цветной ковер!
А над радугой – ракета взмыла к небесам.
Вот такую же ракету я построю сам.
Попробуем бусами нарисовать космическое пространство! Но сначала отправимся с вами
на космодром.
зарядка:
— Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках).
Побежим ребята дружно —
Разминаться всем нам нужно.
Ведущий: А мы справимся? У нас получится?
Дети: Да! Получится!
Наш экипаж к полету готов. Внимание, займите свои места.
Проверим, все ли системы космического корабля работают.
– Пристегнули ремни –
– Проверяем топливо. – Произносят «ш-ш-ш…».
– Открываем и закрываем люки. – Делают glissando на звук (а).
– Проверяем радио – Произносят короткие и длинные звуки (у).
– Включаем мотор. – Произносят звук (р) и вращают кулачками.
Ведущий :А космические загадки отгадаете?
Космонавт, не забудь
Во вселенную ты держишь (путь).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
1. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на….. Ответ – Ракете
2. Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите это?..... .Ответ – Космонавт
3. Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт…….Ответ — Гагарин
4. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … . Ответ – Луна .
5. Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает …..Ответ — Солнце .
6. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … . …….Ответ — телескоп .
7. Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется……………Ответ – Земля .
Ведущий :Тогда приступайте к полёту.5,4,3,2,1, пуск….
(Дети из бус выкладывают космос , звучит спокойная, космическая музыка )
Ведущий: Молодцы! А теперь проверим, всё ли у нас получилось?, Произнесём
волшебные слова!
Яркие звезды вдали
Кажется хвост впереди
Раз, два, три,
Чудо сотвори!
Отойдем немного в сторону и посмотрим, что же у нас получилось!
Ответы
детей:
луна,
ракета,
космонавт,
планеты,
звезды
и
т.д.
Кто
из
вас
знает
стихотворение о звездах и космосе?
Над землею ночью поздней,
Только руку протяни
Ты ухватишься за звезды
Рядом кажутся они!
Программа полета выполнена! Готовиться к отлёту!
4-3-2-1-старт! (звучит музыка)
Ведущий: Всем командам приготовиться к запуску ракеты!
Все: Есть приготовиться!
Ведущий: Пристегнуть ремни!
Все: Есть пристегнуть ремни!
Ведущий: Запустить двигатели!
(Звучит запись шума двигателя ракеты.)
Все: Есть запустить двигатели!
Ведущий: Включить контакты!
Все: Есть включить контакты!
Ведущий: Пять, четыре, три, два, один. Пуск!
Все: Ура-а-а-а-а-а! Летим!
Приземлилась ракета!
Перед нами леса и поля….
Здравствуй, наша родная планета!
Все дети: Здравствуй, наша родная страна! …
Ведущий: Вот вернулись из полёта наши храбрые пилоты.
Все присядем мы с дороги, подведём скорей итоги.
- Вот и подошло к концу наше необычное путешествие. Понравилось оно вам? В полете
вы были дружными, смелыми, ловкими, правильно отгадывали загадки, выполняли все
задания. Фея Бусинка этому очень рада.
. И может быть кто-нибудь из Вас, когда вырастет, воплотит свои мечты и
станет космонавтом.
Гулять сегодня некогда, мы заняты другим:
Из бус ракеты мы дружно мастерим.
Мы ярко их раскрасили, пускай теперь летят!
В отважных космонавтов играет детский сад!
Мы летчиками смелыми быстрее стать хотим,
В ракетах настоящих мы в космос полетим!
Надеюсь, что мой опыт окажется полезным в вашей педагогической работе. И вы,
однажды возьмете бусы, устроитесь поудобнее и начнете создавать свои картины и
творить чудеса. Спасибо за внимание!