Авторы: Чубарова Ирина Юрьевна, Петрова Светлана Игоревна
Должность: учитель–дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №58 комбинированного вида
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная проектная деятельность педагогов ДОУ и родителей по развитию познавательной активности детей с задержкой психомоторного развития"
Раздел: дошкольное образование
Чубарова Ирина Юрьевна
Учитель-дефектолог
Петрова Светлана Игоревна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №58 Центрального района
Санкт-Петербурга
Совместная проектная деятельность педагогов ДОУ и родителей по
развитию познавательной активности детей с задержкой психомоторного
развития.
Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако
не все и не всегда уделяют должное внимание развитию, воспитанию и
обучению своих детей поэтому, очень важно сделать родителей активными
участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и
развивать своего ребенка, т. к. во-первых, родители являются авторитетом для
него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять знания, умения и навыки
в непосредственном общении со своим ребенком. Коррекционно-
развивающая работа даст положительный результат только в том случае, если
родители, дефектологи, воспитатели будут действовать согласованно.
Для построения более качественной модели взаимодействия с родителями
детей и коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками группы с
задержкой психомоторного развития необходимо иметь представление о
детях, «которых не понимают взрослые».
Экспериментально выделены дизонтогенетический и энцефалопатический
варианты ЗПР. К дизонтогенетическим формам отнесены психический
инфантилизм и интеллектуальная недостаточность, наблюдаемая при
отставании в развитии психомоторики, речи, школьных навыков. Среди
энцефалопатических форм выделены цереброастенические синдромы с
запаздыванием развития школьных навыков и психоорганические синдромы с
нарушением высших корковых функций.
Психолого-педагогическое наблюдение за детьми дошкольного возраста с
задержкой психического развития и их клиническое изучение
(В.А.Авотиньш, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Н.А. Ципина и
мн. др.) выявили ряд особенностей их психического развития.
Значительное разнообразие вариантов развития зависит от ряда условий и
причин. Среди них в первую очередь рассмотрим
1.Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер
взаимоотношений «взрослый- ребенок», «ребенок-ребенок» в семье, детском
учреждении, в обществе в целом.
На развитие ребенка оказывают негативное влияние следующие факторы:
-дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не
обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных
процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим
видом деятельности;
- травмирующее действие социальной микросреды, вызывающее состояние
повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-
защитные свойства (робость, безынициативность, плаксивость, замкнутость и
т.п.), или, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство,
негативизм, грубость);
- отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических условий.
2. Развитие ведущей, а также других типичных для данного возраста видов
деятельности (игры, учения, элементов труда, и т. д.).
3. Состояние здоровья (соматического и нервно-психического).
Замедление темпа нормального хода развития, недостаточное формирование
способностей к усвоению знаний может быть обусловлено как действием
отдельного неблагоприятного фактора, так и их сочетанием.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что реализация потенциальных
возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего
социального благополучия, внимания окружающих взрослых, с другой, от
организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего
особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и
навыков.
Отсутствие целенаправленного коррекционного воздействия на таких детей
ведет к тому, что эти дети оказываются в школе «выброшенными» из
учебного процесса, а это в свою очередь ведет к неуспеваемости. Нервно-
психическим перегрузкам. Поэтому одним из важнейших направлений
коррекционной работы с детьми ЗПР является формирование у них
познавательной активности, эта работа тесно связана со всеми сторонами
коррекционного воздействия: с развитием мышления, памяти, внимания,
восприятия, совершенствованием речи и стабилизации эмоционально-
волевой сферы. Ребенка ЗПР нужно грамотно «подталкивать», а сделать это
без участия главных воспитателей (родителей) невозможно.
Зачастую, мы не имеем возможности изменить микросоциум, в котором
находится ребенок, либо резко поправить его здоровье, поэтому наиболее
реальная возможность- спланировать работу с родителями таким образом,
чтобы максимально использовать их положительное влияние на ребенка,
повысить потенциал родительских возможностей, его мотивацию.
Следствием этого и является решение педагогов создать краткосрочные
проекты по развитию познавательной активности детей, направленные на
обеспечение длительного взаимодействия и общения как педагогов с
родителями, так и родителей со своими детьми.
Не секрет, что организационные вопросы, связанные с включением родителей
в жизнь дошкольного учреждения наиболее проблемные, поэтому побуждать
родителей принимать участие в педагогическом процессе предпочтительно
через осознание важности этого для их детей. Благоприятен факт конкретных
положительных следствий для ребенка, коими могут являться итоговые
музыкально-игровые мероприятия, на которые приходят родители, открытые
занятия, где наиболее полно могут проявиться и раскрыться возможности
каждого ребенка. А достигнутый успех ребенка стимулирует дальнейшую
деятельность родителей на участие в мастер классах для детей и родителей,
обсуждение различных точек зрения по интересующим родителей вопросам,
ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые
упражнения и задания, где родители дают оценку разным способам
воздействия на ребенка и формам общения с ним ,а также игровые
взаимодействия родителей и детей в различных формах деятельности
(рисование, лепка и т.д.), которые способствуют приобретению опыта
партнерских отношений.
На фоне этой положительной мотивации устанавливается контакт с семьей
каждого воспитанника, объединяются усилия для развития детей, создается
атмосфера общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки, а также
активизируется и обогащается воспитательный опыт и умения родителей.
Чтобы родители смогли проанализировать свое общение с ребенком, им
предлагается заполнить специальную анкету. Это поможет им увидеть, какие
вопросы у них вызывают разногласия, и выработать единую тактику
воспитания и обучения, определить варианты своего поведения в отношении
ребенка.
список литературы
1. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой
психического развития (СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2010)
2. Дети с проблемами психического развития (О.Н.Усанова, НПЦ
«Коррекция» Москва 1995)
3. Дошкольное воспитание №9 2002г.
4. Дошкольное воспитание №1 2004г.
\