Напоминание

"Совместная проектная деятельность педагогов ДОУ и родителей по развитию познавательной активности детей с задержкой психомоторного развития"


Авторы: Чубарова Ирина Юрьевна, Петрова Светлана Игоревна
Должность: учитель–дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №58 комбинированного вида
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная проектная деятельность педагогов ДОУ и родителей по развитию познавательной активности детей с задержкой психомоторного развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чубарова Ирина Юрьевна

Учитель-дефектолог

Петрова Светлана Игоревна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №58 Центрального района

Санкт-Петербурга

Совместная проектная деятельность педагогов ДОУ и родителей по

развитию познавательной активности детей с задержкой психомоторного

развития.

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако

не все и не всегда уделяют должное внимание развитию, воспитанию и

обучению своих детей поэтому, очень важно сделать родителей активными

участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и

развивать своего ребенка, т. к. во-первых, родители являются авторитетом для

него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять знания, умения и навыки

в непосредственном общении со своим ребенком. Коррекционно-

развивающая работа даст положительный результат только в том случае, если

родители, дефектологи, воспитатели будут действовать согласованно.

Для построения более качественной модели взаимодействия с родителями

детей и коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками группы с

задержкой психомоторного развития необходимо иметь представление о

детях, «которых не понимают взрослые».

Экспериментально выделены дизонтогенетический и энцефалопатический

варианты ЗПР. К дизонтогенетическим формам отнесены психический

инфантилизм и интеллектуальная недостаточность, наблюдаемая при

отставании в развитии психомоторики, речи, школьных навыков. Среди

энцефалопатических форм выделены цереброастенические синдромы с

запаздыванием развития школьных навыков и психоорганические синдромы с

нарушением высших корковых функций.

Психолого-педагогическое наблюдение за детьми дошкольного возраста с

задержкой психического развития и их клиническое изучение

(В.А.Авотиньш, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Н.А. Ципина и

мн. др.) выявили ряд особенностей их психического развития.

Значительное разнообразие вариантов развития зависит от ряда условий и

причин. Среди них в первую очередь рассмотрим

1.Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер

взаимоотношений «взрослый- ребенок», «ребенок-ребенок» в семье, детском

учреждении, в обществе в целом.

На развитие ребенка оказывают негативное влияние следующие факторы:

-дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не

обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных

процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим

видом деятельности;

- травмирующее действие социальной микросреды, вызывающее состояние

повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-

защитные свойства (робость, безынициативность, плаксивость, замкнутость и

т.п.), или, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство,

негативизм, грубость);

- отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических условий.

2. Развитие ведущей, а также других типичных для данного возраста видов

деятельности (игры, учения, элементов труда, и т. д.).

3. Состояние здоровья (соматического и нервно-психического).

Замедление темпа нормального хода развития, недостаточное формирование

способностей к усвоению знаний может быть обусловлено как действием

отдельного неблагоприятного фактора, так и их сочетанием.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что реализация потенциальных

возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего

социального благополучия, внимания окружающих взрослых, с другой, от

организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего

особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и

навыков.

Отсутствие целенаправленного коррекционного воздействия на таких детей

ведет к тому, что эти дети оказываются в школе «выброшенными» из

учебного процесса, а это в свою очередь ведет к неуспеваемости. Нервно-

психическим перегрузкам. Поэтому одним из важнейших направлений

коррекционной работы с детьми ЗПР является формирование у них

познавательной активности, эта работа тесно связана со всеми сторонами

коррекционного воздействия: с развитием мышления, памяти, внимания,

восприятия, совершенствованием речи и стабилизации эмоционально-

волевой сферы. Ребенка ЗПР нужно грамотно «подталкивать», а сделать это

без участия главных воспитателей (родителей) невозможно.

Зачастую, мы не имеем возможности изменить микросоциум, в котором

находится ребенок, либо резко поправить его здоровье, поэтому наиболее

реальная возможность- спланировать работу с родителями таким образом,

чтобы максимально использовать их положительное влияние на ребенка,

повысить потенциал родительских возможностей, его мотивацию.

Следствием этого и является решение педагогов создать краткосрочные

проекты по развитию познавательной активности детей, направленные на

обеспечение длительного взаимодействия и общения как педагогов с

родителями, так и родителей со своими детьми.

Не секрет, что организационные вопросы, связанные с включением родителей

в жизнь дошкольного учреждения наиболее проблемные, поэтому побуждать

родителей принимать участие в педагогическом процессе предпочтительно

через осознание важности этого для их детей. Благоприятен факт конкретных

положительных следствий для ребенка, коими могут являться итоговые

музыкально-игровые мероприятия, на которые приходят родители, открытые

занятия, где наиболее полно могут проявиться и раскрыться возможности

каждого ребенка. А достигнутый успех ребенка стимулирует дальнейшую

деятельность родителей на участие в мастер классах для детей и родителей,

обсуждение различных точек зрения по интересующим родителей вопросам,

ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые

упражнения и задания, где родители дают оценку разным способам

воздействия на ребенка и формам общения с ним ,а также игровые

взаимодействия родителей и детей в различных формах деятельности

(рисование, лепка и т.д.), которые способствуют приобретению опыта

партнерских отношений.

На фоне этой положительной мотивации устанавливается контакт с семьей

каждого воспитанника, объединяются усилия для развития детей, создается

атмосфера общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки, а также

активизируется и обогащается воспитательный опыт и умения родителей.

Чтобы родители смогли проанализировать свое общение с ребенком, им

предлагается заполнить специальную анкету. Это поможет им увидеть, какие

вопросы у них вызывают разногласия, и выработать единую тактику

воспитания и обучения, определить варианты своего поведения в отношении

ребенка.

список литературы

1. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой

психического развития (СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2010)

2. Дети с проблемами психического развития (О.Н.Усанова, НПЦ

«Коррекция» Москва 1995)

3. Дошкольное воспитание №9 2002г.

4. Дошкольное воспитание №1 2004г.

\



В раздел образования




Яндекс.Метрика