Автор: Килик Елена Юрьевна
Должность: преподаватель химии,экологии
Учебное заведение: КГБ ПОУ " Хабаровский промышленно–экономический техникум"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальный марафон «Вода, ты сама жизнь…»
Раздел: среднее профессиональное
Килик Елена Юрьевна,
преподаватель химии, экологии
КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»
Интеллектуальный марафон « Вода, ты сама жизнь…»
Цель: Познакомить обучающихся с разнообразием свойств воды и ролью воды в
природе и в жизни человека.
Вводные понятия: Осадки, реакция, солёность, распространение воды в организме
человека и в природе, вода в художественных произведениях.
Дидактическая цель: создать условия для обобщения и изучения свойств воды и
информации
с
помощью
мультимедийной
презентации,
применения
знаний
в
знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и
умений.
ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:
ОБУЧАЮЩАЯ-обобщить
и
систематизировать
знания
о
воде
в
природе
связях
между отдельными науками о живой природы.
РАЗВИВАЮЩАЯ – учиться анализировать полученную информацию в ходе урока.
Развивать
логико-
смысловое
мышление
учащихся,
умение
использовать
для
получения знаний информацию из мультимедийных источников
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ-
воспитывать
культуру
умственного
труда,
развивать
коммуникативные
качества
личности,
умение
терпеливо
выслушивать
своего
товарища. Тактично задавать вопросы друг другу.
Тип занятия: Обобщение и систематизация учебного материала.
Место занятия в теме учебной дисциплине: используется как обобщение тем по
учебным дисциплинам «Химия», «Экологии», «Естествознание».
Средства
обучения:
Естествознание.
Базовый
уровень.
10
кл.
учебник
для
общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Н.С.Пуршиева,
В.И.Сивоглазов. - М.: Дрофа,2013 - 329.
Тесты, мультимедиа проектор, мультимедийная презентация POWER POINT
Предварительная
подготовка: презентации по темам " Физические и химические
свойства воды","Аномалии воды."
Методика
выполнения
задания:
Принимает
участие каждый
обучающийся,
на
слайдах проектируются вопросы, дается время на обдумывание. После все участники
сдают свои листы с ответами. Пока жюри подводит итоги, на экране появляются
вновь вопросы с правильными ответами. Победители получают поощрительный приз
в виде бутылки воды емкостью 1,5л, 1л, 0,5л.
Вступительное слово учителя:
Вода нас окружает повсюду, без нее мы не мыслим нашей жизни. Но знаем о ней
мы далеко не все. Познать тайны воды попытаемся на интеллектуальном марафоне
«Вода-
ты
сама
жизнь…»
раскроем
в
презентациях
химические
и
физические
свойства воды, поднимем проблемы дефицита пресной воды, попробуем соотнести
такие показатели как здоровье человека и употребление чистой воды. Выполним
опыты, показывающие как можно очистить воду в быту и промоделировать процессы
очистки воды в промышленности, а еще ответить на вопросы интеллектуального
конкурса
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это ,
А в сущности – только ВОДА.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И все это только – ВОДА.
ход марафона
I. Разминка для участников
1. Перечислить физические свойства воды.
2.Назовите природные явления в которых принимает участие вода.
3.Вода самое удивительное вещество на Земле. Приведите хотя бы один пример
уникальности воды.
4. Практическое задание: "Рассчитайте массовые доли элементов содержащихся в
воде по формуле. ω(Э)= nА(Э)/ М(Н
2
О)
II. Презентации учащихся по теме.
III. Вопросы викторины "Вода, ты сама жизнь"
1 Вопросы интеллектуального тура
1.Что такое «синий уголь»? (Вода)
2. Кем в России был принят первый закон об охране вод? (Петр 1)
3.Назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии. (Пар,
лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи)
2.Вопросы биологического тура
1.Расположите в порядке возрастания содержание воды в органах человека.
А) стекловидное тело глаза Б) зубная эмаль В) мышцы
Ответы: Зубная эмаль (Б) Мышцы (В) Стекловидное тело глаза(А)
2.Расположите растения в порядке уменьшения испарения воды листьями
А) капуста Б) кувшинка В) береза
Ответы: Капуста (А) береза (В) кувшинка (Б)
3. Вопросы химического тура
1. В какой из реакций вода не является побочным продуктом.
А) соединения Б) разложения В) замещения
Ответы В) замещения
2.Расположите вещества в порядке возрастания атомной массы
Б) оксид водорода (I) В) оксид натрия (I) А) оксид азота(ν)
Ответы: А) оксид азота(ν) Б) оксид водорода (I) В) оксид натрия (I)
4. Вопросы географического тура
1.
Расположите в порядке уменьшения воды на планете
А) пресная вода рек Б) соленая вода океанов В) ледники Г) вода в атмосфере
Ответы: вода в атмосфере (Г) пресная вода рек (А) ледники(В)
соленая вода океанов (Б)
2.Расположите в прядке увеличения солености воды в морях
А) Черное море Б) Мертвое море В) Красное море
Ответы: Мертвое море (Б) Красное море (В) Черное море (А)
5. Вопросы художественного тура: Кому из художников принадлежат эти
картины
А) Айвазовскому Б) Васнецову В) Коровину Г) Левитану
Ответы: Исаак Ильич Левитан Март 1895г
Василий Иванович Васнецов Аленушка 1890г
6 Вопросы литературного тура. Кому принадлежат строки
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка не плач,
Не утонет в речке мяч
А) Маршак Б) Барто В) Чуковский Г) Михалков
Ответ: Барто А.Л.
В заключении участники зачитывают синквейны , посвященные воде и природным
явлениям с участием воды