Автор: Сурова Нонна Автандиловна
Должность: Учитель–Логопед
Учебное заведение: МОУ СОШ №13
Населённый пункт: Г.0 Подольск
Наименование материала: Дидактические игры и упражнения , направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников
Тема: профилактика и преодоление зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование
Дидактические игры и упражнения , направленные на
предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у
младших школьников
Письмо представляет собой сложную форму речевой
деятельности. Оно возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон,
каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие
формирования и протекания письма. Недостаточная работа какого-либо его
участка
приводит
к
специфическим
симптомам
нарушения
речевой
деятельности, что находит отражение на письме.
Дисграфия – сложное нарушение письма, которое активно
изучается на протяжении последних десятилетий во всем мире, в связи с чем,
имеются
ее
различные
определения
и
классификации.
Чаще
всего,
в
отечественной
логопедии
под
дисгарфией
понимается
частичное
расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и
обусловленное
несформированностью
высших
психических
функций,
участвующих в процессе письма.
Согласно современным научным подходам в логопедии
выделяют
следующие
виды
дисграфий:
оптическая,
артикуляторно-
акустическая,
на
основе
нарушения
фонемного
распознавания,
аграмматическая
и
дисграфия
на
почве
нарушения
языкового
анализа
и
синтеза. Эффективность
коррекционной
работы
связана
с
установлением
вида
дисграфии,
механизмов
ее
обуславливающих
и
п одбора
соответствующих
методик
коррекции.
Одним из проявлений оптической
дисграфии является зеркальное письмо.
Цель
методической
работы
–
профилактика
и
преодоление
зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.
На логопедических занятиях для учащихся младших классов могут
быть
использованы
следующие
дидактические
игры:
геометрическая
мозаика, чудесный мешочек, составь геометрическую фигуру, только одно
свойство, посмотри вокруг. Приведем описание игр.
Дидактическая
игра
«Геометрическая
мозаика»
( м о ж н о
использовать на занятиях и в свободное время)
Цель - развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей.
Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с
уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.
Например:
1.
Составление
изображения
предмета
из
геометрических
фигур
(работа по готовому расчлененному образцу)
2.
Составить большой «колодец» и небольшое «ведерко для воды»;
3.
Работа по собственному замыслу
Ход игры
Организуя
игру,
учитель
заботится
об
объединении
детей
в
одну
команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Каждая команда
получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно
договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый
играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической
фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из
нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят
сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Одним из вариантов игры может стать выполнение заданий различной
сложности по желанию детей индивидуально.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель
- учить детей узнавать предметы по характерным признакам;
развитие внимания и памяти у детей.
Ход игры
Организуя
игру,
учитель
подбирает
геометрические
фигуры
как
объемные, так и плоские, знакомые детям. Посадив детей полукругом, так
чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую
беседу. Затем просит нескольких детей повторить названия форм предметов и
геометрических фигур.
Вариант 1
- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я
положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые
лежат
на
столе.
Запомнила?
А
теперь
отвернись!
Я
положу
фигуры
в
мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что
там
лежит?
(Ответ
ребёнка)
Ты
правильно
назвала
предмет.
Так
могут
вызываться и другие дети.
Вариант 2
В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек
кладут несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный
ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из фигур, называют ее или
рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают
игрушку.
Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру»
Цель - упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости
стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-
30см)
Задания:
1.
Составить квадрат и треугольник маленького размера
2.
Составить маленький и большой квадраты
3.
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого
будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
4.
Составить
из
ниток
последовательно
фигуры:
круг
и
овал,
треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
5.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
6.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
7.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
8.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
9.
Составить 3 равных квадрата из10 палочек
10.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
11.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
12.
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7
палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
Дидактическая игра «Только одно свойство»
Цель
–
развивать
умение
быстро
выбрать
нужную
фигуру,
охарактеризовать её.
Ход игры
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один
кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол
фигуру,
отличающуюся
от
неё
только
одним
признаком.
Так,
если
1-й
положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый
большой
квадрат
или
синий
большой
треугольник.
Игра
строится
по
принципу домино.
Дидактическая игра «Посмотри вокруг»
Цель – учить находить предметы определенной формы.
Ход игры
Игра
проводится
в
виде
соревнования
на
личное
или
командное
первенство. В этом случае группа делится на команды.
Ведущий (им может быть учитель или ребенок) предлагает назвать
предметы
круглой,
прямоугольной,
квадратной,
четырехугольной
формы,
форму предметов, не имеющих углов, и т. д. За каждый правильный ответ
играющий
или
команда
получает
фишку,
кружок.
Правилами
предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра
проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется
победитель, набравший наибольшее количество очков.
Таким образом,
предложена структура логопедической работы по
преодолению зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов.