Напоминание

профилактика и преодоление зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.


Автор: Сурова Нонна Автандиловна
Должность: Учитель–Логопед
Учебное заведение: МОУ СОШ №13
Населённый пункт: Г.0 Подольск
Наименование материала: Дидактические игры и упражнения , направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников
Тема: профилактика и преодоление зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактические игры и упражнения , направленные на

предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у

младших школьников

Письмо представляет собой сложную форму речевой

деятельности. Оно возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон,

каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие

формирования и протекания письма. Недостаточная работа какого-либо его

участка

приводит

к

специфическим

симптомам

нарушения

речевой

деятельности, что находит отражение на письме.

Дисграфия – сложное нарушение письма, которое активно

изучается на протяжении последних десятилетий во всем мире, в связи с чем,

имеются

ее

различные

определения

и

классификации.

Чаще

всего,

в

отечественной

логопедии

под

дисгарфией

понимается

частичное

расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и

обусловленное

несформированностью

высших

психических

функций,

участвующих в процессе письма.

Согласно современным научным подходам в логопедии

выделяют

следующие

виды

дисграфий:

оптическая,

артикуляторно-

акустическая,

на

основе

нарушения

фонемного

распознавания,

аграмматическая

и

дисграфия

на

почве

нарушения

языкового

анализа

и

синтеза. Эффективность

коррекционной

работы

связана

с

установлением

вида

дисграфии,

механизмов

ее

обуславливающих

и

п одбора

соответствующих

методик

коррекции.

Одним из проявлений оптической

дисграфии является зеркальное письмо.

Цель

методической

работы

профилактика

и

преодоление

зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.

На логопедических занятиях для учащихся младших классов могут

быть

использованы

следующие

дидактические

игры:

геометрическая

мозаика, чудесный мешочек, составь геометрическую фигуру, только одно

свойство, посмотри вокруг. Приведем описание игр.

Дидактическая

игра

«Геометрическая

мозаика»

( м о ж н о

использовать на занятиях и в свободное время)

Цель - развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей.

Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с

уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.

Например:

1.

Составление

изображения

предмета

из

геометрических

фигур

(работа по готовому расчлененному образцу)

2.

Составить большой «колодец» и небольшое «ведерко для воды»;

3.

Работа по собственному замыслу

Ход игры

Организуя

игру,

учитель

заботится

об

объединении

детей

в

одну

команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Каждая команда

получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно

договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый

играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической

фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из

нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят

сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Одним из вариантов игры может стать выполнение заданий различной

сложности по желанию детей индивидуально.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель

- учить детей узнавать предметы по характерным признакам;

развитие внимания и памяти у детей.

Ход игры

Организуя

игру,

учитель

подбирает

геометрические

фигуры

как

объемные, так и плоские, знакомые детям. Посадив детей полукругом, так

чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую

беседу. Затем просит нескольких детей повторить названия форм предметов и

геометрических фигур.

Вариант 1

- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я

положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые

лежат

на

столе.

Запомнила?

А

теперь

отвернись!

Я

положу

фигуры

в

мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что

там

лежит?

(Ответ

ребёнка)

Ты

правильно

назвала

предмет.

Так

могут

вызываться и другие дети.

Вариант 2

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек

кладут несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный

ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из фигур, называют ее или

рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают

игрушку.

Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру»

Цель - упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости

стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-

30см)

Задания:

1.

Составить квадрат и треугольник маленького размера

2.

Составить маленький и большой квадраты

3.

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого

будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

4.

Составить

из

ниток

последовательно

фигуры:

круг

и

овал,

треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

5.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

6.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

7.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

8.

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

9.

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

10.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

11.

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

12.

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7

палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Дидактическая игра «Только одно свойство»

Цель

развивать

умение

быстро

выбрать

нужную

фигуру,

охарактеризовать её.

Ход игры

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один

кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол

фигуру,

отличающуюся

от

неё

только

одним

признаком.

Так,

если

1-й

положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый

большой

квадрат

или

синий

большой

треугольник.

Игра

строится

по

принципу домино.

Дидактическая игра «Посмотри вокруг»

Цель – учить находить предметы определенной формы.

Ход игры

Игра

проводится

в

виде

соревнования

на

личное

или

командное

первенство. В этом случае группа делится на команды.

Ведущий (им может быть учитель или ребенок) предлагает назвать

предметы

круглой,

прямоугольной,

квадратной,

четырехугольной

формы,

форму предметов, не имеющих углов, и т. д. За каждый правильный ответ

играющий

или

команда

получает

фишку,

кружок.

Правилами

предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра

проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется

победитель, набравший наибольшее количество очков.

Таким образом,

предложена структура логопедической работы по

преодолению зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика