Напоминание

"Развитие эмоционально–личностной сферы младших школьников с задержкой психического развития с помощью психогимнастики"


Автор: Голота Александра Евгеньевна
Должность: студент кафедры "Специальная психология"
Учебное заведение: ТГПУ им Л.Н.Толстого
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие эмоционально–личностной сферы младших школьников с задержкой психического развития с помощью психогимнастики"
Раздел: высшее образование





Назад




Развитие эмоционально-личностной сферы младших

школьников с задержкой психического развития с помощью

психогимнастики

В

современном

обществе

многогранный

целостный

процесс

окружающего нас мира во всем его полном многообразии представляет собой

психическую жизнь человека.

Эмоциональная сфера личности, которая

представляет

из

себя

совокупность

внутренних

психических

состояний,

проявление которых отражается в переживаниях субъективных отношений и

в

экспрессивно-коммуникативном

поведении

является

непосредственным

компонентом отражательной деятельности.

В становлении личности человеку помогают эмоции. Так, у детей часто

бывают проблемы с адаптацией в социуме, из-за недостаточности развития

эмоций. В связи с этим у младших школьников с задержкой психического

развития

возникает

необходимость

изучения

специфики

эмоциональной

сферы.

Абсолютно любой дефект развития сопровождается теми или иными

изменениями

эмоционального

состояния

ребенка,

соответственно

исследование

особенностей

эмоциональной

сферы

детей

с

задержкой

психического развития является особо значимым.

Изучением

выявленной

мною

проблемы

занимались

А.В. Запорожец,

Л.С. Выготский, Л.И. Божович, К. Бюлер, Г.М. Бреслав, А.Н. Леонтьев, А.М.

Прихожан, Ф. Гудинаф, и другие. В работах данных исследователей главной

мыслью является то, что роль эмоций ребенка с задержкой психического

развития очень велика. Так, влияние эмоций на познавательные процессы и

поведение «является наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся

сверстников» [3, с. 47].

Данная

проблема

является

исключительно

актуальной,

так

как

возникающие проблемы различных особенностей развития эмоциональной

сферы

у

школьников

с

задержкой

психического

развития

не

могут

не

отразиться

на

формировании

его

личности

в

целом

и

эмоциональной

стабильности в частности.

Общее

недоразвитие

всех

познавательных

процессов

является

характерной чертой для детей с задержкой психического развития. Одним из

наиболее важных условий умственного развития, социальной адаптации и

правильных

развитий

коммуникативных

функций

младшего

школьника

является коррекция эмоциональной сферы.

В

одной

из

работ

Изотовой

Е.И.

главным

направлением

является

коррекция эмоциональной сферы у детей. Она направлена на преодоление

отставаний, нарушений в развитии, негативных эмоциональных состояний

или

иных

составляющих

в

эмоциональной

сфере

младших

школьников.

Методы коррекции воздействия должны оказывать такое психологическое

воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое будет воздействовать

на

нормализацию

ее

функционирования

и

компенсацию

негативных

особенностей личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что с помощью приемов

психогимнастики

возможно овладение

навыками

управления

своей

эмоциональной сферы: развитие у детей способности понимать, осознавать

свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Целью исследования: изучить особенности эмоционально-личностной

сферы

у

младших

школьников

с

задержкой

психического

развития

и

на

основании

полученных

данных

составить

коррекционно-развивающую

программу,

направленную

на

развитие

эмоционально-личностной

сферы

младших

школьников

с

задержкой

психического

развития,

с

помощью

психогимнастики.

Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников с

задержкой психического развития.

Предмет

исследования:

развитие

эмоционально-личностной

сферы

младших

школьников

с

задержкой

психического

развития

с

помощью

психогимнастики.

Гипотеза

исследования

состоит в

предположении

о

том,

что

развитие эмоционально-личностной сферы младших школьников с задержкой

психического развития будет происходить более успешно, если своевременно

осуществлять коррекционно-развивающую работу основанную на приемах

психогимнастики.

Для проверки данной гипотезы требуется решить следующие задачи:

1.

Проанализировать психологическую и психолого-педагогическую

литературу по проблеме изучения эмоционально-личностной сферы младших

школьников

с

задержкой

психиче ского

развития

с

помощью

психогимнастики;

2.

На

основе

анализа

литературы

охарактеризовать

особенности

эмоционально-личностной

сферы

младших

школьников

с

задержкой

психического развития;

3.

Разработать

и

апробировать

в

ходе

экспериментального

исследования

диагностическую

программу,

направленную

на изучение

особенностей

эмоционально-личностной

сферы

младших

школьников

с

задержкой психического развития;

4.

На

основе

полученных

в

ходе

констатирующего

эт апа

исследования

результатов

разработать

и

реализовать

коррекционно-

развивающую

программу,

направленную

на

развитие особенностей

эмоционально-личностной

сферы

младших

школьников

с

задержкой

психического развития с помощью психогимнастики;

5.

Провести сравнительный анализ результатов констатирующего и

контрольного этапов исследования, оценить эффективность реализованной

коррекционно-развивающей программы;

6.

Сформулировать

выводы

и

рекомендации

для

специалистов,

работающих с данной категорией детей и их родителей.

Методы исследования:

1.Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы

по проблеме развития словесно-логического мышления детей подросткового

возраста с задержкой психического развития;

2. Эмпирические методы: формирующий эксперимент в единстве его

этапов (констатирующий, формирующий и контрольный), тестирование.

3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ

полученных результатов.

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялась

диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:

1) Методика «Страхи в домиках»

2) Методика «Тест тревожности»

3) Методика «Кактус»

4) Методика «Несуществующее животное»

5) Методика «Дерево с человечками»

Экс пе риме нт а льно е

ис с лед ова ние

провод ило с ь

на

б а з е

Государственного

общеобразовательного

учреждения

Тульской

области

«Тульская

школа

для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья № 4» г.Тула. В исследовании приняло участие 10 человек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бабкина

Н.В.

Интеллектуальное

развитие

младших

школьников

с

задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В.

Бабкина - М., Школьная Пресса, 2006. — 80 с.

2.Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с

задержкой психического развития. - М. 2009. – 77с.

3.Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика.:

Изд-во «Речь», 2006. - 440 с.

4.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы

ребёнка. Роспедагенство, 2008.-68 с

5.Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. - 1008

с.

6.Дарвиш О.Б.Возрастная психология: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -

264 с.

7. Диагностика и коррекция задержки психического развития. / Под. ред.

С.Г.Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 222 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика