Автор: Кириллова Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия"
Населённый пункт: пгт. Сиверский, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Домашние животные"
Раздел: начальное образование
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ
ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНИЯ»
ТЕМА: Домашние животные.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для формирования представлений об
отличительных особенностях домашних животных, расширять кругозор,
воспитывать любознательность.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.
Предметные:
- развивать умение определять тему,
- формировать умение давать ответы на поставленные вопросы.
2.Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развивать творческое мышление,
- учить извлекать информацию из различных источников.
б) коммуникативные УУД:
- учить работать в парах, группе,
- развивать умение высказывать свою точку зрения и доказывать её.
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки
зрения,
- учить детей работать по заранее составленному плану,
- учить детей не бояться сделать ошибку.
3. Личностные:
-воспитывать дружеские отношения к одноклассникам,
- формировать адекватно оценивать свою работу.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Окружающий мир» О.Т.Поглазова – Смоленск:
Ассоциация ХХ1 век, 2012 г., презентация «Домашние животные»,
разрезные карточки домашних животных, карточки с заданиями,
сигнальные карточки «светофор», правила дружной работы в группе, в
паре.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Чудесный день! И настроение чудесное –
подстать!
Так разрешите мне
Урок, с улыбкой доброй к вам, начать!
Мы приветствуем гостей, дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых, и серьёзных, и
весёлых,
Ведь сегодня первый класс на урок позвал
всех вас!
2.Актуализация знаний.
- У нас урок окружающего мира.
- А что нас окружает?
- Ребята, у меня на столе несколько предметов,
которые я хочу вам показать.
- Назовите, что вы видите?
- А какие животные дают молоко?
СЛАЙД
- Где живут коровы, козы?
- Назовите следующий предмет.
- Откуда берутся яйца?
- А где живут куры?
- Назовите следующий предмет
- Такие тёплые вещи помогают человеку в холода.
- Из чего эта кофта?
- От какого животного получают шерсть?
- Где живут овцы?
3.Постановка темы урока.
- Коровы, козы, куры, овцы – кем они являются?
- А какие именно животные?
- Какая же тема нашего урока?
- Правильно. Сегодня мы познакомимся с
домашними животными. Узнаем как человек
приручал их, узнаем от каких животных они
произошли, какое значение имеют домашние
животные для человека.
4.Работа над темой урока. Введение в тему.
(разные вещи, предметы …)
( молоко)
(коровы, козы)
(
в
коровнике,
в
хлеву,
в
загоне)
(яйцо)
( н а
п т и ц е ф а б р и к е ,
в
курятнике)
(шерстяная кофта)
( из шерсти)
( от овец)
(в хлеву, на фермах)
(животные)
(домашние животные)
- Вы любите загадки?
- Как вы думаете, о ком будут загадки?
1. В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу не поплыл
Всех проглотит
2.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто же это?
3.Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это…
4.Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.
5. Почему-то не до игр,
Если рядом бродит…
- Как мы назовём этих животных?
- Кто из вас видел диких животных?
-Каких? Где?
- Что мы знаем о жизни диких животных?
- Кто же такие дикие животные?
- Какое значение для человека имеют дикие
животные?
- Какую помощь диким животным мы оказали
зимой?
-Что мы сделали?
(О животных)
( крокодил)
(лиса)
( волк)
(снегирь)
(тигр)
(дикие животные)
(в зоопарке, в цирке….)
( сами добывают пищу, сами
защищаются
от
в р а го в ,
устраивают
себе
жилище,
выводят потомство)
( Ж и в о т н ы е ,
к о т о р ы е
самостоятельно
живут
в
природе,
добывают
с ебе
пищу,
устраивают
жильё
и
в ы в о д я т
п о т о м с т в о
–
н а з ы в а ю т
д и к и м и
животными).
(ценный
мех,
охота,
пение
птиц, санитары леса)
(подкармливали птиц)
( с д е л а л и
к о р м у ш к и ,
развесили
их,
наблюдали
и
д е л и л и с ь
с в о и м и
наблюдениями)
- У меня тоже всю зиму висела кормушка за
окном. Но сейчас к ней никто не прилетает.
Почему?
Изучение нового материала.
- А теперь послушайте историю и подумайте , что
же со временем стало происходить с дикими
животными.
- Давным-давно, когда ещё не было городов,
машин, книг, люди жили в пещерах. Древним
людям было голодно, очень редко они находили
себе пищу, и поэтому они охотились на диких
животных, чтобы использовать их мясо в пищу.
Иногда люди загоняли часть стада диких
животных в построенный загон ( мы видели на
слайде). Загон – загороженное место для скота.
В загоне у диких животных рождались детёныши.
Со временем эти животные становились ручными,
не боялись людей. Однажды человек стал
подкармливать и волков, которые ходили возле
жилья. Постепенно волки стали добрее, а волчата
привязались к человеку, стали жить рядом с ним.
Они уже были не дикими, а домашними. Так
появились собаки. Они научились охранять
человека от врагов, помогать ему искать и
добывать пищу.
Шло время. Домашних животных становилось
больше. Человек уже не мог жить без домашних
друзей и помощников.
- Что делал человек с дикими животными?
- Сравним наши высказывания с мнением авторов
учебника.
- Открываем учебники по закладке стр.61
1 абзац. – Какое новое слово нам встретилось?
- От какого слова оно произошло?
2 абзац – Что изменилось у одомашненных
животных?
- Почему изменились условия жизни?
(зимующие птицы улетели).
( читаем по абзацам)
(одомашнивали)
( от слова дом)
- Давайте сделаем вывод. Кто такие домашние
животные?
- Продолжим работу по учебнику стр.62.
-Найдите задание с флажком. Что обозначает этот
значок?
-Ребята, о всех домашних животных мы
вспомнили?
-Конечно, их ещё много.
(Это животные, которых
приручил человек, разводит
их, использует в своём
хозяйстве, люди
Кормят
и
защищают
их,
строят
для
них
жилища,
заботятся о них).
Динамическая пауза.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
(ходьба)
Вдруг мы видим : у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в дупло кладём.
(наклон, «берём в ладошки
птенчика»)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим. (бег на
носочках)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень и наклониться.
(наклоны вперёд)
Как много мы увидели: и
речку и цветы.
Узнали много нового.
И я, и ты, и мы.
(это более трудное задание)
(нет, не о всех)
-Отгадайте загадку и узнаем следующее
домашнее животное.
1.Вместо хвостика крючок,
Вместо носа- пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый СЛАЙД
-Как вы думаете, кто был предком свиньи?
2.Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
- Домашние овцы, бараны произошли от дикого
кабана.
3.В сарае, в клетке он живёт,
Морковку сладкую грызёт.
Ох, и остры же зубки,
Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик,
Вы узнали, это…
- Кролик произошёл от дикого кролика.
-Кого ещё можно отнести к домашним животным?
Вспомните предметы, которые я показывала в
начале урока.
-Каких домашних птиц вы знаете? (ответы
учеников) СЛАЙД
- Первой домашней птицей был гусь.
- За гусём домашней птицей стала утка.
( свинья)
(дикий кабан)
( овца, баран)
(кролик)
(ещё к домашним животным
относятся птицы).
- Сообщение ученика. Гусь
известен человеку с давних
времён, о чём говорят
поговорки «Как с гуся вода»,
«Ходит как гусь лапчатый»,
«Гусь свинье не товарищ».
Писали гусиными перьями.
- Сообщение ученика. Утки
отлично наращивают вес,
мясо очень вкусное.
Утка смешно передвигается,
неуклюжими движениями. а
при быстрой ходьбе теряет
-А затем появилась курица.
- И, наконец, появился индюк.
- А Ксения Воробьёва хочет нам рассказать об этих
птицах. Индюки живут у Ксении дома.
СЛАЙД
Работа в парах.
- Возвращаемся к работе в учебнике стр.62.
-Какой вид работы нас ждёт?
- Что подсказало вам об этом?
-Повторим правила работы в парах, группе.
равновесие и падает. Зато
отлично плавают и ныряют.
-Сообщение ученика. Сейчас
курицы составляют самое
большое количество среди
домашних птиц.
-Сообщение ученика.
Индюков разводили в
Америке индейцы племени
Майя. Это самая крупная
домашняя птица.
-
Индейки
приносят
очень
большую
пользу.
В
огороде
они
клюют
колорадского
жука,
щиплют
м о к р и ц у
м е ж д у
г р я д к а м и
и
с
удовольствием
едят
другие
сорняки.
При
этом
птицы
ничего вокруг не портят – не
роют
землю,
не
то пчу т
р а с т е н и й .
П р а вд а ,
о н и
неравнодушны
к
капусте.
Индюк
очень
драчливая
птица
(значок)
(правила на стенде)
1.Будь доброжелательным.
Слушай, не перебивай.
2. Говори так, чтобы тебя
слышал только твой сосед.
3. Нельзя мешать работе
других пар (групп).
4. Не бойся ошибаться! Не
-Итак, расскажите по рисунку для чего люди
разводят домашних животных. О вашей
готовности отвечать предупредит зелёный
«светофор».
- Обсудите, кто будет отвечать.
Работа в группах.
- А как ещё учимся работать?
- У нас пока маленькие группы. Пожалуйста,
образуйте группы
- Возьмите цветной листок с заданием. Прочитаем
по пунктам, какое задание надо выполнить всем
группам.
1.Собрать животное из разрезной картинки.
2.Придумать кличку животного.
3.Воспроизвести звуки данного животного.
4.Рассказать о пользе, приносящей человеку.
- О готовности предупреждает «светофор».
(Разрезные картинки с изображение ЛОШАДИ,
ПОПУГАЯ, ОСЛА, ХОМЯКА, КОШКИ).
- А Маша Янись хочет вам рассказать об очень
удивительной домашней кошке. СЛАЙД
Кошка Ашера выведена 5 лет назад в Англии. В
высоту она достигает до 1-го метра, весит до 15
килограммов. Эти кошки обладают хорошим
характером, любят детей, довольно неприхотливы
в еде и готовы есть обычные консервы из
магазина.
5.Рефлексия. Итог урока.
-Какие же животные называются домашними?
ошибается только тот,
кто ничего не делает.
5. Когда я работаю в паре
(группе) я вежлив,
внимателен.
(в группах)
.( ученики поворачиваются к
ребятам на следующей парте)
(животные, которые живут с
человеком,
Которых
о н
кормит,
заботится
о
них,
использует
в
хо з я й с т в е
называются домашними).
- Что вы запомнили с урока? Что узнали на уроке?
Чему удивились?
- Ребята, какие бы ни были животные, домашние
или дикие, красивые или страшные, маленькие
или большие, мы должны помнить, что они
живые существа, созданные природой, а значит
как и мы они хотят жить, радоваться, расти,
поэтому относиться к ним надо с любовью и
заботой.
- Спасибо за урок.
( на доске табличка «Я
запомнил…..», «Я узнал….»,
«Я удивился…» )